Способ оценки технического состояния стартерных аккумуляторных батарей Российский патент 2022 года по МПК G01R31/3835 

Описание патента на изобретение RU2782959C1

Изобретение относится к диагностической технике и может быть использовано для определения технического состояния автомобильных стартерных аккумуляторных батарей.

Известен метод диагностирования аккумуляторных батарей (патент РФ на изобретение №2697404 G01R 31/36 опубл. 14.08.2019). В известном изобретении измеряют ЭДС аккумуляторной батареи (АКБ), измеряют значение тока полного торможения стартера и напряжение, потребляемое стартером, при этом размещают транспортное средство на прямой горизонтальной поверхности, затормаживают стояночным и рабочим тормозом, подкладывают под колеса противооткатные упоры, включают прямую передачу в коробке передач, включают выключатель приборов и стартера в положение пуска двигателя, по полученным результатам строят вольтамперную характеристику аккумуляторной батареи и определяют ток короткого замыкания аккумуляторной батареи, определяют внутреннее сопротивление аккумуляторной батареи, по полученным результатам делают заключение о техническом состоянии диагностируемой аккумуляторной батареи.

Недостатком данного изобретения является высокая трудоемкость выполняемых работ, связанная с необходимостью проведения дополнительных подготовительных операций со всем автомобилем.

Известна система диагностирования аккумуляторных батарей (патент РФ на изобретение №2524050 G01R 31/36 опубл. 12.07.2011). В известном изобретении описывается устройство, определяющее ток и напряжение на клеммах аккумуляторной батареи. На основе модели аккумулятора устройство заранее рассчитывает ее параметры. Исходя из разницы расчетных и экспериментальных данных делается вывод о состоянии аккумуляторной батареи.

Недостатком данного изобретения является необходимость получения предварительных данных об аккумуляторной батареи.

Известна система диагностирования аккумуляторных батарей (патент US на изобретение №10,698,032 G01R 31/388 опубл. 30.06.2020). В известном изобретении описывается устройство, способное удаленно определять остаточную емкость аккумуляторной батареи. Сущность изобретения заключается в использовании двух конденсаторов, которые заряжаются при заряде аккумуляторной батареи. К конденсаторам подключены датчики напряжения. Конденсаторы поочередно заряжаются и подают сигнал на вычислительное устройство. Используя параметры зарядного устройства и величину промежутка времени между сигналами, вычисляется емкость батареи.

Недостатком данного изобретения является ограниченность применения, так как его невозможно использовать на борту автомобиля, из-за постоянных циклов заряда и разряда.

Известен метод диагностирования аккумуляторных батарей (патент РФ на изобретение №2569416 G01R 31/36 опубл. 27.11.2015). Сущность данного метода заключается в определении неравномерности распределения температуры по поверхности аккумуляторной батареи во время заданного режима тестирования. На основании данных о температуре делается вывод о исправности или неисправности аккумуляторной батареи, а также о типе дефекта.

Недостатками данного изобретения является трудоемкость процесса, а также необходимость использования дополнительного оборудования, а именно тепловизора.

Известна система диагностирования аккумуляторных батарей (патент US на изобретение №8,036,839 G01R 31/388 опубл. 11.10.2011). Данное изобретение является наиболее близким к предлагаемому. В данном изобретении описывается система способная определять степень работоспособности и степень заряженности аккумуляторной батареи во время запуска ДВС. Также учитывается зависимость от температуры окружающей среды.

К преимуществам предлагаемого нами решения можно отнести достоверное определение степени функционирования стартерной аккумуляторной батареи, учитывающее текущее значение степени заряженности и температуры электролита, простоту обработки данных, а также выдачу рекомендаций по дальнейшей эксплуатации.

Техническим результатом использования предлагаемого способа является возможность достоверного определения работоспособности стартерной аккумуляторной батареи на борту автомобиля с помощью оценки выходного напряжения.

Указанный технический результат достигается тем, что для оценки технического состояния предлагается измерять напряжение на стартерной аккумуляторной батарее до и в процессе запуска двигателя внутреннего сгорания. Для определения технического состояния предлагается вычислять степень заряженности (1) и степень функционирования (2).

Фиг. 1 График изменения напряжения аккумуляторной батареи во время запуска двигателя внутреннего сгорания

Фиг. 2 Алгоритм измерения степени заряженности и функционирования стартерной аккумуляторной батареи

Фиг. 3 Схема состояний стартерной аккумуляторной батареи

Алгоритм состоит из двух последовательных проверок. На первом этапе по формуле (1) рассчитывается степень заряженности (, State of Charge) аккумуляторной батареи. Если SOC≥66% батарея признается заряженной и готовой ко второму этапу проверки. Если степень заряженности SOC<66%, то аккумуляторная батарея не заряжена и требует заряда.

где - степень заряженности;

- минимально допустимое напряжение аккумуляторной батареи, В;

- максимальное значение напряжения, соответствующее полностью заряженной аккумуляторной батареи, В;

- текущее значение напряжения на выводах аккумуляторной батареи, В.

По результатам эксплуатации установлено, что: В, В.

На втором этапе рассчитывается степень функционирования (SOF, State of Functional) аккумуляторной батареи по формуле (2).

где - степень функционирования;

- минимальное напряжение во время запуска двигателя внутреннего сгорания, В;

- текущая температура электролита, °C;

, , , - коэффициенты математической модели. По результатам испытаний установлено, что: , , , .

Аккумуляторная батарея требует замены, если SOF<40%, поскольку именно такое снижение остаточной емкости относительно номинальной является критерием списания аккумуляторных батарей.

Если значение степени функционирования лежит в диапазоне от 40%<SOF≤66%, то состояние аккумуляторной батареи удовлетворительное, но следует обратить внимание на тенденцию его изменения.

Таким образом, по сравнению с прототипом, заявленный способ оценки технического состояния стартерных аккумуляторных батарей повышает достоверность определения их технического состояния на основе вычисления степени функционирования с учетом текущего значения степени заряженности и температуры электролита и дает рекомендации по дальнейшей эксплуатации.

Похожие патенты RU2782959C1

название год авторы номер документа
Способ бортового контроля технического состояния системы электроснабжения и пуска автомобилей 2023
  • Пузаков Андрей Владимирович
RU2814117C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАРЯДОВОЙ ЕМКОСТИ СВИНЦОВОЙ СТАРТЕРНОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ 2024
  • Волков Степан Степанович
  • Гречушников Евгений Александрович
  • Нечаев Андрей Владимирович
  • Абелян Артур Михайлович
  • Меркушов Юрий Николаевич
  • Степанов Сергей Васильевич
  • Микерин Алексей Андреевич
  • Салапин Николай Сергеевич
RU2827002C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ 2018
  • Нечаев Виталий Викторович
RU2697404C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО ПРЕДПУСКОВОГО ПОДОГРЕВА И ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Тимощук П.Т.
  • Бочкарев А.А.
  • Павловский М.В.
RU2127824C1
Способ оценки технического состояния электрохимического источника тока и устройство, его реализующее 2020
  • Денисов Евгений Сергеевич
  • Никишина Гузель Венеровна
RU2753085C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СТАРТЕРА 2019
  • Нечаев Виталий Викторович
RU2708527C1
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2018
  • Дудар Аед М.
RU2709360C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕРКИ РЕЛЕ СТАРТЕРА-ГЕНЕРАТОРА 2023
  • Новоселов Андрей Александрович
RU2819478C1
Способ автоматического поддержания двигателя внутреннего сгорания в прогретом состоянии 1987
  • Зудерман Георгий Викторович
  • Зудерман Евгений Викторович
SU1477935A1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СТАРТЕРА 2018
  • Нечаев Виталий Викторович
RU2694112C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 782 959 C1

Реферат патента 2022 года Способ оценки технического состояния стартерных аккумуляторных батарей

Изобретение относится к диагностической технике и может быть использовано для диагностирования технического состояния автомобильных стартерных аккумуляторных батарей. Технический результат: возможность достоверного определения работоспособности стартерной аккумуляторной батареи с помощью оценки выходного напряжения. Сущность: измеряют напряжение на батарее до и в процессе запуска двигателя внутреннего сгорания. Определение работоспособности стартерной аккумуляторной батареи производится на основе вычисления степени функционирования с учетом текущего значения степени заряженности и температуры электролита и выдачей рекомендаций по дальнейшей эксплуатации. Степень функционирования (SOF) рассчитывается по эмпирической формуле:

где SOF - степень функционирования; - текущее значение напряжения на выводах аккумуляторной батареи, В; - максимальное значение напряжения, соответствующее полностью заряженной аккумуляторной батареи, В; Ucr - минимальное напряжение во время запуска двигателя внутреннего сгорания, В; t - текущая температура электролита, °C; α, β, γ, δ - эмпирические коэффициенты, имеющие значения α=6, β=1.115, γ=0.035, δ=10-4. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 782 959 C1

Способ оценки технического состояния стартерных аккумуляторных батарей, заключающийся в измерении напряжения на батарее до и в процессе запуска двигателя внутреннего сгорания, отличающийся возможностью определения работоспособности стартерной аккумуляторной батареи на борту автомобиля на основе вычисления степени функционирования с учетом текущего значения степени заряженности и температуры электролита и выдачей рекомендаций по дальнейшей эксплуатации, при этом, степень функционирования (SOF) рассчитывается по эмпирической формуле:

где SOF - степень функционирования;

- текущее значение напряжения на выводах аккумуляторной батареи, В;

- максимальное значение напряжения, соответствующее полностью заряженной аккумуляторной батареи, В;

Ucr - минимальное напряжение во время запуска двигателя внутреннего сгорания, В;

t - текущая температура электролита, °C;

α, β, γ, δ - эмпирические коэффициенты, имеющие значения α=6, β=1.115, γ=0.035, δ=10-4.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2782959C1

EP 3470859 A1, 17.04.2019
АККУМУЛЯТОРНЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГИБРИДНЫЙ ПРИВОД ДЛЯ УБОРОЧНОГО КОМБАЙНА 2014
  • Шедлер Алан Д.
  • Пайн Шэннон Р.
RU2660170C2
CN 102565712 B, 26.01.2018
WO 2011050924 A1, 05.05.2011
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА СЫРЦОВЫХ ПРЯНИКОВ 2013
  • Квасенков Олег Иванович
RU2521923C1

RU 2 782 959 C1

Авторы

Пузаков Андрей Владимирович

Смирнов Дмитрий Андреевич

Даты

2022-11-08Публикация

2021-06-23Подача