Устройство для проверки реле стартера-генератора относится к области диагностирования специальных систем бронетанкового вооружения, в частности к устройствам контроля и прогнозирования работы электрооборудования бронетанкового вооружения и может быть использовано при разработке и модернизации перспективных приборов для диагностирования системы электрического пуска двигателя бронетанкового вооружения.
Устройство для проверки реле стартера-генератора системы электрического пуска двигателя бронетанкового вооружения с функцией прогнозирования, включающий в себя набор коммутированных между собой сигнальных ламп, вольтметра, амперметра, кнопки, потенциометра, предохранителя, предназначен для оборудования рабочих мест диагностирования ремонтно-восстановительных органов при восстановлении образцов бронетанкового вооружения.
Из существующего уровня техники известен прибор для проверки системы электрического запуска двигателя танка (см. патент RU 2143582, МПК F02N 11/08, опубликован 27.12.1999) позволяет проводить поиск неисправностей цепи системы электрического запуска двигателя по контролю прохождения выходных сигналов, в том числе и кратковременных, с контрольного разъема Ш3 прибора автоматики согласующего ПАС-15-1С. С помощью электрической схемы, включающей десять идентичных каскадов, состоящих из диода, светодиода, реле и резистора, контролируется прохождение сигнала с контрольного разъема III3 прибора ПАС-15-1С.О прохождении сигнала свидетельствует загорание светодиода соответствующего каскада. Перечень приборов, проверяемых каждым каскадом, приводится в таблице, расположенной на передней панели прибора. Обнуление информации осуществляется кнопкой "Сброс".
Данный прибор не позволяет обнаружить неисправность реле стартера-генератора из-за отсутствия каскада проверки реле стартера-генератора РСГ-10М1 в составе прибора, являющейся причиной отказа системы электрического пуска двигателя. Кроме того, для проверки требуются квалифицированный специалист и член экипажа. В предлагаемом изобретении элементы прототипа не используются.
Известен прибор диагностирования системы электрического пуска (см. патент RU 2297011, МПК G01R 31/02, опубликован 10.04.2006) позволяет определять техническое состояние СЭП по результатам оценки потенциалов контрольных точек по времени функционирования системы. Распределение потенциалов контрольных электрической схемы СЭП может быть представлено бинарной матрицей. Автоматическое сравнение ввычислительном устройстве по разработанной программе бинарных матриц, полученных при проверке потенциалов контрольных точек, с эталонными матрицами, соответствующими исправному состоянию системы, позволяющий сократить время проверки технического состояния и повысить достоверность и эффективность поиска неисправностей системы электрического пуска двигателя образца БТВТ.
Данный прибор не позволяет обнаружить неисправность реле стартера-генератора из-за отсутствия возможности проверки реле стартера-генератора РСГ-10М1 через разъем ШЗ прибора автоматики согласующего, являющейся причиной отказа системы электрического пуска двигателя.
Известен прибор диагностирования блоков ПАС-15-2С, ПУС-15Р, БСП-1М танка Т-72БЗ (см. патент RU 158327, МПК G01M 15/00, опубликован 27.12.2015) позволяет выполнять проверку блоков системы электрического пуска танка, таких как ПАС-15-2С, ПУС-15Р, БСП-1М, путем прохождения входных и выходных сигналов с помощью высвечивания контрольных ламп.
Данный прибор не позволяет обнаружить неисправность реле стартера-генератора из-за отсутствия возможности проверки реле стартера-генератора РСГ-10М1, так как прибор ограничен в своих диагностических возможностях и нет возможности подключить диагностируемое реле, входящее в систему электрического пуска танка.
Известен стенд контрольно-испытательный модели Э250М-2-СИП из состава мастерской электроспецоборудования (бронетанкового вооружения и техники) МЭС-БТМ.1 [см. свидетельство на товарный знак 648102, опубл. 10.02.2020 бюл. №3]. Данный стенд относится к техническим устройствам диагностирования, конкретно - к приборам диагностирования электрических систем, обеспечивающих измерение силы тока, напряжения постоянного и переменного тока при контроле технического состояния и регулировке снятого с транспортного средства электрооборудования.
Стенд позволяет выполнять проверку реле стартера-генератора системы электрического пуска танка, только при условии использования его в мастерской по ремонту электроспецоборудования, где для проверки обеспечивается возможность подачи на диагностируемое реле напряжения, изменяющегося в пределах от 0 до 14 вольт. С этой целью диагностируемое реле необходимо демонтировать с танка и разместить его в мастерской, что требует большого времени и наличия оборудования для демонтажа. Невозможность произвести диагностирование реле в танке, не демонтируя диагностируемое реле является главным недостатком.
Известен прибор проверки реле стартера-генератора (см. патент RU 217531 U1, МПК G01M 15/00, опубликован 04.04.2023) позволяет выполнять проверку работоспособности реле стартера-генератора РСГ-10М1, используемого в системе электрического пуска двигателя бронетанкового вооружения. Данный прибор относится к техническим устройствам диагностирования приборов системы электрического пуска двигателябронетанкового вооружения и может использоваться для определения технического состояния диагностируемого реле.
Прибор обладает ограниченными функциональными возможностями, так как позволяет проверить работоспособность диагностируемого реле с неизвестной достоверностью, что не позволяет прогнозировать остаточный ресурс.
Целью предлагаемого устройства является повышение надежности, расширение функциональных возможностей и повышение достоверности прогнозирования остаточного ресурса, за счет обеспечения диагностирования, поиска неисправности, техническом обслуживании и ремонте.
Указанная цель достигается тем, что устройство для проверки реле стартера-генератора, содержащее разъем, позволяющий подключение прибора к штатным аккумуляторам танка и к обмотке диагностируемого реле, соединенный с сигнализирующей лампой, показывающей наличие питания в приборе, соединенную с соединенным с предохранителем, предотвращающим выход из строя при коротком замыкании, соединенным с амперметром, позволяющим определить величину силы тока проходящего через контакты, соединенным с кнопкой включения обмотки, подающей напряжение на регулируемый преобразователь напряжения, соединенного с вольтметром, позволяющего контролировать подачу на обмотку реле стартера-генератора заданного напряжения, соединенного с тремя сигнализирующими лампами, показывающими наличие замыкания или размыкания контактов диагностируемого реле, соединенными с разъемом, позволяющим подключение диагностируемого реле к прибору.
Техническим результатом, который может быть достигнут при использовании изобретения, является повышение надежности, за счет своевременного обнаружения возникшей неисправности, прогнозирования остаточного ресурса, вычисляемого по показателям напряжения и тока, протекающих через контакты реле, что повышает боеготовность бронетанкового вооружения, кроме этого, сокращается время на поиск возникшей неисправности и достоверности.
Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежом, где представлена структурная схема устройства диагностирования:
На фиг. 1 - изображена схема устройства для проверки реле стартера-генератора.
Предложенное устройство для проверки реле стартера-генератора включает разъем «XI» 1, через которые подключается к обмотке диагностируемого реле и источнику питания, соединенные с сигнализирующей лампой «ПИТАНИЕ» 2, показывающей наличие питания в приборе, соединенным с предохранителем «Пр-10А» 3, предотвращающим выход из строя при коротком замыкании, соединенного с амперметром «I контакта» 4, показывающим силу тока проходящего через контакты реле, соединенного с кнопкой «ВКЛ обмотки» 5, подающей напряжение на регулируемый преобразователь напряжения «U обмотки -/+» 6, соединенногос вольтметром «U обмотки» 7, позволяющего подавать на обмотку реле стартера-генератора требуемого напряжения, соединенного с тремя сигнализирующими лампами 9-11, показывающими наличие замыкания или размыкания контактов диагностируемого реле, соединенными с разъемом «Х2» 8, позволяющим подключение к силовым выводам контактов реле. Работа устройства заключается в следующем.
Принцип работы устройства основан на контроле прохождения входных и выходных сигналов с помощью высвечивания контрольных ламп 9-11, показания вольтметра 7, показания амперметра 4 и последующем определении неисправности проверяемого реле и определении остаточного ресурса.
Для проверки работоспособности реле стартера-генератора и определения остаточного ресурса необходимо отсоединить перемычки, соединенные с ним от аккумуляторных батарей и к выводным болтам реле подключить устройство к разъемам «XI» 1 и «Х2» 8. После подключения включается лампа «ПИТАНИЕ» 2. Это свидетельствует об исправности устройства и готовности его к работе. Далее необходимо нажать кнопку «ВКЛ обмотки» 5 подать напряжение на обмотку проверяемого реле и контрольные лампы 9-11, при этом лампа 9 загорится, а две лампы 10 и 11 -нет. Повернуть ручку понижающего преобразователя «U обмотки -/+» 6 в крайнее левое положение, тем самым напряжение подаваемое на обмотку реле установить в минимальное значение. Вращая ручку понижающего преобразователя «U обмотки -/+» 6 по часовой стрелке, при этом контролируя увеличение напряжения по вольтметру «U обмотки» 7, плавно увеличивать подаваемое напряжение, а момент замыкания/размыкания контактов реле контролировать по срабатыванию контакторов, фиксировать по выключившейся лампе 9, свидетельствующее о размыкание контактов генераторного режима, и включившимся лампам 10,11, свидетельствующее о замыкании контактов стартерного режима. Визуализировать напряжение на вольтметре «U обмотки» 7 и силу тока, протекающего в контактах на амперметре «I контакта» 4 при котором происходит замыкание контактов стартерного режима и размыкание контактов генераторного режима. Напряжение замыкания контактов должно быть не более 13 вольт. При этом лампа 9 должна гаснуть раньше ламп 10,11. Вращая ручку понижающего преобразователя «U обмотки -/+» 6 против часовой стрелки, при этом контролируя уменьшение напряжения по вольтметру «U обмотки» 7, плавно уменьшать подводимое напряжение, а момент размыкания контактов реле контролировать по срабатыванию контактов, фиксировать по выключившимся лампам 10,11 и включившейся лампе 9. Визуализировать напряжение на вольтметре «U обмотки» 7, при котором происходит размыкание контактов стартерного режима и замыкание контактов генераторного режима. Напряжение замыкания контактов должно быть от 1 до 4 вольт. При этом лампы 10 и 11 должны выключаться раньше лампы 9.
Используя визуализированные показания вольтметра «U обмотки» 7 и амперметра «I контакта» 4 производится вычисление сопротивления электрического контакта по формуле (ГОСТ 24606.3-82):
Rx=Upν/Ipa,
где Upν - напряжение на вольтметре 7, В;
Ipa - ток, протекающий через амперметр 4, А.
По вычисленному сопротивлению производится оценка состояния контактов и прогнозирование остаточного ресурса диагностируемого реле.
Предложенное устройство для проверки реле стартера-генератора, используемого в системе электрического пуска двигателя бронетанкового вооружения, позволяет осуществлять проверку реле без его демонтажа силами специалистов ремонтно-восстановительных органов с низкой квалификацией, что позволяет уменьшить трудоемкость процессов поиска неисправностей и ремонта.
Достоинством предлагаемого устройства для проверки реле стартера-генератора является сокращение времени на поиск неисправности, повышение достоверности диагностирования реле и в целом образца бронетанкового вооружения. Кроме этого, повышается информативность при неисправностях в виде остаточного ресурса реле стартера-генератора, снижаются время и затраты на поиск неисправности и выполнение работ по ремонту и техническому обслуживанию электроспецоборудования и автоматики образцов бронетанкового вооружения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СТЕНД ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ РЕЛЕ СИГНАЛИЗАЦИИ, ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И БЛОКИРОВКИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ | 2011 |
|
RU2469343C1 |
АНАЛИЗАТОР РАБОТЫ СИСТЕМ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2004 |
|
RU2274845C2 |
ПРИБОР ДЛЯ ПРОВЕРКИ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ТАНКА | 1998 |
|
RU2143582C1 |
ПРИБОР ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПУСКА | 2006 |
|
RU2297011C1 |
СПОСОБ ПОИСКА НЕИСПРАВНОСТЕЙ В СПЕЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ ТАНКОВ И БОЕВЫХ МАШИН ПЕХОТЫ | 1999 |
|
RU2155315C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕРКИ ГЕНЕРАТОРОВ И РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРОВ | 1999 |
|
RU2153180C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ | 2019 |
|
RU2742525C1 |
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ С АГРЕГАТОМ БЕСПЕРЕБОЙНОГО ПИТАНИЯ | 2010 |
|
RU2438223C1 |
ШШНО-ТЕШЙЕГКАЯ | 1971 |
|
SU300105A1 |
Стенд для проведения ускоренных ресурсных испытаний электрических стартеров двигателей внутреннего сгорания | 1989 |
|
SU1686330A1 |
Изобретение относится к области диагностирования, в частности к устройствам контроля и прогнозирования работы электрооборудования бронетанкового вооружения. Технический результат - возможность своевременного обнаружения возникшей неисправности, повышение достоверности прогнозирования остаточного ресурса, сокращение времени на поиск возникшей неисправности реле. Предложено устройство для проверки реле стартера-генератора, включающее разъемы «X1» (1) и «X2» (8), при этом разъем «X1» (1), подключающийся к обмотке диагностируемого реле и источнику питания, соединен с сигнализирующей лампой «ПИТАНИЕ» (2), показывающей наличие питания в устройстве, соединенной с предохранителем «Пр-10А» (3), предотвращающим выход из строя при коротком замыкании, соединенным с амперметром «I контакта» (4), показывающим силу тока, проходящего через контакты реле, соединенным с кнопкой «ВКЛ обмотки» (5), подающей напряжение на регулируемый преобразователь напряжения «U обмотки -/+» (6), соединённый с вольтметром «U обмотки» (7), позволяющим контролировать подачу требуемого напряжения на обмотку реле стартера-генератора. Вольтметр «U обмотки» (7) соединен с тремя сигнализирующими лампами (9-11), показывающими наличие замыкания или размыкания контактов диагностируемого реле и соединенными с разъемом «Х2» (8), позволяющим подключение к силовым выводам контактов реле. 1 ил.
Устройство для проверки реле стартера-генератора, характеризующееся тем, что оно включает разъемы «X1» и «X2», при этом разъем «X1», подключающийся к обмотке диагностируемого реле и источнику питания, соединен с сигнализирующей лампой «ПИТАНИЕ», показывающей наличие питания в устройстве, соединенной с предохранителем «Пр-10А», предотвращающим выход из строя при коротком замыкании, соединенным с амперметром «I контакта», показывающим силу тока, проходящего через контакты реле, соединенным с кнопкой «ВКЛ обмотки», подающей напряжение на регулируемый преобразователь напряжения «U обмотки -/+», соединенный с вольтметром «U обмотки», позволяющим контролировать подачу требуемого напряжения на обмотку реле стартера-генератора, при этом вольтметр «U обмотки» соединен с тремя сигнализирующими лампами, показывающими наличие замыкания или размыкания контактов диагностируемого реле и соединенными с разъемом «Х2», позволяющим подключение к силовым выводам контактов реле.
RU 217531 U1, 04.04.2023 | |||
ПРИБОР ДЛЯ ПРОВЕРКИ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ТАНКА | 1998 |
|
RU2143582C1 |
RU 2073269 C1, 10.02.1997 | |||
CN 111077444 A, 28.04.2020 | |||
CN 209560050 U, 29.10.2019 | |||
US 11486929 B1, 01.11.2022. |
Авторы
Даты
2024-05-21—Публикация
2023-11-23—Подача