Изобретение относится к трансмиссии автомобиля, преимущественно к пневматическим устройствам управления коробкой передач в трансмиссии.
Такие устройства управления в большинстве случаев используются в автоматических коробках передач. Подобные устройства управления обычно содержат большое число элементов для включения соответствующих передач в управляемой коробке. В большинстве случаев предусмотрены два актуатора, причем один из них используется для выбора коридора переключения, а другой - для выбора передач. Различные варианты реализации механических путей, такие устройства управления требуют, как правило, большого конструктивного пространства. Первым, недостатком уже является размер таких устройств, а, вторым недостатком, традиционных конструкций, сложность при необходимом демонтаже компонентов, например, в случае обслуживания или неисправностей.
Известно устройство управления коробкой передач (RU 2638063 С2, опубл. 11.12.2017), содержащее корпус, который имеет на стороне присоединения к коробке передач присоединительный элемент для присоединения устройства управления к управляемой коробке передач, а, по меньшей мере, на одной другой стороне - по меньшей мере, один присоединительный элемент для актуатора, причем дополнительно предусмотрен установленный на корпусе исполнительный элемент) с возможностью перемещения в первом направлении (R1) для включения передачи и в отличающемся от первого направления (R1) втором направлении (R2) для выбора коридора коробки передач, и предусмотрен проходящий, по меньшей мере, частично через корпус поршневой шток, находящийся в зацеплении с исполнительным элементом, установленным с возможностью поворота вокруг исполнительной оси, причем исполнительный элемент имеет для поворота выступ для зацепления, который входит в выемку поршневого штока и проходит напротив пальца исполнительного элемента от основы исполнительного элемента, причем исполнительная ось проходит через основу между выступом и пальцем, причем на основе расположен первый фиксатор, а на корпусе - второй ответный фиксатор, так что исполнительный элемент выполнен с возможностью фиксации на корпусе в среднем положении, причем помимо расположенного на стороне корпуса функционального модуля на другой стороне корпуса расположен актуатор в качестве дополнительного функционального модуля электронного блока управления, находящийся в функциональной связи с актуатором. Эта конструкция, зарекомендовала себя, однако в зависимости от ситуации монтажа она требует большого конструктивного пространства из-за поперечно установленных приводов.
Задачей изобретения является создание устройства управления, одной или несколькими коробками передач в трансмиссии, которое имело бы значительно более компактную конструкцию, меньшее число деталей, и которое, позволяло бы заменять отдельные элементы более простым образом. В таком устройстве управления должно быть минимизировано число внешних кабелей и/или шлангов.
Техническим результатом является упрощение конструкции устройства управления, одной или несколькими коробками передач в трансмиссии.
Эта задача, исходя из устройства управления, решена посредством отличительных признаков. В нижеследующих пунктах формулы приведены предпочтительные варианты осуществления изобретения.
Устройство управления, по меньшей мере, одной коробкой передач в трансмиссии, содержащее корпус, который имеет на стороне присоединения к коробке передач присоединительный элемент для присоединения устройства управления к управляемой коробке передач, исполнительный элемент с возможностью перемещения в первом направлении (R2) для включения передачи и в отличающемся от первого направления (R2) втором направлении (R1) для выбора коридора коробки передач, и проходящий через корпус поршневой шток, находящийся в зацеплении с исполнительным элементом, устройство управления содержит находящиеся в зацеплении и соосно расположенные с поршневым штоком исполнительный поршень перемещения в первом направлении (R2) и исполнительный поршень перемещения во втором направлении (R1), при этом поршневой шток находится в жестком зацеплении с исполнительным элементом, выполненным с возможностью перемещения относительно оси поршневого штока в первом направлении (R2) для включения передачи и в отличающемся от первого направления (R2) втором направлении (R1) для выбора коридора коробки передач.
Предпочтительный вариант характеризуется тем, что исполнительный поршень перемещения выполнен с винтовыми канавками, обеспечивающими возможность поворота поршневого штока относительно оси поршневого штока во втором направлении.
Предпочтительный вариант характеризуется тем, что исполнительный поршень перемещения выполнен с возможностью продольного возвратно-поступательного движения поршневого штока по оси поршневого штока в первом направлении (R2).
Предпочтительный вариант характеризуется тем, что поршневой шток выполнен из соединенных между собой поршневого штока продольного (R2) перемещения и поршневого штока поворотного (R1) перемещения.
Предпочтительный вариант характеризуется тем, что присоединительный элемент для присоединения устройства управления к управляемой коробке передач выполнен в виде фланца с отверстиями.
Предпочтительный вариант характеризуется тем, что исполнительный элемент выступает из корпуса через отверстие в стороне корпуса для присоединения к коробе передач и выполнен с возможностью введения в нее.
Предпочтительный вариант характеризуется тем, что исполнительный элемент выполнен с возможностью взаимодействия с устройством переключения передач в коробке передач через поршневой шток с помощью произвольно выбираемого передаточного отношения.
Предпочтительный вариант характеризуется тем, что в корпусе расположен фиксатор, выполненный с возможностью фиксации исполнительного элемента.
Предпочтительный вариант характеризуется тем, что для фиксации исполнительного элемента в среднем положении в корпусе установлены упоры, взаимодействующие с соответствующими исполнительными поршнями перемещения.
Ниже изобретение более подробно поясняется с помощью двух примеров его осуществления со ссылкой на прилагаемые чертежи, на которых представлено следующее:
фиг. 1 - общий вид устройства управления;
фиг. 2 - разрез устройства управления;
фиг. 3 - вид поршня поворотного движения устройства управления;
фиг. 4 - вид устройства управления с присоединительным элементом, выполнен в виде фланца с отверстиями;
фиг. 5 - общий вид устройства управления в предпочтительном варианте;
фиг. 6 - вид перемещения исполнительного элемента устройства управления;
фиг. 7 - разрез устройства управления в предпочтительном варианте;
фиг. 8 - вид поршня поворотного движения устройства управления в предпочтительном варианте;
фиг. 9 - вид устройства управления с присоединительным элементом, выполнен в виде фланца с отверстиями в предпочтительном варианте.
На фиг. 1-4 устройство управления (1) содержит корпус (2), который имеет на стороне присоединения к коробке передач присоединительный элемент (3) для присоединения устройства управления (1) к управляемой коробке передач, исполнительный элемент (4) с возможностью перемещения в первом направлении (R2) для включения передачи и в отличающемся от первого направления (R2) втором направлении (R1) для выбора коридора коробки передач, и проходящий через корпус (2) поршневой шток (5), находящийся в зацеплении с исполнительным элементом (4). Устройство управления (1) содержит находящиеся в зацеплении и соосно расположенные с поршневым штоком (5) исполнительный поршень перемещения (6) в первом направлении (R2) и исполнительный поршень перемещения (7) во втором направлении (R1), при этом поршневой шток (5) находится в жестком зацеплении с исполнительным элементом (4), выполненным с возможностью перемещения относительно оси (8) поршневого штока в первом направлении (R2) для включения передачи и в отличающемся от первого направления (R2) втором направлении (R1) для выбора коридора коробки передач. Исполнительный поршень перемещения (7) выполнен с винтовыми канавками (9), обеспечивающими возможность поворота поршневого штока (5) относительно оси (8) поршневого штока во втором направлении (R1). При этом исполнительный поршень перемещения (6) выполнен с возможностью продольного возвратно-поступательного движения поршневого штока (5) по оси (8) поршневого штока в первом направлении (R2). Присоединительный элемент (3) для присоединения устройства управления (1) к управляемой коробке передач выполнен в виде фланца с отверстиями, а исполнительный элемент (4) выступает из корпуса (2) через отверстие (12) в стороне корпуса (2) для присоединения к коробе передач и выполнен с возможностью введения в нее. Исполнительный элемент (4) выполнен с возможностью взаимодействия с устройством переключения передач в коробке передач через поршневой шток (5) с помощью произвольно выбираемого передаточного отношения. В корпусе (2) расположен фиксатор (13), выполненный с возможностью фиксации исполнительного элемента (4).
На фиг. 5-9 устройства управления (1), в предпочтительном варианте выполнения, поршневой шток (5) выполнен из соединенных между собой поршневого штока продольного (R2) перемещения (10) и поршневого штока поворотного (R1) перемещения (11). Для фиксации исполнительного элемента (4) в среднем положении в корпусе (2) установлены упоры (14), (15), взаимодействующие с соответствующими исполнительными поршнями перемещения (6), (7). Зацепление между поршневыми штоками (10)и(11) может достигаться, за счет соединительных средств - соответствующей пары выемка/выступ (подвижное шпоночное или шлицевое соединение).
Устройство управления, по меньшей мере, одной коробкой передач в трансмиссии работает следующим образом
Устройство управления (1) коробкой передач установлено на корпусе коробки передач с помощью присоединительного элемента (3) - фланца и крепежных элементов. Устройство управления (1) содержит исполнительный элемент (4), который входит в коробку передач и взаимодействует с толкателями коробки передач. Толкатели расположены параллельно продольной оси (8) поршневого штока. При помощи исполнительного поршня перемещения (6), шток (5) с закрепленным на нем исполнительным элементом (4) перемещается (R2) вдоль толкателей коробки передач для выбора коридора коробки передач. Выбрав нужный коридор, шток (5), в предпочтительном варианте, выполненный из соединенных между собой поршневого штока продольного (R2) перемещения (10) и поршневого штока поворотного (R1) перемещения (11), за счет воздействия исполнительного поршня перемещения (7) совершает поворотное движение (R1), тем самым перемещая исполнительный элемент (4) влево или право приводя его в зацепление с толкателем коробки передач который в свою очередь включает выбранную передачу.
Изобретение относится к трансмиссиям автомобиля. Устройство управления коробкой передач содержит корпус, с присоединительным элементом к управляемой коробке передач, исполнительный элемент, перемещающийся в первом направлении для включения передачи и в отличающемся от первого направления втором направлении для выбора коридора коробки передач. Через корпус проходит поршневой шток, находящийся в зацеплении с исполнительным элементом. Устройство содержит находящиеся в зацеплении и соосно расположенные с поршневым штоком исполнительный поршень перемещения в первом направлении и исполнительный поршень перемещения во втором направлении. Поршневой шток находится в жестком зацеплении с исполнительным элементом, перемещающимся относительно оси поршневого штока в первом направлении для включения передачи и втором направлении для выбора коридора коробки передач. Упрощается конструкция устройства. 8 з.п. ф-лы, 9 ил.
1. Устройство управления (1), по меньшей мере, одной коробкой передач в трансмиссии, содержащее корпус (2), который имеет на стороне присоединения к коробке передач присоединительный элемент (3) для присоединения устройства управления (1) к управляемой коробке передач, исполнительный элемент (4) с возможностью перемещения в первом направлении (R2) для включения передачи и в отличающемся от первого направления (R2) втором направлении (R1) для выбора коридора коробки передач, и проходящий через корпус (2) поршневой шток (5), находящийся в зацеплении с исполнительным элементом (4), отличающееся тем, что содержит находящиеся в зацеплении и соосно расположенные с поршневым штоком (5) исполнительный поршень перемещения (6) в первом направлении (R2) и исполнительный поршень перемещения (7) во втором направлении (R1), при этом поршневой шток (5) находится в жестком зацеплении с исполнительным элементом (4), выполненным с возможностью перемещения относительно оси (8) поршневого штока в первом направлении (R2) для включения передачи и в отличающемся от первого направления (R2) втором направлении (R1) для выбора коридора коробки передач.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что исполнительный поршень перемещения (7) выполнен с винтовыми канавками (9), обеспечивающими возможность поворота поршневого штока (5) относительно оси (8) поршневого штока во втором направлении (R1).
3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что исполнительный поршень перемещения (6) выполнен с возможностью продольного возвратно-поступательного движения поршневого штока (5) по оси (8) поршневого штока в первом направлении (R2).
4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что поршневой шток (5) выполнен из соединенных между собой поршневого штока продольного (R2) перемещения (10) и поршневого штока поворотного (R1) перемещения (11).
5. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что присоединительный элемент (3) для присоединения устройства управления (1) к управляемой коробке передач выполнен в виде фланца с отверстиями.
6. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что исполнительный элемент (4) выступает из корпуса (2) через отверстие (12) в стороне корпуса (2) для присоединения к коробе передач и выполнен с возможностью введения в нее.
7. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что исполнительный элемент (4) выполнен с возможностью взаимодействия с устройством переключения передач в коробке передач через поршневой шток (5) с помощью произвольно выбираемого передаточного отношения.
8. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что в корпусе (2) расположен фиксатор (13), выполненный с возможностью фиксации исполнительного элемента (4).
9. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что для фиксации исполнительного элемента (4) в среднем положении в корпусе (2) установлены упоры (14), (15), взаимодействующие с соответствующими исполнительными поршнями перемещения (6), (7).
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ И УПРАВЛЕНИЯ УКАЗАННОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ | 2014 |
|
RU2638063C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ДВУХДИАПАЗОННОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2424927C1 |
ПРИВОД ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ В МЕХАНИЧЕСКОЙ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ | 2007 |
|
RU2348544C1 |
Привод | 1983 |
|
SU1118800A2 |
Устройство навески сбрасываемой части фонаря кабины пилота самолета | 1990 |
|
SU1762755A3 |
DE 102008003193 A1, 09.07.2009. |
Авторы
Даты
2023-07-27—Публикация
2023-02-21—Подача