Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии, и может быть использовано для лечения и профилактики заболеваний зрительной системы у пациентов детского возраста.
Из уровня техники известен порядок проведения телемедицинских консультаций (Российская офтальмология онлайн № 23 Научные статьи. Ходжаев Н.С. Основы построения телемедицины в офтальмологии https://eyepress.ru/article.aspx?22675). Согласно известному порядку, лечащий врач по месту обращения больного организует проведение обследования в доступном для данного лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) объеме. Лечащий врач определяет наличие показаний для направления больного на врачебную комиссию в форме телемедицинской (ТМ) консультации специалистом (специалистами) Учреждения. После чего лечащий врач формирует направление на ТМ-консультацию по утвержденной форме и информированное согласие пациента на ТМ-консультацию. К этим документам прикладываются файлы электронного вида медицинской документации: эпикриз, диагностическая информация; запрос на проведение телемедицинской консультации отправляется по электронной почте. Медицинский регистратор Учреждения (головная организация или филиал) регистрирует полученный запрос в журнале, передает информацию о пациенте заведующему отделением ТМ-консультаций и, в соответствии с электронной очередью и расписанием работы ТМ-кабинета Учреждения, определяет дату и время проведения консультации (срок предоставления консультации 1-2 рабочих дня) и сообщает лечащему врачу параметры авторизованного подключения к ТМ-консультации (имя и пароль). ТМ-консультация проводится в назначенное время в специальном оборудованном кабинете. Информация о пациенте докладывается лечащим врачом, и офтальмолог-консультант Учреждения либо заводит электронную амбулаторную карту для впервые обратившегося пациента, либо заносит информацию в электронную амбулаторную карту пациента согласно протоколу. Результат ТМ-консультации оформляется врачом консультантом в виде «Заключения телемедицинской консультации», в котором указываются диагноз и рекомендации по ведению больного. Заключение по электронной почте направляется лечащему врачу и вносится в электронную амбулаторную карту.
Однако известный метод ограничен только консультацией пациента и формулировкой рекомендаций по лечению или назначение на лечение, но само лечение и профилактика зрения в данном методе выполняться не может.
Техническим результатом изобретения является создание унифицированного, индивидуально модифицируемого, контролируемого и доступного способа лечения и профилактики ряда заболеваний зрительной системы у пациентов детского возраста путем проведения онлайн диагностики зрительной системы, назначения лечения, отслеживания и управления лечебным процессом медицинским персоналом.
Технический результат достигается за счет того, что согласно изобретению, способ дистанционного лечения и профилактики заболеваний зрительной системы у пациентов детского возраста включает предварительное обследование пациента, создание индивидуального плана лечения, в зависимости от заболевания, с последующей онлайн консультацией медицинского работника с пациентом и его родителями, с помощью пользовательского интерфейса, через электронные средства связи с программой, позволяющей в режиме реального времени предъявлять тест-объекты на экране монитора пациента в зависимости от его заболевания. Онлайн связь включает порядок, условия, а также контроль за проведением процедур для одного глаза или двух глаз. Для проведения лечения пациент по назначению врача, в зависимости от выявленного заболевания, использует оптическое оборудование. По завершению десятидневного курса лечения пациент проходит дистанционную повторную диагностику зрения для получения итоговой рекомендации.
Для осуществления онлайн связи пациент и его родители создают личный кабинет для получения рекомендации по назначению лечения.
Медицинский работник осуществляет наблюдение за пациентом вербально и визуально.
В курсе лечения медицинский работник вносит пометку о проведении лечения на 1 или на 2 глаза.
Медицинский работник по онлайн связи уточняет расстояние до монитора, необходимость затемнения помещения, необходимость использования очков, контролирует в режиме реального времени выполнение каждой из процедур.
При проведении лечебных процедур при гиперметропии, амблиопии и астигматизме в качестве тест - объекта проецируемого на экран монитора сначала используют при гиперметропии шахматные паттерны частотой 2 Hz, при астигматизме - линейные паттерны частотой 2 Hz с длительностью процедуры в течение 2-х минут на каждый глаз. Впоследствии выполняют макулостимуляцию сетчатки красным цветом при гиперметропии и/или гиперметропическом астигматизме и синим цветом при миопическом астигматизме в течение 2-х минут с последующим выполнением засветов сетчатки путем мигания экрана ярким белым цветом с частотой 3 Гц по 2 минуты для каждого глаза. Далее проводят процедуру «Плеоптика» с помощью очков с красно-зеленым фильтром. Пациент выполняет процедуру «Плеоптика» в своих очках, на которые устанавливают светофильтры в виде красно-зеленой накладки на очки и попеременно надевают очки от + 4,0 до - 2,0. Медицинский работник устанавливает в программе электронного средства связи остроту зрения пациента и согласно этой остроте зрения включает различные оптотипы красно-зеленого цвета, а пациент собирает красные объекты с одной стороны экрана, и зеленые объекты с другой стороны экрана.
Для лечения глазодвигательных нарушений, проводят процедуру восстановления рефлекса бификсации, для проведения которой используют в качестве оптического оборудования призмы величиной 2, 4, 6 призменных диоптрий - по 2 минуты с каждой призмой. В процессе выполнения процедуры пациент в своей оптимальной оптической коррекции смотрит на тест-объект «полоска» на экране и в это время перед лучше видящим глазом родитель помещает призму в 2 диоптрии, основанием к виску пациента, что приводит к раздваиванию наблюдаемого тест-объекта и включению механизма бифовеального слияния для преодоления двоения. Затем поворачивают призму основанием к носу, и при возникновении двоения медицинский работник просит пациента слить объект в единый образ. Данную манипуляцию выполняют 2 минуты, затем аналогично выполняют упражнение с призмами в 4 и 6 призменных диоптрий по 2 минуты с каждой призмой.
Для проведения процедуры релаксационной нагрузки используют очковые линзы в диапазоне от - 2,0 диоптрий до + 4,0 диоптрий с шагом 0,5 диоптрий. Для проведения манипуляции релаксационной нагрузки на свои очки помещают анаглифную красно-синюю накладку и поверх этой конструкции при расходящемся косоглазии надевают указанную в курсе лечения очковую оправу от - 2,0 диоптрий до + 4,0 диоптрий либо от + 4,0 диоптрий до - 2,0 диоптрий, в зависимости от курса лечения. С каждой новой дополнительной коррекцией в течение 2 минут пациент наблюдает тест-объект аналогичный 4-точечному тесту, который на его экране дистанционно включает медицинский работник, и при возникновении двоения точек усилием воли пациент пытается слить их.
Для лечения миопии в качестве оптического оборудования используют набор очковых оправ с линзами от - 0,5 до - 4,0 с шагом в 0,5 диоптрии. Лечение начинают с очков с оптической силой - 0,5 диоптрии. Смену очков из набора осуществляют каждые 2 минуты с шагом в 0,5 диоптрии до очков, в которых пациент еще читает текст. Следующая процедура контрастно-частотная стимуляция сетчатки и зрительной коры, которая осуществляется посредством просмотра на аппаратно-программном комплексе структурных динамических цветных и черно-белых стимулов в виде вращающейся спирали. Продолжительность процедуры 2 минуты для каждого глаза.
По завершению десятидневного курса лечения пациент проходит дистанционную диагностику с определением остроты зрения без коррекции и в условиях оптической коррекции, если она у него есть, посредством специальной программы, которую включает медицинский работник в режиме реального времени, дистанционно измеряют запас относительной аккомодации по методике аналогичной методике проведения лечения (при миопии), и проходит итоговую онлайн консультацию врача-офтальмолога с дальнейшими рекомендациями.
Способ дистанционного лечения и профилактики зрения иллюстрируется следующими примерами.
Пример 1
Способ дистанционного лечения и профилактики зрения на примере заболевания амблиопии.
Пациент Ф., 6 лет, на правом глазу амблиопия средней степени (острота зрения без коррекции 0,4 и с коррекцией 0,5).
Рефракция на высоте циклоплегии: OD sph + 3,50 cyl + 0,50 ах 102°, OS sph + 0,50 cyl + 0,50 ах 88°. Была выписана очковая коррекция OD sph +2.00 // OS planum. До курса лечения было проведено стандартное офтальмологическое обследование. Пациенту проведен курс дистанционного плеоптического лечения шахматная паттерн стимуляция в коррекции для Vis 0.5 с частотой 2 Hz в течение 2 минут, макулостимуляция красным цветом также в течение 2 минут, общий засвет сетчатки правого глаза с частотой 3 Гц в течение 2 минут с режимом окклюзии левого глаза на 8 часов в течение 10 дней ежедневно.
Курс лечения составил 10 дней. После проведенного курса лечения была проведена онлайн диагностика медицинской сестрой, которая выявила, что острота зрения правого глаза после одного курса лечения составила 0,5 без коррекции и 0,7 с коррекцией. Врачом-офтальмологом была проведена онлайн консультация по результатам лечения, где были даны последующие рекомендации.
Всего было проведено 3 курса лечения через 3 месяца каждый. По итогам третьего курса лечения было достигнута острота зрения в коррекции 0,9.
Пример 2
Способ дистанционного лечения и профилактики зрения на примере заболевания содружественное сходящееся косоглазие
Пациент М., 6 лет, с диагнозом OU-Оперированное содружественное сходящееся косоглазие. Ортотропия. Гиперметропия средней степени.
Рефракция на высоте циклоплегии: OD sph + 4,50 cyl + 0,50 ах 102°, OS sph +4,25 cyl + 0,50 ах 88Была выписана очковая коррекция OD sph +2.25// OS sph +2.25. До курса лечения было проведено стандартное офтальмологическое обследование. Определен характер зрения - одновременный. Пациенту проведен курс дистанционного, восстановление рефлекса бификсации при помощи призм 2, 4, 6 призменных диоптрий - по 2 минуты с каждой призмой, релаксационно-нагрузочный метод с использованием очковых линз в диапазоне от + 4,0 диоптрий до - 2,0 диоптрий. Курс лечения составил 10 дней.
После проведенного курса лечения была проведена онлайн диагностика медицинской сестрой, которая выявила, что характер зрения-бинокулярный. Врачом-офтальмологом была проведена онлайн консультация по результатам лечения, где были даны последующие рекомендации.
Пациент К., 4 года, с диагнозом OU-Оперированное содружественное расходящееся косоглазие. Ортотропия. Гиперметропия слабой степени.
Рефракция на высоте циклоплегии: OD sph + 1,50 cyl + 0,25 ах 98°, OS sph +0,75 cyl + 0,50 ах 115°. До курса лечения было проведено стандартное офтальмологическое обследование. Определен характер зрения - одновременный. Пациенту проведен курс дистанционного лечения: восстановление рефлекса бификсации при помощи призм 2, 4, 6 призменных диоптрий - по 2 минуты с каждой призмой, релаксационно-нагрузочный метод с использованием очковых линз в диапазоне от минус 2,0 диоптрий до плюс 4,0 диоптрий. Курс лечения составил 10 дней.
После проведенного курса лечения была проведена онлайн диагностика медицинской сестрой, которая выявила, что характер зрения-бинокулярный. Врачом-офтальмологом была проведена онлайн консультация по результатам лечения, где были даны последующие рекомендации.
Пример 3
Способ дистанционного лечения и профилактики зрения на примере заболевания миопии.
Пациент К., 8 лет, с диагнозом OU-миопия средней степени.
Рефракция на высоте циклоплегии: OD sph - 3,50 cyl - 0,50 ах 2°, OS sph - 2,75 cyl - 0,75 ах 8°. Была выписана очковая коррекция OD sph - 3,50 // OS - 2,75. До курса лечения было проведено стандартное очное обследование (визометропия, авторефрактометрия, определение запаса аккомодации, биомикроскопия глазного дна). До лечения показатель запаса относительной аккомодации составлял - 1,0 диоптрия. В процессе лечения запас аккомодации измерялся ежедневно и в последний день лечения составил - 4,0 диоптрии, что соответствует нормальному значению.
Курс лечения составил 10 дней.
Всего было проведено 2 курса лечения с интервалом 2 месяца.
Заявленный способ дистанционного лечения и профилактики зрения осуществляется путем наблюдения за пациентами с участием медицинской сестры, не ставя под угрозу оперативность и надежность помощи, превращает медицинскую службу более удобной и функциональной как для пациента, который может находиться дома или в любом другом месте, так и для врача, который может быстро получить любую информацию, включая медицинские карты пациента.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЗРЕНИЯ ПРИ СЛАБОВИДЕНИИ | 1999 |
|
RU2175222C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ГИПЕРМЕТРОПИИ ВЫСОКОЙ СТЕПЕНИ И АСТИГМАТИЗМА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С АНИЗОМЕТРОПИЕЙ | 2005 |
|
RU2308922C2 |
Способ лечения нистагма при эзотропии | 2020 |
|
RU2757261C1 |
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ АККОМОДАЦИИ, ПРОФИЛАКТИКИ И/ИЛИ ЛЕЧЕНИЯ ПРОГРЕССИРУЮЩЕЙ БЛИЗОРУКОСТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2013 |
|
RU2541819C2 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ РЕФРАКЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2011 |
|
RU2501538C2 |
СПОСОБ ХИРУРГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ГИПЕРМЕТРОПИЧЕСКОГО АСТИГМАТИЗМА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ГИПЕРМЕТРОПИЧЕСКОЙ АНИЗОМЕТРОПИЕЙ | 2005 |
|
RU2290906C1 |
Способ устранения диплопии при парезе взора | 2021 |
|
RU2753957C1 |
Способ плеоптического лечения амблиопии при оптическом нистагме | 2016 |
|
RU2622207C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ, СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2000 |
|
RU2189168C2 |
Способ определения дифференцированных показаний к лазерной коррекции иррегулярного астигматизма роговицы после постинфекционных помутнений | 2016 |
|
RU2631635C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии. Осуществляют предварительное обследование пациента, создают индивидуальный плана лечения, в зависимости от заболевания, с последующей онлайн консультацией медицинского работника с пациентом и его родителями, с помощью пользовательского интерфейса, через электронные средства связи с программой, позволяющей в режиме реального времени предъявлять тест-объекты на экране монитора пациента в зависимости от его заболевания. Онлайн связь включает порядок, условия, а также контроль за проведением процедур для одного глаза или двух глаз. Для проведения лечения пациент по назначению врача, в зависимости от выявленного заболевания, использует оптическое оборудование. По завершению десятидневного курса лечения пациент проходит дистанционную повторную диагностику зрения для получения итоговой рекомендации. Способ позволяет осуществить индивидуальное модифицируемое, контролируемое лечение и профилактику ряда заболеваний зрительной системы у пациентов детского возраста путем проведения онлайн диагностики зрительной системы, назначения лечения, отслеживания и управления лечебным процессом медицинским персоналом. 8 з.п. ф-лы, 3 пр.
1. Способ дистанционного лечения заболеваний зрительной системы вызванных нарушениями рефракции и/или глазодвигательными нарушениями у пациентов детского возраста, характеризующийся тем, что выполняют предварительное обследование пациента, создают индивидуальный план лечения, в зависимости от заболевания, с последующей онлайн консультацией медицинского работника с пациентом и его родителями, с помощью пользовательского интерфейса, в режиме реального времени предъявляют пациенту тест - объекты на экране монитора с длительность процедуры по 2 минуты на каждый глаз, за которыми пациент наблюдает с оптическим оборудованием и без него, а по завершению десятидневного курса лечения выполняют дистанционную повторную диагностику зрения.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что для осуществления онлайн связи пациент и его родители создают личный кабинет для получения рекомендации по назначению лечения. 3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что медицинский работник осуществляет наблюдение за пациентом вербально и визуально.
4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в курсе лечения медицинский работник вносит пометку о проведении лечения на 1 глаз или на 2 глаза.
5. Способ по п. 1, отличающийся тем, что медицинский работник по онлайн связи уточняет расстояние до монитора, необходимость затемнения помещения, необходимость использования очков, контролирует в режиме реального времени выполнение каждой из процедур.
6. Способ по п. 1, отличающийся тем, что при проведении лечебных процедур при гиперметропии, амблиопии и астигматизме в качестве тест - объекта при гиперметропии используют шахматные паттерны частотой 2 Hz, при астигматизме - линейные паттерны частотой 2 Hz с длительностью процедуры в течение 2-х минут на каждый глаз, затем выполняют макулостимуляцию сетчатки красным цветом при гиперметропии и/или гиперметропическом астигматизме и синим цветом при миопическом астигматизме в течение 2-х минут на каждый глаз с последующим выполнением засветов сетчатки путем мигания экрана ярким белым цветом с частотой 3 Гц по 2 минуты для каждого глаза, после чего проводят процедуру «Плеоптика» в течение 2 минут с помощью оптического оборудования - очков с красно-зеленым фильтром, при этом пациент выполняет процедуру «Плеоптика» в своих очках, на которые устанавливают светофильтры в виде красно-зеленой накладки на очки и попеременно надевают очки от + 4,0 до - 2,0, медицинский работник устанавливает в программе электронного средства связи остроту зрения пациента и согласно этой остроте зрения включает различные оптотипы красно-зеленого цвета, а пациент собирает красные объекты с одной стороны экрана, и зеленые объекты с другой стороны экрана.
7. Способ по п. 1, отличающийся тем, что для лечения глазодвигательных нарушений, проводят процедуру восстановления рефлекса бификсации, для проведения которой используют в качестве оптического оборудования призмы 2, 4, 6 призменных диоптрий, в процессе выполнения процедуры пациент в своей оптимальной оптической коррекции смотрит на тест-объект «полоска» на экране и в это время перед лучше видящим глазом родитель помещает призму в 2 диоптрии, основанием к виску пациента, что приводит к раздваиванию наблюдаемого тест-объекта и включению механизма бифовеального слияния для преодоления двоения, затем поворачивают призму основанием к носу, и при возникновении двоения, медицинский работник просит пациента слить объект в единый образ, данную манипуляцию выполняют 2 минуты, затем аналогично выполняют упражнение с призмами в 4 и 6 призменных диоптрий с каждой призмой работают по 2 минуты, с последующей процедурой релаксационной нагрузки.
8. Способ по п. 6 или 7, отличающийся тем, что дополнительно для проведения процедуры релаксационной нагрузки используют оптическое оборудование - очковые линзы в диапазоне от - 2,0 диоптрий до + 4,0 диоптрий с шагом 0,5 диоптрий, для чего на свои очки помещают анаглифную красно-синюю накладку и поверх этой конструкции при расходящемся косоглазии надевают очковую оправу от - 2,0 диоптрий до + 4,0 диоптрий, либо от + 4,0 диоптрий до - 2,0 диоптрий, а с каждой новой дополнительной коррекцией в течение 2 минут пациент наблюдает тест-объект аналогичный 4-точечному тесту, который на его экране дистанционно включает медицинский работник, и при возникновении двоения точек усилием воли пациент пытается слить их.
9. Способ по п. 1, отличающийся тем, что для лечения миопии в качестве оптического оборудования используют набор очковых оправ с линзами от - 0,5 до - 4,0 диоптрий с шагом в 0,5 диоптрии, лечение начинают с очков с оптической силой - 0,5 диоптрии, смену очков осуществляют каждые 2 минуты с шагом в 0,5 диоптрии до очков, в которых пациент еще читает текст, с последующей контрастно-частотной стимуляцией сетчатки и зрительной коры, путем просмотра на аппаратно-программном комплексе структурных динамических цветных и черно-белых стимулов в виде вращающейся спирали, продолжительностью процедуры 2 минуты для каждого глаза.
Способ определения зрительных функций у детей превербального возраста | 2020 |
|
RU2753743C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОЛИМЕРНЫХ АЦЕТАЛЕЙ | 0 |
|
SU197165A1 |
Almagati R, Kran BS | |||
Implications of a Remote Study of Children With Cerebral Visual Impairment for Conducting Virtual Pediatric Eye Care Research: Virtual Assessment Is Possible for Children With CVI | |||
Front Hum Neurosci | |||
Способ регенерирования сульфо-кислот, употребленных при гидролизе жиров | 1924 |
|
SU2021A1 |
Matthew Lam and Donny Suh, Screening, Diagnosis, |
Авторы
Даты
2023-11-21—Публикация
2022-12-16—Подача