КОРПУС КРЫЛЬЕВОГО ОТСЕКА ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 2022 года по МПК B64C1/00 

Описание патента на изобретение RU2785374C1

Заявляемое техническое решение относится к области летательных аппаратов, а именно к конструкциям корпусов и аэродинамических поверхностей высокоскоростных летательных аппаратов (ВЛА) с использованием композиционных материалов.

Известно устройство по патенту РФ №2724188.

В патенте представлено теплозащитное покрытие (ТЗП) корпуса ВЛА, выполненное в виде слоя теплозащитного композиционного материала, одного и более слоев теплоизоляционного материала. При этом слой теплозащитного материала предназначен для обеспечения стойкости корпуса ВЛА к воздействию высокотемпературного воздушного потока и восприятия аэродинамических нагрузок.

Исполнение теплозащитного материала в виде повторяющей контур внутреннего корпуса единой конструкции, позволяет воспринимать высокие рабочие давления от высокотемпературного воздушного потока, сохранять геометрические параметры без изменения, обеспечить работоспособность элементов теплозащитного корпуса в условиях воздействия внешних факторов.

Кроме того, наличие теплозащитного корпуса позволяет уменьшить плотность теплоизоляционного слоя, поскольку исчезает необходимость восприятия нагрузок, приходящих с теплозащитного слоя (как это происходит, например, в плиточной ТЗП). Как следствие, уменьшается вес ТЗП в целом.

Устройство по патенту РФ №2724188 имеет следующие недостатки: - не представлена конструкция корпуса ВЛА с ТЗП в целом или его составной части, например, корпуса крыльевого отсека, позволяющая обеспечить работоспособность ВЛА в условиях воздействия внешних факторов (высокотемпературного воздушного потока и аэродинамических нагрузок);

- не представлено техническое решение задачи создания конструкции внешнего теплозащитного корпуса ВЛА и соединения его деталей и узлов.

Данное устройство принято за ближайший аналог. Технической задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, является:

- создание конструкции составной части корпуса ВЛА с ТЗП, а именно крыльевого отсека, работающей в условиях воздействия высокотемпературного воздушного потока и аэродинамических нагрузок;

- создание конструкции внешнего теплозащитного корпуса ВЛА с решением задачи соединения его деталей и узлов.

Поставленная задача достигается тем, что корпус крыльевого отсека ВЛА выполнен с обеспечением стыковки с консолями крыла и включает внешний корпус из углеродного композиционного материала, соединенный с ним внутренний металлический корпус и размещенную между ними теплоизоляцию, внешний корпус состоит из оболочки и центроплана крыла, в оболочке установлены шпангоуты, а в центроплане - поперечные стенки, примыкающие к шпангоутам с внешней стороны оболочки, при этом все элементы внешнего корпуса соединены при помощи крепежа из углеродного композиционного материала с последующим силицированием внешнего корпуса, а внутренний корпус выполнен в виде жестко соединенных между собой передней рамы, обечайки и задней рамы, при этом со стороны задней рамы внешний и внутренний корпус жестко соединены, а со стороны передней рамы внешний корпус контактирует с внутренним корпусом с обеспечением возможности теплового перемещения.

Со стороны задней рамы в месте соединения внешнего и внутреннего корпусов установлены прокладки из термостойкого композиционного материала с низким коэффициентом теплопроводности, а со стороны передней рамы внешний корпус оперт на внутренний через стенку жестко соединенную с внешним корпусом и выполненную из термостойкого композиционного материала с низким коэффициентом теплопроводности.

В передней и задней раме внутреннего корпуса выполнены пазы для установки и жесткого закрепления передней и задней балок из жаростойкого высокопрочного материала, а в центроплане выполнены прорези для обеспечения стыковки по передней и задней балке с консолями крыла.

В состав корпуса крыльевого отсека введен экран, жестко закрепленный на торце передней рамы внутреннего корпуса с перекрытием выполненной под него подсечки на торце оболочки и центроплана и охватыванием снаружи передней балки, при этом экран выполнен из углеродного композиционного материала в виде цельной, отдельно просилицированной детали с внешними контурами, эквидистантными оболочке и центроплану внешнего корпуса, прорезь для обеспечения стыковки по передней балке с консолями крыла выполнена в экране, а внутри экрана установлены элементы теплоизоляции.

Предложенное техническое решение поясняется чертежами.

На фиг. 1 дан вид на корпус крыльевого отсека 1 с экраном 2, показан также центроплан 11 с прорезями 25 для обеспечения стыковки с консолями крыла.

На фиг. 2. дан вид по выноске А, где показаны элементы корпуса крыльевого отсека 1: внешний корпус 3, внутренний металлический корпус 4, теплоизоляция 5 и 6, шпангоуты 7, установленные в оболочке 8 внешнего корпуса 3 с применением болтов 9 и гаек 10 из углеродного композиционного материала.

На фиг. 3 дан разрез Б-Б по внешнему корпусу 3. Показаны оболочка 8, центроплан 11, шпангоут 7, болты 9 и гайки 10 из углеродного композиционного материала, а также поперечная стенка 12 из того же материала, примыкающая к шпангоуту 7 и жестко соединенная с ним с внешней стороны оболочки 8.

На фиг. 4 дан вид по выноске В на переднюю часть корпуса крыльевого отсека. Здесь показаны экран 2, оболочка 8 внешнего корпуса 3 с подсеченной частью 13 для экрана 2, а также внутренний металлический корпус 4 с передней рамой 14 и обечайкой 15. При этом на передней раме 14 жестко закреплен экран 2 и выполнен паз 16 для установки и жесткого закрепления передней балки 17. Оболочка 8 внешнего корпуса 3 оперта на переднюю раму 14 металлического корпуса 4 через стенку 18, жестко закрепленную на оболочке 8 и выполненную из термостойкого композиционного материала с низким коэффициентом теплопроводности.

На фиг. 5 дан вид по выноске Г на заднюю часть корпуса крыльевого отсека. Показана задняя балка 19, установленная и жестко закрепленная в пазу 20 задней рамы 21 металлического корпуса 4. Показаны также оболочка 8, теплоизоляция 5 и 6, обечайка 15 металлического корпуса 4.

На фиг. 6 дан разрез Д-Д по одному из мест жесткого соединения внешнего корпуса 3 и внутреннего корпуса 4. При этом задняя рама 21 внутреннего корпуса 4 соединяется со шпангоутом 7 внешнего корпуса 3 с помощью кронштейна 22 с крепежом, контактирующего с задней рамой 21 и шпангоутом 7 через прокладки 23 и 24 из термостойкого композиционного материала с низким коэффициентом теплопроводности. Показаны элементы теплоизоляции 5 и 6.

Как устройство корпус крыльевого отсека 1 состоит из внешнего корпуса 3, внутреннего металлического корпуса 4, теплоизоляции 5 и 6. Внешний корпус 3 состоит из деталей, выполненных из углеродного композиционного материала, включая оболочку 8 и шпангоуты 7, центроплан 11 с поперечными стенками 12, при этом все детали внешнего корпуса 3 соединяются между собой с помощью болтов 9 и гаек 10 из углеродного композиционного материала. В ходе изготовления и сборки внешний корпус 3 проходит режимы высокотемпературной обработки, включая силицирование, которое проводится на заключительном этапе сборки. В результате мы получаем внешний теплозащитный корпус ВЛА, способный воспринимать аэродинамические нагрузки в условиях воздействия высокотемпературного воздушного потока.

Внутренний металлический корпус 4 содержит переднюю раму 14, обечайку 15, заднюю раму 21 и может быть выполнен как сварная конструкция. В ходе сборки между внешним корпусом 3 и внутренним металлическим корпусом 4 устанавливается теплоизоляция 5 и 6. Задняя балка 19 устанавливается в паз 20 задней рамы 21 внутреннего металлического корпуса 4 заранее, после чего корпус 4 заводится во внешний корпус 3.

При этом обеспечивается:

- опирание стенки 18 из термостойкого композиционного материала с низким коэффициентом теплопроводности, закрепленной на переднем торце оболочки 8, на переднюю раму 14 внутреннего металлического корпуса 4 с возможностью перемещения вдоль этой рамы внешнего корпуса при нагреве конструкции, т.е. обеспечивается нестесненное тепловое перемещение наружной оболочки относительно внутренней оболочки;

- крепление по контуру внешнего корпуса 3 и внутреннего корпуса 4, когда задняя рама 21 внутреннего корпуса 4 соединяется со шпангоутом 7 внешнего корпуса 3 с помощью кронштейна 22 с крепежом, контактирующего с задней рамой 21 и шпангоутом 7 через прокладки 23 и 24 из термостойкого композиционного материала с низким коэффициентом теплопроводности.

Набор поперечных стенок 12, подкрепляющих центроплан 11 и соединенных со шпангоутами 7 оболочки 8, не позволяет заранее устанавливать переднюю балку 17 на внутренний металлический корпус 4, поэтому балка 17 устанавливается на заключительном этапе сборки корпуса крыльевого отсека 1.

После установки и закрепления с помощью крепежа передней балки 17 в пазу 16 передней рамы 14, устанавливается экран 2 с теплоизоляцией 5, охватывающий переднюю балку 17. Далее можно произвести подстыковку консолей крыла к передней 17 и задней 19 балке корпуса крыльевого отсека 1. Для этого в центроплане 11 выполнены прорези 25. Такая конструкция позволяет передавать нагрузку с консолей крыла на переднюю 17 и заднюю 19 балки, а те в свою очередь сдают нагрузку на переднюю 14 и заднюю 21 раму внутреннего металлического корпуса 4.

Работа устройства, также, подробно раскрыта в комментариях к фиг. 1 - фиг. 6 описания.

Предложенное устройство прошло отработку в производстве, а также лабораторно-стендовые и летно-конструкторские испытания в составе ВЛА. Использование предлагаемого технического решения позволит:

- проектировать и изготавливать полнофункциональные конструкции корпусов крыльевых отсеков ВЛА, работающих в условиях воздействия высокотемпературного воздушного потока и аэродинамических нагрузок;

- проектировать и изготавливать конструкции внешних теплозащитных корпусов ВЛА.

Похожие патенты RU2785374C1

название год авторы номер документа
ПЛАНЕР МНОГОРЕЖИМНОГО САМОЛЕТА-МОНОПЛАНА 1997
  • Симонов М.П.
  • Блинов А.И.
  • Савельевских Е.П.
  • Лапшин М.Е.
  • Капралов И.Н.
  • Чмеренко В.П.
  • Рябышкин Ю.А.
  • Пылаев В.Н.
  • Емелин Р.Н.
  • Присяжнюк О.Е.
  • Прокофьев Б.А.
  • Вахрушев Б.А.
  • Коган Ю.А.
  • Капцевич В.К.
  • Погребинский Е.Л.
  • Соколов А.Н.
RU2173654C2
СПОСОБ МОДУЛЬНОЙ СБОРКИ СТЫКОВОЙ НЕРВЮРЫ САМОЛЕТА ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ КОНСОЛЕЙ КРЫЛА С ЦЕНТРОПЛАНОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА 2020
  • Громашев Андрей Геннадьевич
  • Гайданский Анатолий Иосифович
  • Ульянов Алексей Владимирович
  • Третьяков Андрей Владимирович
  • Резниченко Дмитрий Вячеславович
  • Масохин Евгений Владимирович
  • Султанова Альбина Руслановна
RU2749432C1
КРЫЛО САМОЛЕТА 2014
  • Демченко Олег Федорович
  • Попович Константин Федорович
  • Матвеев Андрей Иванович
  • Подобедов Владимир Александрович
  • Матросов Александр Анатольевич
  • Лавров Павел Анатольевич
  • Нарышкин Виталий Юрьевич
  • Артёмов Михаил Владимирович
  • Кабанов Александр Николаевич
  • Мирохина Ольга Викторовна
RU2557638C1
СПОСОБ ОБСЛУЖИВАНИЯ КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ И МНОГОРАЗОВАЯ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2007
  • Подколзин Василий Григорьевич
  • Полунин Игорь Михайлович
  • Зиновьев Денис Михайлович
RU2342288C1
СТЕНД ТЕПЛОПРОЧНОСТНЫХ ИСПЫТАНИЙ 2012
  • Бобров Александр Викторович
  • Бурцев Сергей Иванович
  • Лопухов Игорь Иванович
  • Филимонов Александр Борисович
RU2519053C1
СВЕРХЛЕГКИЙ САМОЛЕТ 2005
  • Клюйкин Станислав Анатольевич
  • Бехтер Юрий Анатольевич
  • Бессмертный Владимир Александрович
  • Зинченко Григорий Иванович
RU2336200C2
ПЛАНЕР МНОГОРЕЖИМНОГО ВЫСОКОМАНЕВРЕННОГО САМОЛЕТА 2010
  • Блинов Александр Иванович
  • Давиденко Александр Николаевич
  • Коган Юрий Аронович
  • Лапшин Михаил Евгеньевич
  • Рунишев Владимир Александрович
  • Стрелец Михаил Юрьевич
RU2462395C2
СПОСОБ МОДУЛЬНОЙ СБОРКИ КЕССОНА КОНСОЛИ КРЫЛА САМОЛЕТА С ДЕТАЛЯМИ ИЗ УГЛЕРОДНЫХ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ И МЕТАЛЛОВ И СБОРОЧНАЯ ЛИНИЯ С УСТРОЙСТВАМИ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА 2021
  • Громашев Андрей Геннадьевич
  • Гайданский Анатолий Иосифович
  • Ульянов Алексей Владимирович
  • Третьяков Андрей Владимирович
  • Резниченко Дмитрий Вячеславович
  • Масохин Евгений Владимирович
  • Данилова Ольга Леонидовна
  • Султанова Альбина Руслановна
RU2774870C1
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ 1996
  • Симонов М.П.
  • Кнышев А.И.
  • Барковский А.Ф.
  • Корчагин В.М.
  • Блинов А.И.
  • Галушко В.Г.
  • Емельянов И.В.
  • Григоренко А.И.
  • Калибабчук О.Г.
  • Шенфинкель Ю.И.
  • Дубовский Э.А.
  • Сопин В.П.
  • Петров В.М.
  • Джанджгава Г.И.
  • Бекирбаев Т.О.
  • Погосян М.А.
  • Чепкин В.М.
RU2207968C2
САМОЛЕТ БОЛЬШОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ 2007
  • Подколзин Василий Григорьевич
  • Шведов Владимир Тарасович
  • Дмитриев Владимир Григорьевич
  • Полунин Игорь Михайлович
  • Зиновьев Денис Михайлович
RU2335430C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 785 374 C1

Реферат патента 2022 года КОРПУС КРЫЛЬЕВОГО ОТСЕКА ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Заявляемое техническое решение относится к области летательных аппаратов, а именно к конструкциям корпусов и аэродинамических поверхностей высокоскоростных летательных аппаратов (ВЛА) с использованием композиционных материалов. Корпус крыльевого отсека ВЛА выполнен с обеспечением стыковки с консолями крыла и включает внешний корпус из углеродного композиционного материала, соединенный с ним внутренний металлический корпус и размещенную между ними теплоизоляцию, внешний корпус состоит из оболочки и центроплана крыла, в оболочке установлены шпангоуты, а в центроплане - поперечные стенки, примыкающие к шпангоутам с внешней стороны оболочки, при этом все элементы внешнего корпуса соединены при помощи крепежа из углеродного композиционного материала с последующим силицированием внешнего корпуса, а внутренний корпус выполнен в виде жестко соединенных между собой передней рамы, обечайки и задней рамы, при этом со стороны задней рамы внешний и внутренний корпус жестко соединены, а со стороны передней рамы внешний корпус контактирует с внутренним корпусом с обеспечением возможности теплового перемещения. Использование предлагаемого технического решения позволит проектировать и изготавливать полнофункциональные конструкции корпусов крыльевых отсеков ВЛА, работающих в условиях воздействия высокотемпературного воздушного потока и аэродинамических нагрузок, а также проектировать и изготавливать конструкции внешних теплозащитных корпусов ВЛА. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения RU 2 785 374 C1

1. Корпус крыльевого отсека высокоскоростного летательного аппарата (ВЛА), выполненный с обеспечением стыковки с консолями крыла и включающий внешний корпус из углеродного композиционного материала, соединенный с ним внутренний металлический корпус и размещенную между ними теплоизоляцию, отличающийся тем, что внешний корпус состоит из оболочки и центроплана крыла, в оболочке установлены шпангоуты, а в центроплане - поперечные стенки, примыкающие к шпангоутам с внешней стороны оболочки, при этом все элементы внешнего корпуса соединены при помощи крепежа из углеродного композиционного материала с последующим силицированием внешнего корпуса, а внутренний корпус выполнен в виде жестко соединенных между собой передней рамы, обечайки и задней рамы, при этом со стороны задней рамы внешний и внутренний корпус жестко соединены, а со стороны передней рамы внешний корпус контактирует с внутренним корпусом с обеспечением возможности теплового перемещения.

2. Корпус крыльевого отсека ВЛА по п. 1, отличающийся тем, что со стороны задней рамы в месте соединения внешнего и внутреннего корпусов установлены прокладки из термостойкого композиционного материала с низким коэффициентом теплопроводности, а со стороны передней рамы внешний корпус оперт на внутренний через стенку, жестко соединенную с внешним корпусом и выполненную из термостойкого композиционного материала с низким коэффициентом теплопроводности.

3. Корпус крыльевого отсека ВЛА по п. 1, отличающийся тем, что в передней и задней раме внутреннего корпуса выполнены пазы для установки и жесткого закрепления передней и задней балок из жаростойкого высокопрочного материала, а в центроплане выполнены прорези для обеспечения стыковки по передней и задней балке с консолями крыла.

4. Корпус крыльевого отсека ВЛА по п. 3, отличающийся тем, что в его состав введен экран, жестко закрепленный на торце передней рамы внутреннего корпуса с перекрытием выполненной под него подсечки на торце оболочки и центроплана и охватыванием снаружи передней балки, при этом экран выполнен из углеродного композиционного материала в виде цельной, отдельно просилицированной детали с внешними контурами, эквидистантными оболочке и центроплану внешнего корпуса, прорезь для обеспечения стыковки по передней балке с консолями крыла выполнена в экране, а внутри экрана установлены элементы теплоизоляции.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2785374C1

CN 208216970 U, 11.12.2018
CN 105173053 A, 23.12.2015
ТЕПЛОЗАЩИТНОЕ ПОКРЫТИЕ КОРПУСА ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТЫ) 2019
  • Назаренко Вадим Вадимович
  • Будыка Сергей Михайлович
  • Измалкин Олег Сергеевич
  • Дмитриева Александра Анатольевна
  • Пилипчук Сергей Васильевич
RU2724188C1
CN 201842255 U, 25.05.2011.

RU 2 785 374 C1

Авторы

Каверин Виктор Александрович

Елчев Александр Владимирович

Коган Евгений Ильич

Сидоренко Андрей Петрович

Горяев Андрей Николаевич

Назаренко Вадим Вадимович

Измалкин Олег Сергеевич

Будыка Сергей Михайлович

Ширшов Юрий Юрьевич

Рожков Денис Александрович

Даты

2022-12-07Публикация

2022-03-21Подача