Техногенный грунт для устройства слоев дорожных одежд нежесткого типа для транспортной инфраструктуры Российский патент 2023 года по МПК E01C7/24 E01C7/26 

Описание патента на изобретение RU2803759C1

Изобретение относится к области строительства, а именно дорожного строительства, и может быть использовано при строительстве дорог, площадок, взлетно-посадочных полос, тротуаров и других объектов транспортной инфраструктуры.

Известна (RU, патент 111543, опубл. 20.12.2011) традиционная конструкция дорожной одежды, состоящая из асфальтобетонного покрытия, слоя основания из щебеночно-песчаной смеси осадочных известняковых горных пород и дренирующего слоя основания.

Недостатком известной смеси следует признать то, что основания из осадочных известняковых горных пород являются неморозостойкими, следовательно, недолговечными. Кроме того, смесь готовят непосредственно перед укладкой дорожной одежды, ее нельзя приготовить предварительно.

Известна (Дорожные одежды из цементогрунта. Могилевич В.М., изд-во «Транспорт», 1973 г., стр. 70) смесь для создания дорожной одежды, состоящая из черного щебня и цементогрунта

Недостатком данной смеси является повышенный расход битума, что значительно повышает стоимость строительства. Кроме того, смесь готовят непосредственно перед укладкой дорожной одежды, ее нельзя приготовить предварительно.

Известна (Укрепление грунтов в дорожном и аэродромном строительстве, В.М. Безрук, изд-во «Транспорт», 1971 г., стр. 233) конструкция дорожной одежды, состоящая из слоя грунта, укрепленного битумной эмульсией или жидким битумом и цементом, и слоя грунта, укрепленного цементом 1 или 2 класса прочности

Недостатком данной конструкции является то, что при использовании глинистого грунта физико-механические характеристики, а именно морозостойкость, недостаточны для долговечности конструкции. Кроме того, смесь готовят непосредственно перед укладкой дорожной одежды, ее нельзя приготовить предварительно.

Известна (Методические рекомендации по устройству оснований дорожных одежд из грунтов, укрепленных портландцементом с добавкой суперпластификаторов. ГВДНИИ (СОЮЗДОРНИИ), Москва, 1991 г.) конструкция дорожной одежды, состоящая из слоя грунта, укрепленного цементом в количестве 7-10% в сочетании с 0,25-1,75% (от массы цемента) суперпластификатора С-3/СД-2А/ЛСТМ-2/Н-1

Недостатком данной конструкции является то, что введение пластификаторов, классифицируемых как суперпластификаторы, в укрепляемый грунт, как и в бетоны, приводит к относительно невысокому росту прочности и морозостойкости. Незначительным является снижение оптимальной влажности и повышение максимальной плотности, т.е. пластифицирующий эффект таких добавок. Недостаточные показатели по прочности и морозостойкости ограничивают возможность применения укрепленного грунта в конструкциях дорожных одежд. Кроме того, смесь готовят непосредственно перед укладкой дорожной одежды, ее нельзя приготовить предварительно.

Известна (RU, патент 2471737, опубл. 10.11.2015) смесь для создания дорожных одежд, содержащая буровой шлам плотностью от 1,3 до 1,8 кг/дм3, цемент в качестве основного вяжущего в количестве 4-12%) от массы смеси, осушитель - строительный гипс в количестве 2-4% от массы смеси, минеральный наполнитель - песок природный в количестве 40-70%) от массы смеси.

Недостатком известной смеси является то, что в достаточно большом процентном количестве использован строительный гипс, что снижает морозостойкость материала. Кроме того, все без исключения материалы на основе гипса предназначены для эксплуатации в местах с нормальной влажностью (не выше 60%). При увлажнении конструкций, содержащих более 2% гипса, прочность их уменьшается, кроме того, гипсовые изделия меняют форму под нагрузкой. Также простое смешение гипсового и цементного вяжущих приводит к разрушению материала и крайне низкой его долговечности. Кроме того, смесь готовят непосредственно перед укладкой дорожной одежды, ее нельзя приготовить предварительно.

Наиболее близким аналогом разработанного технического решения можно признать (Методические рекомендации по использованию отходов промышленности для устройства укрепленных оснований и дополнительных слоев дорожных одежд при строительстве автомобильной дороги Москва-Симферополь на участке в районе г. Тулы, Министерство транспортного строительства, Государственный всесоюзный дорожный научно-исследовательский институт (СоюзДорНИИ), Москва, 1981 г.) смесь, содержащую грунтощебень, цемент и модификатор, в качестве которого использованы сульфитно-дрожжевая бражка или хлористый кальций.

Недостатком известной смеси следует признать недостаточную прочность и морозостойкость получаемой дорожной одежды, а также невозможность длительного хранения и предварительной заготовки приготовленной смеси, что ограничивает широкое использование этой смеси при строительстве конструктивных слоев дорожных одежд.

Техническая проблема, для решения которой предложена смесь разработанного состава, состоит в переработке и использовании минеральных отходов строительства и сноса зданий и сооружений, а также отходов металлургии и/или энергетического комплекса и производстве усовершенствованного состава смеси для создания слоев дорожных одежд для транспортной инфраструктуры.

Технический результат, достигаемый при реализации разработанного способа, состоит в обеспечении возможности заблаговременного приготовления холодной эмульсионно-минеральной смеси для производства дорожных одежд с получением ускорения темпов строительства, капитального и текущего ремонта инфраструктурных проектов при одновременном увеличении межремонтных сроков эксплуатации объектов дорожной инфраструктуры, при наличии необратимого эффекта постоянного набора несущей способности в ходе эксплуатации и уменьшении водонасыщения дорожных одежд вплоть до полной водонепроницаемости.

Для достижения указанного технического результата предложено использовать техногенный грунт для устройства слоев дорожных одежд нежесткого типа для транспортной инфраструктуры, содержащую минеральные материалы, вяжущее и технологические добавки, взятые в технологически обоснованных количествах, причем в качестве минеральных материалов использован, по меньшей мере, один компонент из группы, содержащей отходы металлургии и/или энергетического комплекса, антропогеный грунт, глинистые грунты, отходы строительства и сноса зданий, искусственные грунты, суглинистые грунты или их смеси, в качестве вяжущего использованы готовые к употреблению полифилизаторы «ПГСЖ-1» вместе с «ПГСП-3» или «ПГСЭ-4.

В некоторых вариантах реализации разработанной смеси она может содержать в качесте технологических добавок фибру из полиэфира, полипропилена, стекловолокна или их смеси.

В других вариантах реализации смесь может в качестве минеральных материалов дополнительно содержать местные минеральные грунты с числом пластичности менее 22.

Дополнительно в качестве технологических добавок смесь может также содержать круглую фибру из полиэфира, полипропилена, стекловолокна или их смеси с длиной волокна от 12 до 35 мм и диаметром от 10 до 15 микрон.

Предпочтительно смесь содержит полифилизаторы «ПГСЖ-1» вместе с «ПГСП-3» или «ПГСЭ-4» иди их смесь

Смесь указанного состава отличается тем, что она затвердевает только после уплотнения путем укатывания катками. Ее можно приготовить заранее и хранить длительное время в состоянии полуфабриката, перевозить на любые расстояния, а по прибытию на место использования и нанесения на подготовленное основание смесь проверяют на влажность и в случае необходимости доводят до оптимальной влажности, а затем прикатывают с использованием комбинированного грунтового уплотняющего средства массой выше 16 тонн до коэффициента уплотнения 1,0. Следовательно, смесь из техногенного грунта разработанного состава может быть приготовлена как на месте использования, так и заранее, с неограниченным сроком хранения.

Разработанное техническое решение в дальнейшем будет проиллюстрировано следующими примерами его реализации.

1. При устройстве дорожной одежды нежесткого типа использовали смесь состава:

Щебень и щебеночно-песчаные смеси, полученные в результате переработки отходов строительства и сноса (преимущественно бетона и железобетона) крупностью до 5-10 мм (марка по дробимости выше 300) - 35-38,5%;

Пылеватые частицы и отсев, полученные в результате переработки отходов строительства и сноса (преимущественно бетона и железобетона) а также боя кирпича - 50-53.5%

Суглинок природный - 10-13,5%;

Полифилизатор грунтовый стабилизирующий «ПГСЭ-4» - 1-1,5%

Фиброволокно полимерное - 0,5-1,5%.

В качестве технологической добавки использована круглая фибра из полиэфира, полипропилена, стекловолокна или их смеси с длиной волокна от 12 до 35 мм и диаметром от 10 до 15 микрон.

Смесь была заранее перемешена в стационарной грунтосмесительной установке, перевезена к месту строительства и уложена на основание из местного грунта слоем толщиной от 180 до 450 мм. Уложенная смесь была уплотнена действием комбинированного кулачкового грунтового виброкатка, отпрофилирована грейдером и в последующем окончательно уплотнена гладковальцовым катком массой более 16 т. Показатели прочности дорожного покрытия соответствовали расчетным параметрам по ОДН 218.046-01.

2. При устройстве дорожной одежды нежесткого типа использовали смесь состава:

Щебень и щебеночно-песчаные смеси, полученные в результате переработки отходов строительства и сноса (преимущественно бетона и железобетона) крупностью до 5-10 мм (марка по дробимости выше 300) - 35-38%;

Пылеватые частицы и отсев, полученные в результате переработки отходов строительства и сноса (преимущественно бетона и железобетона) а также боя кирпича - 50-53%

Суглинок природный -10-13%;

Полифилизаторы грунтовые стабилизирующие «ПГСЖ-1» совместно с «ПГСП-3» - 2,0-2,5%;

Смесь была заранее перемешена в стационарной грунтосмесительной установке, и после хранения в течение 6 месяцев в условиях сухого хранилища перевезена к месту строительста и уложена на основание из местного грунта слоем толщиной от 180 до 450 мм. Уложенная смесь была проверена на влажность, доведена до оптимальной и после этого уплотнена действием комбинированного кулачкового грунтового виброкатка, отпрофилирована грейдером и в последующем окончательно уплотнена гладковальцовым катком массой более 16 т. Полученное дорожное покрытие соответствовало расчетным параметрам по ОДН 218.046-01.

3. При устройстве дорожной одежды нежесткого типа использовали смесь состава:

Металлургические шлаки различного химического состава и структуры крупностью до 10-15 мм (марка по дробимости более 300) - 5-10%;

Отсев, полученный в результате переработки отходов строительства и сноса, - 43-50%;

Местные минеральные грунты с числом пластичности 37-50%;

Полифилизатор грунтовый стабилизирующий «ПГСЭ-4» - 1,0-1,5%.

Фиброволокно - 0,5-1,5%

В качестве технологической добавки использована круглая фибра из полиэфира, полипропилена, стекловолокна или их смеси с длиной волокна от 12 до 35 мм и диаметром от 10 до 15 микрон.

Смесь была получена на месте строительства путем внесения в смешанные минеральные компоненты полифилизатора «ПГСЭ-4» из бочки-дозатора-распределителя, и перемешивания ресайклером на расчетную глубину уложенную на основание из местного грунта смеси слоем толщиной от 180 до 450 мм. Полученная стабилизированная смесь была доведена до оптимальной влажности и уплотнена действием комбинированного кулачкового грунтового виброкатка, отпрофилирована грейдером и в последующем окончательно уплотнена гладковальцовым катком массой более 16 т. Полученное дорожное покрытие соответствовало расчетным параметрам по ОДН 218.046-01.

4. При устройстве дорожной одежды нежесткого типа использовали смесь состава:

Металлургические шлаки различного химического состава и структуры крупностью до 10-15 мм (марка по дробимости более 300) - 7,5-10%;

Отсев, полученный в результате переработки отходов строительства и сноса - 47.5-50%;

Местные минеральные грунты с числом пластичности 37,5-40%;

Полифилизаторы грунтовые стабилизирующие «ПГСЖ-1» совместно с «ПГСП-3» - 2,0-2,5%,

Смесь была получена на месте строительства путем внесения «ПГСЖ-1» из бочки-дозатора-распределителя в смесь минеральных компонентов и перемешивания ресайклером на расчетную глубину, а также дополнительного внесения «ПГСП-3» из бункера-распределителя с последующим перемешиванием ресайклером на расчетную глубину уложенной на основание из местного грунта смеси слоем толщиной от 180 до 450 мм. Полученная стабилизированная смесь была доведена до оптимальной влажности и уплотнена действием комбинированного кулачкового грунтового виброкатка, отпрофилирована грейдером и в последующем окончательно уплотнена гладковальцовым катком массой более 16 т. Полученное дорожное покрытие соответствовало расчетным параметрам по ОДН 218.046-01.

Похожие патенты RU2803759C1

название год авторы номер документа
Смесь для устройства слоев дорожных одежд для транспортной инфраструктуры 2017
  • Горбунов Олег Александрович
  • Добров Эдуард Михайлович
  • Кочеткова Рима Габдулловна
RU2685585C1
Способ устройства слоев дорожных одежд для транспортной инфраструктуры 2017
  • Горбунов Олег Александрович
  • Добров Эдуард Михайлович
  • Кочеткова Рима Габдулловна
RU2666949C1
Грунтовая смесь для дорожного строительства 2020
  • Коновалова Наталия Анатольевна
  • Беспилотов Дмитрий Викторович
  • Панков Павел Павлович
  • Руш Елена Анатольевна
  • Авсеенко Надежда Дмитриевна
RU2754841C1
КОЛЬЦЕВАЯ МАГИСТРАЛЬ МЕГАПОЛИСА И СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ КОЛЬЦЕВОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА 1998
  • Арутюнов В.С.
  • Браславский В.Д.
  • Карасева Н.С.
  • Коган Р.А.
  • Новиков А.А.
  • Пешков А.С.
  • Самохвалов А.Ю.
  • Селиванов Н.П.
RU2135672C1
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ОСНОВАНИЯ АЭРОДРОМНЫХ И ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД ИЗ НЕКОНДИЦИОННЫХ ГРУНТОВ 2021
  • Пащенко Федор Александрович
  • Харьков Никита Сергеевич
  • Гарбузов Валерий Викторович
RU2767638C1
Дорожно-строительный материал - техногенный укреплённый грунт «БРИТ» и способы строительства конструктивных слоёв дорожной одеждыс его использованием 2019
  • Смирнов Антон Павлович
  • Мударисов Рамиль Тимербекович
  • Багаутдинова Ирина Александровна
  • Коротков Алексей Викторович
  • Мызгин Илья Александрович
  • Ушакова Ирина Валерьевна
  • Иванкин Николай Валерьевич
  • Барковский Дмитрий Владиславович
  • Агафонов Андрей Николаевич
RU2716406C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА И СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ОСНОВАНИЙ АВТОДОРОГ И НАЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ НА ЕГО ОСНОВЕ 2010
  • Мымрин Всеволод Анатольевич
RU2455414C1
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА И СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ С ЕЕ РЕМОНТОМ И РЕКОНСТРУКЦИЕЙ 1998
  • Коган Р.А.
  • Селиванов В.Н.
  • Селиванов С.Н.
  • Юмашев В.М.
RU2135671C1
Способ строительства дорожной одежды и конструкция дорожной одежды 2018
  • Кочетков Андрей Викторович
  • Иванов Александр Федорович
  • Коротковский Сергей Алексеевич
  • Васильев Юрий Эммануилович
  • Талалай Виктор Вячеславович
RU2714547C1
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА 1998
  • Селиванов Н.П.
RU2140479C1

Реферат патента 2023 года Техногенный грунт для устройства слоев дорожных одежд нежесткого типа для транспортной инфраструктуры

Изобретение относится к области строительства, а именно дорожного строительства, и может быть использовано при строительстве дорог, площадок, взлетно-посадочных полос, тротуаров и других объектов транспортной инфраструктуры. Техногенный грунт содержит, по меньшей мере, один минеральный материал, входящий в группу, содержащую антропогенный грунт, искусственные грунты или их смеси, отходы металлургии и/или энергетического комплекса, минеральные отходы строительства и сноса зданий и сооружений крупностью до 5-10 мм при марке их дробимости выше 300. Кроме того, техногенный грунт содержит суглинистые грунты, глинистые грунты и местные минеральные грунты с числом пластичности менее 22, и вяжущее. Дополнительно грунт содержит техногенные добавки в виде фибры из полиэфира, полипропилена, стекловолокна или их смеси. При этом вяжущее представляет собой полифилизаторы ПГСЖ-1 вместе с ПГСП-3 или ПГСЭ-4. Причем соотношение полифилизаторов в техногенном грунте составляет от 1,0-1,5%, при использовании ПГСЭ-4, до 2,0-2,5%, при использовании полифилизаторов ПГСЖ-1 вместе с ПГСП-3. При этом антропогенный грунт содержит пылеватые частицы и отсев, полученные в результате переработки отходов строительства и сноса зданий и сооружений, а также боя кирпича. Техническим результатом является ускорение темпов строительства, капитального и текущего ремонта инфраструктурных проектов при одновременном увеличении межремонтных сроков эксплуатации объектов дорожной инфраструктуры, уменьшение водонасыщения дорожных одежд. 4 пр.

Формула изобретения RU 2 803 759 C1

Техногенный грунт для устройства слоев дорожных одежд для транспортной инфраструктуры, содержащий, по меньшей мере, один минеральный материал, входящий в группу, содержащую антропогенный грунт, искусственные грунты или их смеси, отходы металлургии и/или энергетического комплекса, минеральные отходы строительства и сноса зданий и сооружений крупностью до 5-10 мм при марке их дробимости выше 300, а также суглинистые грунты, глинистые грунты и местные минеральные грунты с числом пластичности менее 22, и вяжущее, представляющее собой полифилизаторы ПГСЖ-1 вместе с ПГСП-3 или ПГСЭ-4, а также техногенные добавки в виде фибры из полиэфира, полипропилена, стекловолокна или их смеси, причем соотношение полифилизаторов в техногенном грунте составляет от 1,0-1,5%, при использовании ПГСЭ-4, до 2,0-2,5%, при использовании полифилизаторов ПГСЖ-1 вместе с ПГСП-3, а антропогенный грунт содержит пылеватые частицы и отсев, полученные в результате переработки отходов строительства и сноса зданий и сооружений, а также боя кирпича.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2803759C1

Способ устройства слоев дорожных одежд для транспортной инфраструктуры 2017
  • Горбунов Олег Александрович
  • Добров Эдуард Михайлович
  • Кочеткова Рима Габдулловна
RU2666949C1
ГРУНТОВАЯ СМЕСЬ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА. 2012
  • Вдовин Евгений Анатольевич
  • Мавлиев Ленар Фидаесович
  • Шайхутдинов Айдар Наилевич
RU2519283C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ 2007
  • Акопов Карлен Амазанович
  • Доровская Галина Семеновна
RU2351702C1
Грунт техногенный и способ его получения 2019
  • Ивахненко Игорь Юрьевич
RU2717250C1
УСТРОЙСТВО для ОТВОДА ГАЗОВ ИЗ КОНВЕРТЕРА 0
  • В. В. Син Вский, А. И. Гаевой, В. Н. Охмат, А. Я. Зеликович,
  • П. И. Тарим, С. Н. Гончаров, И. С. Кукурузн А. Талат
  • Е. М. Стретинер
  • Государственный Институт Проектированин Металлургических Заводов
SU182748A1
ПУГИН Г.К
и др
Отходы металлургии и энергетического комплекса применяемые для строительства автомобильных дорог
"НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ В МАШИНОСТРОЕНИИ"
Насос 1917
  • Кирпичников В.Д.
  • Классон Р.Э.
SU13A1
Способ приготовления лака 1924
  • Петров Г.С.
SU2011A1
C
Соломорезка 1918
  • Ногин В.Ф.
SU157A1
Заборное сооружение для отвода воды из источника питания 1930
  • Соколов Д.Я.
SU25100A1
Грунты

RU 2 803 759 C1

Авторы

Горбунов Олег Александрович

Кочеткова Рима Габдулловна

Добров Эдуард Михайлович

Даты

2023-09-19Публикация

2022-07-11Подача