ПОВОРОТНЫЙ СТАБИЛИЗАТОР ПЛАМЕНИ АДАПТИВНОЙ ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЫ ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2022 года по МПК F23R3/22 

Описание патента на изобретение RU2786873C1

Изобретение относится к области авиации, точнее, к газотурбинным двигателям с адаптивной форсажной камерой (АФК).

Проблема кратковременного форсирования газотурбинного двигателя (ГТД) по тяге возникла одновременно с их появлением. Решение проблемы состоит в размещении в газовом тракте за турбиной фронтового устройства -системы топливных форсунок и стабилизаторов пламени. Стабилизаторы выполняются радиальными и (или) кольцевыми. При включении форсажа они обеспечивают горение форсажного топлива в создаваемой ими зоне возвратных токов и увеличение тяги в среднем на 40÷70%.

Степень загромождения газового тракта стабилизаторами пламени существенно влияет на величину коэффициента выгорания топлива. Однако в случае адаптивной форсажной камеры (АФК) обеспечение требуемого перекрытия газового тракта вступает в конфликт с обеспечением минимальной массы конструкции. Стабилизаторы пламени в адаптивной форсажной камере по определению выполняются поворотными с внешними приводами. Поэтому актуальной становится проблема уменьшения количества приводов, т.к. их масса в общем балансе масс весьма существенна.

Известно устройство - прототип (Кудрявцев А.В., Медведев В.В., «Форсажные камеры и камеры сгорания ПВРД», Труды ЦИАМ №1352, Москва, 2013 г., стр. 133, Рис. 4.19), в котором поворотные стабилизаторы пламени выполнены по радиально-кольцевой схеме. Стабилизаторы содержат корпус с каналом подвода топливовоздушной смеси и перфорацией в задней по потоку стенке, окно для входа топливовоздушной смеси. Шарнирный узел подвеса к корпусу форсажной камеры выполнен в корневой части корпуса. На радиальных стабилизаторах выполнены Т-образные ответвления. Таким образом, количество поворотных радиальных стабилизаторов и приводов оказывается довольно большим. Возрастает масса АФК. Таким образом, недостатком известного устройства является большое количество радиальных поворотных стабилизаторов пламени, узлов их крепления к корпусу и приводов.

Техническим результатом предлагаемого технического решения является снижение массы узлов крепления и приводов, а также снижение газодинамических потерь в газовом тракте и заметности в радиолокационных (РЛ) и инфракрасных (ИК) диапазонах на бесфорсажном режиме.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном поворотном стабилизаторе пламени адаптивной форсажной камеры двухконтурного газотурбинного двигателя, содержащем корпус с каналом подвода топливовоздушной смеси и перфорацией в задней по потоку стенке, шарнирный узел подвеса к корпусу форсажной камеры, выполненный в корневой части корпуса, окно для входа топливовоздушной смеси, согласно предложению окно для входа топливовоздушной смеси размещено в области корневой части корпуса стабилизатора, при этом канал подвода топливовоздушной смеси за упомянутым окном выполнен симметрично раздваивающимся на боковые каналы, сходящиеся в концевой части, при этом оси боковых каналов в центральной части расположены радиально для стабилизатора, зафиксированного в рабочем положении, стабилизатор снабжен рычагом в области корневой части корпуса, шарнирно сообщенным с механизмом привода, при этом на корпусе форсажной камеры перед каждым стабилизатором закреплена форсунка, выходом направленная в область соответствующего окна для входа топливовоздушной смеси стабилизатора, зафиксированного в рабочем положении. В концевой части стабилизатора может быть выполнено по меньшей мере одно отверстие увеличенного по сравнению с перфорацией задней стенки проходного сечения.

Предлагаемая конструкция поворотного стабилизатора предполагает, что фактически два радиальных стабилизатора пламени имеют общий единый привод. Таким образом, количество узлов крепления и приводов уменьшается вдвое и, соответственно, снижается масса конструкции.

Для предотвращения воспламенения топливовоздушной смеси в канале стабилизатора в концевой его части может быть выполнено по меньшей мере одно отверстие увеличенного по сравнению с перфорацией в задней стенке проходного сечения. Таким образом, увеличивается скорость топливовоздушной смеси в канале стабилизатора, что исключает ее воспламенение.

Сущность изобретения поясняется фигурами.

На фиг. 1 показана адаптивная форсажная камера на бесфорсажном режиме;

На фиг. 2 показана адаптивная форсажная камера на форсажном режиме;

На фиг. 3 показан вид сзади-сбоку поворотного стабилизатора;

На фиг. 4 показан вид спереди-сбоку поворотного стабилизатора;

На фиг. 5 показан вид спереди поворотного стабилизатора.

Поворотный стабилизатор пламени 1 (Фиг. 1-5) при помощи шарниров 2 на кронштейнах закреплен на корпусе 3 АФК. При этом рычаг 4 устройства (см. Фиг. 3, 4) соединен со штоком привода стабилизатора.

Предлагаемое устройство (см. Фиг. 3-5) состоит из полой корневой части 5 с шарниром 2 и рычагом 4 для привода стабилизатора пламени вверху. Спереди, в корневой части 5 стабилизатора 1 выполнено окно 6 для входа топливовоздушной смеси. Корневая часть 5 симметрично раздваивается на два боковых канала 7 и 8 (см. Фиг. 5), которые изгибаются, при этом оси боковых каналов 7 и 8 в центральной части расположены радиально для стабилизатора, зафиксированного в рабочем положении. Таким образом, боковые каналы имеют в центральной части радиальные участки 9 и 10 стабилизатора пламени 1, зафиксированного в рабочем положении. Внизу они соединяются, образуя общую концевую часть 11 стабилизатора пламени 1. Задняя стенка 12 стабилизатора 1 (см. Фиг. 3) выполняется с перфорацией 13 для выхода топливовоздушной смеси. На концевой части 11 может быть выполнено по меньшей мере одно отверстие 14 увеличенного по сравнению с перфорацией 13 в задней стенке 12 проходного сечения. На корпусе 3 АФК установлена форсунка топлива, выходом направленная в область соответствующего окна 6 для входа топливовоздушной смеси стабилизатора 1, зафиксированного в рабочем положении.

Работа заявленного устройства обеспечивается тем, что на бесфорсажном режиме (Фиг. 1) поворотный стабилизатор 1 при помощи привода устанавливается по потоку вдоль газового тракта и прижимается к тепловому экрану форсажной камеры. При этом относительно холодный воздух второго контура двигателя через окно 6 в корневой части 5 стабилизатора 1 попадает в боковые каналы 7, 8, их радиальные участки 9, 10, охлаждает стабилизатор 1 и через перфорацию 13 в задней стенке 12 вбрасывается в газовый тракт форсажной камеры. Таким образом, на крейсерском режиме обеспечивается снижение температуры фронтового устройства, и, следовательно, РЛ и ИК заметность ГТД в задней полусфере.

На форсажном режиме (Фиг. 2) поворотный стабилизатор 1 при помощи привода устанавливается поперек потока (см. Фиг. 2). При этом воздух второго контура ГТД с топливным аэрозолем и парами топлива форсунки через окно 6 попадает в корневую часть 5 стабилизатора 1 (см. Фиг. 3, 5), раздваивается на два боковых канала 7 и 8 (см. Фиг. 5) и попадает в их центральные радиальные участки 9, 10. Частично на этом пути топливовоздушная смесь выбрасывается через перфорацию 13 в задней стенке 12 в область возвратных течений за стабилизатором 1 и сгорает там. Топливный аэрозоль, проходя по каналу стабилизатора, испаряется, охлаждая воздух в продольном канале стабилизатора. Это позволяет снизить температуру стабилизатора.

Предложенное устройство позволяет уменьшить количество приводов стабилизаторов пламени и, соответственно, упростить конструкцию и снизить массу АФК.

Дополнительно на 2,0÷2,5% снижаются газодинамические потери в газовом тракте на бесфорсажном режиме.

На бесфорсажном режиме за отсутствием в газовом тракте развитого фронтового устройства снижается заметность в РЛ и ИК диапазонах.

Устройство может быть реализовано на современных двухконтурных газотурбинных двигателях.

Похожие патенты RU2786873C1

название год авторы номер документа
АДАПТИВНАЯ ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2022
  • Кириченко Юрий Олегович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Мухин Андрей Николаевич
  • Сиденко Владимир Владимирович
RU2786875C1
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ЕЁ РАБОТЫ 2021
  • Варсегов Владислав Львович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Мингазов Билал Галавтдинович
  • Мухин Андрей Николаевич
  • Сыченков Виталий Алексеевич
RU2784569C1
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ (ВАРИАНТЫ) ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ПЛАМЕНИ В ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЕ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Кишалов Александр Евгеньевич
RU2403422C1
Способ стабилизации зоны горения в форсажной камере сгорания турбореактивного двигателя и форсажная камера сгорания турбореактивного двигателя 2017
  • Костерин Андрей Валентинович
  • Мингалеев Газиз Фуатович
  • Салимов Радий Ильдусович
RU2680781C1
ФРОНТОВОЕ УСТРОЙСТВО ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЫ СО СТАБИЛИЗАТОРОМ ПЛАМЕНИ ИЗМЕНЯЕМОЙ ГЕОМЕТРИИ 2011
  • Кишалов Александр Евгеньевич
  • Мыльников Владимир Сергеевич
RU2472027C1
ФРОНТОВОЕ УСТРОЙСТВО ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2017
  • Маяцкий Сергей Александрович
  • Пахольченко Андрей Александрович
  • Грасько Тарас Васильевич
  • Федотов Максим Михайлович
  • Колесников Александр Сергеевич
  • Тесля Денис Николаевич
  • Хакимов Тимерхан Мусагитович
RU2663965C1
Форсажная камера двухконтурного турбореактивного двигателя 2016
  • Коцюбинский Сергей Вадимович
  • Равикович Юрий Александрович
  • Матушкин Антон Алексеевич
RU2641191C1
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Белоусов В.А.
  • Демкин Н.Б.
  • Наумов А.Н.
  • Иванов П.Г.
  • Окроян М.О.
RU2218471C1
СВЕРХЗВУКОВОЙ КОНВЕРТИРУЕМЫЙ САМОЛЕТ С Х-ОБРАЗНЫМ КРЫЛОМ 2016
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2632782C1
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Андреев А.В.
  • Колесниченко В.Г.
RU2247852C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 786 873 C1

Реферат патента 2022 года ПОВОРОТНЫЙ СТАБИЛИЗАТОР ПЛАМЕНИ АДАПТИВНОЙ ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЫ ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области авиации, точнее, к газотурбинным двигателям с адаптивной форсажной камерой (АФК). Поворотный стабилизатор пламени адаптивной форсажной камеры двухконтурного газотурбинного двигателя содержит корпус с каналом подвода топливовоздушной смеси и перфорацией в задней по потоку стенке, шарнирный узел подвеса к корпусу форсажной камеры, выполненный в корневой части корпуса, окно для входа топливовоздушной смеси. Окно для входа топливовоздушной смеси размещено в области корневой части корпуса стабилизатора, при этом канал подвода топливовоздушной смеси за упомянутым окном выполнен симметрично раздваивающимся на боковые каналы, сходящиеся в концевой части. Оси боковых каналов в центральной части расположены радиально для стабилизатора, зафиксированного в рабочем положении, стабилизатор снабжен рычагом в области корневой части корпуса, шарнирно сообщенным с механизмом привода, при этом на корпусе форсажной камеры перед каждым стабилизатором закреплена форсунка, выходом направленная в область соответствующего окна для входа топливовоздушной смеси стабилизатора, зафиксированного в рабочем положении. В концевой части стабилизатора выполнено по меньшей мере одно отверстие увеличенного по сравнению с перфорацией задней стенки проходного сечения. Изобретение обеспечивает снижение массы узлов крепления и приводов, а также снижение газодинамических потерь в газовом тракте и заметности в радиолокационных и инфракрасных диапазонах на бесфорсажном режиме. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 786 873 C1

1. Поворотный стабилизатор пламени адаптивной форсажной камеры двухконтурного газотурбинного двигателя, содержащий корпус с каналом подвода топливовоздушной смеси и перфорацией в задней по потоку стенке, шарнирный узел подвеса к корпусу форсажной камеры, выполненный в корневой части корпуса, окно для входа топливовоздушной смеси, отличающийся тем, что окно для входа топливовоздушной смеси размещено в области корневой части корпуса стабилизатора, при этом канал подвода топливовоздушной смеси за упомянутым окном выполнен симметрично раздваивающимся на боковые каналы, сходящиеся в концевой части, при этом оси боковых каналов в центральной части расположены радиально для стабилизатора, зафиксированного в рабочем положении, стабилизатор снабжен рычагом в области корневой части корпуса, шарнирно сообщенным с механизмом привода, при этом на корпусе форсажной камеры перед каждым стабилизатором закреплена форсунка, выходом направленная в область соответствующего окна для входа топливовоздушной смеси стабилизатора, зафиксированного в рабочем положении.

2. Поворотный стабилизатор пламени адаптивной форсажной камеры двухконтурного газотурбинного двигателя по п. 1, отличающийся тем, что в концевой части стабилизатора выполнено по меньшей мере одно отверстие увеличенного по сравнению с перфорацией задней стенки проходного сечения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2786873C1

Кудрявцев А.В
и др
Форсажные камеры и камеры сгорания
Приспособление к штампу для выделки обувных кольчиков 1923
  • Козьмин В.Н.
  • Уляницкий С.Л.
  • Хурскайнен Р.Ф.
  • Шамраевский М.Д.
SU1352A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
ФРОНТОВОЕ УСТРОЙСТВО КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ДЛЯ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОГО ГТД 1996
  • Пахольченко А.А.
  • Васильцов Г.Л.
  • Муравлянников И.А.
  • Буга А.Л.
  • Остриков Ю.М.
  • Фахреев О.Я.
RU2158881C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННОМ ДВИГАТЕЛЕ 2005
  • Маяцкий Сергей Александрович
  • Переславцев Андрей Викторович
  • Пронин Алексей Юрьевич
RU2286513C1
СТАБИЛИЗАТОР ПЛАМЕНИ 2016
  • Массо, Макс
  • Леле, Шарль
  • Ле Паннере, Брис
RU2700815C2
DE 3460874 D1, 06.11.1986.

RU 2 786 873 C1

Авторы

Корняков Антон Андреевич

Марчуков Евгений Ювенальевич

Мухин Андрей Николаевич

Сиденко Владимир Владимирович

Даты

2022-12-26Публикация

2022-03-11Подача