Способ создания судоходного гидротехнического сооружения, шлюз и плотина для его осуществления Российский патент 2023 года по МПК E02B5/04 E02C1/00 

Описание патента на изобретение RU2800884C1

Изобретение относится к области создания судоходных гидротехнических сооружений, их эксплуатации, к способам строительства шлюза с целью обеспечения гарантированных глубин реки для судоходства.

Известен способ строительства насыпной плотины и встроенного в нее камерного судоходного шлюза капитальной конструкции для обеспечения гарантированных глубин реки. https://leg.co.ua/arhiv/generaciya/gidrotehnicheskie-sooruzheniya/Page-84.html

Данный способ имеет ряд недостатков:

1. Высокая стоимость строительства;

2. Большой срок строительства;

3. Безвозвратный ущерб природе;

4. Невозможность поменять место установки.

Целью данного технического решения является снижение сроков и затрат на создание судоходного гидротехнического сооружения для обеспечения гарантированных глубин реки, возможность его перенесения на другое место.

Указанная цель достигается тем, что:

1. шлюз имеет цельнометаллическую сварную или железобетонную конструкцию и изготавливается на судостроительном предприятии;

2. Шлюз в собранном виде транспортируется на место установки с помощью дока или баржи;

3. Шлюз устанавливается и крепится в подготовленном месте реки;

4. Степень автоматизации процесса шлюзования обеспечивает эксплуатацию гидротехнического сооружения без присутствия на нем человека;

5. Плотина выполняется гибкой в виде полотнищ из прочной герметичной ткани, соединенных с левой и правой боковыми стенками камеры судоходного шлюза одним концом, а вторым - с правым и левым береговым капитальным креплением;

6. Полотнище плотины по одной длинной кромке крепится к тросу (канату) и поплавкам, а по другой - к тросу (канату) и грузам-якорям;

7. Для увеличения разницы уровня воды в верхнем и нижнем бьефе к стенкам шлюза крепятся дополнительные гибкие плотины с промежуточным уровнем;

8. Предлагаемое судоходное гидротехническое сооружение содержит колонны для захода судов в шлюз, связанные с берегом тросами.

Сущность изобретения «Способ создания судоходного гидротехнического сооружения. Конструкция шлюза и плотины для его осуществления» поясняется чертежами, где на

Фиг. 1. Шлюз, вид сбоку;

Фиг. 2. Шлюз, вид сверху;

Фиг. 3. Шлюз, разрез по ДП;

Фиг. 4. Шлюз, разрез Б-Б;

Фиг. 5. Шлюз и понтон, разрез А-А;

Фиг. 6. Шлюз и понтон, вид сверху;

Фиг. 7. Судоходное гидротехническое сооружение, вид сверху.

Главным элементом сооружения является шлюз. Он устанавливается в первую очередь.

Шлюз 1 цельнометаллический, сварной (возможно применение для стенок железобетона) содержит в основании рамный каркас 2 с раскосами, бортовые стенки 3 с палубой 4, которые нижней кромкой закреплены на продольных связях каркаса 2, а в вертикальном положении фиксируются упорами 5. В стенках 3 выполнены вертикальные ниши 6 с направляющими 7, в которых установлены кнехты 8 на плавучих баках 9. Для размещения аппаратуры управления имеется помещение 10. Палуба 4 имеет ограждение 11. На бортовые стенки 3 с помощью петель закрепляются носовые 12 и кормовые 13 ворота, которые имеют привод 14 и 15, управляемый бортовым компьютером 16. Для перепуска воды предусмотрены клапана 17 с приводом 18, установленные на бортовых отсеках 19, имеющих выпускные отверстия 20. Для подключения к береговой электросети предусмотрен электрический щит 21, для автономной работы предусмотрен электрогенератор 22. Шлюз оборудуется сигнальными огнями 23, видеокамерами 24, системой дистанционной выдачи информации и может эксплуатироваться в автоматическом режиме без присутствия человека на шлюзе. Для крепления шлюза к грунту предусматриваются винтовые сваи 25. На внутренней стороне бортовых стенок 3 установлены узлы крепления 26 троса для транспортировки. По бортам в районе генератора 22 предусмотрены узлы крепления 27 гибкой плотины. Продольные балки основания каркаса 2 выходят за габариты камеры шлюза 1 и на них устанавливаются ограничительные колонны 28 с продольными и поперечными упорами 5. Створки ворот имеют колесую опору 29, которая движется по радиусному рельсу 30.

Изготовление шлюза 1 производится по судостроительной технологии на судостроительном предприятии. Размеры шлюза могут быть привязаны к ширине и длине существующей баржи. Если размеры шлюза требуются больше чем у баржи, то параллельно строится док-понтон 31 с лебедками 32 с шириной и длиной на доли метра меньшими, чем внутренние размеры шлюзовой камеры.

Транспортировка шлюза на место установки. Для транспортировки шлюза 1 на место установки на воду спускается док-понтон 33 и отводится в сторону. Затем шлюз 1 на спусковых тележках спускается на глубину, при которой в шлюз можно завести док-понтон 33. Док-понтон 33 выравнивается лебедками 32 по узлам крепления 26 на стенке 3 шлюза 1, закрепляется тросом лебедок 32. Тележки поднимают шлюз 1 до касания каркасом 2 днища док-понтона 33, лебедки 32 выбирают слабину троса, заводятся и фиксируются страховочные тросы. Спусковые тележки опускаются, и док-понтон с закрепленным шлюзом 1 оказывается на плаву, берется на буксир и транспортируется на место установки.

Установка шлюза. На выбранном участке реки с помощью земснаряда готовится горизонтальная площадка дна. На этот участок с помощью док-понтона 33 и буксира доставляется шлюз 1. В заданном месте шлюз 1 опускается на дно с помощью лебедок 32. Каркас донной части шлюза крепится к грунту винтовыми сваями 25. После выполнения наладочных работ и присоединения к стенкам 3 гибкой плотины, шлюз готов к эксплуатации.

Эксплуатация шлюза может осуществляться без присутствия на нем человека. Процессы перепуска воды, управление приводом 18 клапанов 17, управление приводом 14 и 15 открывания-закрывания ворот 12 и 14 автоматизированы и запускаются бортовым компьютером 16 по сигналу с подошедшего судна. Электроэнергия для работы устройств может подаваться с берега по кабелю на электрощит 21 или вырабатываться бортовым электрогенератором 22. При метровом перепаде уровня воды может быть получена мощность электроэнергии несколько сот кВт. Безаварийность эксплуатации шлюза 1 обеспечивают сигнальные огни 23, видеокамеры 24, система дистанционной выдачи информации. С окончанием навигации ворота 12 и 13 открываются, их створки прикрепляются к колоннам 28.

Способ создания судоходного гидротехнического сооружения состоит из соединения изготовленного на предприятии, доставленного с помощью дока, установленного и закрепленного на подготовленном месте реки шлюза 1 и гибкой плотины, выполненной в виде дух полотнищ 34 из прочной герметичной ткани, присоединенных к стенкам 3 шлюза 1 в узлах крепления 27. Полотнища 34 по верхней продольной кромке прикреплены к тросу 35 с поплавками 36, а по нижней продольной кромке к тросу 37 с грузами-якорями 38. Береговой конец полотнища 34 гибкой плотины и тросы 35 и 37 крепятся к береговой капитальной конструкции 39. Для входа в шлюз 1 и снизу и сверху по течению устанавливаются колонны 40. Для исключения навала судна на гибкую плотину между колоннами 40 и берегом натянут трос 41 с флажками и сигнальными огнями. Прочностные характеристики ткани гибкой плотины могут обеспечить перепад уровней воды верхнего и нижнего бьефа около 1 м. Если требуется обеспечить больший перепад, то устанавливаются на стенках 3 шлюза 1 дополнительные полотнища с промежуточной высотой подъема.

Эксплуатация шлюза и плотины в навигационный период не отличается от эксплуатации судоходных шлюзов известной конструкции. С окончанием навигации гибкая плотина демонтируется и отправляется на хранение. Створки ворот открываются и фиксируются в открытом положении к ограничительной колонне 28. Продольный упор 5 колонны 28 защищает створку ворот от ледохода. Конструкция шлюза и плотины позволяют при необходимости менять место их установки путем поднятия шлюза с помощью лебедок док-понтона и буксировки. Второй вариант - трос 35 и полотнище 34 опускаются на дно реки, а весной поднимаются на заданный уровень.

При применении предлагаемого судоходного гидротехнического сооружения будет наблюдаться ряд положительных эффектов:

1. Резко снижаются затраты и время на создание судоходного комплекса шлюз - плотина.

2. С окончанием навигации гибкая плотина снимается или опускается на дно, ворота шлюза открываются, и фиксируются до весны. Практически река возвращается в естественное состояние.

3. При необходимости шлюз, отсоединенный от гибкой плотины и свайного крепления к дну с помощью док-понтона или баржи может перемещаться на другое место или убираться в затон и устанавливаться только на время навигации.

4. Из-за относительно малой стоимости изготовления шлюза и плотины по заводской технологии, малых сроков установки, таких гидротехнических сооружений может быть много, что позволит обеспечить гарантированные глубины на реках, которые считаются несудоходными.

Похожие патенты RU2800884C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ БЛОК-МОДУЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ В ПОДВОДНЫХ КОТЛОВАНАХ 2009
  • Киселев Вячеслав Алексеевич
  • Сидоров Виталий Александрович
  • Галабурда Михаил Александрович
  • Киселев Дмитрий Алексеевич
RU2401356C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УЛУЧШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНОЙ ЭНЕРГИИ НА СУЩЕСТВУЮЩИХ СРЕДСТВАХ ЗАПРУЖИВАНИЯ ВОДЫ 2010
  • Уейн Ф. Крауз
  • Харви Гринберг
RU2539238C2
Аварийно-ремонтное заграждение для каналов 1979
  • Петрашень Василий Иванович
SU885420A1
РУСЛОВАЯ БЕСПЛОТИННАЯ ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ 1997
  • Антонюк О.Б.
RU2131993C1
ПЛАВУЧИЙ ЗАТВОР 2008
  • Селезнев Николай Васильевич
RU2379417C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА СТВОРЕНИЯ ДВУХСТВОРЧАТЫХ ВОРОТ ШЛЮЗОВОГО ОТСЕКА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2015
  • Павлович Игорь Львович
  • Красинский Дмитрий Борисович
  • Павлович Лев Анатольевич
  • Мельников Евгений Всевдолович
  • Морозов Виктор Николаевич
  • Краснощеков Игорь Леонидович
  • Склез Оксана Сергеевна
  • Бочкарев Андрей Владимирович
RU2623044C2
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ПОПЛАВКОВОЙ ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ, СОВМЕЩЕННОЙ С КАМЕРОЙ ШЛЮЗА 2012
  • Бондарчук Мефодий Николаевич
RU2499867C1
Передвижная разборная плотина 1930
  • Борилло К.И.
SU27613A1
Способ постройки колёсных толкачей 2022
  • Фальмонов Евгений Васильевич
RU2794505C1
СУДОХОДНЫЙ ДЕРЕВЯННЫЙ ШЛЮЗ 1933
  • Зубов И.В.
SU38906A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 800 884 C1

Реферат патента 2023 года Способ создания судоходного гидротехнического сооружения, шлюз и плотина для его осуществления

Изобретение относится к области создания судоходных гидротехнических сооружений, их эксплуатации, к способам строительства шлюза с целью обеспечения гарантированных глубин реки для судоходства. Способ создания судоходного гидротехнического сооружения включает создание шлюза и плотины, согласно изобретению шлюз выполняют по судостроительной технологии, транспортируют с помощью док-понтона, устанавливают и закрепляют на месте, с обеих сторон шлюзовой камеры присоединяют плотину, которая состоит из двух частей, каждая из которых выполнена в виде полотнищ из прочной герметичной ткани и закреплена к соответствующей бортовой стенке шлюза одним концом, а к береговой капитальной конструкции вторым, при этом верхней продольной кромкой плотина прикреплена к тросу с поплавками, а нижней продольной кромкой - к тросу с грузами-якорями. Шлюз содержит шлюзовую камеру, ворота, перепускную систему, механизмы привода, аппаратуру автоматизации и слежения, стенки шлюзовой камеры закреплены на рамном каркасе основания и фиксированы упорами в вертикальном положении, к стенкам прикреплены на петлях створки ворот, которые фиксируются в открытом положении на ограничительных колоннах, в подводной части на стенках установлены отсеки с клапанами и отверстиями для перепуска воды, установлен электрогенератор, на каркасе выполнены узлы крепления основания к дну, а на стенках камеры шлюза - узлы крепления полотнища и тросов гибкой плотины. Эксплуатация шлюза может осуществляться в автоматическом режиме. Судоходное гидротехническое сооружение содержит шлюз и гибкую плотину, конструкция которых приведена выше. При осуществлении предлагаемого способа и конструкции судоходного гидротехнического сооружения будет наблюдаться ряд положительных эффектов: резко снижаются затраты и время на создание судоходного комплекса шлюз – плотина; с окончанием навигации гибкая плотина снимается или опускается на дно, ворота шлюза открываются и фиксируются до весны, практически река возвращается в естественное состояние; при необходимости шлюз, отсоединенный от гибкой плотины и свайного крепления к дну, с помощью док-понтона или баржи может перемещаться на другое место или убираться в затон и устанавливаться только на время навигации; из-за относительно малой стоимости изготовления шлюза и плотины по заводской технологии, малых сроков установки, таких гидротехнических сооружений может быть много, что позволит обеспечить гарантированные глубины на реках, которые считаются несудоходными. 3 н.п. ф-лы, 7 ил.

Формула изобретения RU 2 800 884 C1

1. Способ создания судоходного гидротехнического сооружения, включающий создание шлюза и плотины, отличающийся тем, что шлюз выполняют по судостроительной технологии, причем шлюз содержит шлюзовую камеру, ворота, перепускную систему, механизмы привода, аппаратуру автоматизации и слежения, стенки шлюзовой камеры закреплены на рамном каркасе основания и фиксированы упорами в вертикальном положении, к стенкам прикреплены на петлях створки ворот, которые фиксируются в открытом положении на ограничительных колоннах, в подводной части на стенках установлены отсеки с клапанами и отверстиями для перепуска воды, установлен электрогенератор, на каркасе выполнены узлы крепления основания к дну, а на стенках камеры шлюза - узлы крепления полотнища и тросов гибкой плотины, шлюз транспортируют с помощью док-понтона, устанавливают и закрепляют на месте, с обеих сторон шлюзовой камеры присоединяют плотину, которая состоит из двух частей, каждая из которых выполнена в виде полотнищ из прочной герметичной ткани и закреплена к соответствующей бортовой стенке шлюза одним концом, а к береговой капитальной конструкции вторым, при этом верхней продольной кромкой плотина прикреплена к тросу с поплавками, а нижней продольной кромкой - к тросу с грузами-якорями.

2. Шлюз для пропуска судов судоходного гидротехнического сооружения, созданного способом по п. 1, содержащий шлюзовую камеру, ворота, перепускную систему, механизмы привода, аппаратуру автоматизации и слежения, отличающийся тем, что стенки шлюзовой камеры закреплены на рамном каркасе основания, фиксированы упорами в вертикальном положении, к стенкам прикреплены на петлях створки ворот, которые фиксируются в открытом положении на ограничительных колоннах, в подводной части на стенках установлены отсеки с клапанами и отверстиями для перепуска воды, установлен электрогенератор, на каркасе выполнены узлы крепления основания к дну, а на стенках камеры шлюза - узлы крепления полотнища и тросов гибкой плотины.

3. Судоходное гидротехническое сооружение, созданное способом по п. 1, содержащее шлюз, включающий шлюзовую камеру, ворота, перепускную систему, механизмы привода, аппаратуру автоматизации и слежения, и плотину, содержащую полотнище из прочной герметичной ткани, тросы, грузы на нижнем тросе, поплавки на верхнем, закрепление на берегах, отличающееся тем, что стенки шлюзовой камеры закреплены на рамном каркасе основания, фиксированы упорами в вертикальном положении, к стенкам прикреплены на петлях створки ворот, которые фиксируются в открытом положении на ограничительных колоннах, в подводной части на стенках установлены отсеки с клапанами и отверстиями для перепуска воды, установлен электрогенератор, на каркасе выполнены узлы крепления основания к дну, а на стенках камеры шлюза - узлы крепления полотнища и тросов гибкой плотины, а гибкая плотина состоит из двух частей, каждая из которых закреплена к соответствующей бортовой стенке шлюза одним концом и к береговой капитальной конструкции вторым, а верхней продольной кромкой прикреплена к тросу с поплавками, нижней продольной кромкой - к тросу с грузами-якорями.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2800884C1

СУДОХОДНЫЙ КАНАЛ ГИДРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО УЗЛА 2021
  • Гарибин Павел Андреевич
  • Гладков Геннадий Леонидович
  • Моргунов Константин Петрович
  • Колосов Михаил Александрович
RU2769468C1
CN 210031747 U, 07.02.2020
Плотина 1980
  • Островский Виталий Адольфович
SU870574A2
ПРОИЗВОДНЫЕ 1,5- И 1,7-НАФТИРИДИНА, ПОЛЕЗНЫЕ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ОПОСРЕДОВАННЫХ FGFR 2012
  • Анжибо Патрик Рене
  • Обринжер Мишель
  • Марэн Жульен Жереми Жосеф
  • Жанти Матье
RU2629194C2

RU 2 800 884 C1

Авторы

Фальмонов Евгений Васильевич

Даты

2023-07-31Публикация

2022-06-08Подача