Настоящее изобретение относится к авиационной технике, а именно к устройствам для дренажа топливных систем летательных аппаратов (ЛА), в частности для подключения подвесного агрегата заправки (ПАЗ).
Из уровня техники известен клапан (патент RU №2313025, опубл. 20.12.2007 г.). Известный клапан содержит полый корпус, в котором размещены запорная игла со сферическим запорным элементом, тарельчатый клапан и съемная заглушка. Недостатком указанного технического решения является сложность конструкции, а также расположение указанного клапана внутри корпуса летательного аппарата и жесткую связь с ним, что не позволит компенсировать угловые перемещения, возникающие при стыковке с наконечником ПАЗ.
Задачей настоящего изобретения является создание простой и надежной конструкции отжимного дренажного клапана для обеспечения дренажа топлива из ПАЗ при дозаправке в воздухе и прекращении дренажа топлива при сбросе ПАЗ. Техническим результатом предлагаемого отжимного дренажного клапана является упрощение конструкции, повышение его надежности и надежности топливной системы ЛА в целом.
Заявленный технический результат достигается отжимным дренажным клапаном, содержащим полый цилиндрический корпус, в котором размещен подпружиненный тарельчатый клапан, содержащий полый цилиндрический шток и тарелку, кольцевую цилиндрическую втулку, цилиндрический монтажный корпус, прижимной фланец, при этом верхняя часть полого цилиндрического корпуса расположена внутри полого монтажного корпуса и зафиксирован прижимным фланцем, верхняя часть полого цилиндрического корпуса имеет сферическую поверхность, цилиндрический монтажный корпус образует с прижимным фланцем сферическую поверхность, которая вместе со сферической поверхностью полого цилиндрического корпуса образует шарнирную пару, внутри полого цилиндрического штока установлена пружина и зафиксирована установленной в верхней части полого цилиндрического корпуса кольцевой цилиндрической втулкой, полый цилиндрический шток установлен в полом цилиндрическом корпусе с возможностью продольного перемещения, на нижней части полого цилиндрического штока установлена тарелка, при этом нижняя часть тарелки имеет прижимную поверхность, на которой выполнена кольцевая цилиндрическая расточка, в которую установлен кольцевой уплотнительный элемент, на внутренней части корпуса дренажного клапана со стороны прижимной поверхности тарелки выполнено посадочное место с кольцевой кромкой с возможностью ее взаимодействия с кольцевым уплотнительным элементом тарелки.
Благодаря простоте конструкции отжимного дренажного клапана увеличивается его надежность и простота обслуживания и ремонта, а наличие шарнирной пары между полым цилиндрическим корпусом и цилиндрическим монтажным корпусом позволяет компенсировать монтажные отклонения, возникающие при стыковке наконечника трубопровода ПАЗ с указанным клапаном.
Сущность изобретения поясняется фигурой 1, содержащей общий вид с разрезом корпуса отжимного дренажного клапана.
Отжимной дренажный клапан состоит из полого цилиндрического корпуса 1, подпружиненного тарельчатого клапана, состоящего из полого цилиндрического штока 2 и тарелки 3, кольцевой цилиндрической втулки 4. Полый цилиндрический шток 2 установлен в полом цилиндрическом корпусе 1 с возможностью осевого перемещения, а на нижней части полого цилиндрического штока 2 установлена тарелка 3, выполненная с ним зацело. При этом полый цилиндрический шток 2 образует с полым цилиндрическим корпусом 1 пару трения корпус-шток, а тарелка 3 расположена в полом цилиндрическом корпусе с зазором от его стенки, образующим рабочий кольцевой канал 5. По окружности цилиндрической стенки тарельчатого клапана, соединяющей полый цилиндрический шток 2 и тарелку 3, выполнены рабочие отверстия 6, соединяющие полость 7 полого цилиндрического штока 2 с рабочим кольцевым каналом 5.
Нижняя часть тарелки 3 имеет прижимную поверхность, на которой выполнена кольцевая цилиндрическая расточка (не показана), в которую установлен кольцевой уплотнительный элемент 8. На внутренней части корпуса 1 дренажного клапана со стороны прижимной поверхности тарелки 3 выполнено посадочное место с кольцевой кромкой 9 с возможностью ее взаимодействия с кольцевым уплотнительным элементом 8. Внутри полого цилиндрического штока 2 установлена пружина 10, нижним концом взаимодействующая с торцом цилиндрической стенки тарельчатого клапана, соединяющей полый цилиндрический шток 2 и тарелку 3, а верхний конец пружины 10 зафиксирован установленной в верхней части полого цилиндрического корпуса 1 кольцевой цилиндрической втулкой 4. Кольцевая цилиндрическая втулка 4 зафиксирована в полом цилиндрическом корпусе 1 стопорным кольцом 11.
Верхняя часть полого цилиндрического корпуса 1 установлена внутри цилиндрического монтажного корпуса 12 и зафиксирован прижимным фланцем 13. При этом в верхней части наружная сторона полого цилиндрического корпуса 1 имеет сферическую поверхность, цилиндрический монтажный корпус 12 образует с прижимным фланцем 13 сферическую поверхность, которая вместе со сферической поверхностью полого цилиндрического корпуса 1 образует шарнирную пару. Для обеспечения герметичности указанной шарнирной пары между цилиндрическим монтажным корпусом 12 и прижимным фланцем 13 установлен кольцевой уплотнительный элемент 14.
Цилиндрический монтажный корпус 12 через монтажные отверстия 15 крепится к корпусу ЛА.
Заявленный отжимной дренажный клапан работает следующим образом. При монтаже ПАЗ его наконечник стыкуется с отжимным дренажным клапаном, тарелка 3 совершает при этом заданный ход, кольцевой уплотнительный элемент 8 перестает взаимодействовать с кольцевой кромкой 9 посадочного места и образует дренажный канал, топливо из ПАЗ по его наконечнику проходит через образовавшийся дренажный канал в рабочий кольцевой канал 5, откуда через рабочие отверстия 6 попадает в полость 7 и далее в топливную систему ЛА. Для компенсации монтажных отклонений полый цилиндрический корпус 1 вместе с подпружиненным клапаном имеет возможность отклоняться на заданный угол благодаря наличию шарнирной пары корпус клапана-монтажный корпус.
При сбросе ПАЗ его топливный наконечник выходит из зацепления с клапаном, под действием пружины 10 тарелка 3 возвращается в исходное положение, кольцевой уплотнительный элемент 6 прижимается к кольцевой кромке 9 посадочного места, закрывая дренажный канал и тем самым прекращая подачу топлива в рабочий кольцевой канал 5.
Герметичность закрытого тарельчатого клапана обеспечивается за счет взаимодействия кольцевого уплотнительного элемента 6 с кольцевой кромкой 7 посадочного места.
Заявляемое изобретение позволяет создать простую конструкцию отжимного дренажного клапана, тем самым повысить его надежность, упростить его обслуживание и проведение процедуры монтажа ПАЗ и дренажа топлива из него, и в целом повысить надежность топливной системы ЛА.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОТЖИМНОЙ ТОПЛИВНЫЙ КЛАПАН | 2022 |
|
RU2796040C1 |
ДРЕНАЖНЫЙ КЛАПАН | 2022 |
|
RU2781024C1 |
ДРЕНАЖНЫЙ КЛАПАН | 2022 |
|
RU2782286C1 |
КЛАПАН ПЕРЕЛИВА ТОПЛИВНОГО БАКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2006 |
|
RU2334655C1 |
ДРЕНАЖНЫЙ КЛАПАН ТОПЛИВНОГО БАКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2006 |
|
RU2313025C1 |
КЛАПАН ДВОЙНОГО ДЕЙСТВИЯ | 2008 |
|
RU2364555C1 |
ФОРСУНКА ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С АККУМУЛЯТОРНОЙ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМОЙ | 2002 |
|
RU2221930C2 |
ОТСЕЧНОЙ КЛАПАН | 2021 |
|
RU2781030C1 |
Запорное устройство | 1990 |
|
SU1786330A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОБОПОДГОТОВКИ | 1991 |
|
RU2010596C1 |
Изобретение относится к авиационной технике, а именно к устройствам для дренажа топливных систем летательных аппаратов (ЛА), в частности для подключения подвесного агрегата заправки (ПАЗ). Отжимной дренажный клапан содержит полый цилиндрический корпус, подпружиненный тарельчатый клапан, содержащий полый цилиндрический шток и тарелку, кольцевую цилиндрическую втулку, цилиндрический монтажный корпус, прижимной фланец. Верхняя часть полого цилиндрического корпуса расположена внутри полого монтажного корпуса и зафиксирован прижимным фланцем, верхняя часть полого цилиндрического корпуса имеет сферическую поверхность, цилиндрический монтажный корпус образует с прижимным фланцем сферическую поверхность, которая вместе со сферической поверхностью полого цилиндрического корпуса образует шарнирную пару, внутри полого цилиндрического штока установлена пружина и зафиксирована установленной в верхней части полого цилиндрического корпуса кольцевой цилиндрической втулкой, полый цилиндрический шток установлен в полом цилиндрическом корпусе с возможностью продольного перемещения, на нижней части полого цилиндрического штока установлена тарелка. Нижняя часть тарелки имеет прижимную поверхность, на которой выполнена кольцевая цилиндрическая расточка, в которую установлен кольцевой уплотнительный элемент, на внутренней части корпуса дренажного клапана со стороны прижимной поверхности тарелки выполнено посадочное место с кольцевой кромкой с возможностью ее взаимодействия с кольцевым уплотнительным элементом тарелки. Техническим результатом является повышение надежности, упрощение его обслуживания и проведение процедуры монтажа ПАЗ и дренажа топлива из него. 1 ил.
Отжимной дренажный клапан, характеризующийся тем, что содержит полый цилиндрический корпус, в котором размещен подпружиненный тарельчатый клапан, содержащий полый цилиндрический шток и тарелку, кольцевую цилиндрическую втулку, цилиндрический монтажный корпус, прижимной фланец, при этом верхняя часть полого цилиндрического корпуса расположена внутри полого монтажного корпуса и зафиксирована прижимным фланцем, верхняя часть полого цилиндрического корпуса имеет сферическую поверхность, цилиндрический монтажный корпус образует с прижимным фланцем сферическую поверхность, которая вместе со сферической поверхностью полого цилиндрического корпуса образует шарнирную пару, внутри полого цилиндрического штока установлена пружина и зафиксирована установленной в верхней части полого цилиндрического корпуса кольцевой цилиндрической втулкой, полый цилиндрический шток установлен в полом цилиндрическом корпусе с возможностью продольного перемещения, на нижней части полого цилиндрического штока установлена тарелка, при этом нижняя часть тарелки имеет прижимную поверхность, на которой выполнена кольцевая цилиндрическая расточка, в которую установлен кольцевой уплотнительный элемент, на внутренней части корпуса дренажного клапана со стороны прижимной поверхности тарелки выполнено посадочное место с кольцевой кромкой с возможностью ее взаимодействия с кольцевым уплотнительным элементом тарелки.
ДРЕНАЖНЫЙ КЛАПАН ТОПЛИВНОГО БАКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2006 |
|
RU2313025C1 |
Выключатель | 1947 |
|
SU73849A1 |
КЛАПАН-ОТСЕКАТЕЛЬ | 2018 |
|
RU2679153C1 |
КЛАПАН | 2009 |
|
RU2485375C2 |
CN 111677876 A, 18.09.2020;. |
Авторы
Даты
2023-05-16—Публикация
2022-06-17—Подача