ПАССАЖИРСКИЙ ВАГОН КУПЕЙНОГО ТИПА Российский патент 2002 года по МПК B61D1/00 B61F1/02 

Описание патента на изобретение RU2182090C1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к пассажирским вагонам спального типа, предназначенным для перевозки пассажиров на дальние расстояния.

Известен пассажирский вагон разработки фирмы "The Budd Co Troy, Mich", защищенный патентом DE N 29433668 С2, В 61 F 1/100. Торцовая нижняя рама железнодорожного вагона. Все элементы рамы выполнены, в основном, из проката коробчатого, швеллерного, уголкового типа с утолщенными стенками, что перетяжеляет кузов вагона и может быть отнесено к недостаткам аналога.

Известен пассажирский вагон разработки фирмы "Вагонбау Аммендорф" (Германия), у которого нижняя рама защищена патентом DE N 4041562 С2.

Рама перетяжелена, расчетная схема не позволяет удлинять вагон для перевозки дополнительных пассажиров, что может быть отнесено к недостаткам аналога.

Известен пассажирский вагон, защищенный патентном Российской Федерации RU N 2096215 С1, В 61 F 1/100. Нижняя рама единицы подвижного состава. Рама содержит боковые продольные балки уголкового сечения и поперечные П-образные балки.

Использование в раме технологических прогибов для компенсации допусков длины не позволяет перегружать вагон, что может быть отнесено к недостаткам аналога.

Прототипом изобретения является пассажирский купейный вагон модели 61-820К АО ТВЗ (Тверской вагоностроительный завод, РФ).

Пассажирский купейный вагон модели 61-820К, созданный АО ТВЗ, предназначен для перевозок пассажиров по магистральным путям колеи 1520 мм.

Кузов прототипа представляет собой цельнонесущую, цельнометаллическую конструкцию, состоящую из конструктивно-технологических боков. Основным несущим элементом кузова является рама, к боковым продольным и концевым (буферным) балкам которой укрепляются боковые и торцевые стенки. Внутри кузов снабжается перегородками. Сверху конструкция закрывается крышей, прочно соединенной с боковыми и торцевыми стенами. Основным несущим элементом рамы является неразрезная хребтовая балка. Для обеспечения необходимой жесткости и прочности стен и крыши в них включают продольные и поперечные подкрепляющие элементы. Основные поперечные элементы рамы, боковых стен и крыши расположены в одной плоскости, образуя контуры типа шпангоутов, что вместе с продольными элементами-стрингерами создает прочный каркас кузова, который обшивается снаружи металлическими листами.

Рама кузова прототипа состоит из хребтовой балки, двух шкворневых, двух концевых (буферных) и трех поперечных промежуточных балок, расположенных между шкворневыми.

Хребтовая балка выполнена из двух швеллеров N 30, которые в средней части, по всей своей длине связаны между собой поперечными диафрагмами, по концам они соединены задними и передними упорами автосцепки, объединенными с розеткой. С целью ограничения перемещения тягового хомута вверх к хребтовой балке сверху приварены планки, а между упорами к вертикальным стенкам швеллеров установлены планки, защищающие от истирания швеллера поглощающими аппаратами. На участках между задними упорами и шкворневыми балками хребтовая балка усилена приварными листами.

Шкворневая балка сварная, коробчатого сечения, состоит из двух вертикальных, нижнего и верхнего горизонтальных листов. Причем ближе к концам шкворневые балки уменьшаются в размерах. В пересечении с хребтовой балкой к нижним листам шкворневых балок на болтах крепятся пятники, а по бокам - скользуны, в зоне размещения которых вварены усиливающие ребра. Надпятниковые зоны укреплены крестовинами, диафрагмами и ребрами. Каждая из концевых балок выполнена из двух швеллеров N 30, соединенных с хребтовой балкой ударной розеткой автосцепки, а внизу они связаны фигурным листом, имеющим отбортовку. В местах постановки буферных комплектов эти зоны усилены ребрами жесткости и планками.

Описанная конструкция рамы кузова является сложной конструкцией, рассчитанной на перевозку 36 пассажиров, размещенных в 9-ти четырехместных купе.

Увеличение числа перевозимых пассажиров до 40 человек, а в экстремальных условиях до 60 человек повлечет за собой удлинение вагона для размещения 10-ти купе и перетяжеление рамы вагона, что исключает возможность использовать силовую схему рамы кузова прототипа и может быть отнесено к его недостаткам.

Целью изобретения является, во-первых, удлинить базу вагона на 2000 мм, что позволит разместить в нем 10 четырехместных купе, допускающих их перегрузку, во-вторых, упростить конструкцию основного несущего элемента кузова-рамы с хребтовой балкой облегченного типа.

Эта цель достигается тем, что хребтовая балка выполняется разрезной, переменного сечения, из одного профиля между шкворневыми балками и двух профилей, просекающих шкворневые балки, а продольная обвязка рамы выполнена из усиленного швеллерного профиля.

Сущность изобретения заключается в том, что для построения несущей рамы кузова пассажирского вагона, удлиненного на 2000 мм для размещения дополнительного 4-местного купе, обеспечивающего перевозку не менее 40 пассажиров, используется комбинированная схема несущей рамы, применяемая как в конструкциях без хребтовой балки, так и в конструкциях с хребтовой балкой. При этом хребтовая балка выполняется двухстороннего вильчатого типа переменного сечения, в средней части между шкворневыми балками, без контакта с ними, она выполнена из одного двутавра, преимущественно N 30, сочлененного с выступающими за шкворневые балки жестко связанными с ней двумя швеллерами, преимущественно N 30, замкнутыми на концевых балках консольных частей несущей рамы, а по бокам несущая рама оборудована швеллерами, на которые опираются шкворневые балки и швеллерного типа балки поперечного набора несущей рамы, жестко связанные с хребтовой балкой переменного сечения и соединительными планками ее составных частей.

Технический результат, достигаемый использованием изобретения, позволяет обеспечить необходимую жесткость кузова вагона при увеличении базы вагона с 17 до 19 м и длины с 24 до 27 м, при этом использование хребтовой балки переменного сечения позволяет уменьшить ее массу до 400 кг по сравнению с типовым решением.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:
на фиг. 1 изображен пассажирский вагон купейного типа;
на фиг. 2 - несущая рама кузова (план);
на фиг. 3 - шкворневая балка (изометрия).

Пассажирский вагон купейного типа 1 (фиг.1) содержит ходовую часть 2, состоящую из двух тележек типа ТВЗ-ЦНИИМ с улучшенной плавностью хода. Сварной корпус 3 разработан из расчета размещения в нем 10-ти четырехместных купе для перевозки 40 пассажиров, а в экстремальных условиях - до 60.

Сварной корпус 3 представляет собой замкнутую тонкостенную оболочку, подкрепленную набором балок, стоек и дуг крыши.

Основным элементом сварного корпуса 3 является несущая рама 4 хребтового типа, которая состоит из хребтовой 5 (фиг. 2), двух шкворневых 6, двух концевых 7 и поперечных балок 8, размещенных по всей длине несущей рамы 4. Хребтовая балка 5 выполнена переменного сечения. В консольной части несущей рамы 4 хребтовая балка 5 имеет сечение, состоящее из двух горячекатаных швеллеров N 30. Они выступают за шкворневую балку 6. Между шкворневыми балками 6, не соприкасаясь с ними, по оси несущей рамы 4 размещена осевая часть хребтовой балки 5, выполненная из одного двутавра N 30. После соединения составных частей хребтовой балки 5 при помощи горизонтальных планок 7 она приобретает форму двухсторонней вилки. Наличие поперечных балок 8, 9, 10, связывающих элементы шкворневой балки 5 и опирающихся на боковые швеллера 11 и 12, обеспечивают создание жесткой системы несущей рамы 4. Против поглощающих аппаратов 13 установлены дополнительные балки 14 и 15, а торцы хребтовой балки 5 на концевой балке оборудованы упорами автосцепки 16, объединенными розеткой 17.

Шкворневая балка 6 выполнена разрезной. Концы ее составных частей 18 и 19 связаны сваркой с хребтовой балкой 5 и боковыми швеллерами 11 и 12, а по низу она скреплена с ними продольным листом 20, на котором закреплены пятник 21 и два скользуна 22. Палуба несущей рамы 4 накрыта гофрированными листами 23, включенными в общую жесткость и прочность сварного кузова 3.

Основными нагрузками, воспринимаемыми сварным кузовом 3 пассажирского вагона 1, в эксплуатации являются:
вертикальная - от действия собственной силы тяжести кузова и пассажиров с багажом, включая динамические усилия от колебаний на рессорах;
боковые горизонтальные - от действия центробежной силы и давления ветра;
продольные - возникающие во время движения поезда в автосцепках при соударении вагонов между собой и локомотивом.

Кузов 3 пассажирского вагона купейного типа 1 рассчитан на наиболее невыгодное возможное сочетание одновременно действующих в эксплуатации сил.

Описанное изобретение включено в техническую документацию, разработанную АО "КВСЗ" для создания пассажирского вагона, мод. 61-779, опытный образец которого будет изготовлен в III квартале 2001 года.

Похожие патенты RU2182090C1

название год авторы номер документа
КУЗОВ КОМБИНИРОВАННОГО ХОППЕР-ВАГОНА 2000
  • Омельяненко Игорь Александрович
  • Приходько Владимир Иванович
  • Андрюшин Иван Сергеевич
  • Воронович Виктор Петрович
  • Плютин Иван Иванович
  • Малашенков Владимир Тимофеевич
RU2181089C2
КУЗОВ ДВУХЭТАЖНОГО ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА 2009
  • Ермишкин Иван Сергеевич
  • Кравченко Олег Васильевич
  • Смирнов Анатолий Александрович
  • Ковтун Алла Мордуховна
  • Васильев Валерий Михайлович
RU2408484C1
ТРЕХОСНАЯ ТЕЛЕЖКА ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2000
  • Прохоров Владимир Михайлович
  • Приходько Владимир Иванович
  • Бондарь Николай Александрович
  • Воронович Виктор Петрович
  • Плютин Иван Иванович
  • Можейко Евгений Рудольфович
  • Шиляев Владимир Николаевич
RU2181090C2
Рама вагона-платформы 2018
  • Мачульский Владислав Николаевич
  • Осыка Виктор Валерьевич
  • Денисенко Сергей Анатольевич
  • Пиковцев Артем Олегович
  • Мишин Вячеслав Михайлович
RU2717408C2
ПОЛУВАГОН ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ 2007
  • Конюхов Александр Дмитриевич
  • Журавлева Лариса Владимировна
  • Краснобаев Александр Михайлович
  • Шаринов Илья Львович
  • Саликов Вячеслав Алексеевич
  • Рощупкин Александр Николаевич
  • Корольков Владимир Иванович
  • Чернов Владислав Михайлович
RU2345918C1
ПАССАЖИРСКИЙ ВАГОН 2004
  • Приходько Владимир Иванович
  • Назаренко Леонид Иванович
  • Коробка Борис Афанасьевич
  • Ермаков Виталий Викторович
  • Радзиховский Адольф Александрович
  • Шкабров Олег Анатольевич
  • Прохоров Владимир Михайлович
  • Данилко Сергей Александрович
  • Третьяк Юрий Александрович
RU2267424C1
МОДУЛЬНЫЙ ХОППЕР-ВАГОН 2003
  • Приходько Владимир Иванович
  • Шкабров Олег Анатольевич
  • Воронович Виктор Петрович
  • Можейко Екатерина Витальевна
  • Ермаков Виталий Викторович
  • Андрюшина Любовь Кузьминична
  • Хворост Евгений Федорович
  • Прохоров Владимир Михайлович
  • Шиляев Владимир Николаевич
  • Можейко Евгений Рудольфович
  • Плютин Иван Иванович
  • Высоколян Николай Васильевич
  • Морока Виктор Анатольевич
  • Титов Владимир Борисович
RU2220861C1
ХОППЕР-ВАГОН 2002
  • Приходько Владимир Иванович
  • Прохоров Владимир Михайлович
  • Шкабров Олег Анатольевич
  • Воронович Виктор Петрович
  • Можейко Евгений Рудольфович
RU2215662C1
КОМБИНИРОВАННЫЙ ХОППЕР-ВАГОН 2003
  • Плютин Иван Иванович
  • Приходько Владимир Иванович
  • Шкабров Олег Анатольевич
  • Воронович Виктор Петрович
  • Прохоров Владимир Михайлович
  • Можейко Евгений Рудольфович
  • Ермаков Виталий Викторович
  • Катрич Михаил Дмитриевич
  • Шиляев Владимир Николаевич
  • Середа Ольга Андреевна
RU2249519C2
ПАССАЖИРСКИЙ ВАГОН 2003
  • Приходько Владимир Иванович
  • Коробка Борис Афанасьевич
  • Ермаков Виталий Викторович
  • Назаренко Леонид Иванович
  • Радзиховский Адольф Александрович
  • Маначинский Олег Владимирович
  • Прохоров Владимир Михайлович
  • Шкабров Олег Анатолиевич
  • Данилко Сергей Александрович
RU2256571C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 182 090 C1

Реферат патента 2002 года ПАССАЖИРСКИЙ ВАГОН КУПЕЙНОГО ТИПА

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Пассажирский вагон купейного типа содержит сварной кузов, образованный несущей рамой, включающей хребтовую 5 и две шкворневые 6 балки, каждая из которых оборудована по оси подпятником и двумя скользунами по бокам. По торцам несущая рама оборудована концевыми 7 балками, соединенными с хребтовой балкой розетками автосцепки. Хребтовая балка выполнена двухстороннего вильчатого типа переменного сечения, в средней части между шкворневыми балками она выполнена из одного двутавра, сочлененного с выступающими за шкворневые балки и жестко связанными с ней двумя швеллерами, замкнутыми на концевых балках консольных частей несущей рамы. По бокам несущая рама оборудована швеллерами, на которые опираются балки поперечного набора несущей рамы, жестко связанные с хребтовой балкой переменного сечения. Изобретение расширяет эксплуатационные возможности и повышает надежность. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 182 090 C1

Пассажирский вагон купейного типа, сварной кузов которого образован несущей рамой, включающей хребтовую и две шкворневые балки, каждая из которых оборудована по оси подпятником и двумя скользунами по бокам, а по торцам несущая рама оборудована концевыми балками, соединенными с хребтовой балкой розетками автосцепки, отличающийся тем, что хребтовая балка выполнена двухстороннего вильчатого типа переменного сечения, в средней части между шкворневыми балками она выполнена из одного двутавра, сочлененного с выступающими за шкворневые балки и жестко связанными с ней двумя швеллерами, замкнутыми на концевых балках консольных частей несущей рамы, а по бокам несущая рама оборудована швеллерами, на которые опираются балки поперечного набора несущей рамы, жестко связанные с хребтовой балкой переменного сечения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2182090C1

ШАДУР Л.А
Вагоны
- М.: Транспорт, 1980, с.386-388
DE 3911138 А1, 11.10.1990
Двухкамерная отражательная печь для плавки цветных металлов 1983
  • Кузин Юрий Васильевич
  • Кунин Семен Яковлевич
  • Кононов Валентин Евгеньевич
SU1157326A1

RU 2 182 090 C1

Авторы

Плютин Иван Иванович

Приходько Владимир Иванович

Можейко Екатерина Витальевна

Прохоров Владимир Михайлович

Воронович Виктор Петрович

Шкабров Олег Анатольевич

Филипп Петр Петрович

Андрюшина Любовь Кузьминична

Ермаков Виталий Викторович

Кирпа Георгий Николаевич

Даты

2002-05-10Публикация

2001-07-03Подача