УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ТОРЦЕВОГО ГЕНЕРАТОРА Российский патент 2023 года по МПК B61F15/20 B61D43/00 H02K7/18 

Описание патента на изобретение RU2805452C1

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть использовано для крепления осевого торцевого генератора к передней крышке кассетного подшипника.

С развитием железнодорожного транспорта все более актуальным становится решение вопроса электроснабжения комплекса электронных устройств, используемых для обеспечения безопасности движения.

В качестве поставщика электроэнергии для железнодорожных вагонов используются генераторы, которые монтируются, в частности, на торцевой части оси колесной пары, в связи с чем, они получили название - торцевые генераторы.

Торцевой генератор переменного тока, ротор которого приводится во вращение посредством передачи вращающего момента от торца оси колесной пары, обеспечивает необходимое питание устройств даже при небольшой скорости вагона.

Известны технические решения, в соответствии с которыми торцевые генераторы крепятся к буксе, установленной на тележке вагона. Такое крепление является достаточно надежным, однако в настоящее время часть вагонов оборудована кассетными подшипниковыми узлами, не имеющими корпуса буксы (примером таких устройств могут служить конструкции, разработанные фирмой «БРЕНКО»). В таких конструкциях отсутствует корпус буксы со смотровой съемной крышкой, а имеется только передняя крышка подшипника с центральным отверстием, закрытым резиновой пробкой-заглушкой. В связи с этим, известные средства крепления, используемые в конструкциях с корпусом буксы и съемной крышкой, не могут быть использованы в бескорпусных кассетных буксовых узлах.

В конструкциях указанного типа, для крепления торцевых генераторов могут быть использованы адаптеры (US 2021323586).

Недостатком такого крепления является возможное смещение (сдвиг) статора в процессе эксплуатации из-за несимметричного его расположения относительно оси колесной пары, а также сложность конструкции.

Техническим результатом, на достижение которого направлено заявленное изобретение, является повышение эффективности устройства за счет упрощения его конструкции при одновременном облегчении с его помощью процесса монтажа торцевого генератора и повышения надежности его крепления.

Указанный технический результат достигается за счет того, что устройство для крепления торцевого генератора к передней крышке кассетного подшипника включает анкерную втулку с внутренней резьбой и боковыми продольными прорезями, анкерный болт с резьбой, выполненный с утолщением конической формы на одном конце и гранями под ключ на другом конце. При этом на конце болта с гранями под ключ смонтировано приспособление (например, пластинчатый дисковый элемент), предназначенное для крепления (монтажа) статора генератора с наружной стороны передней крышки подшипника и оснащенный средством для предотвращения его углового перемещения.

В предпочтительном варианте исполнения, средство для предотвращения углового перемещения приспособления для крепления статора торцевого генератора выполнено в виде реактивной штанги.

Приспособление для крепления статора торцевого генератора сопряжено со стержнем болта посредством подшипника (подшипникового соединения).

Благодаря использованию предложенного устройства, надежное крепление торцевого генератора к передней крышке кассетного подшипника стало возможным без снятия крышки и без дополнительных изменений в конструкции адаптера боковой рамы подвагонной тележки.

Заявленное техническое решение проиллюстрировано графическими материалами.

На Фиг. 1 представлен продольный разрез заявленного устройства, укрепленного на передней крышке кассетного подшипника.

На представленной Фиг. 1, пропорции элементов конструкции не соблюдены, а изображения предназначены лишь для общего представления о взаимном расположении конструктивных элементов.

На Фиг. 2 представлено устройство для крепления торцевого генератора

Заявленное устройство включает анкерную втулку 1 с внутренней резьбой и с боковыми продольными прорезями 2, анкерный болт 3, представляющий собой стержень с наружной резьбой и с гранями 4 под ключ на одном конце и утолщением 5 двусторонней конической формы на другом конце. Наружный диаметр втулки 1 не превышает внутреннего диаметра центрального отверстия 6 в передней крышке 7 кассетного подшипника 8, а также внутренний диаметр втулки 1 не превышает максимальный диаметр конического утолщения 5 анкерного болта. Кроме того, устройство включает приспособление (пластинчатый дисковый элемент) 9, предназначенное для крепления на нем статора торцевого генератора. Пластинчатый элемент 9 оснащен средством 10, для предотвращения его углового перемещения (поворота или вращения). Средство 10 может быть выполнено в виде реактивной штанги, один конец которой жестко крепится к пластинчатому элементу 9, а другой цепляется за неподвижную часть кассетного подшипника 8, например, за адаптер. Возможно использование средства 10 в другом конструктивном исполнении. Важно, чтобы оно было предназначено для удерживания элемента 9, предназначенного для крепления на нем статора торцевого генератора, в неподвижном состоянии при вращении оси 11 колесной пары. Элемент 9 посредством подшипника 12 связан (сочленен) с приводом ротора торцевого генератора. Приводом ротора будет служить стержень анкерного болта 3, скрепленного с осью 11 колесной пары вагона. Вместо пластинчатого элемента 9 может быть использовано любое другое приспособление, обеспечивающее крепление статора торцевого генератора.

Крепление торцевого генератора к передней крышке кассетного подшипника осуществляется следующим образом:

В отверстие 6 передней крышки 7 кассетного подшипника, традиционно заглушенного резиновой пробкой, вставляется (после извлечения пробки-заглушки) анкерная втулка 1, предварительно надетая на стержень болта 3. При этом коническое утолщение оказывается в полости между торцевой частью оси 11 и внутренней поверхностью передней крышки 7 подшипника 8. Подшипник 12, со смонтированном на его наружном кольце пластинчатым элементом 9, надевается на, выступающий наружу крышки 7, конец стержня болта 3 и фиксируется на нем. Болт 3 выкручивают наружу, при этом коническое расширение стержня давит на втулку. Втулка раскрывается в местах продольных прорезей, плотно фиксируя болт 3 в отверстии передней крышки 7. Таким образом, стержень болта 3 становится продолжением оси 11 и, соответственно, приводом для ротора торцевого генератора. Статор торцевого генератора крепится на пластинчатом элементе или другом подходящем приспособлении 9, который в свою очередь фиксируется посредством средства 10 к неподвижной части буксы. Для быстрого снятия устройства крепления буксового генератора достаточно болт 3 вращать в другую сторону (вкручивать), при этом коническое расширение упрется в торец вала колесной пары и выдавит втулку наружу.

Разработанное устройство позволяет в сжатые сроки устанавливать торцевой генератор техническому персоналу без специальной подготовки и в любых условиях, не нарушая конструкцию буксового узла.

Таким образом, предлагаемая конструкция является достаточно простой в изготовлении и применении и одновременно обеспечивает надежное крепление торцевого генератора к передней крышке кассетного подшипника.

Похожие патенты RU2805452C1

название год авторы номер документа
ГЕНЕРАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА, ПРИМЕНЯЕМЫЙ НА РЕЛЬСОВОМ ТРАНСПОРТЕ 2008
  • Финк Юрий Михайлович
  • Морозов Лев Алексеевич
  • Коваленко Владимир Наумович
RU2377150C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЦЕНТРОВЫХ ОТВЕРСТИЙ ОСЕЙ 2014
  • Ахмеджанов Равиль Абдрахманович
  • Кириллов Сергей Николаевич
  • Парфенов Александр Павлович
  • Синяков Александр Петрович
RU2551752C1
Узел передачи вращающего момента с оси колесной пары на ось ротора буксового электрического генератора 2020
  • Илларионов Юрий Анатольевич
  • Слепых Андрей Викторович
  • Протопопова Ольга Михайловна
  • Соловьев Анатолий Алексеевич
  • Шамрай Артем Александрович
  • Кононов Владимир Георгиевич
  • Ширинкин Артём Викторович
RU2736240C1
Узел передачи вращающего момента с оси колесной пары на ось ротора буксового электрического генератора 2022
  • Антипов Валерий Иванович
  • Суставов Иван Васильевич
  • Шамрай Артём Александрович
  • Ширинкин Артём Викторович
  • Соловьев Анатолий Алексеевич
  • Илларионов Юрий Анатольевич
  • Протопопова Ольга Михайловна
  • Слепых Андрей Викторович
RU2784094C1
АВАРИЙНАЯ ВАГОННАЯ ТЕЛЕЖКА 2007
  • Финк Юрий Михайлович
  • Коваленко Владимир Наумович
  • Морозов Лев Алексеевич
RU2354572C1
СИСТЕМА БЕСПРОВОДНОГО КОНТРОЛЯ НАГРЕВА БУКС ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА 2007
  • Финк Юрий Михайлович
  • Поздняков Эдуард Леонидович
  • Зингерман Александр Петрович
  • Морозов Лев Алексеевич
  • Коваленко Владимир Наумович
  • Чернуха Федор Анатольевич
  • Костина Марина Евгеньевна
RU2365518C1
Устройство для радиальной установки колесных пар железнодорожной тележки с поводковой связью её рамы с буксами с учетом направления движения (варианты) 2023
  • Кочетков Евгений Владимирович
  • Коссов Валерий Семёнович
  • Панин Юрий Алектинович
  • Трепачева Татьяна Владиславовна
RU2806919C1
СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ И МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ НЕСАМОХОДНОГО РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) 2007
  • Финк Юрий Михайлович
  • Морозов Лев Алексеевич
  • Коваленко Владимир Наумович
  • Зингерман Александр Петрович
RU2373094C2
ПОДВАГОННЫЙ ГЕНЕРАТОР ДЛЯ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ 1995
  • Гулин Сергей Алексеевич
  • Вейтцель Олег Олегович
  • Андреев Валентин Михайлович
  • Буров Владимир Григорьевич
RU2094269C1
Веломобиль 1989
  • Чикин Герман Алексеевич
SU1702869A3

Иллюстрации к изобретению RU 2 805 452 C1

Реферат патента 2023 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ТОРЦЕВОГО ГЕНЕРАТОРА

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к устройствам для крепления торцевого генератора. Устройство содержит анкерную втулку с внутренней резьбой и боковыми продольными прорезями и анкерный болт с резьбой. Болт выполнен с утолщением конической формы на одном конце и гранями под ключ на другом конце. На конце болта с гранями под ключ смонтировано приспособление для крепления статора генератора с наружной стороны передней крышки подшипника. Приспособление оснащено средством для предотвращения его углового перемещения. Приспособление сопряжено со стержнем болта подшипником. Упрощается монтаж генератора. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 805 452 C1

1. Устройство для крепления торцевого генератора к передней крышке кассетного подшипника, включающее анкерную втулку с внутренней резьбой и боковыми продольными прорезями, анкерный болт с резьбой, выполненный с утолщением конической формы на одном конце и гранями под ключ на другом конце, а на конце болта с гранями под ключ смонтировано приспособление, предназначенное для крепления статора генератора с наружной стороны передней крышки подшипника и оснащенное средством для предотвращения его углового перемещения, при этом приспособление для крепления статора генератора сопряжено со стержнем болта посредством подшипника.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что средство для предотвращения углового перемещения приспособления для крепления статора генератора выполнено в виде реактивной штанги.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что в качестве приспособления, предназначенного для крепления статора генератора, используют пластинчатый дисковый элемент.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2805452C1

Устройство для крепления ведущего шкива привода вагонного генератора 1979
  • Чернышов Александр Александрович
  • Сурдул Марко Никитич
SU950571A1
Высевающий аппарат дискового типа для посева кукурузы 1960
  • Золотухин В.И.
SU134506A1
АДАПТЕРНЫЙ УЗЕЛ ГЕНЕРАТОРА И ОСЕВОЙ ТОРЦЕВОЙ ГЕНЕРАТОРНЫЙ УЗЕЛ 2017
  • Аул, Эдуард
  • Гуань, Жань
  • Пань, Чжихуэй
  • Чжу, Ганьцзюнь
RU2741627C1
DE 3700670 A1, 16.07.1987.

RU 2 805 452 C1

Авторы

Финк Юрий Михайлович

Зингерман Александр Петрович

Волков Андрей Николаевич

Горский Дмитрий Вячеславович

Даты

2023-10-17Публикация

2022-12-30Подача