Заслонка относится к регулирующей трубопроводной арматуре и предназначена для использования в различных системах, к которым предъявляются требования по уменьшению проходной способности канала или его полного перекрытия.
Известно устройство регулирующего клапана (патент 2160860, опубл. 20.12.2000), которое содержит корпус, входной и выходной патрубки с фланцами, установленные на общей оси подвижный и неподвижный запорные диски, в которых выполнены проходные отверстия, и привод в виде реечной передачи, рейка которой размещена в корпусе и ее нажимной шток уплотнен в нем посредством сальникового уплотнения, а резьба передачи выполнена на подвижном запорном диске, при этом выходной патрубок, неподвижный запорный диск, корпус и входной патрубок последовательно стянуты между собой посредством фланцевого соединения. При этом на части оси, сопряженной с подвижным диском, выполнен эксцентрик, ось которого смещена в противоположную от рейки сторону.
К недостаткам известной конструкции можно отнести невозможность регулирования более одного запорного диска и шарнирное закрепление нажимного штока, что может приводить к заклиниванию механизма.
Технический результат, достигаемый при использовании заслонки регулируемой, заключается в повышении надежности работы и точности регулирования.
Технический результат достигается тем, что заслонка регулируемая содержит корпус, выполненный составным из неподвижных дисков с проходными отверстиями, жестко соединенных между собой, и не менее двух дисковых заслонок с шестернями, установленных в корпусе на общей оси, каждый подвижный диск с шестерней взаимодействует с реечным приводом с возможностью вращения запорных дисков в различных направлениях. При этом реечные приводы установлены в отверстиях корпуса сверху и снизу от шестерней дисковых заслонок, обеспечивая вращение заслонок в разные стороны.
Реечные приводы могут быть установлены параллельно друг другу с одной стороны от шестерней дисковых заслонок, обеспечивая вращение заслонок в одну сторону, при этом реечные приводы выполнены с разной длиной зубчатых элементов, обеспечивая поочерёдное вращение заслонок.
Заслонка поясняется чертежами. На Фиг. 1 изображена заслонка с вращением заслонок в разные стороны, а на Фиг. 2 изображена заслонка с вращением заслонок в одну сторону.
Заслонка регулируемая содержит составной корпус из двух боковых 1 и среднего 2 дисков с проходными отверстиями проёмами, установленных на одной оси 3 двух дисковых сегментированных заслонок 4 и 5 с шестернями. Составной корпус стягивается винтами по периметру. Заслонки 4 и 5 установлены внутри дисков корпуса с разных сторон от среднего диска 2 корпуса. Реечные приводы выполнены в виде двух зубчатых реек 6 и 7, установленных друг над другом в боковых отверстиях корпуса и входящих в зацепление с шестернями дисковых заслонок 4 и 5 (Фиг. 1). Дисковая заслонка 4 взаимодействует с зубчатой рейкой 6, установленной снизу от шестерни, а дисковая заслонка 5 взаимодействует с зубчатой рейкой 7, установленной сверху от шестерни. Зубчатые рейки 6 и 7 соединены с приводом 8.
Зубчатые рейки 6 и 7 могут быть установлены параллельно друг к другу в боковых отверстиях корпуса и входят в зацепление с шестернями дисковых заслонок 4 и 5 с одной стороны шестерней (Фиг. 2), обеспечивая вращение заслонок в одну сторону, при этом реечные приводы выполнены с разной длиной зубчатых элементов, обеспечивая поочерёдное вращение заслонок 4 и 5. Заслонка регулируемая также может содержать более двух дисковых заслонок с реечными приводами для каждой заслонки.
Заслонка регулируемая работает следующим образом.
До начала работы дисковые заслонки находятся в открытом положении. При движении реек 6 и 7 в направлении оси 3 диски заслонок 4 и 5 начинают равномерное, одновременное вращение вокруг своей оси, при этом вращение происходит в разных направлениях. Диск 4 вращается по часовой стрелке, а диск 5 против часовой стрелки. В результате чего происходит равномерное перекрытие рабочего сечения заслонки.
В случае с разной длиной зубчатого участка на реечных приводах 6 и 7, при движении реек в направлении оси диск 5 начинает вращение против часовой стрелки. Диск 4 находится в начальном положении. При прохождении первой рейки определенного расстояния, которое определяется исходя из необходимого процента перекрытия рабочего сечения заслонки, диск 4 начинает движение в том же направлении, что и диск 5, при этом диск 5 продолжает своё движение. Описываемое ступенчатое регулирование достигается за счет различий в конструкции зубчатых реек 6 и 7, одна из которых имеет меньшее количество зубчатых элементов, за счет чего движение приводимого диска начинается не сразу.
За счёт разборного корпуса и отсутствия жесткой фиксации зубчатых реек 6 и 7 к корпусу заслонки предлагаемое решение имеет высокую надежность и ремонтопригодность.
Применение нескольких дисковых заслонок с отдельными реечными приводами, обеспечивающих возможность вращения запорных дисков в различных направлениях, позволило повысить точность регулирования потока.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РЕГУЛИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 2002 |
|
RU2238467C2 |
Регулирующее устройство | 1987 |
|
SU1548569A1 |
ШИБЕРНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗГРУЗКИ ВАГОНА-ХОППЕРА | 2015 |
|
RU2600179C1 |
КЛАПАН | 2000 |
|
RU2160860C1 |
Поворотный дисковый затвор | 1975 |
|
SU549634A1 |
ВЕРТЛЮГ С ВЕРХНИМ ПРИВОДОМ | 1991 |
|
RU2027846C1 |
ЗАПОРНОЕ УСТРОЙСТВО | 1999 |
|
RU2166142C1 |
Система управления транспортного средства | 1989 |
|
SU1781099A1 |
ЗАПИРАЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ЗАМКА | 1994 |
|
RU2098583C1 |
ЗАПОР ДЛЯ ДВЕРЕЙ ТРАНСПОРТНОГО ВАГОНА | 1991 |
|
RU2061165C1 |
Изобретение относится к трубопроводной арматуре, регулирующей или отсечной, и предназначена для использования в различных системах, к которым предъявляются требования по уменьшению проходной способности канала или его полного перекрытия. Заслонка регулируемая содержит корпус, выполненный составным из неподвижных дисков с проходными отверстиями, жестко соединенных между собой, и подвижный запорный элемент, содержащий не менее двух дисковых заслонок с шестернями, установленных в корпусе на общей оси. Каждый подвижный диск с шестерней взаимодействует с реечным приводом с возможностью вращения запорных дисков. При этом реечные приводы могут быть установлены в отверстиях корпуса сверху и снизу от шестерней дисковых заслонок, обеспечивая вращение заслонок в разные стороны. Реечные приводы могут быть установлены параллельно друг другу с одной стороны от шестерней дисковых заслонок, обеспечивая вращение заслонок в одну сторону, при этом реечные приводы выполнены с разной длиной зубчатых элементов, обеспечивая поочерёдное вращение заслонок. Изобретение направлено на повышение надежности работы заслонки регулируемой и точности регулирования потока. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
1. Заслонка регулируемая, содержащая корпус, подвижный запорный элемент с проходными отверстиями и привод в виде реечной передачи, отличающаяся тем, что корпус выполнен составным из неподвижных дисков с проходными отверстиями, жестко соединенных между собой, а запорный элемент выполнен из не менее двух дисковых заслонок с шестернями, установленных в корпусе на общей оси, каждый подвижный диск с шестерней взаимодействует с реечным приводом с возможностью вращения запорных дисков.
2. Заслонка регулируемая по п.1, отличающаяся тем, что реечные приводы установлены в отверстиях корпуса сверху и снизу от шестерней дисковых заслонок, обеспечивая вращение заслонок в разные стороны.
3. Заслонка регулируемая по п.1, отличающаяся тем, что реечные приводы установлены в отверстиях корпуса параллельно друг другу с одной стороны от шестерней дисковых заслонок, обеспечивая вращение заслонок в одну сторону, при этом реечные приводы выполнены с разной длиной зубчатых элементов, обеспечивая поочерёдное вращение заслонок.
4. Заслонка регулируемая по п.1, отличающаяся тем, что может содержать более двух дисковых заслонок с реечными приводами.
КЛАПАН | 2000 |
|
RU2160860C1 |
EP 3431848 A1, 23.01.2019 | |||
ПАРОМ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ПЕРЕДНЕПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ | 2007 |
|
RU2350505C1 |
US 11168795 B1, 09.11.2021 | |||
US 5308040 A, 03.05.1994 | |||
РЕГУЛИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 2006 |
|
RU2322625C1 |
Авторы
Даты
2023-07-10—Публикация
2022-12-21—Подача