СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И УПРОЧНЕНИЯ ТОРМОЗНЫХ ДИСКОВ И БАРАБАНОВ АВТОМОБИЛЕЙ Российский патент 2023 года по МПК B23P6/00 F16D65/12 

Описание патента на изобретение RU2806788C1

Изобретение относится к области ремонта машин, в частности к способам восстановления и упрочнения автомобильных деталей, и может быть использовано для восстановления тормозных дисков и барабанов автомобилей и других транспортных средств с заданными физико-механическими свойствами восстановленных поверхностей.

Известен способ восстановления тормозных дисков протачиванием рабочих поверхностей дисков до ремонтного размера, при котором их рабочие поверхности протачиваются для выведения следов износа и выравнивания плоскости контакта с тормозными колодками [1].

Основными недостатками приведенного способа являются снижение прочности и возможный перегрев тормозного диска за счет удаления части металла с его рабочих поверхностей.

Известен также способ восстановления металлических фрикционных дисков. После протачивания диски подвергаются термофиксации, затем на их рабочие поверхности наносится система впадин. Протачивание дисков рекомендуется проводить при каждой замене изношенных колодок [2].

Основным недостатком, как и в первом способе, является снижение прочности тормозного диска за счет удаления части металла с его рабочих поверхностей, так как уменьшается толщина рабочего слоя без его восстановления.

Известен способ восстановления и упрочнения стальных тормозных дисков автомобилей. После протачивания диски подвергаются наплавке низкоуглеродистой легированной проволоки в среде защитных газов, после чего проводят отпуск при температуре 600-650°С в течение 2 часов и подвергают механической обработке. После готовят нитроцементирующую пасту и осуществляют нитроцементацию при температуре 850°С с выдержкой в течение от 2 до 6 часов [3].

Основными недостатками приведенного способа являются то, что диск подвергается значительному термическому воздействию при его наплавке, отпуске и нитроцементации, а также при этом способе появляются большие затраты на электроэнергию при отпуске 600-650°С в течение 2 часов и при нитроцементации 850°С в течение от 2 до 6 часов.

Задачей предлагаемого изобретения является восстановление тормозных дисков и барабанов автомобилей с заданными физико-механическими свойствами с целью повысить межремонтный ресурс их эксплуатации.

Технический результат достигается тем, что в известном способе восстановления и упрочнения стальных тормозных дисков после протачивая на восстанавливаемые поверхности наплавляется покрытия низкоуглеродистой легированной проволокой в среде защитных газов, затем производят высокий отпуск диска при температуре 600-650°С в течение 2 часов с последующей механической обработкой (токарной), после чего готовят нитроцементующую пасту, пасту наносят на упрочняемые поверхности и проводят нитроцементацию при температуре 850°С с выдержкой в течение от 2 до 6 часов. Согласно изобретению, после проточки тормозного диска или тормозного барабана до выведения следов износа и коррозии наносят металлокерамический порошок ПГ-10Н-01, перемешанный с жидким стеклом, на подготовленную рабочую поверхность тормозного диска или барабана, далее проводится сушка в печи в течение 40 минут при температуре 120°С. Восстановление и упрочнение рабочей поверхности тормозных дисков или барабанов осуществляется методом вибродуговой обработки омедненным графитовым электродом с режимами: сила тока 150 А, напряжение 28 В и частота вибрации омедненного графитового электрода 75 Гц.

Восстановление и упрочнение осуществляется в полуавтоматическом режиме. Тормозной диск или барабан вращается на специальном приспособлении, а вибродуговое восстановление и упрочнение осуществляется вручную. Использование металлокерамического порошка позволяет нарастить изношенную поверхность до 4 мм.

После восстановления и упрочнения рабочей поверхности тормозных дисков или барабанов производится механическая обработка на универсальном оборудовании под номинальный размер. В результате реализации предлагаемого способа, обеспечивается минимальное термическое воздействие на тормозной диск или барабан, притом, что использование порошков и омедненных графитовых электродов позволяет получить твердость восстановленных поверхностей до 67-69HRC, что в значительной мере повышает ресурс восстановленных тормозных дисков или барабанов. Также, благодаря оказанному минимальному термическому воздействию во время процесса восстановления, по истечению ресурса, данный способ можно вновь применить для восстановления тормозного диска или барабана.

По итогам обработки данным способом получаем минимальное термическое воздействие, снижение трудоемкости, затрат на электроэнергию, а также получено повышение ресурса тормозного диска или барабана.

Список использованной литературы:

1. Быков В.В. Способы восстановления элементов тормозной системы автомобилей. В.В. Быков, Е.П. Мельникова, АДИ ГВУЗ «ДонНТУ», г. Горловка, Украина, 2001, 4 с.

2. М. Петрова, Хаустова, М. Ходанич, С Шекмар, Способ восстановления металлических фрикционных дисков // Патент на изобретение SU 1260168 А1 СССР

3. Ковынёв. М.Б., Колмыков. В.И., Колмыков. Д.В. СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И УПРОЧНЕНИЯ СТАЛЬНЫХ ТОРМОЗНЫХ ДИСКОВ АВТОМОБИЛЕЙ // Патент России №2 667 934 Бюл. №27.

Похожие патенты RU2806788C1

название год авторы номер документа
Комбинированный способ восстановления и упрочнения тормозных дисков и барабанов 2023
  • Адигамов Наиль Рашатович
  • Гималтдинов Ильдус Хафизович
  • Овчинников Кирилл Александрович
RU2814359C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И УПРОЧНЕНИЯ СТАЛЬНЫХ ТОРМОЗНЫХ ДИСКОВ АВТОМОБИЛЕЙ 2017
  • Ковынёв Максим Борисович
  • Колмыков Валерий Иванович
  • Колмыков Денис Валерьевич
RU2667934C1
КОМБИНИРОВАННЫЙ СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛЕЙ МАШИН, РАБОТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ АБРАЗИВНОГО ИЗНАШИВАНИЯ 2019
  • Адигамов Наиль Рашатович
  • Шарифуллин Саид Насибуллович
  • Шайхутдинов Рафис Рашитович
  • Ахметзянов Ришат Ринатович
  • Шарафиев Азамат Анасович
  • Адигамов Нур Наилевич
RU2718017C1
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ АБРАЗИВНОГО ИЗНАШИВАНИЯ 2013
  • Титов Николай Владимирович
  • Литовченко Николай Николаевич
  • Коротков Владимир Николаевич
  • Коломейченко Александр Викторович
  • Виноградов Виктор Владимирович
RU2532602C2
СПОСОБ УПРОЧНЯЮЩЕГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЛЕМЕХОВ ПЛУГОВ 2013
  • Титов Николай Владимирович
  • Коломейченко Александр Викторович
RU2549788C1
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ МЕТАЛЛОКЕРАМИЧЕСКОГО ПОКРЫТИЯ НА СТАЛЬНУЮ ДЕТАЛЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ДУГИ КОСВЕННОГО ДЕЙСТВИЯ 2009
  • Соловьев Рудольф Юрьевич
  • Рыжих Юрий Леонидович
  • Юдников Александр Сергеевич
  • Денисов Виктор Иванович
RU2510427C2
СПОСОБ ЦИАНИРОВАНИЯ СТАЛЬНЫХ ИЛИ ТИТАНОВЫХ ИЗДЕЛИЙ 2007
  • Астафьев Геннадий Иванович
  • Файншмидт Евгений Михайлович
  • Пегашкин Владимир Федорович
  • Пилипенко Владимир Васильевич
  • Андриянов Андрей Владимирович
  • Пилипенко Василий Францевич
  • Крашенинников Дмитрий Александрович
RU2349432C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЛАПЫ КУЛЬТИВАТОРА С ОДНОВРЕМЕННЫМ УПРОЧНЕНИЕМ ЕЕ РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТИ 2013
  • Титов Николай Владимирович
  • Коломейченко Александр Викторович
  • Литовченко Николай Николаевич
  • Коротков Владимир Николаевич
  • Виноградов Виктор Владимирович
RU2540316C1
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТЕРМООБРАБОТАННЫХ СТАЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ 2015
  • Тарельник Вячеслав Борисович
  • Марцинковский Василий Сигизмундович
  • Косенко Павел Викторович
  • Волошко Тарас Павлович
  • Антошевский Богдан
RU2603932C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И УПРОЧНЕНИЯ СТРЕЛЬЧАТЫХ ЛАП ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩИХ МАШИН 2020
  • Шахов Владимир Александрович
  • Учкин Павел Григорьевич
  • Аристанов Максим Галимжанович
  • Асманкин Евгений Михайлович
  • Ушаков Юрий Андреевич
  • Рахимжанова Ильмира Агзамовна
RU2738126C1

Реферат патента 2023 года СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И УПРОЧНЕНИЯ ТОРМОЗНЫХ ДИСКОВ И БАРАБАНОВ АВТОМОБИЛЕЙ

Изобретение относится к области ремонта машин и может быть использовано для восстановления с одновременным упрочнением тормозных дисков и барабанов автомобилей. Рабочая поверхность тормозного диска или барабана протачивается до выведения следов износа и коррозии. Восстановление и упрочнение рабочей поверхности тормозных дисков или барабанов осуществляют методом вибродуговой обработки с использованием омедненных графитовых электродов и металлокерамического порошка ПГ-10Н-01. На рабочую поверхность наносят металлокерамический порошок, перемешанный в жидком стекле, после чего тормозные диски или барабаны подвергают сушке в печи при температуре 120°С в течение 40 минут. Осуществляют полуавтоматический процесс вибродугового восстановления и упрочнения с режимом: сила тока 150 А, напряжение 28 В, частота вибрации омедненного графитового электрода 75 Гц, после чего осуществляют механическую обработку до номинальных размеров. Изобретение позволяет минимизировать термическое воздействие на восстановленные и упрочненные тормозные диски или барабаны, получить рабочую поверхность тормозных дисков или барабанов с заданными физико-механическими свойствами, что позволяет увеличить их ресурс.

Формула изобретения RU 2 806 788 C1

Способ восстановления и упрочнения тормозных дисков и барабанов автомобилей, включающий протачивание до выведения следов износа, восстановление и упрочнение рабочей поверхности с последующей механической обработкой до номинальных размеров, отличающийся тем, что после протачивания наносится металлокерамический порошок ПГ-10Н-01, перемешанный с жидким стеклом, на восстанавливаемую поверхность, после чего тормозные диски или барабаны подвергают сушке в печи на протяжении 40 минут при температуре 120°С, затем тормозные диски или барабаны восстанавливают и упрочняют вибродуговым методом с использованием омедненных графитовых электродов с режимами: сила тока 150 А, напряжение 28 В, частота вибрации омедненного графитового электрода 75 Гц.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2806788C1

СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И УПРОЧНЕНИЯ СТАЛЬНЫХ ТОРМОЗНЫХ ДИСКОВ АВТОМОБИЛЕЙ 2017
  • Ковынёв Максим Борисович
  • Колмыков Валерий Иванович
  • Колмыков Денис Валерьевич
RU2667934C1
Способ восстановления металлических фрикционных дисков 1984
  • Зыков Владимир Анатольевич
  • Амелин Дмитрий Васильевич
SU1260168A1
Секциональный двухкамерный паровой котел с раздельными пучками кипятильных труб и с расположенным между этими пучками перегревателем 1925
  • А. Шпейер
SU2262A1
US 4852236 A, 01.08.1989.

RU 2 806 788 C1

Авторы

Адигамов Наиль Рашатович

Гималтдинов Ильдус Хафизович

Овчинников Кирилл Александрович

Даты

2023-11-07Публикация

2022-10-28Подача