СИЛОВАЯ КОМПОЗИЦИОННАЯ ПАНЕЛЬ Российский патент 2023 года по МПК B64C3/26 B64C3/34 B64D37/06 B32B3/02 

Описание патента на изобретение RU2794604C1

Область техники

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано для уменьшения весовых и увеличения прочностных характеристик летательного аппарата (далее -ЛА), а именно к силовым композиционным панелям, которые входят в состав обводообразующего агрегата ЛА (фюзеляж, крыло, стабилизатор и т.п.) и, опираясь на элементы каркаса, состоящего из продольных и поперечных силовых элементов (шпангоуты, стенки, лонжероны или нервюры), образует необходимый аэродинамический профиль.

Геометрические параметры панелей, при заданных характеристиках материала, определяют из условий отсутствия местной и общей потери устойчивости панелей при действии потоков нормальных сжимающих и касательных усилий.

Наибольшее уменьшение весовых характеристик ЛА достигается с помощью применения силовых композиционных панелей в виде трехслойных панелей.

Уровень техники

Известна трехслойная панель с полимерным связующим, содержащая чередующиеся слои пропитанной стеклоткани и брусков пенопласта, играющих роль заполнителя (RU №2381132 С1, 10.02.2010). При формировании трехслойной панели после укладки составляющих заготовок применяют прессование и индукционный нагрев. При достаточной трудоемкости изготовления панель не отвечает ряду требований, поскольку пенопласт легко и необратимо деформируется как при химических, так и при тепловых воздействиях. При этом может быть нарушена целостность панели и утрачены некоторые из первоначально заданных свойств.

Также из уровня техники известна трехслойная панель, состоящая из верхней и нижней обшивок и сотового клееного заполнителя, совмещенного с дополнительным вспененным заполнителем (RU №80874 U1, 27.02.2009). Недостатком данной трехслойной панели является достаточно большая трудоемкость ее изготовления.

Наиболее близкой к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является интегральная панель минимальной массы из полимерных композиционных материалов для обводообразующих агрегатов ЛА, которая содержит обшивку, стрингеры и поперечные пояса, изготовленные совместно с обшивкой. Обшивка выполнена в виде трехслойной панели, содержащей внешнюю и внутреннюю обшивки из армирующего материала и связующего, между которыми расположен пенопластовый наполнитель с коническими отверстиями, в которых внутренняя и внешняя обшивки панели находятся в непосредственном контакте. Панель снабжена усилениями, внедренными в кромки панелей, и интегрированными в панель стрингерами (RU №2542801 С2, 27.02.2015).

Недостатком данной конструкции является то, что представленная интегральная панель обеспечивает необходимую прочность устойчивости при сжатии, сдвиге и при действии поперечных нагрузок только при наличии дополнительных силовых элементов (стрингеров, нервюр), которые интегрированны в панель. Наличие значительного количества дополнительных силовых элементов увеличивает суммарный вес конструкции. Так же недостатком представленной конструкции является высокая трудоемкость изготовления трехслойной панели методом вакуумной пропитки и формования (инфузии).

Раскрытие сущности изобретения

Задачей заявленного изобретения является разработка конструкции крупногабаритной силовой панели обводообразующих агрегатов ЛА из полимерных композиционных материалов (ПКМ), которая может быть расположена в зоне топливных баков и не теряет устойчивости при сжатии, сдвиге, при действии поперечных нагрузок и при этом имеет минимальную массу и объем.

Техническим результатом, на достижение которого направлено заявленное изобретение, является максимальное снижение массы конструкции силовой композиционной панели при обеспечении необходимого коэффициента запаса прочности по потере устойчивости и при работе от нормальных и касательных напряжений. Так же заявленное изобретение позволяет увеличить объемы топливных баков за счет уменьшения строительной высоты (толщины) трехслойной панели.

Указанный технический результат достигается в заявленной силовой композиционной панели, которая выполненна трехслойной. Заявленная панель содержит монолитную зону в местах присоединения к элементам каркаса летательного аппарата и регулярную зону, расположенную в местах отсутствия элементов каркаса летательного аппарата (между монолитными зонами). В регулярной зоне силовая композиционная панель содержит внешнюю обшивку, внутреннюю обшивку и металлический сотовый заполнитель, расположенный между обшивками, а в монолитной зоне между обшивками расположено усиление. На протяжении всей регулярной зоны металлический сотовый заполнитель имеет меняющуюся толщину, а внутренняя обшивка в регулярной зоне имеет форму усеченной пирамиды с наклоном граней пирамиды, соответствующим изменению толщины соответствующего металлического сотового заполнителя. Толщина усиления в монолитной зоне превышает суммарную толщину внешней и внутренней обшивок (оптимальным превышением является в 2,5 раза), а минимальная высота металлического сотового заполнителя в регулярной зоне равна разности толщины панели в монолитной зоне и суммарной толщины обшивок. и выбирается исходя из обеспечения суммарной толщины усиления, внутренней и внешней обшивок, потребной для установки крепежных элементов.

Угол изменения толщины металлического сотового заполнителя предпочтительно равен 12°.

Внешняя и внутренняя обшивки выполнены из углепластика, армированного непрерывными волокнами.

Внешняя и внутренняя обшивки на поверхностях, обращенных в сторону металлического сотового заполнителя покрыты слоем стеклопластика для предотвращения электрохимической коррозии.

Толщина сотового заполнителя в центре регулярной зоны, а также изменение толщины по его кромкам (угол скоса сотового заполнителя), рассчитывается в обеспечение отсутствия местной потери устойчивости с учетом действующих на изделие нагрузок. Оптимальный угол наклона скосов 12° получен расчетным путем с учетом действующих на изделие нагрузок.

Такое конструктивное решение позволяет: во-первых, максимально снизить вес конструкции силовой композиционной панели при обеспечении необходимого коэффициента запаса прочности по потере устойчивости и при работе от нормальных и касательных напряжений; во-вторых позволяет увеличить объемы топливных баков за счет уменьшения строительной высоты трехслойной панели; в-третьих, позволяет иметь необходимый момент инерции сечения для обеспечения устойчивости, при расчетной схеме - стержень переменного сечения; в-четвертых обеспечивает равномерно и одинаково загружать внешнюю и внутреннюю обшивки от растяжения и сжатия в зонах действия давления от топлива; и в-пятых, позволяет снизить изгибные напряжения в зоне максимального изгибающего момента.

Краткое описание чертежей

Заявленное изобретение поясняется чертежами:

фиг. 1 - общий вид силовой композиционной панели при виде снизу;

фиг. 2 - регулярная зона силовой композиционной панели (место А на фиг. 1);

фиг. 3 - сечение Б-Б фиг. 1;

фиг. 4 - место Г фиг. 3;

фиг. 5 - разрез монолитной зоны силовой композиционной панели.

Осуществление изобретения

Заявленная силовая композиционная панель 1 предназначена для опирания на продольные силовые элементы 2 и поперечные силовые элементы 3 каркаса ЛА. В местах прилегания силовой композиционной панели к элементам каркаса ЛА в силовой композиционной панели образована монолитная зона, а вне зоны прилегания силовой композиционной панели к элементам каркаса ЛА образована регулярная зона силовой композиционной панели.

В регулярной зоне силовая композиционная панель 1 представляет собой трехслойную конструкцию, состоящую из внешней обшивки 5, внутренней обшивки 6 и металлического сотового заполнителя 4 (см. фиг. 3), закрепленного между обшивками. Металлический сотовый заполнитель установлен между внешней и внутренней обшивками на клеевом соединении. Наибольшая строительная высота металлического сотового заполнителя локализована в середине регулярной зоны, размещенной между силовыми элементами каркаса, что является зоной действия наибольшего изгибающего момента. В монолитной зоне между обшивками расположено усиление 7.

Наличие металлического сотового заполнителя в силовой композиционной панели значительно увеличивает несущую способность тонких обшивок при сжатии, предотвращая местную и общую потерю устойчивости, что позволяет сократить число продольных и поперечных подкрепляющих элементов, при уменьшении веса самой панели.

Регулярная зона располагается между продольными силовыми элементами 2 и поперечными силовыми элементами 3. Металлический сотовый заполнитель 4 в регулярной зоне имеет меняющуюся толщину на протяжении всей регулярной зоны с углом изменения толщины в поперечном сечении ≈12° (см. фиг. 4). Внутренняя обшивка 6 в регулярной зоне имеет пирамидальную форму с наклоном граней условной пирамиды ≈12° в соответствии изменениям толщины металлического сотового заполнителя 4.

В монолитной зоне между внешней 5 и внутренней 6 обшивками располагается усиление 7, имеющее контур, соответствующий силовым элементам.

Внешняя 5 и внутренняя 6 обшивки выполнены из углепластика. При выкладке обшивок используются препреги на основе углеродного однонаправленного наполнителя и эпоксидного связующего. Количество и направление слоев в обшивках определяется на основе расчетных нагрузок.

Силовая композиционная панель 1 устанавливается на силовые элементы ЛА с гарантированным зазором (см. фиг. 4), который необходим для нанесения герметика между элементами, а также для учета неточностей изготовления пакета слоев обшивок или элементов каркаса.

Крепежным элементом силовой композиционной панели 1 к силовым элементам каркаса служит титановый крепеж 10, схематично изображенный на фиг. 4.

Внешняя 5 и внутренняя 6 обшивки силовой композиционной панели 1 на поверхностях, обращенных в сторону металлического сотового заполнителя 4, и на поверхностях, контактирующих с топливом (при использовании в качестве топливного бака), покрыты слоем стеклопластика 8, предназначенного для защиты материала внешней 5 и внутренней 6 обшивок от воздействия топлива и предотвращения электрохимической коррозии металлического сотового заполнителя 4. Дополнительно слой стеклопластика 8 может располагаться между силовыми элементами каркаса ЛА и внутренней 6 обшивкой панели, предотвращая тем самым образование коррозии силовых элементов (элементов каркаса ЛА).

Дополнительной защитой от воздействия топлива на силовую композиционную панель 1, служит нанесение дополнительного покрытия (эмали) 11, которое не наносится на зоны, которые не предполагаются для контакта с топливом.

От воздействия статического электричества и возможных ударов молний на внешнюю поверхность внешней 5 обшивки силовой композиционной панели нанесено молниезащитное полотно 12.

Силовая композиционная панель 1 изготавливается методом ручной послойной выкладки препрегов с применением шаблонов для обрезки материала по заданным контурам. Для облегчения ручной выкладки препрегов и сокращения отходов возможно применение раскройных машин для автоматической резки препрегов и лазерных проекторов для контурной проекции при выкладке препрегов на технологическую оснастку.

На технологическую оснастку, повторяющую внешний контур силовой композиционной панели, выкладывается молниезащитное полотно 12, на которое последовательно выкладываются слои внешней обшивки 5 силовой композиционной панели 1. Далее выкладываются слои усиления 7, обрезанные по заданному контуру. На внешнюю обшивку 5 между усилениями устанавливается металлический сотовый заполнитель 4, предварительно отфрезерованный по заданной геометрии (продольный размер, толщина). После установки металлического сотового заполнителя 4 выкладывают слои внутренней обшивки 6. После окончания сборки заготовки силовой композиционной панели 1 проводится формование детали в автоклаве под определенным давлением и на определенных температурных режимах, зависящих от используемых материалов.

Общая толщина (δобш) внешней и внутренней обшивок выбирается из условия равенства расчетных и разрушающих напряжений, что является критерием минимального веса конструкции. Для обеспечения местной прочности соотношение суммарной толщины внешней и внутренней обшивок и усиления принималось равным коэффициенту концентрации напряжений в зоне отверстий под крепеж монолитной зоны к=2,5, то есть δмон=2,5⋅∑δобш, где δмон - толщина обшивки в монолитной зоне, δобш - толщина обшивок (внутренней и внешней), тем самым обеспечивая местную прочность в зоне отверстий под крепеж.

Металлический сотовый заполнитель 4 с плавными (≈12°) скосами в регулярной зоне, позволяет равномерно и одинаково загружать внешнюю 5 и внутреннюю 6 обшивки растягивающими и сжимающими усилиями.

Прочность металлического сотового заполнителя выбирается из условия обеспечения прочности по сдвигу от поперечных нагрузок при минимальной высоте сотового заполнителя hminмон-∑δобш, где hmin - минимальная высота сотового заполнителя. При таком условии был выбран высокопрочный заполнитель с τсдвига=130 кг/см2, где τсдвига - сдвигающее (срезающее) напряжение.

Заявленная силовая композиционная панель работает следующим образом:

Силовая композиционная панель, входящая в состав обводообразующего агрегата ЛА, передает аэродинамическую нагрузку, в виде изгибающих моментов, а также перерезывающих сил, на силовые элементы каркаса ЛА. В зоне топливных баков под действием давления внешняя обшивка силовой композиционной панели воспринимает растягивающие усилия, в то время как внутренняя обшивка воспринимает сжимающие усилия.

Обеспечение отсутствия потерь устойчивости при сжатии осуществлено за счет увеличения толщины к центру регулярной зоны (зоной действия наибольшего изгибающего момента) металлического сотового заполнителя при помощи плавных (≈12°) скосов. Такое решение позволяет, иметь необходимый момент инерции сечения для обеспечения устойчивости.

Похожие патенты RU2794604C1

название год авторы номер документа
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПАНЕЛЬ МИНИМАЛЬНОЙ МАССЫ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОБВОДООБРАЗУЮЩИХ АГРЕГАТОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2013
  • Кирилин Александр Николаевич
  • Артемьев Андрей Вячеславович
  • Трофимова Мария Владимировна
RU2542801C2
КОНСТРУКЦИЯ РАЗМЕРОСТАБИЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ ИЗ СЛОИСТОГО ПОЛИМЕРНОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА 2018
  • Биткин Владимир Евгеньевич
  • Денисов Александр Владимирович
  • Агапов Владимир Владимирович
  • Чертов Виталий Геннадьевич
  • Жидкова Ольга Геннадьевна
  • Назаров Евгений Валериевич
  • Денисова Марина Анатольевна
RU2674205C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЧНОСТИ ПРИ ОТРЫВЕ КЛЕЕВОГО СОЕДИНЕНИЯ СОТОВОГО ЗАПОЛНИТЕЛЯ С ОБШИВКОЙ В ТРЕХСЛОЙНОЙ ПАНЕЛИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Свиридов Анатолий Григорьевич
  • Попов Алексей Геннадьевич
  • Волошин Владимир Васильевич
  • Рогов Виктор Николаевич
  • Горлов Александр Владимирович
  • Наседкин Юрий Викторович
  • Свиридов Николай Анатольевич
  • Половый Александр Олегович
RU2604114C1
СОСТАВ И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СВЯЗУЮЩЕГО, ПРЕПРЕГА И СОТОВОЙ ПАНЕЛИ 2010
  • Шокин Геннадий Игоревич
  • Шершак Павел Викторович
  • Карпейкин Игорь Сергеевич
  • Плихунов Виталий Валентинович
  • Ямаев Ренат Рашидович
  • Рябовол Дмитрий Юрьевич
  • Филипенок Андрей Федорович
  • Соловьев Виктор Александрович
  • Двейрин Александр Захарович
RU2460745C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРЕХСЛОЙНОЙ ПАНЕЛИ ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА 2014
  • Степанов Николай Викторович
  • Выморков Николай Владимирович
  • Разина Галина Михайловна
RU2559446C1
Трёхслойная панель 2022
  • Глазкова Ольга Геннадьевна
  • Шамков Артём Юрьевич
RU2779909C1
ОПОРНЫЙ УЗЕЛ ТРЕХСЛОЙНОЙ ПАНЕЛИ 2006
  • Выморков Николай Владимирович
  • Степанов Николай Викторович
  • Салов Юрий Викторович
  • Элькес Александр Александрович
RU2322354C1
Способ изготовления композитной формообразующей оснастки для формования изделий из полимерных композиционных материалов 2019
  • Баранов Алексей Алексеевич
  • Мосиюк Виктория Николаевна
  • Мурашкин Юрий Германович
  • Крюков Алексей Михайлович
  • Волков Валерий Семенович
RU2720312C1
ПАНЕЛЬ С СОТОВЫМ ЗАПОЛНИТЕЛЕМ И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ 1993
  • Иванов Анатолий Алексеевич
  • Иванова Лариса Яковлевна
  • Иванов Сергей Анатольевич
RU2035563C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КРИВОЛИНЕЙНОЙ ТРЕХСЛОЙНОЙ КОМПОЗИТНОЙ ПАНЕЛИ 2017
  • Калачев Александр Владимирович
  • Мухамадуллин Ильдар Хатыбович
RU2685218C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 794 604 C1

Реферат патента 2023 года СИЛОВАЯ КОМПОЗИЦИОННАЯ ПАНЕЛЬ

Изобретение относится к авиации и может быть использовано для уменьшения весовых и увеличения прочностных характеристик летательного аппарата (ЛА). Силовая композиционная панель выполнена трехслойной и содержит монолитную зону в местах присоединения к элементам каркаса ЛА и регулярную зону, расположенную в местах отсутствия присоединения к элементам каркаса ЛА. При этом в регулярной зоне силовая композиционная панель содержит внешнюю и внутреннюю обшивки и металлический сотовый заполнитель, расположенный между ними. Причем на протяжении всей регулярной зоны металлический сотовый заполнитель имеет меняющуюся толщину, а внутренняя обшивка в регулярной зоне имеет форму усеченной пирамиды с наклоном граней пирамиды, соответствующим изменению толщины металлического сотового заполнителя. В монолитной зоне между обшивками расположено усиление. Причем толщина усиления в монолитной зоне в 2,5 раза превышает суммарную толщину внешней и внутренней обшивок, а минимальная высота металлического сотового заполнителя в регулярной зоне равна разности толщины панели в монолитной зоне и суммарной толщины обшивок. Достигается максимальное снижение массы конструкции силовой композиционной панели при обеспечении необходимого коэффициента запаса прочности по потере устойчивости и при работе от нормальных и касательных напряжений, увеличение объема топливных баков. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 794 604 C1

1. Силовая композиционная панель, выполненная трехслойной, отличающаяся тем, что содержит монолитную зону в местах присоединения к элементам каркаса летательного аппарата и регулярную зону, расположенную в местах отсутствия присоединения к элементам каркаса летательного аппарата, при этом в регулярной зоне силовая композиционная панели содержит внешнюю обшивку, внутреннюю обшивку и металлический сотовый заполнитель, расположенный между обшивками, а в монолитной зоне между обшивками расположено усиление, причем на протяжении всей регулярной зоны металлический сотовый заполнитель имеет меняющуюся толщину, а внутренняя обшивка в регулярной зоне имеет форму усеченной пирамиды с наклоном граней пирамиды, соответствующим изменению толщины соответствующего металлического сотового заполнителя, причем толщина усиления в монолитной зоне в 2,5 раза превышает суммарную толщину внешней и внутренней обшивок, а минимальная высота металлического сотового заполнителя в регулярной зоне равна разности толщины панели в монолитной зоне и суммарной толщины обшивок.

2. Силовая композиционная панель по п.1, отличающаяся тем, что угол скоса сотового заполнителя рассчитывается в обеспечение отсутствия местной потери устойчивости с учетом действующих на изделие нагрузок.

3. Силовая композиционная панель по п.1, отличающаяся тем, что внешняя и внутренняя обшивки выполнены из углепластика, армированного непрерывными волокнами.

4. Силовая композиционная панель по п.1, отличающаяся тем, что внешняя и внутренняя обшивки на поверхностях, обращенных в сторону металлического сотового заполнителя, покрыты слоем стеклопластика.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2794604C1

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПАНЕЛЬ МИНИМАЛЬНОЙ МАССЫ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОБВОДООБРАЗУЮЩИХ АГРЕГАТОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2013
  • Кирилин Александр Николаевич
  • Артемьев Андрей Вячеславович
  • Трофимова Мария Владимировна
RU2542801C2
СПОСОБ ГЕРМЕТИЗАЦИИ ТРЕХСЛОЙНЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПАНЕЛЕЙ С СОТОВЫМ ЗАПОЛНИТЕЛЕМ 1990
  • Самыкина Л.И.
  • Баскин М.С.
  • Иоффе А.И.
  • Кривцова Н.Н.
  • Гаврилова В.Н.
SU1822076A1
СОПРЯЖЕНИЕ ОБШИВКИ С ПАНЕЛЬЮ В ЛЕТАТЕЛЬНОМ АППАРАТЕ 2018
  • Зеон Янг Л.
  • Ачтнер Герфрид Р.
RU2708521C2
Способ изготовления многослойной несущей поверхности с дискретным заполнителем 2021
  • Колпаков Андрей Михайлович
  • Долгов Олег Сергеевич
  • Васильев Сергей Леонидович
  • Прокопенко Денис Алексеевич
RU2762029C1
CN 102896815 А, 30.01.2013
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ГНОЙНЫХ ПОЛОСТЕЙ В ТОРАКАЛЬНОЙ ХИРУРГИИ 1993
  • Темирбулатов Владимир Ибрагимович
RU2035895C1

RU 2 794 604 C1

Авторы

Иванов Алексей Ильич

Китаев Максим Викторович

Морозов Борис Борисович

Джорбенадзе Ираклий Семенович

Полшков Александр Евгеньевич

Яременко Александр Алексеевич

Яшков Михаил Валерьевич

Даты

2023-04-24Публикация

2022-12-16Подача