Устройство для энергоснабжения привязного беспилотного летательного аппарата Российский патент 2023 года по МПК B64F3/02 H02J5/00 

Описание патента на изобретение RU2793830C1

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройству для передачи электрической энергии на воздушный привязной летательный беспилотный аппарат.

Известно устройство для электропитания привязного летательного аппарата (см. RU 2711325 С1, 01.16.2020), содержащее наземный источник электроэнергии, соединенный с наземным преобразователем, снабженным блоком преобразования, силовым регулируемым модулем, датчиком тока, контроллером, широтно-импульсным модулятором (ШИМ), панелей управления и индикации, кабель-трос, соединяющий выход наземного преобразователя с входом бортового преобразователя, включающего изолированный модуль преобразования, электронный коммутатор питания и резервную аккумуляторную батарею. В этом техническом решении выходное напряжение наземного источника промышленной или автономной трехфазной сети переменного тока 380 В частотой 50 Гц поступает на вход блока преобразования наземного преобразователя, формирующего входное переменное напряжение в выходное напряжение постоянного тока высокого уровня (например, 400…1000 В) с возможностью регулируемости в широких пределах и высокой точности для передачи по кабель-тросу на борт летательного аппарата. Бортовой преобразователь, установленный на летательном аппарате, преобразует входное напряжение постоянного тока высокого уровня (например, 400 В) в выходное напряжение постоянного тока низкого уровня с постоянным коэффициентом преобразования (например, 1:8) и стабилизацией для электропитания бортового оборудования летательного аппарата. В данном устройстве предусмотрена возможность автоматического переключения электропитания бортового оборудования летательного аппарата с основного режима от бортового преобразователя на аварийный режим посредством аккумуляторной батареи.

Недостатком этого известного технического решения можно считать конструктивную сложность и низкую выходную мощность бортового преобразователя, ограничивающую его применение при увеличении мощности потребления бортового оборудования летательного аппарата.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является принятый автором за прототип техническое решение, реализующее системы и методы энергоснабжения летательного аппарата от наземного источника питания (см. Интернет ресурс: https://patents.justia.com/patent/20170144754). Один из вариантов данного технического решения включает в себя наземный источник питания, связанный через привязанный к летательному аппарату силовой кабель, способный доставлять 100 киловатт энергии от наземного источника питания к летательному аппарату (ЛА), с бортовым понижающим преобразователем постоянного тока, размещенным на борту ЛА и распределитель, осуществляющий раздельное питание бортового оборудования летательного аппарата, представленного в виде нагрузки.

Недостатком этого технического решения можно считать низкое эффективное энергоснабжение из-за непостоянства стабильности выходного напряжения бортового понижающего преобразователя постоянного тока при увеличении тока в цепи питания нагрузки.

Техническим результатом предлагаемого технического решения является повышение эффективности в энергоснабжении воздушного летательного аппарата.

Технический результат достигается тем, что в устройство для энергоснабжения привязного беспилотного летательного аппарата, содержащее наземный источник питания, соединенный выходом с первым концом силового кабеля, подключенного вторым концом к первому входу расположенного на борту летательного аппарата первого понижающего преобразователя с управляющим ШИМ-контроллером и бортовую аппаратуру, введены второй понижающий преобразователь, расположенный на борту летательного аппарата, расположенные на борту летательного аппарата первый и второй формирователи сигнала ошибки, причем выход первого понижающего бортового преобразователя с управляющим ШИМ-контроллером соединен с входами первого формирователя сигнала ошибки и второго бортового понижающего преобразователя, выход которого подключен к входу второго формирователя сигнала ошибки и является выходом устройства, выполненным с возможностью подключения к бортовой аппаратуре, выходы первого и второго формирователей сигнала ошибки соединены со вторым и третьим входами первого понижающего бортового преобразователя с управляющим ШИМ-контроллером соответственно.

Сущность заявляемого изобретения, характеризуемого совокупностью указанных выше признаков, состоит в том, что двухступенчатое управление работой первого бортового понижающего преобразователя с управляющим ШИМ-контроллером, дает возможность осуществить эффективное энергоснабжение воздушного беспилотного аппарата.

Наличие в заявляемом устройстве совокупности перечисленных существующих признаков, позволяет решить задачу энергоснабжения привязного беспилотного летательного аппарата на основе применения двухступенчатого управления работой первого понижающего преобразователя с ШИМ-контроллером, с желаемым техническим результатом, т.е. повышением эффективности в энергоснабжении воздушного летательного аппарата.

На чертеже приведена функциональная схема устройства.

Устройство содержит наземный источник питания 1, силовой кабель 2, первый бортовой понижающий преобразователь с управляющим ШИМ-контроллером 3, первый формирователь сигнала ошибки 4, второй бортовой понижающий преобразователь 5, бортовую аппаратуру 6 и второй формирователь сигнала ошибки 7.

Устройство работает следующим образом. Напряжение с выхода наземного источника питания 1, выполненного в виде электрогенератора напряжением, например, до 800 В постоянного тока и имеющего выходную мощность до несколько сотен кВт, с помощью силового кабеля 2 передается на первый вход первого понижающего бортового преобразователя 3 постоянным напряжением, например, 400 В. Далее выходное напряжение первого бортового преобразователя одновременно направляют на входы первого формирователя сигнала ошибки 4 и второго бортового понижающего преобразователя 5, формирующего напряжение, например, до 50 В.

В рассматриваемом случае, благодаря наличию в первом понижающем бортовом преобразователе управляющего ШИМ-контроллера (см. Интернет ресурс: https://www.joyta.ru/7532-shim-shirotno-impulsnaya-modulyaciya), обеспечивается первая ступень стабильности выходного напряжения этого понижающего бортового преобразователя в пределах 400 В. Здесь процесс стабилизации предусматривает поступление выходного постоянного напряжения с выхода первого понижающего преобразователя (одновременно на вход второго понижающего преобразователя) на вход первого формирователя сигнала ошибки. Образование на выходе этого формирователя разности между опорным напряжением (400 В) и поступающим на вход данного формирователя текущим напряжением. Поступление, разностного напряжения с выхода первого формирователя сигнала ошибки, на второй вход первого понижающего преобразователя (первый вход контроллера). В этом преобразователе, представляющем собой импульсный блок питания, управляющий ШИМ-контроллер моделирует среднее значение напряжения за счет изменения ширины импульсов на основании разностного сигнала с цепи обратной связи. Другими словами ШИМ-контроллер в данном случае управляет выходным напряжением первого понижающего преобразователя, поступающим на вход второго понижающего преобразователя методом изменения скважности импульсов постоянной частоты.

В ряде случаев при изменении тока нагрузки в цепи питания бортовой аппаратуры летательного аппарата (ветровая нагрузка на работу пропеллеров двигателей летательных аппаратов) и нестабильности выходного напряжения первого понижающего преобразователя, например, изменение климатических условий окружающей среды, выходное напряжение второго понижающего преобразователя может оказаться нестабильным (колебание в недопустимых пределах напряжения 50 В). Поэтому согласно работы предлагаемого устройства, для стабилизации выходного напряжения второго понижающего преобразователя, с его выхода, постоянное напряжение помимо поступления в бортовую аппаратуру 6, поступает еще на вход второго формирователя сигнала ошибки 7. В силу этого в этом формирователе образуется разность между опорным напряжением 50 В и текущим выходным напряжением второго понижающего преобразователя. При этом разность двух этих постоянных напряжений может оказаться как со знаком плюса, так со знаком минуса. Разностное напряжение с выхода второго формирователя сигнала ошибки, далее передается на третий вход первого понижающего бортового преобразователя (второй вход контроллера). Так как этот понижающий преобразователь снабжен управляющим ШИМ-контроллером, то в этом случае, по аналогии первой ступени стабилизации, процесс управления выходной мощностью, идущей к нагрузке (двигателям летательного аппарата), на базе вышеуказанного разностного напряжения, даст возможность дополнительно регулировать величину выходного напряжения первого понижающего преобразователя в зависимости от изменения выходного напряжения второго понижающего преобразователя (вторая ступень стабилизации). В результате все это даст возможность произвести оптимальное управление бортовой аппаратурой летательного аппарата, и тем самим обеспечить эффективное энергоснабжение привязного беспилотного летательного аппарата.

Таким образом, в предлагаемом техническом решении на основе двухступенчатого управления выходными напряжениями первого и второго понижающих преобразователей постоянных напряжений, приводящего к повышению степени их стабильности, можно обеспечить эффективность в энергоснабжении привязного летательного аппарата.

Область применения данного устройства очень велика. Его можно успешно использовать в случае управления светодиодами и мощными двигателями постоянного тока, а также в сварочном аппарате для сварки алюминия, нержавеющей стали и других сложно свариваемых металлов.

Похожие патенты RU2793830C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ ПРИВЯЗНОГО БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2022
  • Вишневский Владимир Миронович
  • Морозов Виталий Пантелеймонович
  • Целикин Юрий Владимирович
  • Ахобадзе Гурами Николаевич
RU2782733C1
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПРИВЯЗНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2022
  • Ахобадзе Гурами Николаевич
RU2782805C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ПРИВЯЗНОГО БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2023
  • Буркин Евгений Юрьевич
  • Свиридов Виталий Владимирович
  • Караульных Сергей Павлович
  • Бомбизов Александр Александрович
RU2815590C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ПРИВЯЗНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2019
  • Вишневский Владимир Миронович
  • Целикин Юрий Владимирович
RU2711325C1
Устройство для использования энергии рекуперации при питании двигателей привязного высотного беспилотного летательного аппарата 2022
  • Вишневский Владимир Миронович
  • Целикин Юрий Владимирович
  • Ахобадзе Гурами Николаевич
RU2792311C1
СПОСОБ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПРИВЯЗНОГО АЭРОСТАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2010
  • Горохов Юрий Иванович
  • Ильинский Александр Дмитриевич
  • Пашов Борис Михайлович
  • Пономарев Павел Ардалионович
  • Трофименко Владимир Иванович
RU2449927C2
Устройство электропитания беспилотного летательного аппарата мультироторного типа 2022
  • Морозов Вячеслав Владимирович
  • Сорокин Вадим Игоревич
  • Головатый Антон Викторович
RU2792109C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ВОЗДУШНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТЫ) 2013
  • Стребков Дмитрий Семенович
  • Юферев Леонид Юрьевич
  • Рощин Олег Алексеевич
RU2554723C2
СПОСОБ УДАЛЕННОГО ПРОВОДНОГО ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ОБЪЕКТОВ 2014
  • Вишневский Владимир Миронович
  • Терещенко Борис Николаевич
RU2572822C1
Привязная мониторинговая платформа с системой питания 2019
  • Масюков Максим Владимирович
  • Лукашов Павел Павлович
RU2724509C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 793 830 C1

Реферат патента 2023 года Устройство для энергоснабжения привязного беспилотного летательного аппарата

Устройство для энергоснабжения привязного беспилотного летательного аппарата содержит наземный источник питания, силовой кабель, два бортовых понижающих преобразователя, управляющий ШИМ-контроллер, два формирователя сигнала ошибки. Обеспечивается повышение эффективности энергоснабжения летательного аппарата. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 793 830 C1

Устройство для энергоснабжения привязного беспилотного летательного аппарата, содержащее наземный источник питания, соединенный выходом с первым концом силового кабеля, подключенного вторым концом к первому входу расположенного на борту летательного аппарата первого понижающего преобразователя с управляющим ШИМ-контроллером, и бортовую аппаратуру, отличающееся тем, что в него введены второй понижающий преобразователь, расположенный на борту летательного аппарата, расположенные на борту летательного аппарата первый и второй формирователи сигнала ошибки, причем выход первого понижающего бортового преобразователя с управляющим ШИМ-контроллером соединен с входами первого формирователя сигнала ошибки и второго бортового понижающего преобразователя, выход которого подключен к входу второго формирователя сигнала ошибки и является выходом устройства, выполненным с возможностью подключения к бортовой аппаратуре, выходы первого и второго формирователей сигнала ошибки соединены со вторым и третьим входами первого понижающего бортового преобразователя с управляющим ШИМ-контроллером соответственно.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2793830C1

Устройство для съема с транспортера сушилки высушенной тресты, расположенной в два слоя, вершинами внахлестку и разделения ее на два самостоятельных слоя 1959
  • Анидалов И.П.
SU126217A1
СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ СИНХРОНИЗАЦИЕЙ И СДВИГОМ ФАЗЫ ШИРОТНО-ИМПУЛЬСНОЙ МОДУЛЯЦИИ СИЛОВЫХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ 2008
  • Джонс Родни
  • Фалчер Роберт Вернон
  • Стиесдал Хенрик
RU2474036C2
US 20210323697 A1, 21.10.2021
CN 108767908 A, 06.11.2018
EP 3729587 A1, 28.10.2020.

RU 2 793 830 C1

Авторы

Ахобадзе Гурами Николаевич

Даты

2023-04-06Публикация

2021-10-27Подача