Изобретение относится к области авиационной техники, в частности, к легким тактическим самолетам (ЛТС), транспортировку которых можно осуществлять внутри грузового отсека транспортного самолета, наиболее часто применяемый из которых - Ил-76.
В связи с высокой загруженностью наземной транспортной сети, как автодорожной, так и железнодорожной, а также в связи с более высокой скоростью и дальностью авиационных перевозок по сравнению с наземным транспортом остро стоит задача транспортировки самолетов именно авиационным транспортом. Такая транспортировка ЛТС с учетом требования оперативности может быть эффективно осуществлена по воздуху грузовым самолетом. Вместе с тем, воздушные перевозки достаточно дорогостоящие и ограничены количеством транспортных самолетов в связи с чем остро стоит задача по повышению эффективности использования полезного объема транспортного самолета при транспортировке в том числе в целях снижении стоимости перевозки.
Из уровня техники известна перевозка деталей самолета «Суперджет» самолетом АН-124 «Руслан» в расстыкованном виде (https://cont.ws/@su47/62885).
Также известна транспортировка самолета Су-27 в грузовом отсеке транспортного АН-124, который размещается на штатном шасси на полу кабины транспортного самолета.
Из уровня техники широко известны самолеты, для удобства транспортировки которых предусмотрена конструктивная возможность легкой отстыковки отдельных элементов самолета (обтекатели, кили, крылья, шасси и др.). Так, например, известен легкий многоцелевой самолет модульной конструкции (патент RU 110716 U1 опубл. 27.11.2011, МПК В64С 39/00), содержащий центроплан, консоли крыла, каждая из которых имеет закрылок и элерон, усилена подкосом и выполнена с возможностью отстыковки от центроплана, соединенного при помощи разъемного соединения с хвостовой частью фюзеляжа, выполненного с рулем высоты и рулем направления.
Также известен самолет (патент RU 2005663, приоритет от 30.06.1992, МПК В64С 39/00), основные опоры шасси и носовая опора которого выполнены съемными.
Недостатком известных самолетов является низкая эффективность использования объема грузового транспортного самолета (размещение на полу кабины). Размещение самолета на шасси на полу кабины транспортного самолета не позволяет эффективно использовать оставшийся вертикальный объем салона транспортника.
Техническая задача предлагаемого изобретения заключается в создании самолета, максимально приспособленного для перевозки внутри фюзеляжа транспортного самолета и способствующего максимально эффективному использованию полезного объема грузового транспортного самолета при размещении в нем, при этом обладающего собственной высокой объемной отдачей, то есть значительным полезным объемом, используемым для размещения элементов конструкции, двигателя, воздухозаборника, внутренней полезной нагрузки, повышенными характеристиками управляемости и невысокой эффективной площадью рассеивания (ЭПР).
Технический результат изобретения заключается в повышении за счет особенностей конструкции эффективности использования полезного объема отсека транспортного самолета, который может использоваться для транспортировки фюзеляжа ЛТС и его съемных элементов, повышении управляемости ЛТС и снижении ЭПР (снижение радиолокационной заметности).
Приведенный технический результат достигается настоящим изобретением.
Легкий тактический самолет, располагаемый для его транспортировки по диагонали грузового отсека, содержит фюзеляж с наклонными бортами, вертикальное оперение, состоящее из двух килей с постаментами, крыло, опоры шасси, силовую установку, воздухозаборник. Самолет характеризуется тем, что с правой и левой сторон фюзеляжа расположены зоны отстыковки консолей крыла, на верхней поверхности хвостовой части фюзеляжа расположена зона отстыковки килей, консоли крыла и кили выполнены съемными, зоны отстыковки консолей крыла, килей и консоли крыла и кили с постаментами снабжены разъемным соединением, при этом образующие воздухозаборник боковые кромки на виде спереди параллельны углам развала килей от вертикали и углам развала бортов и находятся в диапазоне углов от 30 до 50 градусов, а постаменты килей по форме образованы поверхностями, которые на виде спереди сонаправлены углам развала килей от вертикали, углам развала бортов и образующим кромкам воздухозаборника и находятся в диапазоне от 30 до 50 градусов.
Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 схематично показан расположенный по диагонали в грузовом отсеке самолет на виде сбоку, на фиг. 2: А - вид спереди на самолет, расположенный по диагонали в кабине; Б-Б и В-В - поперечные сечения самолета, расположенного в грузовом отсеке, на фиг. 3 - вид спереди на самолет, расположенный по диагонали в кабине с приведением очертаний съемных элементов самолета (пунктиром).
Самолет внутри кабины перевозчика располагается по диагонали грузового отсека на удерживающей его в диагональном положении раме, позволяющей максимально приблизить борта самолета к поверхностям транспортной кабины и заполнить практически весь объем транспортируемым самолетом. Рама также значительно экономит полезный размер кабины транспортного самолета, используя зоны, в которых отсутствуют объемные конструктивные элементы самолета, либо имеются конструктивные обужения корпуса самолета.
Самолет имеет двухкилевое вертикальное оперение. С обеих сторон фюзеляжа организована зона отстыковки консолей крыла (фиг. 3). Параметры ее расположения подобраны с учетом обеспечения максимально возможной ширины фюзеляжа, располагаемого по диагонали кабины транспортного самолета. Также на верхней поверхности хвостовой части фюзеляжа расположена зона отстыковки килей. Консоли крыла и кили выполнены отъемными. Кили расположены под углом, который совпадает с углами развала борта фюзеляжа и находится в диапазоне от 30 до 50 градусов.
На виде спереди углы развала килей от вертикали и углы развала бортов взаимнопараллельны (фиг. 3).
Воздухозаборник организован таким образом, что образующие его боковые кромки на виде спереди также параллельны углам развала килей и углам развала бортов и находятся в диапазоне углов от 30 до 50 градусов.
Постаменты килей по форме образованы поверхностями, которые на виде спереди сонаправлены углам развала килей, углам развала бортов и образующим боковым кромкам воздухозаборника и находятся в диапазоне от 30 до 50 градусов. Зоны отстыковки консолей крыла, килей и консоли крыла и кили снабжены разъемным соединением.
Ширина борта самолета до отъемных частей выбрана максимально приближенной к диагонали поперечного сечения транспортного объема, который также позволяет разместить вертикальное оперение и съемные консоли крыла, которые по размаху не превышают диагональ поперечного сечения транспортной кабины.
Выполнение килей разнесенными относительно плоскости симметрии самолета и параллельными наклонным бортам фюзеляжа позволяет повысить его управляемость в продольном канале. Выполнение боковых поверхностей постаментов параллельными наклонным бортам фюзеляжа самолета позволяет сформировать постаменты, имеющие значительную площадь поперечного сечения, позволяющую разместить внутри необходимое оборудование и дополнительные воздухозаборники для него. Выполнение наклонных бортов фюзеляжа самолета, килей и образующих постаментов килей параллельными на виде спереди позволяет использовать максимальную площадь поперечного сечения транспортной кабины благодаря тому, что наклонные поверхности бортов и килей максимально приближены по углу наклона к нижней и боковой сторонам поперечного сечения грузового отсека транспортного самолета, это также позволяет сформировать увеличенный внутренний объем легкого самолета, используемый для размещения конструктивных элементов, воздухозаборника, двигателя и, что очень важно, внутренней полезной нагрузки.
Также выполнение бортов фюзеляжа, килей, постаментов килей и образующих кромок воздухозаборника наклонными на виде спереди обеспечивает значительное снижение эффективной поверхности рассеяния (ЭПР), что позволяет снизить радиолокационную заметность.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ДВУХМЕСТНЫЙ МАЛОЗАМЕТНЫЙ САМОЛЕТ | 2023 |
|
RU2807624C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ ОДНОДВИГАТЕЛЬНЫЙ САМОЛЕТ | 2021 |
|
RU2770885C1 |
САМОЛЕТ ИНТЕГРАЛЬНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ КОМПОНОВКИ | 2010 |
|
RU2440916C1 |
ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ САМОЛЕТ | 2017 |
|
RU2682700C2 |
САМОЛЕТ "СОКОЛ" | 1999 |
|
RU2146210C1 |
АМФИБИЙНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ АППАРАТ | 1999 |
|
RU2174080C2 |
САМОЛЕТ С ВЫСОКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ | 2022 |
|
RU2800101C1 |
КОНСТРУКТИВНО-СИЛОВАЯ СХЕМА ПЛАНЕРА МАЛОЗАМЕТНОГО ОДНОДВИГАТЕЛЬНОГО САМОЛЕТА | 2022 |
|
RU2798303C1 |
Беспилотный летательный аппарат | 2023 |
|
RU2818209C1 |
МАЛОЗАМЕТНЫЙ БЕСПИЛОТНЫЙ САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ | 2018 |
|
RU2693427C1 |
Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к легким тактическим самолетам (ЛТС), транспортировку которых можно осуществлять внутри грузового отсека транспортного самолета. Легкий тактический самолет, располагаемый для его транспортировки по диагонали грузового отсека, содержит фюзеляж с наклонными бортами, вертикальное оперение, состоящее из двух килей с постаментами, крыло, опоры шасси, силовую установку, воздухозаборник. При этом с правой и левой сторон фюзеляжа расположены зоны отстыковки консолей крыла, на верхней поверхности хвостовой части фюзеляжа расположена зона отстыковки килей, консоли крыла и кили выполнены съемными, зоны отстыковки консолей крыла, килей и консоли крыла и кили с постаментами снабжены разъемным соединением. При этом образующие воздухозаборник боковые кромки на виде спереди параллельны углам развала килей от вертикали и углам развала бортов и находятся в диапазоне углов от 30 до 50°, а постаменты килей по форме образованы поверхностями, которые на виде спереди сонаправлены углам развала килей от вертикали, углам развала бортов и образующим кромкам воздухозаборника и находятся в диапазоне от 30 до 50°. Изобретение позволяет повысить эффективность использования полезного объема отсека транспортного самолета, который может использоваться для транспортировки ЛТС по диагонали кабины транспортного самолета, увеличить внутренний объем легкого самолета, а также понизить радиолокационную заметность ЛТС. 3 ил.
Легкий тактический самолет, располагаемый для его транспортировки по диагонали грузового отсека, содержащий фюзеляж с наклонными бортами, вертикальное оперение, состоящее из двух килей с постаментами, крыло, опоры шасси, силовую установку, воздухозаборник, отличающийся тем, что с правой и левой сторон фюзеляжа расположены зоны отстыковки консолей крыла, на верхней поверхности хвостовой части фюзеляжа расположена зона отстыковки килей, консоли крыла и кили выполнены съемными, зоны отстыковки консолей крыла, килей и консоли крыла и кили с постаментами снабжены разъемным соединением, при этом образующие воздухозаборник боковые кромки на виде спереди параллельны углам развала килей от вертикали и углам развала бортов и находятся в диапазоне углов от 30 до 50°, а постаменты килей по форме образованы поверхностями, которые на виде спереди сонаправлены углам развала килей от вертикали, углам развала бортов и образующим кромкам воздухозаборника и находятся в диапазоне от 30 до 50°.
CN 110949654 A, 03.04.2020 | |||
СПОСОБ И СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОРОГА ИДЕНТИФИКАЦИИ ДЛЯ БИОМЕТРИЧЕСКИХ ОБРАЗЦОВ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ДОСТУПА | 2021 |
|
RU2779445C1 |
CN 104260873 A, 07.01.2015 | |||
WO 2014053298 A1, 10.04.2014 | |||
GB 496003 A, 23.11.1938. |
Авторы
Даты
2023-06-23—Публикация
2022-12-28—Подача