Кузов универсального полувагона Российский патент 2022 года по МПК B61D3/06 B61F1/12 

Описание патента на изобретение RU2785476C1

Заявляемое изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к конструкции рамы кузова универсального полувагона.

Известна рама кузова полувагона [патент РФ на полезную модель №170397 опубл. 24.04.2017] которая состоит из хребтовой балки с закрепленными поперечными концевыми, промежуточными и шкворневыми балками, причем в зоне соединения шкворневой и хребтовой балок установлены усиливающие элементы и косынки. Усиливающие элементы выполнены в виде пластин, ориентированных параллельно оси хребтовой балки и каждая из которых соединена встык с нижним листом шкворневой балки, а косынки соединены со шкворневой балкой и с усиливающими элементами. Между каждой косынкой и соответствующим усиливающим элементом образован плавный переход.

Недостатком вышеуказанного решения являются проблемы, возникающие при сборке рамы, поскольку поперечные, шкворневые и продольные балки рамы выполнены из различных видов профилей. Продольные балки крепятся в распор между шкворневой и концевой балками, а также между поперечной и шкворневой балками. При различных допусках на выполнение поверхностей указанных балок возникают технологические трудности при сборке всего изделия, а также дополнительные напряжения в местах их соединений.

Известна рама кузова универсального восьмиосного полувагона модели 12-541 [И.Ф. Пастухов, В.В. Лукин, Н.И. Жуков. "Вагоны", М., "Транспорт", 1988 г., стр.171], состоящая из хребтовой, концевых, шкворневых и промежуточных балок. Хребтовая балка сварена из двух зетообразных профилей, в месте соединения перекрытых двутавром. Хребтовая балка соединена с верхним листом с помощью накладки и нижним листом шкворневой балки, а с вертикальными листами соединена посредством накладок. Вместе с этим на шкворневой балке установлены ответные части скользунов, а на каждой поперечной балке закреплены упоры крышек люков, обеспечивающие открывания в надтележечных проемах до 23°, а в центральных проемах до 31°.

Данная конструкция выбрана в качестве прототипа для заявляемого изобретения.

К недостаткам данной конструкции следует отнести ее низкую надежность, повышенный износ консольной части кузова в области хребтовой и шкворневой балок.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является создание конструкции кузова универсального полувагона, позволяющей повысить прочностные характеристики кузова, увеличить назначенный срок службы, а также обеспечить технологичность при сборке конструкции. Это позволит обеспечить надежность и долговечность, и сократить затраты на ремонт вагона.

Поставленная задача решается путем того, что хребтовая балка выполнена сварной и имеет П-образное сечение, переменное по высоте с плавным уменьшением от центральной части к консольным частям, при этом шкворневая балка также выполнена переменного по высоте сечения, с уменьшением в месте расположения опорных скользунов и с увеличением на концевых частях, в месте с этим, каждая крепежная продольная балка выполнена сварной двутаврового сечения, при этом верхняя полка смещена относительно стенки в направлении к хребтовой балке и имеет ширину больше, чем ширина нижней полки, также верхняя полка крепежной продольной балки жестко соединена с верхним листом хребтовой балки.

Сущность изобретения заключается в том, что кузов полувагона, включает боковые, торцевые стены и раму, состоящую из хребтовой балки, соединенной с концевыми, шкворневыми и промежуточными поперечными балками, а также крепежные продольные балки, при этом хребтовая балка выполнена сварной и имеет П-образное сечение, переменное по высоте с плавным уменьшением от центральной части к консольным частям, при этом шкворневая балка также выполнена переменного по высоте сечения, с уменьшением в месте расположения опорных скользунов и с увеличением на концевых частях, в месте с этим, каждая крепежная продольная балка выполнена сварной двутаврового сечения, при этом верхняя полка смещена относительно стенки в направлении к хребтовой балке и имеет ширину больше, чем ширина нижней полки, также верхняя полка крепежной продольной балки жестко соединена с верхним листом хребтовой балки.

Соотношение высоты сечения хребтовой балки в концевой части к высоте сечения в центральной части находится в интервале от 0,67 до 0,69.

Расстояние от оси шкворня до начала переходного участка хребтовой балки находится в интервале от 950 до 960 мм.

Соотношение высоты сечения шкворневой балки в месте установки скользунов к высоте сечения в центральной и концевой частях находится в интервале от 0,62 до 0,63.

Каждая крепежная продольная балка соединена с соответствующей поперечной балкой при помощи косынки, установленной горизонтально и жестко закрепленной одним концом внахлест к нижней полке крепежной продольной балки, а другим концом к соответствующей поперечной балке тавровым швом.

На крепежных продольных балках закреплены державки петель крышек разгрузочных люков.

Сущность заявляемого изобретения поясняется чертежами:

Фиг. 1 - Кузов универсального полувагона (общий вид);

Фиг. 2 - Рама универсального полувагона (общий вид);

Фиг. 3 - Рама универсального полувагона (вид А сверху);

Фиг. 4 - Рама универсального полувагона (сечение Б-Б);

Фиг. 5 - Рама универсального полувагона (сечение В-В);

Фиг. 6 - Рама универсального полувагона (выносной элемент Г);

Фиг. 7 - Рама универсального полувагона (разрез Д-Д);

Фиг. 8 - Рама универсального полувагона (диаграммы напряжений).

Сущность изобретения заключается в том, что кузов универсального полувагона, включает боковые 1, торцевые 2 стены и раму 3, которая состоит из хребтовой балки 4, соединенной с концевыми 5, шкворневыми 6 и промежуточными поперечными 7 балками, а также крепежные продольные балки 8. Хребтовая балка 4 выполнена сварной и имеет П-образное сечение, переменное по высоте с плавным уменьшением от центральной части 4.1 к консольным частям 4.2. Шкворневая балка 6 также выполнена переменного по высоте сечения, с уменьшением в месте расположения опорных скользунов 6.1 и с увеличением в центральной части 6.2 и на концевых частях 6.3. Каждая крепежная продольная балка 8 выполнена сварной двутаврового сечения, при этом верхняя полка 8.1 смещена относительно стенки 8.2 в направлении к хребтовой балке 4 и имеет ширину больше, чем ширина нижней полки 8.3, также верхняя полка 8.1 крепежной продольной балки 8 жестко соединена с верхним листом 4.3 хребтовой балки 4.

Соотношение высоты h сечения хребтовой балки 4 в консольной части 4.2 к высоте H сечения в центральной части 4.1 находится в интервале от 0,67 до 0,69.

Расстояние L от оси шкворня 9 до начала переходного участка 4.3 хребтовой балки находится в интервале от 950 до 960 мм.

Соотношение высоты h1 сечения шкворневой балки 6 в месте установки скользунов 6.1 к высоте H1 сечения в центральной 6.2 и концевой 6.3 частях находится в интервале от 0,62 до 0,63.

Каждая крепежная продольная балка 8 соединена с соответствующей поперечной балкой 6 или 7 при помощи косынки 10, установленной горизонтально и жестко закрепленной одним концом 10.1 внахлест к нижней полке 8.2 крепежной продольной балки 8, а другим концом 10.2 к соответствующей поперечной балке 6 или 7 тавровым швом.

Технический результат от заявляемого изобретения заключается в том, что выполнение хребтовой балки сварной П-образного сечения, переменного по высоте с плавным уменьшением от центральной части к консольным частям, при этом выполнение шкворневой балки переменного по высоте сечения, с уменьшением в месте расположения опорных скользунов и с увеличением в центральной части и на концевых частях, а также выполнение каждой крепежной продольной балки сварной двутаврового сечения, при этом смещение верхней полки относительно стенки в направлении к хребтовой балке, а также выполнение верхней полки шириной больше, чем ширина нижней полки, в месте с этим, жесткое закрепление верхней полки крепежной продольной балки с верхним листом хребтовой балки обеспечивает жесткость и прочность рамы кузова полувагона в наиболее нагруженной зоне, что позволяет повысить прочностные характеристики и увеличить назначенный срок службы и, как следствие, снизить материальные затраты на ремонт полувагона.

Выполнение верхней полки крепежной продольной балки увеличенного размера, смещение ее от центра в сторону хребтовой балки и жесткое закрепление с верхним листом хребтовой балки, позволяет закрыть свободное пространство между крепежной продольной балкой и хребтовой балкой и обеспечить сплошной пол между крышками люков в надтележечном пространстве рамы вагона.

Выполнение высоты поперечного сечения шкворневой балки на концевых частях увеличенного размера по сравнению с высотой в месте установки скользунов обеспечивает размер достаточный для надежного закрепления вертикальных стоек боковой стены.

Соотношение высоты сечения хребтовой балки в концевой части к высоте сечения в центральной части в интервале от 0,67 до 0,69 позволяет получить оптимальную высоту центральной части и концевых частей хребтовой балки и обеспечить прочностные характеристики без увеличения массы.

Расстояние от оси шкворня до начала переходного участка хребтовой балки в интервале от 950 до 960 мм позволяет обеспечить свободное пространство для установки тележек без снижения прочности хребтовой балки.

Соотношение высоты сечения шкворневой балки в месте установки скользунов к высоте сечения в центральной и концевой частях в интервале от 0,62 до 0,63 позволяет обеспечить свободное пространство для установки тележки без снижения прочностных характеристик шкворневой балки.

Соединение каждой крепежной продольной балки с соответствующей поперечной балкой при помощи косынки, установленной горизонтально и жестко закрепленной одним концом внахлест к нижней полке крепежной продольной балки, а другим концом к соответствующей поперечной балке тавровым швом, обеспечивает собираемость конструкции рамы при различных допусках, а также компенсирует напряжения в местах соединения крепежных продольных балок с поперечными балками.

Закрепление на крепежных продольных балках державок петель крышек разгрузочных люков позволяет вынести точки крепления крышек разгрузочных люков в надтележечном пространстве в стороны от хребтовой балки, тем самым обеспечив возможность открывания крышек разгрузочных люков на угол, достаточный для осуществления разгрузки полувагона.

Сохранение прочности кузова универсального полувагона подтверждено расчетом прочности, который проведен в соответствии с требованиями «Норм для расчета и проектирования вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)» и ГОСТ 33211-2014 «Вагоны грузовые. Требования к прочности и динамическим качествам». Оценка напряженного состояния кузова производилась на основе метода конечных элементов (МКЭ) в конечно-элементном пакете ANSYS Workbench.

В качестве зон измерения значений эквивалентных напряжений были выбраны зоны наиболее нагруженные для рассматриваемого расчетного режима. Поля распределения эквивалентных напряжений в элементах кузова универсального полувагона при действии расчетных нагрузок представлены на фигуре 8. Из фигуры видно, что значения напряжений в наиболее нагруженных зонах не превышают предельно допустимые (345 МПа).

В настоящее время на заявляемое изобретение разработана конструкторская документация и ведутся всесторонние испытания опытных образцов.

Похожие патенты RU2785476C1

название год авторы номер документа
ПОЛУВАГОН ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ 2007
  • Конюхов Александр Дмитриевич
  • Журавлева Лариса Владимировна
  • Краснобаев Александр Михайлович
  • Шаринов Илья Львович
  • Саликов Вячеслав Алексеевич
  • Рощупкин Александр Николаевич
  • Корольков Владимир Иванович
  • Чернов Владислав Михайлович
RU2345918C1
ВАГОН-ПЛАТФОРМА УНИВЕРСАЛЬНЫЙ С ФИТИНГОВЫМИ УПОРАМИ 2019
  • Куклин Роман Андреевич
  • Ходжаева Ирина Николаевна
  • Туркин Анатолий Васильевич
  • Абакумов Андрей Алексеевич
  • Баранов Александр Николаевич
  • Подьянова Мария Анатольевна
  • Васильева Людмила Михайловна
  • Смирнов Михаил Евгеньевич
RU2722257C1
РАМА КУЗОВА ПОЛУВАГОНА 2005
  • Тиссен Александр Иванович
  • Демин Константин Павлович
  • Васильева Людмила Михайловна
  • Агинских Максим Васильевич
  • Ефимов Виктор Петрович
  • Андронов Владислав Анатольевич
  • Левин Александр Борисович
  • Пасенко Анатолий Николаевич
  • Галиева Ирина Витальевна
  • Поликарпов Алексей Александрович
  • Старостин Георгий Александрович
  • Удалова Олеся Владимировна
  • Михина Ирина Николаевна
  • Васильева Елена Станиславовна
  • Курочкин Александр Сергеевич
RU2325295C2
ШКВОРНЕВОЙ УЗЕЛ РАМЫ ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2020
  • Ходжаева Ирина Николаевна
  • Галиева Ириина Витальевна
  • Тептина Юлия Ивановна
  • Васильева Людмила Михайловна
  • Курочкин Александр Сергеевич
  • Пакулин Артем Сергеевич
RU2739404C1
Рама вагона-платформы 2018
  • Мачульский Владислав Николаевич
  • Осыка Виктор Валерьевич
  • Денисенко Сергей Анатольевич
  • Пиковцев Артем Олегович
  • Мишин Вячеслав Михайлович
RU2717408C2
ГРУЗОВОЙ ПОЛУВАГОН С ГЛУХИМ ПОЛОМ 2009
  • Мещерин Юрий Васильевич
  • Гусев Вадим Юрьевич
  • Красюков Николай Фёдорович
  • Гапанович Валентин Александрович
  • Иванов Александр Олегович
  • Коссов Валерий Семёнович
  • Чаркин Виктор Анатольевич
  • Ноздрачёва Валентина Афанасьевна
  • Шабеко Александр Петрович
RU2391239C1
ШКВОРНЕВОЙ УЗЕЛ РАМЫ ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2020
  • Чернова Татьяна Михайловна
  • Галиева Ирина Витальевна
  • Тептина Юлия Ивановна
  • Тиссен Александр Иванович
  • Баранов Александр Николаевич
  • Васильева Людмила Михайловна
  • Чирков Александр Валерьевич
RU2741853C1
Вагон-хоппер бункерного типа 2020
  • Гамзалов Станислав Джахпарович
  • Горелов Игорь Михайлович
  • Столбун Максим Леонидович
  • Дмитриченко Александр Владимирович
  • Баранников Александр Константинович
  • Харьковский Евгений Анатольевич
  • Фомин Андрей Иванович
  • Назаренко Константин Витальевич
  • Черкасец Ярослав Владимирович
RU2742359C1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ПЛАТФОРМА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ КРУПНОТОННАЖНЫХ КОНТЕЙНЕРОВ 2005
  • Еремеев Сергей Николаевич
  • Романов Николай Павлович
  • Ряполов Виталий Андреевич
  • Дверников Валерий Викторович
  • Андреев Николай Константинович
  • Диская Маргарита Витальевна
  • Комельков Анатолий Петрович
  • Косилова Татьяна Васильевна
  • Замуруев Михаил Васильевич
RU2288121C1
ПАССАЖИРСКИЙ ВАГОН КУПЕЙНОГО ТИПА 2001
  • Плютин Иван Иванович
  • Приходько Владимир Иванович
  • Можейко Екатерина Витальевна
  • Прохоров Владимир Михайлович
  • Воронович Виктор Петрович
  • Шкабров Олег Анатольевич
  • Филипп Петр Петрович
  • Андрюшина Любовь Кузьминична
  • Ермаков Виталий Викторович
  • Кирпа Георгий Николаевич
RU2182090C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 785 476 C1

Реферат патента 2022 года Кузов универсального полувагона

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к конструкции рамы кузова универсального полувагона. Кузов универсального полувагона включает боковые (1), торцевые (2) стены и раму (3), которая состоит из хребтовой балки, соединенной с концевыми, шкворневыми и промежуточными поперечными балками, а также крепежные продольные балки. Хребтовая балка выполнена сварной и имеет П-образное сечение, переменное по высоте с плавным уменьшением от центральной части к консольным частям. Шкворневая балка также выполнена переменного по высоте сечения с уменьшением в месте расположения опорных скользунов и с увеличением в центральной части и на концевых частях. Каждая крепежная продольная балка выполнена сварной двутаврового сечения, при этом верхняя полка смещена относительно стенки в направлении к хребтовой балке и имеет ширину больше, чем ширина нижней полки. Верхняя полка крепежной продольной балки жестко соединена с верхним листом хребтовой балки. Изобретение повышает прочностные характеристики кузова, увеличивает срок службы, а также обеспечивает технологичность при сборке конструкции, что позволит обеспечить надежность и долговечность и сократить затраты на ремонт вагона. 5 з.п. ф-лы, 8 ил.

Формула изобретения RU 2 785 476 C1

1. Кузов универсального полувагона, включающий боковые, торцевые стены и раму, состоящую из хребтовой балки, соединенной с концевыми, шкворневыми и промежуточными поперечными балками, а также крепежные продольные балки, отличающийся тем, что хребтовая балка выполнена сварной и имеет П-образное сечение, переменное по высоте с плавным уменьшением от центральной части к консольным частям, при этом шкворневая балка также выполнена переменного по высоте сечения с уменьшением в месте расположения опорных скользунов и с увеличением на концевых частях, вместе с этим каждая крепежная продольная балка выполнена сварной двутаврового сечения, при этом верхняя полка смещена относительно стенки в направлении к хребтовой балке и имеет ширину больше, чем ширина нижней полки, также верхняя полка крепежной продольной балки жестко соединена с верхним листом хребтовой балки.

2. Кузов универсального полувагона по п. 1, отличающийся тем, что соотношение высоты сечения хребтовой балки в концевой части к высоте сечения в центральной части находится в интервале от 0,67 до 0,69.

3. Кузов универсального полувагона по п. 1, отличающийся тем, что расстояние от оси шкворня до начала переходного участка хребтовой балки находится в интервале от 950 мм до 960 мм.

4. Кузов универсального полувагона по п. 1, отличающийся тем, что отношение высоты сечения шкворневой балки в месте установки скользунов к высоте сечения в центральной и концевой частях находится в интервале от 0,62 до 0,63.

5. Кузов универсального полувагона по п. 1, отличающийся тем, что каждая крепежная продольная балка соединена с соответствующей поперечной балкой при помощи косынки, установленной горизонтально и жестко закрепленной одним концом внахлест к нижней полке крепежной продольной балки, а другим концом к соответствующей поперечной балке тавровым швом.

6. Кузов универсального полувагона по п. 1, отличающийся тем, что на крепежных продольных балках закреплены державки петель крышек разгрузочных люков.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2785476C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОПИТКИ ВОЛОКНИСТЫХ АРМИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ СВЯЗУЮЩИМ 0
SU175641A1
RU 40974 U1, 10.10.2004
CN 0109109891 B, 14.02.2020
US 1508549 A1, 16.09.1924.

RU 2 785 476 C1

Авторы

Рутына Дмитрий Владимирович

Галиева Ирина Витальевна

Ходжаева Ирина Николаевна

Чумаков Константин Анатольевич

Тептина Юлия Ивановна

Шихалева Елена Владимировна

Трошин Александр Сергеевич

Даты

2022-12-08Публикация

2022-06-08Подача