Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к устройствам управления рулями (стабилизаторами) летательного аппарата (ЛА) и может быть использовано в конструкциях управления аэродинамических поверхностей ЛА.
Наиболее близким по набору существенных признаков является техническое решение по патенту РФ №2258895, 2005 г., которое и было принято авторами за аналог.
Данное техническое решение представляет собой блок рулевого привода управления снаряда содержащий вал вращения, соединенный с рулем, рычаг, закрепленный на валу и рулевую машинку, установленную в корпусе снаряда, ось которой параллельна оси изделия, шток рулевой машинки шарнирно соединен с рычагом.
Недостатками данного технического решения являются невозможность установки указанного устройства в корпус ракеты, имеющей малый объем (например, отсек с малой длиной) для размещения рулевой машинки из-за малого продольного размера отсека. В отсеках имеющие перегородки, например для обеспечения герметичности отсека, выступание за габариты отсека элементов конструкции и прибор приводит к необходимости увеличения габаритов отсека, а следственно и его массы, что влияет на компоновку изделия в целом и его центровку.
Техническим результатом изобретения является уменьшения габаритов механизма управления рулем расположенного в отсеке ЛА.
Указанный технический результат достигается следующим образом.
Механизм управления рулем ЛА состоит из размещенного на корпусе ЛА вала, соединенного с рулем, шарнирно установленным на корпусе ЛА, рычага, жестко закрепленного на валу, и рулевой машинки, установленной в корпусе ЛА, шток которой соединен с рычагом. В корпусе ЛА выполнены ниша и два параллельных отверстия. Механизм содержит ось, жестко установленную в отверстии корпуса, пиростопор со штоком, жестко установленный в другом отверстии корпуса, качалку, установленную в нише корпуса. Качалка содержит втулку, шарнирно установленную на оси. Один конец качалки содержит ухо, шарнирно соединенное со штоком пиростопора, а другой содержит нижний рычаг, шарнирно соединенный со штоком рулевой машинки, и верхний рычаг, который шарнирно соединен с одним концом тяги, которая другим концом шарнирно соединена с рычагом. Рулевая машинка установлена перпендикулярно оси летательного аппарата.
Предложенное техническое решение поясняется чертежами - на фиг.1-3, где представлены общий вид механизмом управления руля ЛА, вид снизу и сечение по отдельным элементам конструкции механизма.
1 - корпус ЛА;
2 - вал;
3 - руль;
4 - рычаг;
5 - рулевая машинка;
6 - шток;
7 - кронштейн;
8 - ниша;
9 - отверстие;
10 - отверстие;
11 - ось;
12 - пиростопор;
13 - качалка;
14 - втулка;
15 - ухо;
16 - нижний рычаг;
17 - верхний рычаг;
18 - тяга;
19 - ухо;
20 - ухо;
21 - втулка;
22 - шток;
23 - ось.
Предлагаемое устройство состоит из размещенного на корпусе ЛА (1) вала (2), соединенного с рулем (3), шарнирно установленным на корпусе ЛА (1), рычага (4), жестко закрепленного на валу (2), и рулевой машинки (5), установленной в корпусе ЛА (1), шток (6) которой соединен с рычагом (3). В корпусе ЛА (1) выполнены ниша (8) и два параллельных отверстия (9, 10). Механизм содержит ось (11), жестко установленную в отверстии (9) корпуса ЛА (1), пиростопор (12) со штоком (22), жестко установленный в отверстии (10) корпуса ЛА (1), качалку (13), установленную в нише (8) корпуса ЛА (1). Качалка (13) содержит втулку (14), шарнирно установленную на оси (11). Один конец качалки (13) содержит ухо (15), шарнирно соединенное со штоком (22) пиростопора (12), а другой содержит нижний рычаг (16), шарнирно соединенный со штоком (6) рулевой машинки (5), и верхний рычаг (17), который шарнирно соединен с одним концом (ухом (19)) тяги (18), которая другим концом (ухом (20)) шарнирно соединена с рычагом (4). Уши (19, 20) тяги (18) соединены между собой при помощи втулки (21). Рулевая машинка (5) установлена перпендикулярно оси (23) ЛА.
Устройство работает следующим образом. В исходном положении качалка (13) механизма зафиксирована от поворотов при помощи пиростопора (12). При подаче управляющего сигнала происходит срабатывание пиростопора (12) и выход штока (22) из уха (15) качалки (13), освобождая качалку (13). Далее шток (6) рулевой машинки (5) перемещаясь на заданное расстояние, поворачивает качалку (13). При этом качалка (13) перемещает тягу (18), шарнирно соединенная одним концом с верхним рычагом (17), а другим с рычагом (4), которая поворачивает вал (2) с рулем (3) на заданный угол. При этом нулевое положение руля (3) осуществляется при помощи втулки (21), которая регулирует длину тяги (18).
Предложенная конструкция механизма позволяет реализовать конструкцию механизма управления рулем ЛА установленного в корпусе с малым объемом для его размещения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕВОНОМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2022 |
|
RU2785389C1 |
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕВОНОМ | 2012 |
|
RU2518486C2 |
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕВОНОМ | 2012 |
|
RU2505776C1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОВОРОТОМ КОЛЕС ПЕРЕДНЕЙ ОПОРЫ ШАССИ | 1992 |
|
RU2042575C1 |
АВТОНОМНЫЙ ГИДРОПРИВОД-БЛОК ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИХ РУЛЕВЫХ МАШИН | 2004 |
|
RU2261195C1 |
УСТРОЙСТВО ПЕРЕВОДА В РАБОЧЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕТРОДВИГАТЕЛЯ САМОЛЕТА | 2013 |
|
RU2532318C1 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ РУЛЕВЫМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 2010 |
|
RU2466060C2 |
Комбинированная динамически-подобная аэродинамическая модель для разных видов аэродинамических испытаний | 2023 |
|
RU2808290C1 |
МНОГОЦЕЛЕВАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА В ПУСКОВОМ КОНТЕЙНЕРЕ | 2004 |
|
RU2277693C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С УПРАВЛЕНИЕМ КРЕНОМ | 2003 |
|
RU2264306C2 |
Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к устройствам управления рулями (стабилизаторами) летательного аппарата (ЛА), и может быть использовано в конструкциях управления аэродинамических поверхностей ЛА. Механизм управления рулем ЛА состоит из размещенного на корпусе ЛА вала, соединенного с рулем, шарнирно установленным на корпусе ЛА, рычага, жестко закрепленного на валу, и рулевой машинки, установленной в корпусе ЛА, шток которой соединен с рычагом. В корпусе ЛА выполнены ниша и два параллельных отверстия. Механизм содержит ось, жестко установленную в отверстии корпуса, пиростопор со штоком, жестко установленный в другом отверстии корпуса, качалку, установленную в нише корпуса. Качалка содержит втулку, шарнирно установленную на оси. Один конец качалки содержит ухо, шарнирно соединенное со штоком пиростопора, а другой содержит нижний рычаг, шарнирно соединенный со штоком рулевой машинки, и верхний рычаг, который шарнирно соединен с одним концом тяги, которая другим концом шарнирно соединена с рычагом. Рулевая машинка установлена перпендикулярно оси летательного аппарата. Техническим результатом изобретения является уменьшение габаритов механизма управления рулем, расположенным в отсеке ЛА. 3 ил.
Механизм управления рулем летательного аппарата, состоящий из размещенного на корпусе летательного аппарата вала, соединенного с рулем, шарнирно установленным на корпусе летательного аппарата, рычага, жестко закрепленного на валу, и рулевой машинки, установленной в корпусе летательного аппарата, шток которой соединен с рычагом, отличающийся тем, что в корпусе летательного аппарата выполнены ниша и два параллельных отверстия, а механизм управления снабжен осью, жестко установленной в отверстии корпуса, пиростопором со штоком, жестко установленным в другом отверстии корпуса, качалкой, установленной в нише корпуса, содержащей втулку, шарнирно установленную на оси, один конец качалки выполнен в виде уха, шарнирно соединенного со штоком пиростопора, а другой в виде нижнего рычага, шарнирно соединенного со штоком рулевой машинки, и верхнего рычага, который шарнирно соединен с одним концом тяги, которая другим концом шарнирно соединена с рычагом, при этом рулевая машинка установлена перпендикулярно оси летательного аппарата.
БЛОК РУЛЕВОГО ПРИВОДА УПРАВЛЯЕМОГО СНАРЯДА | 2004 |
|
RU2258895C1 |
SU 372116 A1, 20.11.2004 | |||
SU 420228 A1, 20.11.2004 | |||
CN 111717371 A, 29.0.92020 | |||
CN 102639397 A, 15.08.2012. |
Авторы
Даты
2022-11-17—Публикация
2021-10-18—Подача