Изобретение относится к автостоянкам (закрытым или подземным) и может использоваться для обеспечения взрывопожаробезопасности при возникновении там нештатных ситуаций: пожары автомобилей с ДВС или электромобилей, взрывы газобаллонных автомобилей.
Известны автостоянки [1], предназначенные для временного или длительного нахождения автомобилей. Такие автостоянки имеют, как правило, большие площади, не имеющие перегородок, ввиду чего при возникновении пожара он до начала действий по тушению может перекинуться на соседние автомобили.
Подземные автостоянки [2] в виду повышенной пожароопасности автомобилей (топливо, резина колёс, пластиковая отделка, поролон сидений и др.) и риска нештатных ситуаций (пожары, взрывы), угрожающих как соседним автомобилям и людям (водители, пассажиры), так и конструкциям (перекрытия, колонны) автостоянки, оборудованы системами противопожарной защиты – системами пожарной сигнализации, дымоудаления, автоматического пожаротушения, внутренним противопожарным водопроводом. Тем не менее, при нахождении на таких автостоянках газобаллонных автомобилей и автомобилей на водородном топливе возможен ещё риск взрывов, которые в замкнутом объёме приводят к большим повреждениям и обрушению перекрытий, от чего системы противопожарной защиты защитить не могут.
Известен автоматический взрыволокализующий заслон [4], при поступлении сигнала об угрозе взрыва предусматривающий вытеснительную подачу ингибитора и воды. Однако быстрое развитие взрывопожарной ситуации при горении автомобиля на газовом топливе делает малоэффективным вышеуказанный заслон.
Известен способ взрывозащиты зданий [3], предполагающий использование легко сбрасываемых панелей для выпуска энергии взрыва. Однако такая технология практически неприменима к подземным автостоянкам.
Наиболее близким можно считать способ и устройство [5], применение гибкой конструкции, препятствующей прохождению ударной волны (УВ) взрыва и других его опасных факторов. Недостатком [5] является невозможность сдерживания опасных факторов пожара (ОФП).
Сущность изобретения заключается в том, что объём закрытой (подземной) одно- или многоэтажной автостоянки разделён на секции завесами с гибкими прозрачными лентами из трудногорючего или негорючего материала (например, BorreX, AchillesVinistar FR, LEXTANTM F2000 и др.), не препятствующими безопасному перемещению автомобилей по площади автостоянки. Предусматривается, что в каждой секции размещаются автомобили, использующие одинаковый вид топлива – либо бензин и дизтопливо, либо углеводородный газ, либо водород, либо электроэнергию (аккумуляторы), либо комбинацию видов топлива.
Верхняя часть ленточных завес может быть совмещена с коллектором водяного орошения. В случае пожара автомобиля в одной из секций ленточные завесы препятствуют быстрому переходу ОФП в другие секции. При поступлении сигнала о пожаре на пульт управления автостоянкой начинается орошение ленточной завесы водой, что ещё более затруднит распространение ОФП. При взрыве автомобильного баллона ленточные завесы поглотят часть энергии УВ, что ослабит её, и блокируют разлёт осколков. Таким образом достигается повышение взрывопожаробезопасности закрытой/подземной автостоянки.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на рис.1 показана закрытая автостоянка (боковая стенка и перекрытие условно прозрачные), ленточными завесами разделённая на секции; на рис.2 – вид ленточной завесы сбоку, пунктиром показан проезд автомобиля через неё; на рис.3 – задержка УВ и осколков завесой при взрыве.
Объём этажа 1 автостоянки разделён ленточными завесами 2 на секции, где размещены автомобили 3 как с ДВС на жидком топливе, так и на газовом, в т.ч. на водороде. Завесы 2 содержат гибкие ленты 4, выполненные из трудногорючего материала и закреплённые к перекрытию. Нижняя часть лент 4 снабжена утяжелителями 5, препятствующими раскачиванию. Вблизи верхней части лент 4 у перекрытия размещён оросительный трубопровод 6, отверстия которого обращены в сторону лент 4. Автостоянка оборудована системами противопожарной защиты в соответствии с нормативными требованиями [2] (на рисунках не показаны, т.к. это задача самостоятельного проектирования в соответствии с [6, 7]). В секциях объёма этажа 2, выделенных завесами 2, могут размещаться автомобили 3 на одном виде топлива. Трубопровод 6 связан с насосной установкой, имеющей запас огнетушащего вещества (воды). Ввиду многовариантности гидравлической схемы она на чертежах не показана.
В исходном положении автомобили 3 заезжают на этаж 1 автостоянки, занимают места в секциях, выделенных завесами 2, выезжают из этажа 1, проезжая через завесы 2, которые не препятствуют их маневрированию – рис.2. Огнетушащее вещество (вода) в трубопроводе отсутствует, насосная установка не задействована.
При возгорании какого-либо из автомобилей 3 срабатывает система сигнализации (или она активируется вручную персоналом или водителем), после чего насосная установка включается, и вода подаётся в трубопровод 6, орошающий завесу 2, что повышает способность завесы 2 препятствовать распространению ОФП. При этом может осуществляться безопасная эвакуация автомобилей 3 из соседних секций этажа 1 автостоянки.
При взрыве автомобиля 3 в какой-либо из секций ударная волна отбрасывает ленты 4 завесы 2 (рис.3) ослабляясь, представляя меньшую опасность для других автомобилей 3. Осколки и тепловой импульс (если он возникает) также ослабляются лентами 4 завес 2.
Источники информации
1. СП 113.13330.2016 Стоянки автомобилей.
2. СП 154.13130.2013 Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности (6.2, 6.3, 6.5) 3. Способ взрывозащиты производственных зданий, патент RU 2520662 С1, МПК E04B1/92, E04C2/00, опубл. 27.06.2014.
4. Автоматический взрыволокализующий заслон, патент RU 2613393 С1, МПК E21F5/14, опубл. 16.03.2017.
5. Способ локализации энергии взрывной волны и устройство для его осуществления, патент RU 2174602 C2, МПК E21F5/02, опубл. 10.10.2001 (прототип).
6. СП 484.1311500.2020 СППЗ. Системы пожарной сигнализации и автоматизации систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования.
7. СП 485.1311500.2020 СППЗ. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА В ПОМЕЩЕНИЯХ ВЫСОТНОГО ЗДАНИЯ И ПОДЗЕМНЫХ АВТОСТОЯНОК, СИСТЕМА ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА В ПОМЕЩЕНИЯХ ВЫСОТНОГО ЗДАНИЯ И ПОДЗЕМНОЙ АВТОСТОЯНКИ И СИСТЕМА ТУШЕНИЯ ПОЖАРА НА ВЕРХНИХ ЭТАЖАХ ВЫСОТНОГО ЗДАНИЯ, НА КРЫШЕ И НА ПОСАДОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ НА КРЫШЕ ВЫСОТНОГО ЗДАНИЯ | 2007 |
|
RU2371219C2 |
Способ повышения взрывопожаробезопасности склада для взрывопожароопасной продукции и реализующая его конструкция склада | 2020 |
|
RU2758818C1 |
Противопожарная насосно-рукавная система | 2019 |
|
RU2722615C1 |
Способ ограничения распространения пожара в помещении | 2018 |
|
RU2702018C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ | 2012 |
|
RU2511067C1 |
Способ отключения подачи воды в аварийный участок спринклерной установки пожаротушения (варианты) и устройство для его реализации (варианты) | 2017 |
|
RU2676503C2 |
Насадок для автомеханической пожарной лестницы с генераторами пены средней кратности и дистанционным управлением | 2020 |
|
RU2751892C1 |
Насадок с генераторами пены для автомеханической пожарной лестницы | 2020 |
|
RU2751894C1 |
Насадок для автомеханической пожарной лестницы с поворачивающимися генераторами пены средней кратности | 2020 |
|
RU2751296C1 |
Способ превентивного пожаротушения с последующим подавлением условий для воспламенения топливно-воздушной смеси и имеющейся пожарной нагрузки от вторичных источников зажигания | 2021 |
|
RU2783960C2 |
Группа изобретений относится к автостоянке закрытого типа с повышенной взрывопожарной безопасностью и способу использования такой автостоянки, при этом автостоянка включает объем автостоянки, разделенный на секции завесами из трудногорючего материала, системы сигнализации и пожаротушения. Завесы выполнены прозрачными и имеют ленточную структуру, обеспечивающую проезд автомобиля через нее, нижняя часть лент завес снабжена утяжелителями, препятствующими раскачиванию, при этом завесы закреплены на перекрытиях, возле которых в верхней части завес размещен связанный с насосной установкой оросительный трубопровод, отверстия которого обращены в сторону завесы. В каждой отдельной секции могут быть размещены автомобили с одним видом топлива. При пожаре после срабатывания системы сигнализации включают насосную установку, подают воду в трубопровод, орошают водой завесу из трудногорючего материала, задерживающую распространение опасных факторов пожара по объёму автостоянки. При взрыве газа за счёт отбрасывания лент с закрепленными в их нижней части утяжелителями, погашается энергия ударной волны, а осколки и тепловой импульс ослабляются лентами вышеуказанной завесы. Таким образом, достигается повышение взрывопожаробезопасности закрытой автостоянки. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
1. Автостоянка закрытого типа с повышенной взрывопожарной безопасностью, включающая объем автостоянки, разделенный на секции завесами из трудногорючего материала, системы сигнализации и пожаротушения, отличающаяся тем, что завесы из трудногорючего материала выполнены прозрачными и имеют ленточную структуру, обеспечивающую проезд автомобиля через нее, нижняя часть лент завес снабжена утяжелителями, препятствующими раскачиванию, при этом завесы закреплены на перекрытиях, возле которых в верхней части завес размещен связанный с насосной установкой оросительный трубопровод, отверстия которого обращены в сторону завесы.
2. Автостоянка по п.1, отличающаяся тем, что в каждой отдельной секции размещены автомобили с одним видом топлива.
3. Способ использования автостоянки с повышенной взрывопожарной безопасностью по п.1, отличающийся тем, что при пожаре после срабатывания системы сигнализации включают насосную установку, подают воду в трубопровод, орошают водой завесу из трудногорючего материала, задерживающую распространение опасных факторов пожара по объёму автостоянки.
4. Способ использования автостоянки по п.3, отличающийся тем, что при взрыве газа за счёт отбрасывания лент с закрепленными в их нижней части утяжелителями, погашается энергия ударной волны, а осколки и тепловой импульс ослабляются лентами вышеуказанной завесы.
CN 214835184 U, 23.11.2021 | |||
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ УРАНСОДЕРЖАЩЕЙ ЗОЛЫ | 2004 |
|
RU2264671C1 |
DE 102011116411 A1, 20.10.2011 | |||
CN 202569247 U, 05.12.2012 | |||
Способ ограничения распространения пожара в помещении | 2018 |
|
RU2702018C1 |
ОГНЕПРЕГРАЖДАЮЩАЯ ШТОРА | 2014 |
|
RU2559559C1 |
WO 2002040831 A1, 23.05.2002. |
Авторы
Даты
2023-09-05—Публикация
2022-10-25—Подача