(54) АВАРИЙНО-РЕМОНТНОЕ ЗАГРАЖДЕНИЕ ДЛЯ КАНАЛОВ Изобретение относится к гидротехнике и предназначается для перекрытия сечени каналов при аварии или дпя выполнения ремонтных работ. Известны аварийно-ремонтные заграждения на каналах в виде откатных ворот подкосвого типа, опирающихся на рельсы фпютбета. В нерабочем состоянии ворота откатываются в глубокие береговые. ниши Ci. Недостатками таких ворот помимо невысокой быстроты маневрирования являются возможность отказа при попадашш камней или тепляков под ходовые колеса, наличие тяжелых опорно-ходовых частей, а также необходимость устройства глубоких береговых ниш или док-камер. Указанные недостатки проявляются тем сильнее, чем больше ширина канала. Известно заграждение для каналов, со держащее преграждающий валец, опирающийся на опорные части устоев, между которыми расположен флютбет 1,2 . На судоходных каналах такие затворы не применяются ввиду дороговизны и малой быстроты маневрирования при необходимости выкатывания их на большую высоту судоходного габарита или большой стоимости устройства глубокой донной ниши, которая к тому же может засоряться наносами и топляками. Цель изобретения - повышение быстроты маневрирования, надежности и удобства эксплуаташш без ограничения судоходного габарита. Указанная цель достигается тем, что заграждение снабжено дополнительной парой устоев, удаленных от первых на расстояние, превышающее апину вальца, гфичем с одной стороны канала между устоями выполнена ниша для вальца, в центре которой установлен толкатель, а по кра$1Млебедки с тросами, соединенными с концами вальца. Устои, ограничивающие нишу, выполнены с криволинейным пазом. Валец выполнен с воздушными и балластными отсеками, перекрытыми затворами, и снабжен подвижным балластом. Заграждение снабжено съемными подкосами, взаимодействующими с выполненными на флютбете выступЬми. На фиг. 1 изображено предлагаемое заграждение , поперечный разрез; на фиг. 2 - то же, в плане. Заграждение содержит валец 1, опираюшийся в рабочем положении на устой 2 и 3 с флютбетом 4 между ними. В устоях 2 выполнены криволинейные пазы 5. Валец 1 выполнен в виде плавучего понтона с закругленными переходами 6 кдшпяам 7 с внутренним объемом, разделенным палубами 8, продольной 9 и поперечными водонепроницаемыми переборками на воздушные и балластные отсеки В нерабочем положении валец 1 располагается на плаву в нише между устоями 2 у стенки 10 и удерживается лебедками 11с помощью тросов 12, закрепленных на днишах 7 вальца 1, пропущенных через шпили 13. На выступе 14 стенки Ю расположен толкатель 15, которым валец 1 может быть отодвинут от стенки 1.0 при страв.пивания тросов 12 с лебедок 11. В днищах 7 валец 1 имеет ряд отверстий 16, закрытых створками, приспособленными к тому, чтобы быстро открываться, например давлением воды при подрыве удер живающего каждую из них пироболта. Во всю длину вальца 1 выпол11ен воздушный отсек 17 с катучим балластом 18.Име- ются съемные подкосы 19 и выступы 2О Устройство работает следующим образом. При аварии в канале, например слева от зaгpaждeнияJ возникает течение в кана ле справа налево , лебедки 11 стравливают тросы 12, -левая немного, правая бол ще, валец 1 отодвигается толкателем 15 от стенки 10, захватывается течением и начинает поворачиваться в плане, удержи ваемый левой лебедкой 11 в криволинейном пазу 5 левого устоя 2. При этом правая лебедка 11 производит торможение вальца 1 от чрезмерного разгона течением с помощью стравливаемого троса 12, перекинутого через шпиль 13, а в воздушном отсеке 17 производится авто.магическое перемещение на катках же-, сткого балласта 18 с целью регулирования дифферента .вальца 1 на ровный киль т.е. так, чтобы ert) образующие оставалис горизонтальными, независимо от уклона поверхности воды в канале. 8 0 Вращение вальца 1 в плане заканчивается, когда его правый конец достигнет опорной поверхности противоположного устоя 3. Тросы 12 после этого ослабляются, быстро открываются подводные створки балластных отсеков. Валец 1 балластируется водой и, прижатый образовавшимся подпором к опорным доверхностям устоев 2и 3, скатывается по ним на плоский горизонтальный флютбет 4, перекрывая все сечение канала. Установка плавучего вальца 1 в рабочее положение для проведения ремонтньгх работ при отсутствии аварии не требует срочности и производится аналогично с поощью буксира. По выполнении ремонтных работ в канае и запсшнении водой его осушенной части створки балластных отсеков вальца 1 закрываются, балластная- вода откачивается или вытесняется сжатым воздухом через оставленные Открытыми подводные отверстия 16, валец 1 всплывает и возвращается к стенке 10 с помощью тросов 12 и лебедок 11. При аварии в правой части канала перекрытие его сечения тем же вальцом 1 производится аналогично, только вращение вальца 1 в плане происходит относительно правого устоя 2 до упора в правый устой 3. При этом левая и правая лебедки 11 меняются ролями. Для обеспечения работы заграждения без перестановки вальца на напор другого направления устанавливаются подкосы 19, которые могут опускаться с устоев 2 и 3краном и передавать нагрузку на выступы 2 О . Достоинствами предлагаемого аварийно-ремонтного заграждения являются воз . можность быстрого перекрытия каналов большой ширины, повышенная надежность в связи с отсутствием порога и подводных onogHe-ходовых частей, отсутствие тяжелого механического оборудования, ограничения судоходного габарита,- и глубоких .береговых ниш или док-камер, возможность существенного уменьшения объема монтажных работ и повышение надежности свар ной конструкции заграждения выполнением всей сварки на специализированном заводе с последующей транспортировкой готовых вальцов к месту установки на гшаву и возможность ремонта и окраски всего вальца без перерыва в эксплуатации, с его последовательным поворотом на плаву относительно продольной оси путем маневрирования водяным, балластом.
Формула изобретения
1.Аварийно-ремонтное заграждение для каналов, содержащее преграждающий валец, огофающийся на опорные части устоев, между которыми расположен флютбет, отличающееся тем, что, с целью повышения быстроты маневрирования, надежности и удобства эксплуатации без ограничения судоходного габарита, заграждение снабжено дополнительной парой устоев, удаленных от первых на расстоя- оте, превышающее Длину вальца, причем
с одной стороны канала между устоями выполнена ниша для вальца, в центре которой установлен толкатель, а по краямлебедки с тросами, соединенными с концами вальца.
2.Заграждение по п. 1, отличающееся тем, что устой ограничиваю-
щие нишу, выполнен с кривотганейным пазом.
3.Заграждение по пп.1 и 2, отличающееся тем, что валец выполнен с воздушными и балластными отсеками, перекрытыми затворами, и снабжен подвижным балластом.
4.Заграждение по пп. 1-3, отличающееся тем, что оно снабжено съемными подкосами, взаимодействукаквмв с выполненными на фпютбете выступами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Денерт Г. Шлюзы и судоподъемни5ки. М.,Речной транспорт/i 961, с. 133, рис. 121.
2.Гришин М. М. Гидротехнические сооружения. М., Госстройиздат, 1955. ч. II. с, 59, фиг. 17-50 (прототип).
3 1 9 ff I /
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Затвор для перекрытия отверстий гидротехнических сооружений | 1978 |
|
SU699087A1 |
Вальцовый затвор | 1982 |
|
SU1033184A1 |
Гидротехническое сооружение | 1975 |
|
SU573528A1 |
Затвор | 1980 |
|
SU1015032A1 |
Затвор судоходного шлюза | 1981 |
|
SU1063919A1 |
ЗАТВОР ДЛЯ ПЕРЕКРЫТИЯ СУДОХОДНОГО ПРОЛЕТА ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО СООРУЖЕНИЯ | 1972 |
|
SU344068A1 |
Устройство для перекрытия судоходного отверстия гидротехнического сооружения и способ его монтажа | 1988 |
|
SU1583529A1 |
Судопропускное сооружение защитной дамбы | 1991 |
|
SU1788135A1 |
Устройство для перекрытия судоходного отверстия в верхней голове шлюза | 1980 |
|
SU857345A1 |
Плотина | 1947 |
|
SU71582A1 |
Авторы
Даты
1981-11-30—Публикация
1979-04-10—Подача