Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к управляемым аэродинамическим поверхностям (рулям, стабилизаторам, элевонам) и механизмам их управления.
Наиболее близким по набору существенных признаков является техническое решение по патенту РФ №2505776, 2014 г., которое и было принято авторами за аналог.
Данное техническое решение представляет собой механизм управления элевоном, установленным на задней кромке крыла. Механизм содержит вал, рычаг и рулевую машинку со штоком. Рычаг жестко закреплен на валу и шарнирно соединен со штоком рулевой машинки. Один конец вала составляет подвижное шлицевое соединение со сферической опорой, закрепленной в корпусе ЛА. Второй конец вала шарнирно соединен с обоймой. В обойме шарнирно закреплен поводок, жестко соединенный с элевоном. При этом ось шарнирного соединения обоймы с валом расположена под 90° к оси шарнирного соединения поводка и обоймы. При перемещении штока рулевой машинки рычаг, вал со сферической опорой и поводок совместным вращением поворачивают элевон. При этом температурные деформации составных частей ЛА и несоосность осей вращения поводка и крыла компенсируются продольными перемещениями вала с рычагом в сферической опоре, угловыми перемещениями сферической опоры относительно корпуса ЛА и угловыми перемещениями обоймы относительно вала.
Недостатком этого технического решения является увеличение трения в шаровой опоре при перемещении рычага относительно сферической опоры с возникновением паразитного момента при температурных деформациях составных частей ЛА.
Дальнейшее увеличение температурных деформаций может привести к нерасчетному случаю и заклиниванию механизма.
Техническим результатом предлагаемого изобретения является обеспечение управления элевоном, расположенным на задней кромке крыла, независимо от температурных деформаций механизма управления и составных частей ЛА при их эксплуатации и технологических погрешностей при изготовлении деталей механизма и установке его на ЛА.
Достигается указанный технический результат следующим образом. Механизм управления элевоном ЛА состоит из размещенных в корпусе ЛА вала вращения, рычага и рулевой машинки со штоком. Рычаг шарнирно соединен со штоком рулевой машинки. Вал вращения состоит из втулки, цилиндра и кинематической цепи. Втулка находится на конце вала и в центральной ее части при помощи шлицевого соединения закреплен рычаг.Одним концом втулка установлена в сферическую опору, закрепленную в корпусе ЛА. В другом конце втулки при помощи шпонки одним концом закреплен цилиндр. Вторым концом цилиндр соединен с выходным валом через карданный шарнир. Выходной вал представляет собой наконечник, жестко закрепленный в элевоне.
На фиг. 1 представлена конструкция механизма управления элевоном ЛА, где:
1 - вал вращения;
2 - рычаг;
3 - рулевая машинка;
4 - корпус;
5 - шток;
6 - элевон;
7 - крыло;
8 - сферическая опора;
9 - втулка;
10 - паз;
11 - кинематическая цепь;
12 - выходной вал;
13 - наконечник; 14-цилиндр;
15 - карданный шарнир;
16 - шпонка.
На фиг. 2 представлен вид механизма снизу.
Механизм управления элевоном ЛА состоит из вала вращения 1, рычага 2, жестко закрепленного на валу 1, и рулевой машинки 3, размещенных в корпусе 4 ЛА. Шток 5 рулевой машинки 3 шарнирно соединен с рычагом 2. Элевон 6, оканчивающий вал 1, шарнирно установлен на задней кромке крыла 7. Второй конец вала 1 соединен со сферической опорой 8, установленной в корпусе 4, и содержит втулку 9, в центральной части которой жестко закреплен рычаг 2. Одна сторона втулки 9 шарнирно соединена со сферической опорой 8, а другая - содержит продольный паз 10. Конец вала 1 с элевоном 6 выполнен в виде кинематической цепи 11, которая состоит из выходного вала 12 и карданного шарнира 15. Выходной вал 12 состоит из наконечника 13, жестко закрепленного в элевоне 6. Центральная часть вала 1 содержит цилиндр 14, один конец которого соединен с выходным валом 12 через карданный шарнир 15, а другой содержит шпонку 16 и телескопически соединен с втулкой 9 с возможностью продольного перемещения. При этом шпонка 16 размещена в продольном пазу 10 втулки 9.
Устройство работает следующим образом. При подаче управляющего сигнала рулевая машинка 3 посредством рычага 2, шарнирно соединенного со штоком 5 рулевой машинки 3, поворачивает вал вращения 1 и управляет отклонением элевона 6.
При этом возможные относительные перемещения, вызываемые неравномерным нагревом крыла 7, элевона 6 и корпуса 4 ЛА, компенсируются продольными перемещениями цилиндра 14 во втулке 9, угловыми перемещениями сферической опоры 8 относительно корпуса 4 и угловыми перемещениями карданного шарнира 15.
Предложенное техническое решение позволило реализовать механизм управления элевоном, расположенным на задней кромке крыла, независимо от температурных деформаций механизма управления и составных частей ЛА при их эксплуатации и технологических погрешностей при изготовлении деталей механизма и установке его на ЛА.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕВОНОМ | 2012 |
|
RU2518486C2 |
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕВОНОМ | 2012 |
|
RU2505776C1 |
МЕХАНИЗМ СОЕДИНЕНИЯ-РАЗДЕЛЕНИЯ ЭЛЕВОНА СКЛАДЫВАЕМОГО КРЫЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2012 |
|
RU2509682C1 |
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РУЛЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2021 |
|
RU2783794C1 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 2016 |
|
RU2639352C1 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ТИПА ОРНИТОПТЕРА | 2002 |
|
RU2236988C2 |
СИСТЕМА НЕЗАВИСИМОЙ ПОДВЕСКИ И КРАН, ИМЕЮЩИЙ ТАКУЮ СИСТЕМУ | 2014 |
|
RU2647115C2 |
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ ПОВЕРХНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ И ВОЗДУШНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ, ОБОРУДОВАННЫЙ ТАКИМ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ МЕХАНИЗМОМ | 2012 |
|
RU2561159C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С УПРАВЛЕНИЕМ КРЕНОМ | 2003 |
|
RU2264306C2 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ С ДВИЖИТЕЛЕМ В ВИДЕ МАШУЩИХ КРЫЛЬЕВ | 2002 |
|
RU2217355C1 |
Изобретение относится к области ракетной техники и касается управляемых аэродинамических поверхностей и механизмов их управления. Механизм управления элевоном летательного аппарата состоит из вала вращения, размещенного в корпусе летательного аппарата, рычага, жестко закрепленного на валу, и рулевой машинки, установленной в корпусе летательного аппарата. Шток рулевой машинки шарнирно соединен с рычагом. Один конец вала соединен с элевоном, который шарнирно установлен на задней кромке крыла. Другой конец вала соединен со сферической опорой, установленной в корпусе летательного аппарата, и содержит втулку, в центральной части которой жестко закреплен рычаг. Одна сторона втулки шарнирно соединена со сферической опорой, а другая сторона содержит продольный паз. Конец вала, соединенный с элевоном, выполнен в виде кинематической цепи, которая состоит из выходного вала. Один конец выходного вала содержит наконечник, жестко закрепленный в элевоне. Центральная часть вала содержит цилиндр. Один конец цилиндра соединен с выходным валом через карданный шарнир. Другой конец цилиндра содержит шпонку и телескопически соединен с втулкой с возможностью продольного перемещения. При этом шпонка размещена в продольном пазу втулки. Предложенное техническое решение позволило реализовать механизм управления элевоном, расположенным на задней кромке крыла, независимо от температурных деформаций механизма управления и составных частей ЛА при их эксплуатации и технологических погрешностей при изготовлении деталей механизма и установке его на ЛА. 2 ил.
Механизм управления элевоном летательного аппарата, состоящий из размещенного в корпусе летательного аппарата вала вращения, рычага, жестко закрепленного на валу, и рулевой машинки, установленной в корпусе летательного аппарата, шток которой шарнирно соединен с рычагом, один конец вала соединен с элевоном, шарнирно установленным на задней кромке крыла, а другой конец со сферической опорой, установленной в корпусе летательного аппарата, отличающийся тем, что один конец вала, соединенный со сферической опорой, содержит втулку, в центральной части которой жестко закреплен рычаг, одна сторона втулки шарнирно соединена со сферической опорой, а другая сторона содержит продольный паз, конец вала, соединенный с элевоном, выполнен в виде кинематической цепи, которая состоит из выходного вала, один конец которого содержит наконечник, жестко закрепленный в элевоне, центральная часть вала содержит цилиндр, один конец которого соединен с выходным валом через карданный шарнир, а другой конец цилиндра содержит шпонку и телескопически соединен с втулкой с возможностью продольного перемещения, при этом шпонка размещена в продольном пазу втулки.
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕВОНОМ | 2012 |
|
RU2518486C2 |
GB 760225 A, 31.10.1956 | |||
US 3563495 A, 16.02.1971. |
Авторы
Даты
2022-12-07—Публикация
2022-03-21—Подача