Изобретение относится к строительству и используется при проведении капитального ремонта трубопровода. При проведении капитального ремонта трубопровода вырезанные прямолинейные участки перед реализацией или повторным применением подвергаются механической очистке от старого изоляционного покрытия. Трубопровод при его механизированной очистке поддерживается с помощью крана-трубоукладчика, снабженного троллейной подвеской и дополнительной опорой на лыже с роликовым ложементом.
Изобретение позволяет применить не пару, а один кран-трубоукладчик, снабженный троллейной подвеской. Изобретение относится к операции поддержки трубопровода во время снятия наружного изоляционного покрытия, включающего подъем трубопровода для обеспечения прохождения очистной машины. При этом трубопровод поддерживается на весу с помощью кранов-трубоукладчиков, оснащенных ролико-канатными подвесками.
Известен способ поддержки трубопровода с помощью крана-трубоукладчика, снабженного троллейной подвеской. В процессе поддержки трубопровода осуществляют его подстраховку с помощью передвигаемой в зоне троллейной подвески дополнительной опоры, не достигающей дна траншеи, например 0,1 м (Пат. 2235242 Российская Федерация, МПК F16L 1/028 Способ поддержки подземного трубопровода во время его капитального ремонта / авторы: Н.Х. Гаскаров, Х.А. Азметов, Е.Г. Ронжина, Р.Г. Хамматов, патентообладатели: Институт проблем транспорта энергоресурсов, Гаскаров Н.Х. – № 2000123339/06; заявл. 07.09.2000 г.; опубл. 27.08.2004 г.).
Недостатком этого способа является сложность реализации вне траншеи, т.к. требуются еще минимум 2 опорные точки для обрабатываемого трубопровода.
Известен способ поддержки трубопровода во время снятия наружного изоляционного покрытия двумя и более синхронно двигающимися кранами-трубоукладчиками, снабженными троллейными подвесками, включающий подъем трубопровода для обеспечения прохождения очистной машины. (см. руководящие документы: РД 39-00147105-015-98 Правила капитального ремонта магистральных нефтепроводов, Уфа, ИПТЭР, 1998 и РД 39-00147105-016-98 Методика расчета прочности и устойчивости ремонтируемых линейных участков магистральных нефтепроводов с учетом дефектов, обнаруженных при диагностическом обследовании. – Уфа, ИПТЭР, 1998). При отказе одного из кранов-трубоукладчиков (поломка лебедки, обрыв троса и т.п.) трубопровод подстраховывается вторым краном-трубоукладчиком. При этом обеспечивается непрерывность проведения ремонтных работ. Этот способ выбран в качестве прототипа.
Недостатком такого способа является постоянное наличие в работе не менее двух кранов-трубоукладчиков, что влечет за собой затраты, связанные с транспортировкой до места работ, необходимостью оформления специального разрешения на провоз тяжеловесного груза, амортизацию крана-трубоукладчика, а также оплату работ машиниста и другие затраты, связанные с вовлечением второго крана-трубоукладчика и необходимой оснастки.
Целью изобретения является разработка способа удержания трубопровода в диапазоне диаметров от DN300 до DN1400 мм на высоте, достаточной для прохождения очистной машины при ее механизированной очистке с привлечением одного крана-трубоукладчика, снабженного троллейной подвеской, в сезон отрицательных температур, обуславливающий сложность и высокую стоимость доставки тяжелой автотракторной техники к месту проведения работ и разработка устройства для его осуществления.
Техническим результатом предлагаемого способа является возможность применения одного крана-трубоукладчика, снабженного троллейной подвеской, для механизированной очистки трубопровода диапазона диаметров от DN300 до DN1400 мм в сезон отрицательных температур и снижение затрат на доставку тяжелой автотракторной техники к месту проведения работ.
Технический результат достигается тем, что удержание трубопровода при его механизированной очистке от старого изоляционного покрытия в паре с краном-трубоукладчиком, снабженного троллейной подвеской, осуществляется дополнительной опорой на лыже с роликовым ложементом, рассчитанным на диапазон диаметров труб от DN300 до DN1400 мм и приводом через буксировочный трос определенной длины от крана-трубоукладчика.
Суть изобретения поясняется схемой, изображенной на фиг.1. Перед проведением работ по очистке трубопровода 1 от изоляционного покрытия, удерживаемого краном-трубоукладчиком 2 посредством троллейной подвески 3, монтируется очистная машина 4 со стороны свободного конца трубопровода 1. Свободный конец трубопровода 1 укладывается на роликовый ложемент опоры 5 (соответствующий габаритным размерам автомобильного транспортного средства, т.е. не превышает габаритов при транспортировке), состоящей (см. фиг.2) из основания 1, предназначенного для передвижения по снегу или грунту в сезон отрицательных температур, ложемента 3, рассчитанного на диаметры труб от DN300 до D1400 мм и позволяющего перемещаться вдоль трубы при помощи 3 пар роликов 2, расположенных в ряд, а также стоек 6 – 8, являющихся опорами для ложемента 3 через продольную балку 5. Жесткость каркаса из стоек обеспечивают центральные укосины 9. Перемещение опоры осуществляется посредствам буксировки краном-трубоукладчиком, с которым он в паре удерживает трубопровод, через трос 7 (см. фиг.1), фиксирующийся пальцем 10 ( см. фиг.2) в проушинах 11 усиленных ребром 12 и укосинами 13. Фиксирующий элемент 6 опоры 5 (см. фиг.1) расположен с некоторым эксцентриситетом Е относительно оси трубопровода 1, а длина троса подобрана таким образом, чтобы вектор силы тяги проходил через центр масс опоры 5, что совместно с рядным расположением роликов на ложементе опоры 5 позволяет минимизировать возникающий крутящий момент относительно перпендикуляра оси трубопровода 1 и опоре 5 соблюдать курс вдоль трубопровода.
Способ удержания трубопровода при его механизированной очистке от изоляции на бровке траншеи осуществляют в следующей последовательности:
1 Подъем свободного конца трубопровода 1 посредством крана-трубоукладчика 2, снабженного троллейной подвеской 3 на высоту достаточной для монтажа очистной машины 4.
2 Укладка свободного конца трубопровода 1 на опору 5.
3 Фиксация троса в буксировочных проушинах крана-трубоукладчика 2 и опоры 5.
4 Механизированная очистка трубопровода 1 очистной машиной 4 и движение крана-трубоукладчика 2 синхронно с опорой 5 посредством троса 7 по мере очистки и приближения машины 4 к крану-трубоукладчику 2.
5 Окончание очистки трубопровода 1, отсоединение троса 7, подкладка под свободный конец трубопровода инвентарной лежки 8 для возможности высвобождения крана-трубоукладчика 2 и переставки его за очистную машину 4 для возможности ее демонтажа.
6 Демонтаж очистной машины 4.
Преимуществом изобретения является то, что при механизированной очистке трубопровода 1 диапазона диаметров от DN300 до DN1400 мм в сезон отрицательных температур существует возможность применения одного крана-трубоукладчика, снабженного троллейной подвеской, тем самым позволяя снизить затраты на доставку тяжелой спецтехники к месту проведения работ и повысить оперативность и производительность работ.
Заявляемый способ широко применяется при проведении ремонтных работ на линейной части магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Уфа».
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОДДЕРЖКИ ПОДЗЕМНОГО ТРУБОПРОВОДА ВО ВРЕМЯ ЕГО КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА | 2000 |
|
RU2235242C2 |
СПОСОБ ЗАГЛУБЛЕНИЯ ТРУБОПРОВОДА | 2007 |
|
RU2370696C2 |
СПОСОБ РЕМОНТА ПРОТЯЖЕННОГО ТРУБОПРОВОДА С ЛОКАЛЬНЫМИ ДЕФЕКТАМИ | 1994 |
|
RU2094691C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА ИЗОЛЯЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ | 2001 |
|
RU2197668C2 |
Машина для очистки и изоляции наружной поверхности трубопроводов | 1988 |
|
SU1534243A1 |
Механизированный комплекс для изоляции трубопроводов | 1990 |
|
SU1788383A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТРЫВА И ПОДЪЕМА ТРУБОПРОВОДА ИЗ ГРУНТА | 1996 |
|
RU2105226C1 |
САМОХОДНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ РЕМОНТА ПОДЗЕМНОГО ТРУБОПРОВОДА | 2000 |
|
RU2198336C2 |
СПОСОБ ДЕМОНТАЖА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА | 2014 |
|
RU2565118C2 |
СПОСОБ РЕМОНТА ИЗОЛЯЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ ТРУБОПРОВОДА | 2008 |
|
RU2460930C2 |
Изобретение относится к строительству и используется при проведении капитального ремонта трубопровода. При проведении капитального ремонта трубопровода вырезанные прямолинейные участки перед реализацией или повторным применением подвергаются механической очистке от старого изоляционного покрытия. Трубопровод при его механизированной очистке поддерживается с помощью крана-трубоукладчика, снабженного троллейной подвеской и дополнительной опорой на лыже с роликовым ложементом. Целью изобретения является разработка способа удержания трубопровода в диапазоне диаметров от DN300 до DN1400 мм на высоте, достаточной для прохождения очистной машины при ее механизированной очистке с привлечением одного крана-трубоукладчика, снабженного троллейной подвеской, в сезон отрицательных температур, обуславливающий сложность и высокую стоимость доставки тяжелой автотракторной техники к месту проведения работ, и разработка устройства для его осуществления. Техническим результатом предлагаемого способа является возможность применения одного крана-трубоукладчика, снабженного троллейной подвеской, для механизированной очистки трубопровода диапазона диаметров от DN300 до DN1400 мм в сезон отрицательных температур и снижение затрат на доставку тяжелой автотракторной техники к месту проведения работ. Технический результат достигается тем, что удержание трубопровода при его механизированной очистке от старого изоляционного покрытия в паре с краном-трубоукладчиком, снабженным троллейной подвеской, осуществляется дополнительной опорой на лыже с роликовым ложементом, рассчитанным на диапазон диаметров труб от DN300 до DN1400 мм, и приводом через буксировочный трос определенной длины от крана-трубоукладчика. Заявляемый способ широко применяется при проведении ремонтных работ на линейной части магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Уфа». 2 н.п. ф-лы, 2 ил.
1. Способ удержания трубопровода (его вырезанные прямолинейные участки) при его механизированной очистке от изоляции на бровке траншеи перед его реализацией или повторным применением, заключающийся в удержании трубопровода в диапазоне диаметров от DN300 до DN1400 мм при его механизированной очистке от старого изоляционного покрытия на высоте, достаточной для прохождения очистной машины в сезон отрицательных температур, отличающийся тем, что удержание трубопровода при его механизированной очистке от старого изоляционного покрытия в паре с краном-трубоукладчиком, снабженным троллейной подвеской, осуществляется дополнительной опорой на лыже с роликовым ложементом, рассчитанным на диапазон диаметров труб от DN300 до DN1400 мм, и приводом через буксировочный трос определенной длины от крана-трубоукладчика с определенным эксцентриситетом приложения вектора тяги, позволяющими минимизировать возникающий крутящий момент относительно перпендикуляра оси трубопровода и опоре соблюдать курс вдоль трубопровода.
2. Опора с роликовым ложементом, соответствующая габаритным размерам автомобильного транспортного средства, необходимая для удержания трубопровода на высоте, достаточной для прохождения очистной машины при его механизированной очистке от изоляции совместно с краном-трубоукладчиком и тросовым приводом от него, состоящая из роликового ложемента, рассчитанного на диаметры труб от DN300 до DN1400 мм и позволяющего перемещаться вдоль трубы при помощи 3 пар роликов, расположенных в ряд, основания в виде лыжи, предназначенного для передвижения по снегу или грунту в сезон отрицательных температур, а также стоек и укосин, обеспечивающих жесткость конструкции и являющихся опорами для ложемента, системы проушин и пальца для возможности буксировки с определенным эксцентриситетом относительно оси трубопровода.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА И ПОДДЕРЖКИ ТРУБОПРОВОДА В ТРАНШЕЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩЕЕ С ТРУБОУКЛАДЧИКОМ | 1999 |
|
RU2175090C2 |
Подвеска трубопровода | 1984 |
|
SU1196598A1 |
CN 208011056 U, 26.10.2018 | |||
US 1906209 A, 25.04.1933 | |||
DE 8906751 U1, 20.07.1989. |
Авторы
Даты
2023-09-19—Публикация
2022-12-30—Подача