САМОЛЕТ С ВЫСОКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ТРАНСПОРТАБЕЛЬНОСТИ Российский патент 2023 года по МПК B64C1/00 B64C3/38 

Описание патента на изобретение RU2798618C1

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности, к легким тактическим самолетам (ЛТС), транспортировку которых можно осуществлять внутри грузового отсека транспортного самолета, наиболее часто применяемый из которых - Ил-76.

В связи с высокой загруженностью наземной транспортной сети, как автодорожной, так и железнодорожной, а также в связи с более высокой скоростью и дальностью авиационных перевозок по сравнению с наземным транспортом остро стоит задача транспортировки самолетов именно авиационным транспортом. Такая транспортировка ЛТС с учетом требования оперативности может быть эффективно осуществлена по воздуху грузовым самолетом. Вместе с тем, воздушные перевозки достаточно дорогостоящие и ограничены количеством транспортных самолетов в связи с чем остро стоит задача по повышению эффективности использования полезного объема транспортного самолета при транспортировке в том числе в целях снижении стоимости перевозки.

Из уровня техники известна перевозка деталей самолета «Суперджет» самолетом АН-124 «Руслан» в расстыкованном виде (https://cont.ws/@su47/62885).

Также известна транспортировка самолета Су-27 в грузовом отсеке транспортного АН-124, который размещается на штатном шасси на полу кабины транспортного самолета.

Из уровня техники широко известны самолеты, для удобства транспортировки которых предусмотрена конструктивная возможность легкой отстыковки отдельных элементов самолета (обтекатели, кили, крылья, шасси и др.). Так, например, известен легкий многоцелевой самолет модульной конструкции (патент RU 110716 U1 опубл. 27.11.2011, МПК В64С 39/00), содержащий центроплан, консоли крыла, каждая из которых имеет закрылок и элерон, усилена подкосом и выполнена с возможностью отстыковки от центроплана, соединенного при помощи разъемного соединения с хвостовой частью фюзеляжа, выполненного с рулем высоты и рулем направления.

Также известен самолет (патент RU 2005663, приоритет от 30.06.1992, МПК В64С 39/00), основные опоры шасси и носовая опора которого выполнены съемными.

Недостатком известных самолетов является низкая эффективность использования объема грузового транспортного самолета (размещение на полу кабины). Размещение самолета на шасси на полу кабины транспортного самолета не позволяет эффективно использовать оставшийся вертикальный объем салона транспортника.

Техническая задача предлагаемого изобретения заключается в создании самолета, максимально приспособленного для перевозки внутри фюзеляжа транспортного самолета и способствующего максимально эффективному использованию полезного объема грузового транспортного самолета при размещении в нем, при этом обладающего собственной высокой объемной отдачей, то есть значительным полезным объемом, используемым для размещения элементов конструкции, двигателя, воздухозаборника, внутренней полезной нагрузки, повышенными характеристиками управляемости и невысокой эффективной площадью рассеивания (ЭПР).

Технический результат изобретения заключается в повышении за счет особенностей конструкции эффективности использования полезного объема отсека транспортного самолета, который может использоваться для транспортировки фюзеляжа ЛТС и его съемных элементов, повышении управляемости ЛТС и снижении ЭПР (снижение радиолокационной заметности).

Приведенный технический результат достигается настоящим изобретением.

Легкий тактический самолет, располагаемый для его транспортировки по диагонали грузового отсека, содержит фюзеляж с наклонными бортами, вертикальное оперение, состоящее из двух килей с постаментами, крыло, опоры шасси, силовую установку, воздухозаборник. Самолет характеризуется тем, что с правой и левой сторон фюзеляжа расположены зоны отстыковки консолей крыла, на верхней поверхности хвостовой части фюзеляжа расположена зона отстыковки килей, консоли крыла и кили выполнены съемными, зоны отстыковки консолей крыла, килей и консоли крыла и кили с постаментами снабжены разъемным соединением, при этом образующие воздухозаборник боковые кромки на виде спереди параллельны углам развала килей от вертикали и углам развала бортов и находятся в диапазоне углов от 30 до 50 градусов, а постаменты килей по форме образованы поверхностями, которые на виде спереди сонаправлены углам развала килей от вертикали, углам развала бортов и образующим кромкам воздухозаборника и находятся в диапазоне от 30 до 50 градусов.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 схематично показан расположенный по диагонали в грузовом отсеке самолет на виде сбоку, на фиг. 2: А - вид спереди на самолет, расположенный по диагонали в кабине; Б-Б и В-В - поперечные сечения самолета, расположенного в грузовом отсеке, на фиг. 3 - вид спереди на самолет, расположенный по диагонали в кабине с приведением очертаний съемных элементов самолета (пунктиром).

Самолет внутри кабины перевозчика располагается по диагонали грузового отсека на удерживающей его в диагональном положении раме, позволяющей максимально приблизить борта самолета к поверхностям транспортной кабины и заполнить практически весь объем транспортируемым самолетом. Рама также значительно экономит полезный размер кабины транспортного самолета, используя зоны, в которых отсутствуют объемные конструктивные элементы самолета, либо имеются конструктивные обужения корпуса самолета.

Самолет имеет двухкилевое вертикальное оперение. С обеих сторон фюзеляжа организована зона отстыковки консолей крыла (фиг. 3). Параметры ее расположения подобраны с учетом обеспечения максимально возможной ширины фюзеляжа, располагаемого по диагонали кабины транспортного самолета. Также на верхней поверхности хвостовой части фюзеляжа расположена зона отстыковки килей. Консоли крыла и кили выполнены отъемными. Кили расположены под углом, который совпадает с углами развала борта фюзеляжа и находится в диапазоне от 30 до 50 градусов.

На виде спереди углы развала килей от вертикали и углы развала бортов взаимнопараллельны (фиг. 3).

Воздухозаборник организован таким образом, что образующие его боковые кромки на виде спереди также параллельны углам развала килей и углам развала бортов и находятся в диапазоне углов от 30 до 50 градусов.

Постаменты килей по форме образованы поверхностями, которые на виде спереди сонаправлены углам развала килей, углам развала бортов и образующим боковым кромкам воздухозаборника и находятся в диапазоне от 30 до 50 градусов. Зоны отстыковки консолей крыла, килей и консоли крыла и кили снабжены разъемным соединением.

Ширина борта самолета до отъемных частей выбрана максимально приближенной к диагонали поперечного сечения транспортного объема, который также позволяет разместить вертикальное оперение и съемные консоли крыла, которые по размаху не превышают диагональ поперечного сечения транспортной кабины.

Выполнение килей разнесенными относительно плоскости симметрии самолета и параллельными наклонным бортам фюзеляжа позволяет повысить его управляемость в продольном канале. Выполнение боковых поверхностей постаментов параллельными наклонным бортам фюзеляжа самолета позволяет сформировать постаменты, имеющие значительную площадь поперечного сечения, позволяющую разместить внутри необходимое оборудование и дополнительные воздухозаборники для него. Выполнение наклонных бортов фюзеляжа самолета, килей и образующих постаментов килей параллельными на виде спереди позволяет использовать максимальную площадь поперечного сечения транспортной кабины благодаря тому, что наклонные поверхности бортов и килей максимально приближены по углу наклона к нижней и боковой сторонам поперечного сечения грузового отсека транспортного самолета, это также позволяет сформировать увеличенный внутренний объем легкого самолета, используемый для размещения конструктивных элементов, воздухозаборника, двигателя и, что очень важно, внутренней полезной нагрузки.

Также выполнение бортов фюзеляжа, килей, постаментов килей и образующих кромок воздухозаборника наклонными на виде спереди обеспечивает значительное снижение эффективной поверхности рассеяния (ЭПР), что позволяет снизить радиолокационную заметность.

Похожие патенты RU2798618C1

название год авторы номер документа
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ДВУХМЕСТНЫЙ МАЛОЗАМЕТНЫЙ САМОЛЕТ 2023
  • Стрелец Михаил Юрьевич
  • Рунишев Владимир Александрович
  • Иванов Алексей Ильич
  • Ерофеев Василий Сергеевич
  • Булатов Алексей Сергеевич
  • Полякова Наталья Борисовна
  • Рой Роман Игоревич
  • Минков Михаил Сергеевич
  • Лучинкина Лейла Валерьевна
  • Ниженко Артем Алексеевич
  • Кононов Дмитрий Германович
  • Ардеев Денис Юрьевич
  • Аленин Андрей Борисович
  • Корпусов Кирилл Александрович
  • Джобернадзе Ираклий Семенович
RU2807624C1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ ОДНОДВИГАТЕЛЬНЫЙ САМОЛЕТ 2021
  • Стрелец Михаил Юрьевич
  • Булатов Алексей Сергеевич
  • Никитушкин Михаил Викторович
  • Степанов Владимир Дмитриевич
  • Кононов Дмитрий Германович
  • Крылов Леонид Евгеньевич
  • Барабанов Александр Владимирович
RU2770885C1
САМОЛЕТ ИНТЕГРАЛЬНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ КОМПОНОВКИ 2010
  • Погосян Михаил Асланович
  • Давиденко Александр Николаевич
  • Стрелец Михаил Юрьевич
  • Рунишев Владимир Александрович
  • Тарасов Алексей Захарович
  • Шокуров Алексей Кириллович
  • Бибиков Сергей Юрьевич
  • Крылов Леонид Евгеньевич
  • Москалев Павел Борисович
RU2440916C1
ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ САМОЛЕТ 2017
  • Пивень Павел Владиславович
RU2682700C2
САМОЛЕТ "СОКОЛ" 1999
  • Дыненков В.С.
RU2146210C1
АМФИБИЙНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ АППАРАТ 1999
  • Игнатьев В.В.
  • Левин В.А.
  • Мясников В.П.
  • Ревенко Н.П.
RU2174080C2
САМОЛЕТ С ВЫСОКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ 2022
  • Стрелец Михаил Юрьевич
  • Булатов Алексей Сергеевич
  • Джорбенадзе Ираклий Семенович
  • Аленин Андрей Борисович
  • Никитушкин Михаил Викторович
  • Белов Павел Владимирович
  • Забалуев Валерий Борисович
  • Чуринов Александр Викторович
  • Виссарионов Кирилл Станиславович
  • Джорбенадзе Ираклий Семенович
  • Лучинкина Лейла Валерьевна
RU2800101C1
КОНСТРУКТИВНО-СИЛОВАЯ СХЕМА ПЛАНЕРА МАЛОЗАМЕТНОГО ОДНОДВИГАТЕЛЬНОГО САМОЛЕТА 2022
  • Стрелец Михаил Юрьевич
  • Булатов Алексей Сергеевич
  • Ниженко Артем Алексеевич
  • Аленин Андрей Борисович
  • Иванов Алексей Ильич
  • Казеннов Сергей Константинович
  • Китаев Максим Викторович
  • Джорбенадзе Ираклий Семенович
  • Полшков Александр Евгеньевич
  • Асташкин Алексей Владимирович
  • Джорбенадзе Карл Семенович
  • Столяров Дмитрий Владимирович
RU2798303C1
Беспилотный летательный аппарат 2023
  • Горбачев Алексей Дмитриевич
  • Карпухин Александр Александрович
RU2818209C1
МАЛОЗАМЕТНЫЙ БЕСПИЛОТНЫЙ САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2018
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2693427C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 798 618 C1

Реферат патента 2023 года САМОЛЕТ С ВЫСОКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ТРАНСПОРТАБЕЛЬНОСТИ

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к легким тактическим самолетам (ЛТС), транспортировку которых можно осуществлять внутри грузового отсека транспортного самолета. Легкий тактический самолет, располагаемый для его транспортировки по диагонали грузового отсека, содержит фюзеляж с наклонными бортами, вертикальное оперение, состоящее из двух килей с постаментами, крыло, опоры шасси, силовую установку, воздухозаборник. При этом с правой и левой сторон фюзеляжа расположены зоны отстыковки консолей крыла, на верхней поверхности хвостовой части фюзеляжа расположена зона отстыковки килей, консоли крыла и кили выполнены съемными, зоны отстыковки консолей крыла, килей и консоли крыла и кили с постаментами снабжены разъемным соединением. При этом образующие воздухозаборник боковые кромки на виде спереди параллельны углам развала килей от вертикали и углам развала бортов и находятся в диапазоне углов от 30 до 50°, а постаменты килей по форме образованы поверхностями, которые на виде спереди сонаправлены углам развала килей от вертикали, углам развала бортов и образующим кромкам воздухозаборника и находятся в диапазоне от 30 до 50°. Изобретение позволяет повысить эффективность использования полезного объема отсека транспортного самолета, который может использоваться для транспортировки ЛТС по диагонали кабины транспортного самолета, увеличить внутренний объем легкого самолета, а также понизить радиолокационную заметность ЛТС. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 798 618 C1

Легкий тактический самолет, располагаемый для его транспортировки по диагонали грузового отсека, содержащий фюзеляж с наклонными бортами, вертикальное оперение, состоящее из двух килей с постаментами, крыло, опоры шасси, силовую установку, воздухозаборник, отличающийся тем, что с правой и левой сторон фюзеляжа расположены зоны отстыковки консолей крыла, на верхней поверхности хвостовой части фюзеляжа расположена зона отстыковки килей, консоли крыла и кили выполнены съемными, зоны отстыковки консолей крыла, килей и консоли крыла и кили с постаментами снабжены разъемным соединением, при этом образующие воздухозаборник боковые кромки на виде спереди параллельны углам развала килей от вертикали и углам развала бортов и находятся в диапазоне углов от 30 до 50°, а постаменты килей по форме образованы поверхностями, которые на виде спереди сонаправлены углам развала килей от вертикали, углам развала бортов и образующим кромкам воздухозаборника и находятся в диапазоне от 30 до 50°.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2798618C1

CN 110949654 A, 03.04.2020
СПОСОБ И СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОРОГА ИДЕНТИФИКАЦИИ ДЛЯ БИОМЕТРИЧЕСКИХ ОБРАЗЦОВ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ДОСТУПА 2021
  • Бабин Александр Павлович
RU2779445C1
CN 104260873 A, 07.01.2015
WO 2014053298 A1, 10.04.2014
GB 496003 A, 23.11.1938.

RU 2 798 618 C1

Авторы

Стрелец Михаил Юрьевич

Булатов Алексей Сергеевич

Аленин Андрей Борисович

Никитушкин Михаил Викторович

Забалуев Валерий Борисович

Ниженко Артем Алексеевич

Полшков Александр Евгеньевич

Косырева Мария Вячеславовна

Иванов Алексей Ильич

Даты

2023-06-23Публикация

2022-12-28Подача