Изобретение относится к области авиации, точнее к газотурбинным двигателям (ГТД) с адаптивной форсажной камерой (АФК).
Проблема кратковременного форсирования газотурбинного двигателя по тяге возникла одновременно с их появлением. Проблема связана с размещением в газовом тракте за турбиной системы дополнительных форсунок и стабилизаторов пламени. При включении топливных форсунок эти стабилизаторы пламени обеспечивают горение форсажного топлива и увеличение тяги на 30÷60%. Однако, при неработающей системе они приводят к газодинамическим потерям и снижают тягу на 2÷2,5%.
Кроме того, стабилизаторы пламени увеличивают радиолокационную (РЛ) и инфракрасную (ИК) заметность.
Известно устройство - прототип (Кудрявцев А.В., Медведев В.В., «Форсажные камеры и камеры сгорания ПВРД», Труды ЦИАМ №1352, Москва, 2013 г., стр. 133, Рис. 4.19) - адаптивная форсажная камера (АФК), содержащая корпус с закрепленными на нем поворотными радиальными стабилизаторами пламени, снабженными по меньшей мере одной парой боковых ответвлений. На бесфорсажном режиме стабилизаторы выводятся из газового тракта и прижимаются к стенке форсажной камеры, а на форсажном - поворачиваются в поток. Для обеспечения требуемого коэффициента загромождения на стабилизаторах выполнены Т-образные ответвления. Это решение позволяет обеспечить эффективное сжигание форсажного топлива при относительно небольшом количестве стабилизаторов и приводов. При этом обеспечивается приемлемая масса фронтового устройства (с учетом приводов).
Недостатком известного устройства является то, что на бесфорсажном режиме (примерно 95% времени полета) в убранном положении боковые ответвления устанавливаются поперек потока и создают дополнительные газодинамические потери.
Техническим результатом предлагаемого изобретения является снижение газодинамических потерь в газовом тракте адаптивной форсажной камеры на бесфорсажных режимах работы ГТД, снижение РЛ заметности на форсажном режиме, а также уменьшение размеров и массы поворотных стабилизаторов пламени.
Технический результат достигается тем, что известная адаптивная форсажная камера газотурбинного двигателя, содержащая корпус с шарнирно закрепленными на нем поворотными и фиксирующимися в радиальном направлении стабилизаторами пламени, снабженными по меньшей мере одной парой боковых ответвлений, согласно предложению снабжена кольцевым тепловым экраном, размещенным на корпусе за местом крепления стабилизаторов к корпусу адаптивной форсажной камеры, на внутренней поверхности теплового экрана симметрично оси стабилизатора установлены парные обтекатели в количестве равном числу стабилизаторов, парные обтекатели установлены таким образом, чтобы в нерабочем положении стабилизаторов упомянутые обтекатели были расположены перед первыми по потоку боковыми ответвлениями соответствующих стабилизаторов, при этом каждый обтекатель выполнен уголковым с передней и задней стенками, при этом передняя стенка образует с ближайшим боковым ответвлением стабилизатора аэродинамический профиль в нерабочем положении стабилизатора, а задняя стенка обтекателя выполнена под отрицательным углом к оси форсажной камеры. На верхней части каждого обтекателя может быть сформирована полка, направленная в сторону боковых ответвлений соответствующего стабилизатора в нерабочем положении. На тепловом экране адаптивной форсажной камеры сформирован кольцевой наплыв со стороны набегающего потока.
Сущность изобретения поясняется фигурами.
На фиг. 1 показан общий вид устройства в повернутом положении стабилизаторов на форсажном режиме;
На фиг. 2 показан общий вид устройства в повернутом положении стабилизаторов на бесфорсажном режиме;
На фиг. 3 показан вариант исполнения обтекателя по п. 2 формулы.
Адаптивная форсажная камера содержит корпус 1 с шарнирно закрепленными на нем поворотными и фиксирующимися в радиальном направлении стабилизаторами пламени 2 с по меньшей мере одной парой боковых ответвлений 3. За местом крепления стабилизаторов пламени 2 к корпусу 1 АФК с зазором на корпусе 1 установлен кольцевой тепловой экран 4. На тепловом экране 4 со стороны набегающего потока сформирован кольцевой наплыв 5, что позволяет снизить газодинамические потери на передней кромке теплового экрана 4.
На внутренней поверхности теплового экрана 4 симметрично оси стабилизатора пламени 2 установлены парные уголковые обтекатели, состоящие из двух стенок - передней 6 и задней 7. Уголковые обтекатели установлены перед первыми по потоку боковыми ответвлениями 3 стабилизаторов пламени 2 в нерабочем положении последних с зазором. Зазор обеспечивает возможность раскрывания стабилизаторов пламени 2. Количество пар обтекателей равно числу стабилизаторов пламени 2. Передняя стенка 6 каждого уголкового обтекателя образует с ближайшим боковым ответвлением 3 аэродинамический профиль в нерабочем положении стабилизатора, а задняя стенка 7 обтекателя установлена под отрицательным углом к оси АФК. Это обеспечивает плавное обтекание передней стенки бокового ответвления 3 стабилизатора пламени 2 и снижает газодинамические потери на бесфорсажном режиме. Кроме того, наклон задней стенки 7 под отрицательным углом снижает величину отраженного РЛ сигнала и, соответственно, снижает РЛ заметность на форсажном режиме.
Для улучшения горения топливовоздушной смеси на форсажном режиме и для снижения газодинамических потерь на бесфорсажном режиме в верхней части каждого обтекателя может быть сформирована полка 8 (см. Фиг. 3), направленная в сторону боковых ответвлений 3 соответствующего стабилизатора пламени 2 в нерабочем положении.
Предлагаемое устройство работает следующим образом. На форсажном режиме стабилизатор пламени 2 поворачивается в газовый тракт поперек потока и две стенки обтекателя - 6 и 7 образуют турбулизатор. За задней стенкой 7 формируется зона возвратных токов и при подаче в эту зону форсажного топлива обеспечивается эффективное его сгорание. Таким образом, обеспечивается возможность уменьшения размеров и массы поворотных стабилизаторов пламени 2.
На бесфорсажных режимах работы стабилизатор пламени 2 устанавливается по потоку вдоль газового тракта, прижимается к тепловому экрану 4 и газовый поток плавно обтекает боковые ответвления 3 стабилизатора пламени 2. Таким образом, предлагаемое техническое решение обеспечивает снижение газодинамических потерь в газовом тракте форсажной камеры на бесфорсажных режимах работы ГТД.
Предложенное устройство может быть реализовано на современных боевых летательных аппаратах.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОВОРОТНЫЙ СТАБИЛИЗАТОР ПЛАМЕНИ АДАПТИВНОЙ ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЫ ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2022 |
|
RU2786873C1 |
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ЕЁ РАБОТЫ | 2021 |
|
RU2784569C1 |
Способ стабилизации зоны горения в форсажной камере сгорания турбореактивного двигателя и форсажная камера сгорания турбореактивного двигателя | 2017 |
|
RU2680781C1 |
ФРОНТОВОЕ УСТРОЙСТВО ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЫ СО СТАБИЛИЗАТОРОМ ПЛАМЕНИ ИЗМЕНЯЕМОЙ ГЕОМЕТРИИ | 2011 |
|
RU2472027C1 |
ФРОНТОВОЕ УСТРОЙСТВО ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2017 |
|
RU2663965C1 |
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ (ВАРИАНТЫ) ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ПЛАМЕНИ В ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЕ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2009 |
|
RU2403422C1 |
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2208204C1 |
СКЛАДНАЯ ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА МАЛОРАЗМЕРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2024 |
|
RU2822340C1 |
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2247852C2 |
СВЕРХЗВУКОВОЙ КОНВЕРТИРУЕМЫЙ САМОЛЕТ С Х-ОБРАЗНЫМ КРЫЛОМ | 2016 |
|
RU2632782C1 |
Изобретение относится к области авиации, точнее к газотурбинным двигателям (ГТД) с адаптивной форсажной камерой (АФК). Адаптивная форсажная камера ГТД содержит корпус с шарнирно закрепленными на нем поворотными и фиксирующимися в радиальном направлении стабилизаторами пламени, снабженными, по меньшей мере, одной парой боковых ответвлений. АФК снабжена кольцевым тепловым экраном, размещенным на корпусе за местом крепления стабилизаторов к корпусу адаптивной форсажной камеры, на внутренней поверхности теплового экрана симметрично оси стабилизатора установлены парные обтекатели в количестве, равном числу стабилизаторов, парные обтекатели установлены таким образом, чтобы в нерабочем положении стабилизаторов упомянутые обтекатели были расположены перед первыми по потоку боковыми ответвлениями соответствующих стабилизаторов, при этом каждый обтекатель выполнен уголковым с передней и задней стенками. Передняя стенка образует с ближайшим боковым ответвлением стабилизатора аэродинамический профиль в нерабочем положении стабилизатора, а задняя стенка обтекателя выполнена под отрицательным углом к оси форсажной камеры. На верхней части каждого обтекателя сформирована полка, направленная в сторону боковых ответвлений соответствующего стабилизатора в нерабочем положении. На тепловом экране адаптивной форсажной камеры сформирован кольцевой наплыв со стороны набегающего потока. Изобретение обеспечивает снижение газодинамических потерь в газовом тракте адаптивной форсажной камеры на бесфорсажных режимах работы ГТД, снижение радиолокационной заметности на форсажном режиме, а также уменьшение размеров и массы поворотных стабилизаторов пламени. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
1. Адаптивная форсажная камера газотурбинного двигателя, содержащая корпус с шарнирно закрепленными на нем поворотными и фиксирующимися в радиальном направлении стабилизаторами пламени, снабженными, по меньшей мере, одной парой боковых ответвлений, отличающаяся тем, что адаптивная форсажная камера снабжена кольцевым тепловым экраном, размещенным на корпусе за местом крепления стабилизаторов к корпусу адаптивной форсажной камеры, на внутренней поверхности теплового экрана симметрично оси стабилизатора установлены парные обтекатели в количестве, равном числу стабилизаторов, парные обтекатели установлены таким образом, чтобы в нерабочем положении стабилизаторов упомянутые обтекатели были расположены перед первыми по потоку боковыми ответвлениями соответствующих стабилизаторов, при этом каждый обтекатель выполнен уголковым с передней и задней стенками, при этом передняя стенка образует с ближайшим боковым ответвлением стабилизатора аэродинамический профиль в нерабочем положении стабилизатора, а задняя стенка обтекателя выполнена под отрицательным углом к оси форсажной камеры.
2. Адаптивная форсажная камера газотурбинного двигателя по п. 1, отличающаяся тем, что на верхней части каждого обтекателя сформирована полка, направленная в сторону боковых ответвлений соответствующего стабилизатора в нерабочем положении.
3. Адаптивная форсажная камера газотурбинного двигателя по п. 1, отличающаяся тем, что на тепловом экране адаптивной форсажной камеры сформирован кольцевой наплыв со стороны набегающего потока.
RU 0665567 C1, 31.08.2018 | |||
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ | 2017 |
|
RU2665569C1 |
СПОСОБ ЗАПУСКА ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1991 |
|
RU2027887C1 |
US 5142860 A, 01.09.1992. |
Авторы
Даты
2022-12-26—Публикация
2022-03-11—Подача