Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к составу топлива, предназначенного для использования в судовых энергетических установках.
Известна композиция флотского мазута, содержащая 36-42 мас.% прямогонного мазута, 42-48 мас.% прямогонного дизельного топлива, 10-22 мас.% газойля коксования или каталитического крекинга.
("Химия и технология топлив и масел", 1979 г., N 3, с.28-30)
Недостатком этой композиции является склонность к расслаиванию при хранении, а также высокая температура застывания.
Известно также судовое топливо, содержащее мас.%:
Мазут - 20-40
Газойль каталитического крекинга - 5-20
Фракция 180-500oC вторичных процессов и/или фракции 200-480oC крекинг-флегмы - 5-15
Фракция 450-КК остатка термических процессов или фракция 520-КК остатка деасфальтизации - 2-60
Гудрон - До 100
Патент РФ N 1672731, C 10 L 1/04, 1995 г.)
Однако известная композиция имеет высокую вязкость и температуру застывания и не может быть использована в качестве флотского мазута.
Для улучшения низкотемпературных свойств судовых топлив в их состав вводят депрессорную присадку.
Наиболее близкой к заявляемому техническому решению по составу компонентов и достигаемому результату является топливная композиция, содержащая мас. %:
Фракция дизельного топлива - 13-24
Легкий газойль каталитического крекинга - 21-22
Сополимер окиси этилена с винилацетатом - 0,0015-0,005
Остаточный компонент деасфальтизации масел пропаном - 0,005-0,1
Прямогонный мазут или гудрон - До 100
(Авторское свидетельство СССР N 1740402, C 10 L 1/18, 1992 г.)
Однако эта композиция обладает недостаточно высокими эксплуатационными свойствами.
Задачей настоящего изобретения является разработка композиции топлива для судовых энергетических установок, обладающего улучшенными эксплуатационными свойствами, а также расширение сырьевой базы для увеличения производства указанных топлив, в частности флотских мазутов.
Для решения поставленной задачи предлагается топливо для судовых энергетических установок, содержащее, мас.%
Гудрон - 10-15
Легкий газойль каталитического крекинга - 15-30
Тяжелый газойль каталитического крекинга - 10-20
Гидроочищенное дизельное топливо - 19-30
Мазут - До 100
Причем, предлагаемое топливо может содержать в своем составе до 0,2 мас. % депрессорной присадки и до 30 мас.% вакуумного газойля.
Отличие заявляемого технического решения состоит в том, что в составе топлива содержится гидроочищенное дизельное топливо, тяжелый газойль каталитического крекинга и в качестве основы - смесь мазута и гудрона, взятые в заявленном соотношении.
Тяжелый газойль каталитического крекинга - это продукт, который преимущественно используется в составах тяжелых низкосортных котельных топлив.
Подобранное соотношение компонентов в предлагаемом топливе позволяет более квалифицированно использовать низкокачественный продукт и тем самым расширить сырьевую базу для обеспечения возрастающей потребности в транспортных котельных топливах с высокими эксплуатационными характеристиками.
Предлагаемое топливо для судовых энергетических установок готовят путем смешения компонентов при перемешивании.
Указанным способом было приготовлено 4 образца предлагаемого топлива
Дли приготовления образцов предлагаемого топлива были использованы компоненты со следующими характеристиками.
Мазут:
Плотность при 20oC, г/см3 - 0,953
Температура застывания, oC - 24
Температура вспышки в закрытом тигле, oC - 152
Вязкость условная при 80oC - 9,93
Массовая доля серы, % - 2,5
Гудрон:
Плотность при 20oC, г/см3 - 0,990
Вязкость условная при 80oC - 38
Температура вспышки в открытом тигле, oC - 220
Температура размягчения по КИШ, oC - 33,5
Массовая доля серы, % - 2,9
Содержание воды - Следы
Легкий газойль каталитического крекинга:
Пределы выкипания, oC - 180-350
Плотность при 20oC, г/см3 - 0,915
Вязкость кинематическая при 50oC, сст - 2,19
Температура вспышки в закрытом тигле, oC - 95
Температура застывания, oC - -18
Массовая доля серы, % - 1,59
Тяжелый газойль каталитического крекинга:
Пределы выкипания, oC - 350-420
Плотность при 20oC, г/см3 - 0,936
Вязкость кинематическая при 50oC, сст - 9,17
Температура вспышки в закрытом тигле, oC - 102
Температура застывания, oC - 18
Массовая доля серы, % - 2,19
Гидроочищенное дизельное топливо:
Цетановое число - 48-49
Кинематическая вязкость при 20oC, мм2/с - 5,0-5,6
Температура застывания, oC - -12...-15
Температура вспышки в закрытом тигле, oC - 60-80
Массовая доля серы, % - 0,15-0,2
Вакуумный газойль:
Плотность при 20oC, кг/м3 - 880-920
Вязкость кинематическая при 50oC, мм2/с - 5,0-25,0
Массовая доля серы, % - 0,9-2,0
Температура застывания, oC - 16-35
В качестве депрессорной присадки на основе сополимера этилена с винилацетатом можно использовать присадки типа Сепафлюкс СЕ-5484, Парадин-70, ЕСА-7433 и другие. Для приготовления образцов предлагаемого топлива использовали присадку Сепафлюкс СЕ-5484:
Плотность при 50oC, г/см3 - 0,86-0,88
Вязкость при 50oC, мм2/с - 90-320
Температура застывания, oC - 27-30
Температура вспышки, oC - ок.6
В таблице 1 приведен состав приготовленных образцов предлагаемого топлива. В таблице 2 - физико-химические характеристики приготовленных образцов и данные по коррозионной агрессивности и смазывающей способности.
Из данных, приведенных в таблице 2, видно, что предлагаемое топливо полностью удовлетворяет требованиям ГОСТ на топлива для судовых энергетических установок, например, на флотский мазут Ф-5, и обладает хорошими защитными и смазывающими свойствами.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СУДОВОЕ ТОПЛИВО | 1999 |
|
RU2155211C1 |
ТОПЛИВО НЕФТЯНОЕ ЛЕГКОЕ | 2005 |
|
RU2297443C2 |
Судовое маловязкое топливо | 2019 |
|
RU2723633C1 |
СТАБИЛЬНОЕ НИЗКОСЕРНИСТОЕ ОСТАТОЧНОЕ СУДОВОЕ ТОПЛИВО | 2022 |
|
RU2786812C1 |
СУДОВОЕ ТОПЛИВО (ВАРИАНТЫ) | 2019 |
|
RU2740906C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ФЛОТСКОГО МАЗУТА (ВАРИАНТЫ) | 2015 |
|
RU2581034C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ФЛОТСКОГО МАЗУТА | 2021 |
|
RU2778518C1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СУДОВЫХ ВЫСОКОВЯЗКИХ ТОПЛИВ И НЕФТЯНОГО КОКСА | 2015 |
|
RU2601744C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МАЛОВЯЗКОГО СУДОВОГО ТОПЛИВА | 2017 |
|
RU2652634C1 |
Топливо маловязкое судовое | 2020 |
|
RU2734259C1 |
Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к составу топлива, предназначенного для использования в судовых энергетических установках. Описывается топливо для судовых энергетических установок на основе остаточной нефтяной фракции с добавлением дизельного топлива и легкого газойля каталитического крекинга, отличающееся тем, что оно содержит гидроочищенное дизельное топливо, в качестве основы - смесь прямогонного мазута и гудрона и дополнительно тяжелый газойль каталитического крекинга при следующем соотношении компонентов, мас. %: гудрон - 10-15; легкий газойль каталитического крекинга - 15-30; тяжелый газойль каталитического крекинга - 10-20; гидроочищенное дизельное топливо - 19-30; мазут - до 100. Разработка предлагаемого топлива позволила найти квалифицированное применение низкокачественному продукту - тяжелому газойлю каталитического крекинга и тем самым расширить сырьевую базу для обеспечения возрастающей потребности в транспортных котельных топливах. 2 з.п. ф-лы, 2 табл.
Гудрон - 10 - 15
Легкий газойль каталитического крекинга - 15 - 30
Тяжелый газойль каталитического крекинга - 10 - 20
Гидроочищенное дизельное топливо - 19 - 30
Мазут - До 100
2. Топливо для судовых энергетических установок по п.1, отличающееся тем, что дополнительно содержит до 0,2 мас.% депрессорной присадки.
Топливная композиция | 1989 |
|
SU1740402A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 1996 |
|
RU2108370C1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1999-10-20—Публикация
1999-03-23—Подача