Изобретение относится к диагностической технике и может быть использовано для определения технического состояния автомобильных стартерных аккумуляторных батарей.
Известен метод диагностирования аккумуляторных батарей (патент РФ на изобретение №2697404 G01R 31/36 опубл. 14.08.2019). В известном изобретении измеряют ЭДС аккумуляторной батареи (АКБ), измеряют значение тока полного торможения стартера и напряжение, потребляемое стартером, при этом размещают транспортное средство на прямой горизонтальной поверхности, затормаживают стояночным и рабочим тормозом, подкладывают под колеса противооткатные упоры, включают прямую передачу в коробке передач, включают выключатель приборов и стартера в положение пуска двигателя, по полученным результатам строят вольтамперную характеристику аккумуляторной батареи и определяют ток короткого замыкания аккумуляторной батареи, определяют внутреннее сопротивление аккумуляторной батареи, по полученным результатам делают заключение о техническом состоянии диагностируемой аккумуляторной батареи.
Недостатком данного изобретения является высокая трудоемкость выполняемых работ, связанная с необходимостью проведения дополнительных подготовительных операций со всем автомобилем.
Известна система диагностирования аккумуляторных батарей (патент РФ на изобретение №2524050 G01R 31/36 опубл. 12.07.2011). В известном изобретении описывается устройство, определяющее ток и напряжение на клеммах аккумуляторной батареи. На основе модели аккумулятора устройство заранее рассчитывает ее параметры. Исходя из разницы расчетных и экспериментальных данных делается вывод о состоянии аккумуляторной батареи.
Недостатком данного изобретения является необходимость получения предварительных данных об аккумуляторной батареи.
Известна система диагностирования аккумуляторных батарей (патент US на изобретение №10,698,032 G01R 31/388 опубл. 30.06.2020). В известном изобретении описывается устройство, способное удаленно определять остаточную емкость аккумуляторной батареи. Сущность изобретения заключается в использовании двух конденсаторов, которые заряжаются при заряде аккумуляторной батареи. К конденсаторам подключены датчики напряжения. Конденсаторы поочередно заряжаются и подают сигнал на вычислительное устройство. Используя параметры зарядного устройства и величину промежутка времени между сигналами, вычисляется емкость батареи.
Недостатком данного изобретения является ограниченность применения, так как его невозможно использовать на борту автомобиля, из-за постоянных циклов заряда и разряда.
Известен метод диагностирования аккумуляторных батарей (патент РФ на изобретение №2569416 G01R 31/36 опубл. 27.11.2015). Сущность данного метода заключается в определении неравномерности распределения температуры по поверхности аккумуляторной батареи во время заданного режима тестирования. На основании данных о температуре делается вывод о исправности или неисправности аккумуляторной батареи, а также о типе дефекта.
Недостатками данного изобретения является трудоемкость процесса, а также необходимость использования дополнительного оборудования, а именно тепловизора.
Известна система диагностирования аккумуляторных батарей (патент US на изобретение №8,036,839 G01R 31/388 опубл. 11.10.2011). Данное изобретение является наиболее близким к предлагаемому. В данном изобретении описывается система способная определять степень работоспособности и степень заряженности аккумуляторной батареи во время запуска ДВС. Также учитывается зависимость от температуры окружающей среды.
К преимуществам предлагаемого нами решения можно отнести достоверное определение степени функционирования стартерной аккумуляторной батареи, учитывающее текущее значение степени заряженности и температуры электролита, простоту обработки данных, а также выдачу рекомендаций по дальнейшей эксплуатации.
Техническим результатом использования предлагаемого способа является возможность достоверного определения работоспособности стартерной аккумуляторной батареи на борту автомобиля с помощью оценки выходного напряжения.
Указанный технический результат достигается тем, что для оценки технического состояния предлагается измерять напряжение на стартерной аккумуляторной батарее до и в процессе запуска двигателя внутреннего сгорания. Для определения технического состояния предлагается вычислять степень заряженности (1) и степень функционирования (2).
Фиг. 1 График изменения напряжения аккумуляторной батареи во время запуска двигателя внутреннего сгорания
Фиг. 2 Алгоритм измерения степени заряженности и функционирования стартерной аккумуляторной батареи
Фиг. 3 Схема состояний стартерной аккумуляторной батареи
Алгоритм состоит из двух последовательных проверок. На первом этапе по формуле (1) рассчитывается степень заряженности (, State of Charge) аккумуляторной батареи. Если SOC≥66% батарея признается заряженной и готовой ко второму этапу проверки. Если степень заряженности SOC<66%, то аккумуляторная батарея не заряжена и требует заряда.
где - степень заряженности;
- минимально допустимое напряжение аккумуляторной батареи, В;
- максимальное значение напряжения, соответствующее полностью заряженной аккумуляторной батареи, В;
- текущее значение напряжения на выводах аккумуляторной батареи, В.
По результатам эксплуатации установлено, что: В, В.
На втором этапе рассчитывается степень функционирования (SOF, State of Functional) аккумуляторной батареи по формуле (2).
где - степень функционирования;
- минимальное напряжение во время запуска двигателя внутреннего сгорания, В;
- текущая температура электролита, °C;
, , , - коэффициенты математической модели. По результатам испытаний установлено, что: , , , .
Аккумуляторная батарея требует замены, если SOF<40%, поскольку именно такое снижение остаточной емкости относительно номинальной является критерием списания аккумуляторных батарей.
Если значение степени функционирования лежит в диапазоне от 40%<SOF≤66%, то состояние аккумуляторной батареи удовлетворительное, но следует обратить внимание на тенденцию его изменения.
Таким образом, по сравнению с прототипом, заявленный способ оценки технического состояния стартерных аккумуляторных батарей повышает достоверность определения их технического состояния на основе вычисления степени функционирования с учетом текущего значения степени заряженности и температуры электролита и дает рекомендации по дальнейшей эксплуатации.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ бортового контроля технического состояния системы электроснабжения и пуска автомобилей | 2023 |
|
RU2814117C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАРЯДОВОЙ ЕМКОСТИ СВИНЦОВОЙ СТАРТЕРНОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ | 2024 |
|
RU2827002C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ | 2018 |
|
RU2697404C1 |
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО ПРЕДПУСКОВОГО ПОДОГРЕВА И ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1998 |
|
RU2127824C1 |
Способ оценки технического состояния электрохимического источника тока и устройство, его реализующее | 2020 |
|
RU2753085C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СТАРТЕРА | 2019 |
|
RU2708527C1 |
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2018 |
|
RU2709360C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕРКИ РЕЛЕ СТАРТЕРА-ГЕНЕРАТОРА | 2023 |
|
RU2819478C1 |
Способ автоматического поддержания двигателя внутреннего сгорания в прогретом состоянии | 1987 |
|
SU1477935A1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СТАРТЕРА | 2018 |
|
RU2694112C1 |
Изобретение относится к диагностической технике и может быть использовано для диагностирования технического состояния автомобильных стартерных аккумуляторных батарей. Технический результат: возможность достоверного определения работоспособности стартерной аккумуляторной батареи с помощью оценки выходного напряжения. Сущность: измеряют напряжение на батарее до и в процессе запуска двигателя внутреннего сгорания. Определение работоспособности стартерной аккумуляторной батареи производится на основе вычисления степени функционирования с учетом текущего значения степени заряженности и температуры электролита и выдачей рекомендаций по дальнейшей эксплуатации. Степень функционирования (SOF) рассчитывается по эмпирической формуле:
где SOF - степень функционирования; - текущее значение напряжения на выводах аккумуляторной батареи, В; - максимальное значение напряжения, соответствующее полностью заряженной аккумуляторной батареи, В; Ucr - минимальное напряжение во время запуска двигателя внутреннего сгорания, В; t - текущая температура электролита, °C; α, β, γ, δ - эмпирические коэффициенты, имеющие значения α=6, β=1.115, γ=0.035, δ=10-4. 3 ил.
Способ оценки технического состояния стартерных аккумуляторных батарей, заключающийся в измерении напряжения на батарее до и в процессе запуска двигателя внутреннего сгорания, отличающийся возможностью определения работоспособности стартерной аккумуляторной батареи на борту автомобиля на основе вычисления степени функционирования с учетом текущего значения степени заряженности и температуры электролита и выдачей рекомендаций по дальнейшей эксплуатации, при этом, степень функционирования (SOF) рассчитывается по эмпирической формуле:
где SOF - степень функционирования;
- текущее значение напряжения на выводах аккумуляторной батареи, В;
- максимальное значение напряжения, соответствующее полностью заряженной аккумуляторной батареи, В;
Ucr - минимальное напряжение во время запуска двигателя внутреннего сгорания, В;
t - текущая температура электролита, °C;
α, β, γ, δ - эмпирические коэффициенты, имеющие значения α=6, β=1.115, γ=0.035, δ=10-4.
EP 3470859 A1, 17.04.2019 | |||
АККУМУЛЯТОРНЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГИБРИДНЫЙ ПРИВОД ДЛЯ УБОРОЧНОГО КОМБАЙНА | 2014 |
|
RU2660170C2 |
CN 102565712 B, 26.01.2018 | |||
WO 2011050924 A1, 05.05.2011 | |||
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА СЫРЦОВЫХ ПРЯНИКОВ | 2013 |
|
RU2521923C1 |
Авторы
Даты
2022-11-08—Публикация
2021-06-23—Подача