ТОПЛИВО ДЛЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК Российский патент 1999 года по МПК C10L1/04 C10L1/18 

Описание патента на изобретение RU2139912C1

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к составу топлива, предназначенного для использования в судовых энергетических установках.

Известна композиция флотского мазута, содержащая 36-42 мас.% прямогонного мазута, 42-48 мас.% прямогонного дизельного топлива, 10-22 мас.% газойля коксования или каталитического крекинга.

("Химия и технология топлив и масел", 1979 г., N 3, с.28-30)
Недостатком этой композиции является склонность к расслаиванию при хранении, а также высокая температура застывания.

Известно также судовое топливо, содержащее мас.%:
Мазут - 20-40
Газойль каталитического крекинга - 5-20
Фракция 180-500oC вторичных процессов и/или фракции 200-480oC крекинг-флегмы - 5-15
Фракция 450-КК остатка термических процессов или фракция 520-КК остатка деасфальтизации - 2-60
Гудрон - До 100
Патент РФ N 1672731, C 10 L 1/04, 1995 г.)
Однако известная композиция имеет высокую вязкость и температуру застывания и не может быть использована в качестве флотского мазута.

Для улучшения низкотемпературных свойств судовых топлив в их состав вводят депрессорную присадку.

Наиболее близкой к заявляемому техническому решению по составу компонентов и достигаемому результату является топливная композиция, содержащая мас. %:
Фракция дизельного топлива - 13-24
Легкий газойль каталитического крекинга - 21-22
Сополимер окиси этилена с винилацетатом - 0,0015-0,005
Остаточный компонент деасфальтизации масел пропаном - 0,005-0,1
Прямогонный мазут или гудрон - До 100
(Авторское свидетельство СССР N 1740402, C 10 L 1/18, 1992 г.)
Однако эта композиция обладает недостаточно высокими эксплуатационными свойствами.

Задачей настоящего изобретения является разработка композиции топлива для судовых энергетических установок, обладающего улучшенными эксплуатационными свойствами, а также расширение сырьевой базы для увеличения производства указанных топлив, в частности флотских мазутов.

Для решения поставленной задачи предлагается топливо для судовых энергетических установок, содержащее, мас.%
Гудрон - 10-15
Легкий газойль каталитического крекинга - 15-30
Тяжелый газойль каталитического крекинга - 10-20
Гидроочищенное дизельное топливо - 19-30
Мазут - До 100
Причем, предлагаемое топливо может содержать в своем составе до 0,2 мас. % депрессорной присадки и до 30 мас.% вакуумного газойля.

Отличие заявляемого технического решения состоит в том, что в составе топлива содержится гидроочищенное дизельное топливо, тяжелый газойль каталитического крекинга и в качестве основы - смесь мазута и гудрона, взятые в заявленном соотношении.

Тяжелый газойль каталитического крекинга - это продукт, который преимущественно используется в составах тяжелых низкосортных котельных топлив.

Подобранное соотношение компонентов в предлагаемом топливе позволяет более квалифицированно использовать низкокачественный продукт и тем самым расширить сырьевую базу для обеспечения возрастающей потребности в транспортных котельных топливах с высокими эксплуатационными характеристиками.

Предлагаемое топливо для судовых энергетических установок готовят путем смешения компонентов при перемешивании.

Указанным способом было приготовлено 4 образца предлагаемого топлива
Дли приготовления образцов предлагаемого топлива были использованы компоненты со следующими характеристиками.

Мазут:
Плотность при 20oC, г/см3 - 0,953
Температура застывания, oC - 24
Температура вспышки в закрытом тигле, oC - 152
Вязкость условная при 80oC - 9,93
Массовая доля серы, % - 2,5
Гудрон:
Плотность при 20oC, г/см3 - 0,990
Вязкость условная при 80oC - 38
Температура вспышки в открытом тигле, oC - 220
Температура размягчения по КИШ, oC - 33,5
Массовая доля серы, % - 2,9
Содержание воды - Следы
Легкий газойль каталитического крекинга:
Пределы выкипания, oC - 180-350
Плотность при 20oC, г/см3 - 0,915
Вязкость кинематическая при 50oC, сст - 2,19
Температура вспышки в закрытом тигле, oC - 95
Температура застывания, oC - -18
Массовая доля серы, % - 1,59
Тяжелый газойль каталитического крекинга:
Пределы выкипания, oC - 350-420
Плотность при 20oC, г/см3 - 0,936
Вязкость кинематическая при 50oC, сст - 9,17
Температура вспышки в закрытом тигле, oC - 102
Температура застывания, oC - 18
Массовая доля серы, % - 2,19
Гидроочищенное дизельное топливо:
Цетановое число - 48-49
Кинематическая вязкость при 20oC, мм2/с - 5,0-5,6
Температура застывания, oC - -12...-15
Температура вспышки в закрытом тигле, oC - 60-80
Массовая доля серы, % - 0,15-0,2
Вакуумный газойль:
Плотность при 20oC, кг/м3 - 880-920
Вязкость кинематическая при 50oC, мм2/с - 5,0-25,0
Массовая доля серы, % - 0,9-2,0
Температура застывания, oC - 16-35
В качестве депрессорной присадки на основе сополимера этилена с винилацетатом можно использовать присадки типа Сепафлюкс СЕ-5484, Парадин-70, ЕСА-7433 и другие. Для приготовления образцов предлагаемого топлива использовали присадку Сепафлюкс СЕ-5484:
Плотность при 50oC, г/см3 - 0,86-0,88
Вязкость при 50oC, мм2/с - 90-320
Температура застывания, oC - 27-30
Температура вспышки, oC - ок.6
В таблице 1 приведен состав приготовленных образцов предлагаемого топлива. В таблице 2 - физико-химические характеристики приготовленных образцов и данные по коррозионной агрессивности и смазывающей способности.

Из данных, приведенных в таблице 2, видно, что предлагаемое топливо полностью удовлетворяет требованиям ГОСТ на топлива для судовых энергетических установок, например, на флотский мазут Ф-5, и обладает хорошими защитными и смазывающими свойствами.

Похожие патенты RU2139912C1

название год авторы номер документа
СУДОВОЕ ТОПЛИВО 1999
  • Лядин Н.М.
  • Пронин Н.В.
  • Борисов В.П.
  • Алуева Е.М.
  • Митусова Т.Н.
  • Пугач И.А.
RU2155211C1
ТОПЛИВО НЕФТЯНОЕ ЛЕГКОЕ 2005
  • Большаков Валентин Филиппович
  • Овчинникова Татьяна Феликсовна
  • Большаков Александр Валентинович
  • Митусова Тамара Никитовна
  • Шинков Сергей Олегович
  • Кузнецова Ирина Михайловна
  • Кузнецов Михаил Георгиевич
  • Сергеева Ольга Рафаэльевна
  • Винокуров Владимир Арнольдович
  • Козлов Валерий Васильевич
  • Вугин Игорь Робертович
RU2297443C2
Судовое маловязкое топливо 2019
  • Артемьева Жанна Николаевна
  • Дьячкова Светлана Георгиевна
  • Кузора Игорь Евгеньевич
RU2723633C1
СУДОВОЕ ТОПЛИВО (ВАРИАНТЫ) 2019
  • Митусова Тамара Никитовна
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Лобашова Марина Михайловна
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Шмелькова Ольга Ивановна
  • Ершов Михаил Александрович
  • Никульшин Павел Анатольевич
  • Бобкова Марина Викторовна
  • Зубо Татьяна Алексеевна
  • Титаренко Марина Андреевна
RU2740906C1
СТАБИЛЬНОЕ НИЗКОСЕРНИСТОЕ ОСТАТОЧНОЕ СУДОВОЕ ТОПЛИВО 2022
  • Смышляева Ксения Игоревна
  • Рудко Вячеслав Аленксеевич
  • Бузырева Екатерина Дмитреевна
  • Поваров Владимир Глебович
RU2786812C1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ФЛОТСКОГО МАЗУТА (ВАРИАНТЫ) 2015
  • Шуверов Владимир Михайлович
  • Ширкунов Антон Сергеевич
  • Юхнев Владимир Анатольевич
  • Середа Владимир Васильевич
RU2581034C1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ФЛОТСКОГО МАЗУТА 2021
  • Волобоев Сергей Николаевич
  • Ткаченко Алексей Михайлович
  • Иванов Александр Петрович
  • Наумов Павел Анатольевич
  • Пашкин Максим Игоревич
  • Голузинец Иван Ярославович
RU2778518C1
КОМБИНИРОВАННЫЙ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СУДОВЫХ ВЫСОКОВЯЗКИХ ТОПЛИВ И НЕФТЯНОГО КОКСА 2015
  • Кондрашева Наталья Константиновна
  • Рудко Вячеслав Алексеевич
  • Кондрашев Дмитрий Олегович
  • Шайдулина Алина Азатовна
RU2601744C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МАЛОВЯЗКОГО СУДОВОГО ТОПЛИВА 2017
  • Чернов Владислав Васильевич
  • Комарова Алла Валерьевна
  • Пашкин Роман Евгеньевич
  • Волобоев Сергей Николаевич
  • Ткаченко Алексей Михайлович
  • Кислицкий Константин Анатольевич
  • Мухин Алексей Федорович
RU2652634C1
Топливо маловязкое судовое 2020
  • Дьячкова Светлана Георгиевна
  • Кузора Игорь Евгеньевич
  • Артемьева Жанна Николаевна
  • Швалев Егор Евгеньевич
RU2734259C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 139 912 C1

Реферат патента 1999 года ТОПЛИВО ДЛЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к составу топлива, предназначенного для использования в судовых энергетических установках. Описывается топливо для судовых энергетических установок на основе остаточной нефтяной фракции с добавлением дизельного топлива и легкого газойля каталитического крекинга, отличающееся тем, что оно содержит гидроочищенное дизельное топливо, в качестве основы - смесь прямогонного мазута и гудрона и дополнительно тяжелый газойль каталитического крекинга при следующем соотношении компонентов, мас. %: гудрон - 10-15; легкий газойль каталитического крекинга - 15-30; тяжелый газойль каталитического крекинга - 10-20; гидроочищенное дизельное топливо - 19-30; мазут - до 100. Разработка предлагаемого топлива позволила найти квалифицированное применение низкокачественному продукту - тяжелому газойлю каталитического крекинга и тем самым расширить сырьевую базу для обеспечения возрастающей потребности в транспортных котельных топливах. 2 з.п. ф-лы, 2 табл.

Формула изобретения RU 2 139 912 C1

1. Топливо для судовых энергетических установок на основе остаточной нефтяной фракции с добавлением дизельного топлива и легкого газойля каталитического крекинга, отличающееся тем, что оно содержит гидроочищенное дизельное топливо, в качестве основы - смесь прямогонного мазута и гудрона и дополнительно тяжелый газойль каталитического крекинга при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Гудрон - 10 - 15
Легкий газойль каталитического крекинга - 15 - 30
Тяжелый газойль каталитического крекинга - 10 - 20
Гидроочищенное дизельное топливо - 19 - 30
Мазут - До 100
2. Топливо для судовых энергетических установок по п.1, отличающееся тем, что дополнительно содержит до 0,2 мас.% депрессорной присадки.
3. Топливо для судовых энергетических установок по пп.1 и 2, отличающееся тем, что дополнительно содержит до 30 мас.% вакуумного газойля.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2139912C1

Топливная композиция 1989
  • Старкова Нелли Николаевна
  • Рябов Валерий Германович
  • Токарев Виктор Владимирович
  • Крылов Валерий Александрович
  • Шуверов Владимир Михайлович
  • Юхнев Владимир Анатольевич
  • Макаров Анатолий Дмитриевич
SU1740402A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1996
  • Сомов В.Е.
  • Лаптев Н.В.
  • Залищевский Г.Д.
  • Варшавский О.М.
  • Митусова Т.Н.
  • Пережигина И.Я.
RU2108370C1
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1

RU 2 139 912 C1

Авторы

Лагутин К.И.

Луговской А.И.

Логинов С.А.

Капустин В.М.

Рудяк К.Б.

Даты

1999-10-20Публикация

1999-03-23Подача