КОРПУС ОТСЕКА ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 2024 года по МПК B64C1/06 

Описание патента на изобретение RU2829616C1

Заявляемое техническое решение относится к области летательных аппаратов, а именно к конструкциям корпусов высокоскоростных летательных аппаратов (ВЛА), наружные оболочки которых выполнены из композиционных материалов.

Известен способ изготовления составной части корпуса ВЛА из углеродного композиционного материала по патенту РФ № 2783796, в составе оболочки и элементов силового набора с последующей сборкой с помощью крепежных деталей из углеродного композиционного материала и силицированием собранной конструкции.

Известны объемно-армированные композиционные материалы, например, материал, описанный в патенте РФ № 2778523, выполненный на основе углеродной, углерод керамической или полимерной матрицы и стержневого каркаса из углеродных волокон, состоящего из расположенных по его высоте рядов стержней горизонтального и стержней вертикального направлений.

Известно также устройство по патенту РФ № 2785374, представляющее собой корпус крыльевого отсека ВЛА, состоящий из внешнего корпуса из углеродного композиционного материала, включающего оболочку и стыковой шпангоут, внутреннего корпуса, включающего обечайку и заднюю раму, теплоизоляции, размещенной между внешним и внутренним корпусом, при этом все элементы внешнего корпуса соединены крепежом из углеродного композиционного материала с последующим силицированием внешнего корпуса, причем стыковой шпангоут внешнего корпуса жестко соединен с задней рамой внутреннего корпуса.

Устройство по патенту РФ № 2785374 имеет следующие недостатки:

- не представлено техническое решение, позволяющее в условиях воздействия высокотемпературного воздушного потока рационально передавать аэродинамические нагрузки с внешнего корпуса на внутренний корпус по местам их жесткого соединения;

- отсутствие такого решения приводит к увеличению размеров стыкового шпангоута в поперечном сечении и утолщению оболочки в зоне стыкового шпангоута из соображений прочности конструкции, а это, в свою очередь, приводит к увеличению массы конструкции.

Данное устройство принято за ближайший аналог.

Технической задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, является:

- создание конструкции, позволяющей рационально передавать аэродинамические нагрузки с внешнего корпуса на внутренний корпус по местам их жесткого соединения;

- снижение массы конструкции по местам соединения внешнего корпуса с внутренним корпусом;

- повышение надежности конструкции.

Поставленная задача достигается тем, что корпус отсека высокоскоростного летательного аппарата, состоящий из внешнего корпуса из углеродного композиционного материала, содержащего оболочку и стыковой шпангоут, внутреннего корпуса, содержащего обечайку, переднюю и заднюю раму, теплоизоляции, размещенной между внешним и внутренним корпусом, причем все элементы внешнего корпуса соединены крепежом из углеродного композиционного материала, при этом со стороны задней рамы внешний и внутренний корпус соединены жестко, а со стороны передней рамы внешний корпус оперт на внутренний с возможностью теплового перемещения, причем во внешнем корпусе установлены кронштейны из объемно-армированного углеродного композиционного материала, изготовленные путем механической обработки исходной заготовки и с выполнением резьбовых отверстий, при этом кронштейны своим основанием соединены с оболочкой, а стенкой - с ответной стенкой стыкового шпангоута крепежом из углеродного композиционного материала с последующим силицированием в составе внешнего корпуса, а соединение внешнего корпуса с внутренним корпусом выполнено с помощью металлического крепежа, установленного в соосных отверстиях в стенке стыкового шпангоута, в стенках кронштейнов и в ответных им отверстиях в задней раме внутреннего корпуса.

Предложенное техническое решение поясняется чертежами.

На фиг. 1 показан корпус 1 отсека ВЛА и заданы выноска А по передней части и выноска Б по задней части отсека.

На фиг. 2 по выноске А дан вид на переднюю часть корпуса 1 отсека. Показаны внешний корпус 2 из углеродного композиционного материала и внутренний корпус 3, включая обечайку 6 и переднюю раму 7. Видно также, что оболочка 4 внешнего корпуса 2 оперта на переднюю раму 7 внутреннего корпуса 3 с возможностью теплового перемещения, при этом используется опорная накладка 22 из термостойкого композиционного материала с низким коэффициентом теплопроводности.

На фиг. 3 по выноске Б дан вид на заднюю часть корпуса 1 отсека по одному из мест жесткого соединения внешнего корпуса 2 с внутренним корпусом 3. Внешний корпус 2 включает оболочку 4 и стыковой шпангоут 5, а внутренний корпус 3 - обечайку 6 и заднюю раму 8. Между внешним корпусом 2 и внутренним корпусом 3 размещена теплоизоляция 9. Кронштейн 10 из объемно-армированного углеродного композиционного материала крепится к оболочке 4 винтами 11 и гайками 12, а своими стенками 14 к стенкам 15 шпангоута 5 винтами 13. Кроме того, в зонах между кронштейнами 10 шпангоут 5 своими полками крепится к оболочке 4 винтами 16 с гайками 17. Перечисленный крепеж И, 12, 13, 16, 17 выполнен из углеродного композиционного материала. Собранный на этом крепеже внешний корпус 2 проходит операцию силицирования. Стыковой шпангоут 5 с кронштейнами 10 внешнего корпуса 2 соединены по контуру с задней рамой 7 внутреннего корпуса 3 через кронштейны 16 винтами 18 с гайками 19, при этом используются прокладки 20 и 21 из термостойкого композиционного материала с низким коэффициентом теплопроводности.

На фиг. 4 дан разрез В-В, где показан фрагмент внешнего корпуса 2 в составе оболочки 4, шпангоута 5 и кронштейнов 10.

На фиг. 5 показан разрез Г-Г по одному из мест крепления кронштейна 10 к шпангоуту 5. При этом стенка 14 кронштейна 10 примыкает к стенке 15 шпангоута 5 и в резьбовое отверстие стенки 14 со стороны стенки 15 ввернут винт 13 из углеродного композиционного материала.

На фиг. 6 представлен разрез Д-Д по месту крепления шпангоута 5 к оболочке 4 винтом 16 с гайкой 17, выполненными из углеродного композиционного материала. Такие точки крепления расположены в местах между кронштейнами 10.

На фиг. 7 показан в разных видах кронштейн 10 из объемно-армированного углеродного композиционного материала, который крепится к оболочке 4 винтами 11 и гайками 12, а своими стенками 14 к стенкам 15 шпангоута 5 винтами 13.

Устройство работает следующим образом.

Корпус отсека ВЛА во время полета находится в условиях воздействия внешних факторов - высокотемпературного воздушного потока и аэродинамических нагрузок. Внешний корпус 2 вместе с теплоизоляцией 9 защищает внутренний корпус 3 от воздействия высокотемпературного воздушного потока и передает аэродинамическую нагрузку на внутренний корпус 3. При этом в передней части отсека 1 оболочка 4 внешнего корпуса 2 оперта на переднюю раму 7 внутреннего корпуса 3 с возможностью теплового перемещения, а в задней части отсека 1 обеспечивается жесткое соединение внешнего корпуса 2 с внутренним корпусом 3, а именно стыковой шпангоут 5 с кронштейнами 10 внешнего корпуса 2 соединены по контуру с задней рамой 7 внутреннего корпуса 3 через кронштейны 16 винтами 17 с гайками 18. Кронштейны 10 выполнены из объемно-армированного углеродного композиционного материала, что позволяет выполнять их механическую обработку из исходной заготовки, включая нарезание резьбы, а поскольку кронштейны располагаются под оболочкой 4, то это предохраняет их от прямого воздействия высокотемпературного воздушного потока, Кронштейны 10 крепятся к оболочке 4 винтами 11 и гайками 12, а своими стенками 14 к стенкам 15 шпангоута 5 винтами 13. В зонах между кронштейнами 10 шпангоут 5 своими полками крепится к оболочке 4 винтами 16 с гайками 17. Такое соединение деталей внешнего корпуса 2 существенно упрочняет конструкцию и позволяет рационально передавать аэродинамическую нагрузку с внешнего корпуса 2 на внутренний корпус 3. Использование прокладок 20 и 21, а также опорной накладки 22 из термостойкого композиционного материала с низким коэффициентом теплопроводности позволяет предохранить металлические элементы конструкции от перегрева.

Работа устройства, также, подробно раскрыта в комментариях к фиг.1-5 описания.

Предложенное устройство прошло отработку в производстве, а также лабораторно-стендовые и летно-конструкторские испытания в составе ВЛА. Использование предлагаемого технического решения позволит:

- создать конструкцию, позволяющую рационально передавать аэродинамические нагрузки с внешнего корпуса на внутренний корпус по местам их жесткого соединения;

- снизить массу конструкции по местам соединения внешнего корпуса с внутренним корпусом;

- повысить надежность конструкции.

Похожие патенты RU2829616C1

название год авторы номер документа
КОРПУС КРЫЛЬЕВОГО ОТСЕКА ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2022
  • Каверин Виктор Александрович
  • Елчев Александр Владимирович
  • Коган Евгений Ильич
  • Сидоренко Андрей Петрович
  • Горяев Андрей Николаевич
  • Назаренко Вадим Вадимович
  • Измалкин Олег Сергеевич
  • Будыка Сергей Михайлович
  • Ширшов Юрий Юрьевич
  • Рожков Денис Александрович
RU2785374C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СОСТАВНОЙ ЧАСТИ КОРПУСА ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2021
  • Горяев Андрей Николаевич
  • Назаренко Вадим Вадимович
  • Каверин Виктор Александрович
  • Ширшов Юрий Юрьевич
  • Щукин Дмитрий Анатольевич
  • Крутов Максим Владимирович
  • Чунаев Владимир Юрьевич
  • Судюков Павел Александрович
  • Тетерин Игорь Иванович
  • Носков Виктор Михайлович
RU2783796C1
КОРПУС ГОЛОВНОГО АНТЕННОГО ОБТЕКАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ 2023
  • Дергачев Александр Анатольевич
  • Каверин Виктор Александрович
  • Налиткин Олег Николаевич
  • Фокин Роман Сергеевич
  • Евсеев Дмитрий Алексеевич
  • Губина Екатерина Васильевна
RU2823544C1
СИСТЕМА ОТДЕЛЕНИЯ ОТСЕКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2016
  • Дергачев Александр Анатольевич
  • Горлашкин Александр Александрович
  • Каверин Виктор Александрович
  • Шаповалов Анатолий Иванович
  • Коган Евгений Ильич
RU2651780C1
Антенный обтекатель 2020
  • Духова Татьяна Александровна
  • Рогов Дмитрий Александрович
  • Воробьев Сергей Борисович
  • Латыш Сергей Иванович
  • Липатов Сергей Юрьевич
  • Антонов Владимир Викторович
  • Русин Михаил Юрьевич
  • Коваленко Павел Васильевич
RU2735381C1
КРЕПЕЖНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ИЗ МАТЕРИАЛОВ С РАЗНЫМИ КОЭФФИЦИЕНТАМИ ТЕПЛОВОГО РАСШИРЕНИЯ 2017
  • Каверин Виктор Александрович
  • Шаповалов Анатолий Иванович
  • Ширшов Юрий Юрьевич
  • Горяев Андрей Николаевич
  • Назаренко Вадим Вадимович
RU2660308C1
ТЕПЛОЗАЩИТНОЕ ПОКРЫТИЕ КОРПУСА ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2019
  • Горяев Андрей Николаевич
  • Будыка Сергей Михайлович
  • Дмитриева Александра Анатольевна
  • Ширшов Юрий Юрьевич
  • Ширяев Александр Владимирович
  • Судюков Павел Александрович
  • Докучаев Андрей Георгиевич
RU2728049C1
СИСТЕМА И СПОСОБ ОТДЕЛЕНИЯ ОТСЕКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2020
  • Дергачев Александр Анатольевич
  • Каверин Виктор Александрович
  • Шаповалов Анатолий Иванович
  • Соколов Павел Михайлович
  • Кузьмин Евгений Викторович
  • Жарков Максим Игоревич
RU2762186C1
КОРПУС НЕСУЩЕГО ТОПЛИВНОГО БАКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2019
  • Дергачев Александр Анатольевич
  • Каверин Виктор Александрович
  • Шаповалов Анатолий Иванович
  • Зайцев Валериан Иванович
  • Александрова Алла Ивановна
  • Деревягина Валентина Георгиевна
RU2724204C1
Антенный обтекатель 2019
  • Зарюгин Геннадий Давыдович
  • Колоколов Леонид Иванович
  • Прасолов Алексей Николаевич
  • Полетаев Максим Евгеньевич
  • Рогов Дмитрий Александрович
  • Русин Михаил Юрьевич
RU2730901C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 829 616 C1

Реферат патента 2024 года КОРПУС ОТСЕКА ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к летательным аппаратам. Корпус отсека высокоскоростного летательного аппарата содержит внешний корпус (2) с теплоизоляцией (9) и внутренний корпус (2). В передней части отсека оболочка (4) внешнего корпуса (2) оперта на переднюю раму внутреннего корпуса (2) с возможностью теплового перемещения, а в задней части отсека внешний корпус (2) соединен с внутренним корпусом (2). Стыковой шпангоут с кронштейнами (10) внешнего корпуса (2) соединены по контуру с задней рамой внутреннего корпуса (2) через кронштейны (16). Кронштейны (10) выполнены из объемно-армированного углеродного композиционного материала. Достигается рациональная передача аэродинамических нагрузок, снижение массы, повышение надежности. 7 ил.

Формула изобретения RU 2 829 616 C1

Корпус отсека высокоскоростного летательного аппарата, состоящий из внешнего корпуса из углеродного композиционного материала, содержащего оболочку и стыковой шпангоут, внутреннего корпуса, содержащего обечайку, переднюю и заднюю раму, теплоизоляции, размещенной между внешним и внутренним корпусом, причем все элементы внешнего корпуса соединены крепежом из углеродного композиционного материала, при этом со стороны задней рамы внешний и внутренний корпус соединены жестко, а со стороны передней рамы внешний корпус оперт на внутренний с возможностью теплового перемещения, отличающийся тем, что во внешнем корпусе установлены кронштейны из объемно-армированного углеродного композиционного материала, изготовленные путем механической обработки исходной заготовки и с выполнением резьбовых отверстий, при этом кронштейны своим основанием соединены с оболочкой, а стенкой - с ответной стенкой стыкового шпангоута крепежом из углеродного композиционного материала с последующим силицированием в составе внешнего корпуса, а соединение внешнего корпуса с внутренним корпусом выполнено с помощью металлического крепежа, установленного в соосных отверстиях в стенке стыкового шпангоута, в стенках кронштейнов и в ответных им отверстиях в задней раме внутреннего корпуса.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2829616C1

КОРПУС КРЫЛЬЕВОГО ОТСЕКА ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2022
  • Каверин Виктор Александрович
  • Елчев Александр Владимирович
  • Коган Евгений Ильич
  • Сидоренко Андрей Петрович
  • Горяев Андрей Николаевич
  • Назаренко Вадим Вадимович
  • Измалкин Олег Сергеевич
  • Будыка Сергей Михайлович
  • Ширшов Юрий Юрьевич
  • Рожков Денис Александрович
RU2785374C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ЛЕГЧЕ ВОЗДУХА 1992
  • Плужник Владимир Иванович
RU2110443C1
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОРПУС ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1993
  • Жигунов Владимир Павлович
RU2096261C1
CN 105711804 B, 03.04.2018.

RU 2 829 616 C1

Авторы

Горяев Андрей Николаевич

Назаренко Вадим Вадимович

Каверин Виктор Александрович

Ширшов Юрий Юрьевич

Щукин Дмитрий Анатольевич

Тетерин Игорь Иванович

Чунаев Владимир Юрьевич

Судюков Павел Александрович

Арнольдов Алексей Константинович

Даты

2024-11-02Публикация

2024-02-12Подача