АВАРИЙНЫЙ ПРИВОД ВЫПУСКА ШАССИ С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ Российский патент 2023 года по МПК B64C25/30 B64C25/22 

Описание патента на изобретение RU2793267C1

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в аварийных системах гражданских самолетов.

Известен аналог системы манипулирования шасси летательного аппарата, содержащий: клапан, управляемый электрически, или электроклапан, который обеспечивает соединение специфического гидравлического контура отсека шасси с общей гидравлической системой летательного аппарата. Управление электроклапаном выполняется из кабины экипажа и обеспечивает подключение к функционированию гидравлического контура отсека шасси. Открытие створок и последующий выпуск шасси обеспечиваются при помощи гидравлического контура, последовательно управляемого при помощи электронного вычислителя. Таким образом, факт наличия электрически управляемого клапана, предназначенного для створок, и другого электрически управляемого клапана, предназначенного для выпуска шасси, позволяет обеспечить открытие клапанов в различные моменты времени, в той или иной степени отличающиеся друг от друга, что позволяет обеспечить определенную последовательность в выполнении операций открытия створок и выпуска шасси. (патент FR №2007115053/11, МПК B64C 25/24, опубл. 10.08.2009).

Недостатком данного аналога является низкая безотказность электрически управляемого клапана для выпуска шасси.

Известен аналог аварийного привода выпуска шасси, в котором вспомогательный источник гидравлической энергии включает мотор и насос, которые соединены общим валом. Вход насоса соединен дополнительной линией всасывания с полостью гидробака с рабочей жидкостью первой подсистемы гидропитания, а его выход - с выходом дополнительной магистрали линии нагнетания первой подсистемы гидропитания. Дополнительная магистраль линии нагнетания третьей подсистемы гидропитания соединена с входом упомянутого мотора вспомогательного источника гидравлической энергии через электромагнитный клапан с пружинным возвратом, который выполнен с возможностью открытия и закрытия подачи рабочей жидкости. (патент РФ №2455197, МПК B64C 13/36, опубл. 10.07.2012).

Недостатком данного аналога является неустойчивая работа блока передачи мощности при изменении нагрузки на исполнительных гидродвигателях, что приводит к неконтролируемому изменению давления рабочей жидкости в гидросистеме как на входе в гидромотор, так и на выходе из насоса.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемой установке является аварийный привод выпуска шасси самолета, содержащий насос первой подсистемы, соединенный механически валом с гидромотором второй подсистемы, обратный клапан и дроссель. Гидромотор подключен к питанию второй подсистемы. Дроссель выполнен с возможностью преобразования давления в линии нагнетания насоса в давление управления многопозиционным дросселирующим гидрораспределителем, изменяя баланс сил на его плунжере, ход которого ограничен пружиной. Многопозиционный гидрораспределитель выполнен с возможностью изменения подачи рабочей жидкости к гидромотору, обеспечивающему соответствующий привод насоса, в случае, если баланс сил на плунжере нарушается. (патент RU №2780009 C1, МПК B64C; 25/22 B64C 25/30, опубл. 19.09.2022).

Недостатком ближайшего аналога является неустойчивая работа блока передачи мощности при работе на резонансных частотах, что приводит к неконтролируемому изменению давления рабочей жидкости в гидросистеме как на входе в гидромотор, так и на выходе из насоса. Использование в качестве корректирующего сигнала давления нагрузки в чистом виде делает характеристики блока передачи мощности зависимыми от величины позиционной нагрузки на гидродвигателях, а также от величины контактного трения в уплотнениях гидродвигателя и опорах нагрузки. Это приводит к неустойчивой работе гидропривода, обусловленной позиционной и инерционной нагрузками, необходимо использовать скорость изменения давления.

Задача изобретения - повышение надежности аварийного гидропривода выпуска шасси гражданского самолета.

Технический результат - повышение точности и устойчивости работы гидропривода при работе на резонансных частотах, при действии позиционных и инерционных нагрузок случайного характера.

Поставленная задача решается, а технический результат достигается тем, что аварийный привод выпуска шасси, содержащий гидромотор, соединенный общим валом с насосом, обратный клапан, дроссель, преобразующий давление в линии нагнетания насоса при изменении действительной нагрузки на исполнительных гидродвигателях в давление управления многопозиционным дросселирующим гидрораспределителем, подключенным к гидромотору, отличающийся тем, что введено устройство дополнительной обратной связи по производной от перепада давлений, которое содержит гидравлический конденсатор, выполненный в виде подпружиненного поршня, подключенного к исполнительным гидродвигателям и, через соответствующий дроссель, к управляющим полостям дополнительного подпружиненного многопозиционного двуххлинейного гидрораспределителя, соединяющего линию питания гидромотора с полостью управления основного многопозиционного дросселирующего гидрораспределителя, обеспечивая необходимые крутящий момент и частоту вращения гидромотора, осуществляющего привод насоса.

Повышение точности работы гидропривода выпуска шасси обеспечивается введением дополнительной обратной связи, повышающей устойчивость гидропривода при работе на резонансных частотах, при действии позиционных и инерционных нагрузок случайного характера.

Существо изобретения поясняется чертежом, на котором изображена принципиальная гидравлическая схема аварийного привода выпуска шасси.

Аварийный привод выпуска шасси самолета содержит насос 1 первой подсистемы, соединенный механически валом 2 с гидромотором 3 второй подсистемы, который подключается к питанию этой подсистемы, обратный клапан 4 и дроссель 5, преобразующий давление в линии нагнетания насоса в давление управления многопозиционным дросселирующим гидрораспределителем 6, изменяя баланс сил на его плунжере, ход которого ограничен пружиной. Если баланс сил на плунжере нарушается, то многопозиционный гидрораспределитель 6 изменяет подачу рабочей жидкости к гидромотору 3, обеспечивающего соответствующий привод насоса.

При работе привода на больших частотах, при случайном резком характере действия позиционной и инерционной нагрузки вступает в действие устройство коррекции по производной от перепада давлений. Устройство, формирующее корректирующий сигнал, состоит из подпружиненного поршня 7 (гидравлического конденсатора), Одна полость которого соединена через дроссель 5 с исполнительными гидродвигателями и через дроссель 8 - с полостью подпружиненного многопозиционного двухлинейного гидрораспределителя 9, другая полость конденсатора 7 соединена с противоположенной полостью гидрораспределителя 9. Опережающий сигнал гибкой обратной связи, формируемой гидравлическим конденсатором 7 и сопротивление 8, приводит к смещению распределителя 9, что, в свою очередь, дросселирующим распределителем 6 ограничивает расход жидкости на входе в гидромотор 3.

Таким образом, заявленный аварийный привод выпуска шасси самолета обеспечивает регулируемую работу гидромотора в зависимости от требуемых действительных нагрузок на резервируемых исполнительных гидродвигателях, реализуя положительную обратную связь по нагрузке и отрицательную обратную связь по производной от перепада давлений на больших частотах работы привода. Отбираемая от второй подсистемы мощность для организации работы блока передачи мощности является автоматически регулируемой величиной и отражает реальную потребность использования аварийного гидропривода.

Итак, заявляемое изобретение позволяет повысить надежность гидравлического аварийного привода выпуска шасси гражданского самолета, за счет учета информации о действительной нагрузке на исполнительных гидродвигателях и повышает точность, устойчивость.

Похожие патенты RU2793267C1

название год авторы номер документа
РЕГУЛИРУЕМЫЙ БЛОК ПЕРЕДАЧИ МОЩНОСТИ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ САМОЛЕТА 2023
  • Кудерко Дмитрий Александрович
  • Поляков Николай Алексеевич
  • Фролов Григорий Константинович
  • Целищев Владимир Александрович
RU2814840C1
АВАРИЙНЫЙ ПРИВОД ВЫПУСКА ШАССИ 2022
  • Калимуллин Радик Рифкатович
  • Поляков Николай Алексеевич
  • Фролов Григорий Константинович
  • Целищев Владимир Александрович
RU2780009C1
РЕГУЛИРУЕМЫЙ БЛОК ПЕРЕДАЧИ МОЩНОСТИ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ САМОЛЕТА 2023
  • Кудерко Дмитрий Александрович
  • Поляков Николай Алексеевич
  • Фролов Григорий Константинович
  • Целищев Владимир Александрович
RU2814642C1
Блок передачи мощности гидравлической системы самолета 2023
  • Целищев Владимир Александрович
  • Соловьева Анна Александровна
  • Поляков Николай Александрович
  • Кудерко Дмитрий Александрович
RU2803904C1
РЕГУЛИРУЕМЫЙ БЛОК ПЕРЕДАЧИ МОЩНОСТИ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ САМОЛЕТА 2023
  • Кудерко Дмитрий Александрович
  • Поляков Николай Алексеевич
  • Фролов Григорий Константинович
  • Целищев Владимир Александрович
RU2814901C1
Блок передачи мощности гидравлической системы самолета 2023
  • Константинов Сергей Юрьевич
  • Кудерко Дмитрий Александрович
  • Мукминов Динар Фаилевич
  • Поляков Николай Алексеевич
  • Целищев Владимир Александрович
RU2812955C1
СПОСОБ БУРЕНИЯ ПОРОДЫ С ПЕРЕМЕННЫМИ СВОЙСТВАМИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Першин Виктор Алексеевич
  • Гугуев Иван Кондратьевич
  • Ковалев Андрей Владимирович
  • Хиникадзе Тенгиз Анзорьевич
RU2582691C1
Гидравлический привод 1990
  • Кириков Роберт Петрович
  • Литт Эдуард Эдуардович
  • Бухаров Сергей Анатольевич
  • Грушко Рафаил Аронович
  • Кузик Владимир Леонидович
SU1710874A1
Гидравлический привод 1982
  • Герасимов Анатолий Филиппович
  • Константинов Леонид Петрович
  • Борданов Виктор Васильевич
SU1134810A1
МАШИНА ДЛЯ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТИ ПОЛОТНА ДОРОГИ 1996
  • Ананьин Б.М.
  • Хазанович М.И.
RU2110644C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 793 267 C1

Реферат патента 2023 года АВАРИЙНЫЙ ПРИВОД ВЫПУСКА ШАССИ С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в аварийных системах выпуска шасси. Аварийный привод выпуска шасси содержит гидромотор, соединённый общим валом с насосом, обратный клапан, дроссель, преобразующий давление в линии нагнетания насоса при изменении действительной нагрузки на исполнительных гидродвигателях в давление управления многопозиционным дросселирующим гидрораспределителем, подключенным к гидромотору. Причем аварийный привод содержит устройство дополнительной обратной связи по производной от перепада давлений, включающее гидравлический конденсатор. Конденсатор выполнен в виде подпружиненного поршня, одна полость которого подключена к исполнительным гидродвигателям и к одной из полостей дополнительного многопозиционного двухлинейного гидрораспределителя через дроссели. При этом другая полость гидравлического конденсатора подключена к управляющей полости дополнительного многопозиционного двухлинейного гидрораспределителя, соединяющего линию питания гидромотора с полостью управления основного многопозиционного дросселирующего гидрораспределителя. Достигается повышение точности и устойчивости работы гидропривода при работе на резонансных частотах, при действии позиционных и инерционных нагрузок случайного характера. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 793 267 C1

Аварийный привод выпуска шасси, содержащий гидромотор, соединённый общим валом с насосом, обратный клапан, дроссель, преобразующий давление в линии нагнетания насоса при изменении действительной нагрузки на исполнительных гидродвигателях в давление управления многопозиционным дросселирующим гидрораспределителем, подключенным к гидромотору, отличающийся тем, что содержит устройство дополнительной обратной связи по производной от перепада давлений, включающее гидравлический конденсатор, выполненный в виде подпружиненного поршня, одна полость которого подключена к исполнительным гидродвигателям и к одной из полостей дополнительного многопозиционного двухлинейного гидрораспределителя через дроссели, а другая полость гидравлического конденсатора подключена к управляющей полости дополнительного многопозиционного двухлинейного гидрораспределителя, соединяющего линию питания гидромотора с полостью управления основного многопозиционного дросселирующего гидрораспределителя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2793267C1

АВАРИЙНЫЙ ПРИВОД ВЫПУСКА ШАССИ 2022
  • Калимуллин Радик Рифкатович
  • Поляков Николай Алексеевич
  • Фролов Григорий Константинович
  • Целищев Владимир Александрович
RU2780009C1
Резервированный электромеханический привод 2020
  • Абдулин Рашид Раисович
  • Большаков Вадим Владимирович
  • Заец Виктор Федорович
  • Зудилин Алексей Сергеевич
  • Крылов Николай Валерьевич
  • Оболенский Юрий Геннадьевич
  • Рожнин Николай Борисович
  • Самсонович Семен Львович
  • Стиценко Артем Николаевич
  • Подшибнев Владимир Александрович
RU2736658C1
ИЗДЕЛИЕ, ГЕНЕРИРУЮЩЕЕ АЭРОЗОЛЬ,С ТОКОПРИЕМНИКОМ, СОСТОЯЩИМ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ МАТЕРИАЛОВ 2015
  • Миронов Олег
  • Зиновик Ихар Николаевич
  • Фурса Олег
RU2645205C1
Колесная пара для различной ширины колеи 1978
  • Никола Мартинов Гайдаров
SU1004181A1

RU 2 793 267 C1

Авторы

Кудерко Дмитрий Александрович

Поляков Николай Алексеевич

Фролов Григорий Константинович

Целищев Владимир Александрович

Даты

2023-03-30Публикация

2022-12-06Подача