Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в аварийных системах гражданских самолетов.
Известен аналог системы манипулирования шасси летательного аппарата, содержащий клапан, управляемый электрически, или электроклапан, который обеспечивает соединение специфического гидравлического контура отсека шасси с общей гидравлической системой летательного аппарата. Управление электроклапаном выполняется из кабины экипажа и обеспечивает подключение к функционированию гидравлического контура отсека шасси. Открытие створок и последующий выпуск шасси обеспечиваются при помощи гидравлического контура, последовательно управляемого при помощи электронного вычислителя. Таким образом, факт наличия электрически управляемого клапана, предназначенного для створок, и другого электрически управляемого клапана, предназначенного для выпуска шасси, позволяет обеспечить открытие клапанов в различные моменты времени, в той или иной степени отличающиеся друг от друга, что позволяет обеспечить определенную последовательность в выполнении операций открытия створок и выпуска шасси (патент RU № 2007115053 A, МПК B64C 25/24, опубл. 27.10.2008).
Недостатком данного аналога является низкая безотказность электрически управляемого клапана для выпуска шасси.
Известен аналог аварийного привода выпуска шасси, в котором вспомогательный источник гидравлической энергии включает мотор и насос, которые соединены общим валом. Вход насоса соединен дополнительной линией всасывания с полостью гидробака с рабочей жидкостью первой подсистемы гидропитания, а его выход - с выходом дополнительной магистрали линии нагнетания первой подсистемы гидропитания. Дополнительная магистраль линии нагнетания третьей подсистемы гидропитания соединена с входом упомянутого мотора вспомогательного источника гидравлической энергии через электромагнитный клапан с пружинным возвратом, который выполнен с возможностью открытия и закрытия подачи рабочей жидкости. Технический результат заключается в повышении надежности работы гидравлической системы и снижении ее общей массы (патент RU № 2455197 C1, МПК B64C 13/36, опубл. 10.07.2012).
Недостатком данного аналога является неустойчивая работа блока передачи мощности при изменении нагрузки на исполнительных гидродвигателях, что приводит к неконтролируемому изменению давления рабочей жидкости в гидросистеме как на входе в гидромотор, так и на выходе из насоса.
Известен аварийный привод выпуска шасси самолета, содержащий гидромотор, соединенный общим валом с насосом, обратный клапан, дроссель, преобразующий давление в линии нагнетания насоса при изменении действительной нагрузки на исполнительных гидродвигателях в давление управления многопозиционным дросселирующим гидрораспределителем, подключенным к гидромотору. При этом аварийный привод содержит устройство дополнительной обратной связи по производной от перепада давлений, включающее гидравлический конденсатор, выполненный в виде подпружиненного поршня, одна полость которого подключена к исполнительным гидродвигателям и к одной из полостей дополнительного многопозиционного двухлинейного гидрораспределителя через дроссели, а другая полость гидравлического конденсатора подключена к управляющей полости дополнительного многопозиционного двухлинейного гидрораспределителя, соединяющего линию питания гидромотора с полостью управления основного многопозиционного дросселирующего гидрораспределителя (патент RU № 2793267 C1, МПК B64C 25/30, B64C 25/22, опубл. 30.03.2023).
Недостатком аналога является использование дросселирующего гидрораспределителя для управления мощностью гидромотора, что вызывает увеличение гидравлических потерь и способствует нагреву рабочей жидкости.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому устройству является блок передачи мощности гидравлической системы самолета, состоящий из гидромотора, соединенного с насосом через вал, регулятора с гидравлическим пропорциональным позитивным управлением, состоящего из дросселя, соединенного с плунжером, который с помощью пружин связан с коромыслом и далее с многопозиционным трехлинейным распределителем, и обеспечивающего изменение давления в линии нагнетания насоса при изменении действительной нагрузки на исполнительных гидродвигателях, подключенных к резервному источнику энергии, которое в свою очередь преобразуется в командное давление в линии управления регулятором гидромотора, обеспечивая необходимые крутящий момент и частоту вращения гидромотора, осуществляющего привод насоса (патент RU № 2774276 C1, МПК B64C 13/36, F15B 15/18, опубл. 16.06.2022).
Недостатком прототипа являются повышенные требования к обеспечению точности, устойчивости и управляемости вследствие регулирования мощности гидромотора, запитанного от одной гидросистемы, как привода насоса другой гидросистемы.
Задача изобретения - расширение функциональных возможностей блока передачи мощности.
Технический результат - уменьшение вероятности возникновения ошибки во время определения аварийного режима работы системы за счет учета информации о действительной нагрузке на исполнительных гидродвигателях.
Поставленная задача решается, а технический результат достигается тем, что в блоке передачи мощности гидравлической системы самолета, содержащем гидромотор, соединенный общим валом с насосом, обратный клапан, дроссель, преобразующий давление в линии нагнетания насоса при изменении действительной нагрузки на исполнительных гидродвигателях в давление управления многопозиционным дросселирующим гидрораспределителем, согласно изобретению, многопозиционный дросселирующий гидрораспределитель соединен с гидроцилиндром механизма управления характерным рабочим объемом насоса с возможностью пропорциональной подачи рабочей жидкости к гидроцилиндру для компенсации изменения величины давления в системе за насосом и обеспечения требуемой скорости исполнительных гидродвигателей.
Существо изобретения поясняется чертежом, на котором изображена принципиальная гидравлическая схема регулируемого блока передачи мощности.
Блок передачи мощности гидравлической системы самолета содержит насос 1 системы А, соединенный механически валом 2 с гидромотором 3 системы Б, который подключается к питанию системы А, обратный клапан 4 и дроссель 5, преобразующий давление в линии нагнетания насоса в давление управления многопозиционным дросселирующим гидрораспределителем 6, изменяя баланс сил на его плунжере, ход которого ограничен пружиной. Если баланс сил на плунжере нарушается, то многопозиционный гидрораспределитель 6 изменяет подачу рабочей жидкости к гидроцилиндру 7 механизма управления характерным рабочим объемом насоса, что обеспечивает требуемую скорость работы исполнительных гидродвигателей при соответствующей на них величине нагрузки.
Гидравлическое пропорциональное управление насосом 1 позволяет бесступенчато изменять его рабочий объем пропорционально давлению управления, подаваемого к гидроцилиндру 7 механизма управления характерным рабочим объемом насоса от дросселирующего распределителя 6, связанного через понижающий величину давления корректирующего сигнала дроссель 5 с линией нагнетания от насоса 1 к исполнительным гидродвигателям. В начальном положении при невысоком давлении управления (отсутствие команды на перемещение исполнительных гидродвигателей или невысокой нагрузки на них) насос 1 находится на минимальном рабочем объеме. При изменении ситуации возрастает давление управления за дросселем 5, регулятор насоса начинает отслеживать управляющий сигнал от распределителя 6 к гидроцилиндру 7 механизма управления и увеличивает рабочий объем насоса, обеспечивая увеличение подачи рабочей жидкости в систему А. Тем самым обеспечивается контролируемый отбор мощности от привода насоса, т.е. гидромотора в зависимости от действующей нагрузки на исполнительных гидродвигателях.
Таким образом, заявленный блок передачи мощности обеспечивает уменьшение вероятности возникновения ошибки во время определения аварийного режима работы системы за счет учета информации о действительной нагрузке на исполнительных гидродвигателях. Отбираемая от основной системы Б мощность для организации работы регулятора насоса блока передачи мощности является автоматически регулируемой величиной и отражает реальную потребность использования.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВАРИЙНЫЙ ПРИВОД ВЫПУСКА ШАССИ С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ | 2022 |
|
RU2793267C1 |
АВАРИЙНЫЙ ПРИВОД ВЫПУСКА ШАССИ | 2022 |
|
RU2780009C1 |
РЕГУЛИРУЕМЫЙ БЛОК ПЕРЕДАЧИ МОЩНОСТИ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ САМОЛЕТА | 2023 |
|
RU2814642C1 |
РЕГУЛИРУЕМЫЙ БЛОК ПЕРЕДАЧИ МОЩНОСТИ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ САМОЛЕТА | 2023 |
|
RU2814901C1 |
Блок передачи мощности гидравлической системы самолета | 2023 |
|
RU2803904C1 |
Блок передачи мощности гидравлической системы самолета | 2023 |
|
RU2812955C1 |
МАШИНА ДЛЯ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТИ ПОЛОТНА ДОРОГИ | 1996 |
|
RU2110644C1 |
АВТОНОМНЫЙ ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ РУЛЕВОЙ ПРИВОД С РЕГУЛЯТОРОМ МОЩНОСТИ | 2024 |
|
RU2820916C1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА | 2010 |
|
RU2455197C1 |
АВТОНОМНЫЙ ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ РУЛЕВОЙ ПРИВОД С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ ПО ДИНАМИЧЕСКОМУ ДАВЛЕНИЮ | 2024 |
|
RU2826237C1 |
Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в аварийных системах гражданских самолетов. Регулируемый блок передачи мощности гидравлической системы самолета содержит гидромотор (3), обратный клапан (4), дроссель (5). Гидромотор (3) соединен общим валом (2) с насосом (1), а дроссель (5) преобразует давление в линии нагнетания насоса (1) при изменении действительной нагрузки на исполнительных гидродвигателях в давление управления многопозиционным дросселирующим гидрораспределителем (6). Многопозиционный дросселирующий гидрораспределитель (6) соединен с гидроцилиндром (7) механизма управления характерным рабочим объемом насоса с возможностью пропорциональной подачи рабочей жидкости к гидроцилиндру для компенсации изменения величины давления в системе за насосом и обеспечения требуемой скорости исполнительных гидродвигателей. Достигается уменьшение вероятности возникновения ошибки во время определения аварийного режима работы системы. 1 ил.
Блок передачи мощности гидравлической системы самолета, содержащий гидромотор, соединенный общим валом с насосом, обратный клапан, дроссель, преобразующий давление в линии нагнетания насоса при изменении действительной нагрузки на исполнительных гидродвигателях в давление управления многопозиционным дросселирующим гидрораспределителем, отличающийся тем, что многопозиционный дросселирующий гидрораспределитель соединен с гидроцилиндром механизма управления характерным рабочим объемом насоса с возможностью пропорциональной подачи рабочей жидкости к гидроцилиндру для компенсации изменения величины давления в системе за насосом и обеспечения требуемой скорости исполнительных гидродвигателей.
RU 2774276 C1, 10.03.2015 | |||
РЫЧАЖНОЕ ГРУЗОЗАХВАТНОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ | 0 |
|
SU179892A1 |
US 2014027568 А1, 30.01.2014 | |||
CN 205365802 U, 06.07.2016. |
Авторы
Даты
2024-03-05—Публикация
2023-06-30—Подача