СИСТЕМА ГЛУБОКОГО ОХЛАЖДЕНИЯ НАДДУВОЧНОГО ВОЗДУХА КОМБИНИРОВАННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2023 года по МПК F02B29/04 F02D23/00 

Описание патента на изобретение RU2787443C1

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано для повышения эффективности охлаждения наддувочного воздуха и повышения мощностных, экономических и экологических показателей комбинированного двигателя с наддувом.

Из уровня техники известна система двухступенчатого охлаждения наддувочного воздуха (Авторское свидетельство SU №1312204 A1, F02B 29/04, опубл. 23.05.1987), содержащая двигатель внутреннего сгорания с турбокомпрессором наддува, охладитель первой ступени, охладитель второй ступени, контур циркуляции хладагента, например, фреона, через последовательно сообщенные между собой нагнетатель, конденсатор, испаритель и абсорбер, где охладитель второй ступени охлаждения наддувочного воздуха выполнен заодно с испарителем контура циркуляции хладагента, а охладитель первой ступени охлаждения наддувочного воздуха включен в контур циркуляции хладагента между абсорбером и нагнетателем.

Недостатком известной системы двухступенчатого охлаждения наддувочного воздуха является ее сложность, обусловленная наличием дополнительного контура циркуляции хладагента (фреона), повышенные требования по техническому обслуживанию и контрольному осмотру системы, с целью не допущения утечки хладагента, а также значительные массогабаритные характеристики.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату является система питания воздухом комбинированного двигателя с глубоким охлаждением, принятая за прототип (Патент РФ №168451 опубл. 02.02.2017 г.), содержащая: двигатель внутреннего сгорания с впускным и выпускным трубопроводом, турбокомпрессор состоящий из компрессора и турбины, дополнительный выпускной трубопровод, нагнетающий трубопровод, глушитель, воздушный фильтр, воздушный трубопровод, охладительную турбину, охладительный компрессор, дополнительный воздушный трубопровод, охладительный трубопровод, вихревой охладитель, теплообменник.

Недостатком прототипа является его низкая эффективность обусловленная отсутствием полезного использования энергии потока горячего воздуха отводимого из вихревого охладителя в окружающую среду.

Техническим результатом заявленной системы является повышение эффективности охлаждения наддувочного воздуха за счет полезного использования энергии потока горячего воздуха отводимого из вихревого охладителя в окружающую среду.

Технический результат достигается тем, что устанавливают теплообменник второй ступени, охлаждаемый с помощью турбовентилятора, состоящего из турбины с электромагнитной муфтой и лопастей, выполненного с возможностью управления от электронного блока управления в зависимости от показаний датчика температуры наддувочного воздуха.

Предложение поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображена принципиальная схема системы глубокого охлаждения наддувочного воздуха комбинированного двигателя, содержащая: 1 - двигатель внутреннего сгорания, с впускным 2 и выпускным 3 трубопроводом, турбокомпрессор, состоящий из турбины 4 и компрессора 5, регулировочная заслонка 6, вихревой охладитель 7, теплообменники первой 8 и второй 9 ступени, турбовентилятора, состоящий из турбины 10 с электромагнитной муфтой 11 и лопастей 12, датчик 13 температуры наддувочного воздуха, электронный блок управления 14.

На фиг. 2 представлена схема турбовентилятора.

Электромагнитная муфта 11 состоит из ведущей полумуфты 15 и ведомой полумуфты 16, причем вал 17 турбины 10 шлицевым соединением жестко соединен с ведущей полумуфтой 15, а ведомая полумуфта 16 шлицевым соединением жестко соединена с другим валом 18, на втором конце которого болтовым соединением закрепляют лопасти 12 (см. фиг. 2).

Заявленная система глубокого охлаждения наддувочного воздуха комбинированного двигателя работает следующим образом.

Отработавшие газы поступают из цилиндров двигателя внутреннего сгорания 1 в выпускной трубопровод 3 и далее на турбину 4 турбокомпрессора. Жестко связанное с турбиной колесо компрессора 5 нагнетает свежий заряд воздуха в цилиндры двигателя внутреннего сгорания 1, который проходит через регулировочную заслонку 6, охлаждается в теплообменниках первой 8 и второй 9 ступеней.

Охлаждение наддувочного воздуха обеспечивается в два этапа. Первый этап охлаждения осуществляется в теплообменнике первой ступени 8. С этой целью на выходе из компрессора 5 устанавливают регулировочную заслонку 6, которая позволяет обеспечивать отбор и перепуск части наддувочного воздуха для функционирования вихревого охладителя 7. Вихревой охладитель 7 представляет собой вихревую трубку Ранка-Хилша (Меркулов А.П. Вихревой эффект и его применение в технике / Меркулов А.П. - М.: Машиностроение, 1969. - 184 с.). Отобранная регулировочной заслонкой 6 часть воздушного потока, поступающая из компрессора 5, подается через сопловое отверстие в вихревой охладитель 7, в которой происходит его разделение на горячую область высокой температуры (формируется по периферии трубы) и холодную область низкой температуры (формируется по центру трубы). Поток холодного воздуха поступает из вихревого охладителя 7 на теплообменник 8, охлаждает наддувочный воздух, проходящий в нем и далее отводится в окружающую среду.

Поток горячего воздуха из вихревого охладителя 7 поступает на турбину 10 турбовентилятора. Крутящий момент от колеса турбины 10 через электромагнитную муфту 11 передается на жестко закрепленные на валу 18 ведомой полумуфты 16 лопасти 12. Электромагнитная муфта 11 обеспечивает вращение лопастей 12 с потребной для поддержания требуемого теплового режима наддувочного воздуха частотой. Создаваемый лопастями 12 поток охлаждающего воздуха прокачивается через теплообменник второй ступени 9, охлаждает проходящий через него наддувочный воздух и далее отводится в окружающую среду. Таким образом обеспечивается второй этап охлаждения наддувочного воздуха.

Регулирование производительности работы вихревого охладителя 7 и турбины 10 турбовентилятора обеспечивается регулировочной заслонкой 6. Регулирование частоты вращения лопастей 12 обеспечивается электромагнитной муфтой 11. Сигнал на исполнительные органы (регулировочную заслонку 6 и электромагнитную муфту 11) отправляется с электронного блока управления 14, данные на который поступают с датчика температуры 13 наддувочного воздуха.

По сравнению с прототипом предлагаемое техническое решение позволит значительно повысить эффективность охлаждения наддувочного воздуха за счет полезного использования энергии потока горячего воздуха отводимого из вихревого охладителя в окружающую среду.

Похожие патенты RU2787443C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ НАДДУВОЧНОГО ВОЗДУХА ЭЖЕКЦИОННОГО ТИПА 2023
  • Шабалин Денис Викторович
  • Кобзарь Павел Евгеньевич
  • Проговоров Алексей Петрович
RU2807850C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗГОНА РОТОРА ТУРБОКОМПРЕССОРА СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ТАНКА 2022
  • Шабалин Денис Викторович
  • Проговоров Алексей Петрович
  • Кобзарь Павел Евгеньевич
  • Ракимжанов Нуржан Есмагулович
  • Шудыкин Александр Сергеевич
  • Абрамова Иванна Андреевна
  • Витрук Александр Владимирович
  • Фихт Александр Дмитриевич
  • Мартыненко Максим Сергеевич
  • Азизов Руслан Нариманович
  • Бобылев Владислав Евгеньевич
  • Букеев Рустем Кайратович
  • Карагусов Павел Юрьевич
  • Малкин Максим Валерьевич
  • Малый Андрей Вячеславович
  • Сафаров Амирджон Хуршедович
RU2784830C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО КРАТКОВРЕМЕННОГО ФОРСИРОВАНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ТАНКА 2022
  • Шабалин Денис Викторович
  • Проговоров Алексей Петрович
  • Кобзарь Павел Евгеньевич
  • Шудыкин Александр Сергеевич
  • Гранкин Максим Геннадьевич
  • Иванов Владимир Васильевич
  • Козлов Андрей Александрович
  • Витрук Александр Владимирович
  • Гардт Алексей Владимирович
  • Григорюк Иван Александрович
  • Кушнарёв Илья Максимович
  • Булантаев Эльдар Толегенович
  • Зубов Павел Дмитриевич
  • Кузьмин Сергей Сергеевич
  • Ядыкин Никита Сергеевич
  • Бархатов Дмитрий Евгеньевич
  • Казак Кирилл Сергеевич
RU2780913C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СГОРАНИЕМ В ДВС С ЭЛЕКТРОТУРБОКОМПРЕССОРОМ 2018
  • Хрипач Николай Анатольевич
  • Лежнев Лев Юрьевич
  • Шустров Федор Андреевич
  • Татарников Алексей Павлович
  • Коротков Виктор Сергеевич
  • Иванов Денис Алексеевич
RU2718098C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СГОРАНИЕМ В ДВС С ТУРБОКОМПРЕССОРОМ 2018
  • Хрипач Николай Анатольевич
  • Лежнев Лев Юрьевич
  • Шустров Федор Андреевич
  • Татарников Алексей Павлович
  • Папкин Борис Аркадьевич
  • Неверов Всеволод Анатольевич
RU2715305C1
Двигатель внутреннего сгорания 1990
  • Крайнюк Александр Иванович
  • Рыбальченко Александр Георгиевич
  • Левчук Вячеслав Петрович
  • Писарев Виктор Леонтьевич
SU1703842A1
Турбокомпаундный двигатель внутреннего сгорания 1989
  • Борисов Александр Дмитриевич
SU1714172A1
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО ПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ 2023
  • Шудыкин Александр Сергеевич
  • Шабалин Денис Викторович
  • Кобзарь Павел Евгеньевич
  • Павлюченко Евгений Александрович
  • Проговоров Алексей Петрович
  • Шаргаёв Алексей Александрович
  • Косаренко Роман Иванович
RU2812542C1
Устройство для прогрева и запуска двигателя внутреннего сгорания 1980
  • Сосенко Юрий Константинович
  • Шенкман Эдуард Наумович
  • Громов Сергей Алексеевич
  • Постарнак Станислав Федорович
  • Егунов Павел Михайлович
  • Филонов Степан Павлович
  • Титаренко Виталий Стефанович
  • Грищенко Сергей Георгиевич
  • Коваль Василий Карпович
  • Ренов Владимир Александрович
  • Скирич Степан Афанасьевич
SU937754A1
Устройство управления турбонаддувом двигателя внутреннего сгорания 2017
  • Никишин Денис Валентинович
RU2635425C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 787 443 C1

Реферат патента 2023 года СИСТЕМА ГЛУБОКОГО ОХЛАЖДЕНИЯ НАДДУВОЧНОГО ВОЗДУХА КОМБИНИРОВАННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Система глубокого охлаждения наддувочного воздуха комбинированного двигателя содержит двигатель (1) внутреннего с впускным и выпускным трубопроводами (2) и (3) турбокомпрессор, состоящий из компрессора (5) и турбины (4), вихревой охладитель (7) и теплообменник (8). Устанавливают теплообменник (9) второй ступени, охлаждаемый с помощью турбовентилятора. Турбовентилятор состоит из турбины (10) с электромагнитной муфтой (11) и лопастей (12). Турбовентилятор выполнен с возможностью управления от электронного блока (14) управления в зависимости от показаний датчика (13) температуры наддувочного воздуха. Технический результат заключается в улучшении охлаждения наддувочного воздуха за счет полезного использования энергии потока горячего воздуха отводимого из вихревого охладителя в окружающую среду. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 787 443 C1

Система глубокого охлаждения наддувочного воздуха комбинированного двигателя, содержащая двигатель внутреннего с впускным и выпускным трубопроводами, турбокомпрессор, состоящий из компрессора и турбины, вихревой охладитель, теплообменник, отличающаяся тем, что устанавливают теплообменник второй ступени, охлаждаемый с помощью турбовентилятора, состоящего из турбины с электромагнитной муфтой и лопастей, выполненного с возможностью управления от электронного блока управления в зависимости от показаний датчика температуры наддувочного воздуха.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2787443C1

RU 168451 U1, 22.03.2016
RU 2003817 C1, 30.11.1993
Система двухступенчатого охлаждения наддувочного воздуха 1985
  • Пахомов Юрий Алексеевич
  • Якушев Геннадий Аркадьевич
SU1312204A1
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с наддувом 1986
  • Кустарев Юрий Степанович
  • Белькевич Владимир Георгиевич
  • Загидуллин Равкад Якубович
  • Медведев Алексей Викторович
  • Осипов Иван Иванович
  • Таммор Владимир Владимирович
  • Фрейман Юрий Иосифович
SU1321860A1
US 9506395 B2, 29.11.2016
СТАБИЛИЗИРОВАННЫЙ ПОЛИЭТИЛЕНОВЫЙ МАТЕРИАЛ 2004
  • Хо Тхой Х.
  • Чам Пак-Менг
  • Шрамм Детлеф
  • Сеханобиш Кальян
RU2375388C2

RU 2 787 443 C1

Авторы

Шабалин Денис Викторович

Проговоров Алексей Петрович

Кобзарь Павел Евгеньевич

Фомин Игорь Александрович

Иванов Владимир Васильевич

Логинов Иван Владимирович

Гасан Александр Валерьевич

Толегенов Сагдат Акзамович

Ульянов Данил Александрович

Акимкин Александр Вячеславович

Абельмажитов Айдар Ахтлесович

Елеманов Руслан Меркешевич

Кубанов Селим Адлерович

Балдин Сергей Александрович

Алешкин Евгений Анатольевич

Мартыненко Максим Сергеевич

Лабуш Андрей Анатольевич

Букеев Рустем Кайратович

Даты

2023-01-09Публикация

2022-09-19Подача