РАЗДВИЖНАЯ ИЛИ ПОВОРОТНО-РАЗДВИЖНАЯ ДВЕРЬ Российский патент 2023 года по МПК E06B3/92 E05F1/16 E05F15/603 

Описание патента на изобретение RU2808403C1

Изобретение относится к раздвижным или поворотно-раздвижным дверям транспортных средств, таких как метровагоны, железнодорожные вагоны, кабины лифтов, кабины канатных дорог и т.п. и, в частности, к их блокировке в закрытом положении.

Известна раздвижная или поворотно-раздвижная дверь по меньшей мере с одной дверной створкой и кинематической цепью для дверной створки (патент RU 2372462 С2, опуб. 10.11.2009, прототип), содержащая, по меньшей мере один двигатель, планетарную передачу с центральным колесом, с одним сателлитом и с одной кольцевой шестерней, приводной шпиндель и гайку, соединенную с дверной створкой, отличающаяся тем, что двигатель соединен с центральным колесом, при этом кольцевая шестерня выполнена с возможностью приведения в движение приводного шпинделя, причем сателлит соединен с блокировочным рычагом, при этом блокировочный рычаг выполнен с возможностью перемещения между положением блокировки и освобожденным положением дверной створки или дверных створок.

Данная конструкция имеет следующие недостатки:

• низкая надежность из-за наличия зубчатых передач;

• низкое усилие, передаваемое от двигателя на блокирующие рычаги (с роликами), т.е. блокирование выполняется кинематическое, без интенсивного увеличения усилия воздействия на каретки (или дверные створки) в конце хода блокирования (не указан способ такого увеличения усилия).

Техническим результатом заявленного изобретения является обеспечение увеличенного усилия сжатия створок двери между собой, их прижатия к кузову, а также блокировки, без увеличения мощности двигателя и прочностных параметров задействованных механических элементов.

Указанный технический результат достигается тем, что раздвижная или поворотно-раздвижная дверь по меньшей мере с одной дверной створкой и приводом, содержит по меньшей мере один двигатель, ходовой винт и гайку, блокировочный рычаг, выполненный с возможностью перемещения между положением блокировки и освобожденным положением дверной створки или дверных створок, при этом гайка зафиксирована от поворота в каретке, ходовой винт выполнен с возможностью приведения во вращение относительно оси X1 двигателем, корпус которого выполнен с возможностью поворота относительно оси X1, на корпусе двигателя на оси Х2 шарнирно установлен шатун, который шарнирно соединен на оси Х3 с блокировочным рычагом, выполненным с возможностью поворота вокруг неподвижной оси поворота У1 и зацепления в заблокированном положении с роликом каретки.

В частном случае выполнения, блокировочный рычаг содержит паз, выполненный с возможностью зацепления в заблокированном положении с роликом каретки.

В частном случае выполнения, блокировочный рычаг нагружен усилием пружины и стремится повернуться в положение заблокировано.

В частном случае выполнения, блокировочный рычаг содержит поверхность, имеющую форму выпуклой кривой и выполненную с возможностью воздействия на ролик с усилием, направленным в сторону закрытия и обусловленным реактивным моментом на корпусе двигателя, а также пружиной.

В частном случае выполнения, блокировочный рычаг содержит поверхность, выполненную с возможностью воздействия на ролик с усилием, направленным в сторону открытия и обусловленным реактивным моментом на корпусе двигателя.

Изобретение поясняется чертежами, где

Фиг. 1 - схематично показаны привод и блокировочный рычаг в заблокированном положении,

Фиг. 2 - схематично показаны привод и блокировочный рычаг в разблокированном положении.

Раздвижная или поворотно-раздвижная дверь по меньшей мере с одной дверной створкой и приводом, содержащим по меньшей мере один двигатель (1), ходовой винт (7) и гайку (9), блокировочный рычаг (4), выполненный с возможностью перемещения между положением блокировки и освобожденным положением дверной створки или дверных створок. При этом гайка (9) зафиксирована от поворота в каретке (6), ходовой винт (7) выполнен с возможностью приведения во вращение относительно оси X1 двигателем (1), корпус которого выполнен с возможностью поворота относительно оси X1, на корпусе двигателя (1) на оси Х2 шарнирно установлен шатун (2), который шарнирно соединен на оси Х3 с блокировочным рычагом (4), выполненным с возможностью поворота вокруг неподвижной оси поворота У1 и зацепления в заблокированном положении с роликом (5) каретки (6). Блокировочный рычаг (4) содержит паз, выполненный с возможностью зацепления в заблокированном положении с роликом (5) каретки (6). Причем блокировочный рычаг (4) нагружен усилием пружины (3) и стремится повернуться в положение заблокировано. Блокировочный рычаг (4) содержит поверхность Г, имеющую форму выпуклой кривой и выполненную с возможностью воздействия на ролик (5) с усилием, направленным в сторону закрытия и обусловленным реактивным моментом на корпусе двигателя (1), а также пружиной (3). Также, блокировочный рычаг (4) содержит поверхность Ж, выполненную с возможностью воздействия на ролик (5) с усилием, направленным в сторону открытия и обусловленным реактивным моментом на корпусе двигателя (1).

Раздвижная или поворотно-раздвижная дверь по меньшей мере с одной дверной створкой, соединенной с кареткой (6), имеющий возможность линейно перемещаться по направляющей (8) из крайнего положения А в крайнее положение Б и обратно. В крайнем положении А каретка (6) на направляющей (8) должна блокироваться. По мере приближения каретки (6) к крайнему положению А сопротивление ее линейному перемещению существенно (интенсивно) возрастает. Необходимо преодолеть высокое сопротивление в конце хода каретки (6) и заблокировать ее. Для блокирования каретки (6) используется блокировочный рычаг (4), имеющий возможность поворачиваться вокруг неподвижной оси поворота У1. В заблокированном положении каретки (6) блокировочный рычаг (4) входит своим пазом в зацепление с роликом (5) каретки (6). При этом ролик (5) взаимодействует с поверхностью Д блокировочного рычага (4). Блокировочный рычаг (4) посредством реактивного момента на корпусе двигателя (1), а также пружиной (3) стремится повернуться в положение заблокировано. На блокировочном рычаге (4) выполнен скос В, при воздействии на который роликом (5) при перемещении каретки (6) в направлении положения заблокировано, блокировочный рычаг (4), преодолевая действие возвратной пружины (3), поворачивается и ролик (5) перемещается дальше, в направлении положения заблокировано. При этом блокировочный рычаг 4 взаимодействует с роликом 5 своими поверхностями (поочередно) В, Г, Д. Ходовой винт (7) зафиксирован от линейного перемещения и приводится во вращение относительно оси X1 двигателем (1), который передает при этом на ходовой винт (7) крутящий момент M1, при этом на ходовую гайку передается усилие ЕМ1. Корпус двигателя (1) не зафиксирован от поворота относительно оси X1 и имеет возможность поворота. Поворот корпуса двигателя 1 на ограниченный угол определяется упорами крайних положений (условно не показаны). На корпусе двигателя (1) на оси Х2 шарнирно установлен шатун (2), который шарнирно соединен на оси Х3 с блокировочным рычагом (4). При приближении каретки (6) к положению заблокировано сопротивление перемещению каретки (6) существенно возрастает, при этом двигатель (1) должен передавать на ходовой винт (7) увеличенный крутящий момент. Реактивный момент (реакция опоры на крутящий момент) возникающий на корпусе двигателя (1), поворачивает корпус двигателя и перемещает шатун (2), который создает крутящий момент М2 на блокировочном рычаге (4). Направление нарезки ходового винта (7) и ходовой гайки (9) выбрано таким образом, чтобы при вращении винта (7), задающем направление перемещения ходовой гайки (9) с кареткой (6) в направлении А, корпус двигателя (1) реактивным моментом поворачивается в направлении, задающем посредством шатуна (2) поворот блокировочного рычага (4) в направлении зацепления с роликом 5 каретки 6. Блокировочный рычаг (4) воздействует поверхностью Г, имеющую форму выпуклой кривой на ролик (5) с усилием, обусловленным пружиной (3) и крутящим моментом М2, при этом на ролик (5) каретки (6) передается усилие ЕМ2. При этом суммарное усилие EΣ, направленное на перемещение каретки (6) с роликом (5) в направление положения заблокировано складывается из усилий ЕМ1 и ЕМ2. Под воздействием усилия ЕΣ каретка (6) перемещается в положение заблокировано и фиксируется блокировочным рычагом (4), который своей поверхностью Д удерживает ролик (5) в неподвижном положении. При воздействии блокировочного рычага (4) на ролик (5) поверхностью Д на всем протяжении поверхности Д (при дальнейшем повороте блокировочного рычага (4) до ограничителя), перемещения каретки (6) в направлении X1 не происходит. При вращении ходового винта (7), соответствующем перемещению каретки (6) в направлении Б, корпус двигателя (1) посредством шатуна (2) поворачивает блокировочный рычаг (4) в направлении расцепления с роликом (5) (разблокирования). Для перемещения каретки (6) из крайнего положения А в крайнее положение Б, необходимо освободить ролик (5) каретки (6) от зацепления блокировочным рычагом (4) и переместить каретку (6) в крайнее положение Б. Для разблокирования и открытия при включении двигателя (1) на ходовой винт (7) подается крутящий момент M1. Так как каретка (6), содержащая ходовую гайку (9), удерживается блокировочным рычагом (4) и не может линейно перемещаться вдоль направляющей (8), то ходовой винт (7) не может вращаться. При этом реактивный момент, поворачивает корпус двигателя (1) совместно с шатуном (2), который поворачивает блокировочный рычаг (4) в направлении расцепления с роликом (5) каретки (6) и освобождает ее для перемещения вдоль X1, вместе с тем появляется возможность ходовому винту (7) вращаться и перемещать ходовую гайку (9) совместно с кареткой (6). Блокировочный рычаг (4) оснащен поверхностью Ж, которая, при повороте рычага взаимодействует с роликом (5) каретки (6) таким образом, что каретке предается усилие от блокировочного рычага (4) в направлении положения Б. Это усилие является дополнительным к усилию, развиваемому передачей ходовой винт (7) / гайка (9).

Таким образом, при неизменной мощности двигателя для получения увеличенных усилий при силовом блокировании, а также, при силовом начале движения используется как крутящий момент M1 (на выходном валу) двигателя, так и реактивный момент М2 корпуса двигателя.

Величина усилия EM2, обусловленного М2 определяется величиной передаточного отношения и кпд передающих элементов (в нашем случае - геометрическими размерами механизма: корпуса двигателя, шатуна, рычага, а также формой выпуклой поверхности Г). Данные параметры назначаются для каждого случая индивидуально.

Похожие патенты RU2808403C1

название год авторы номер документа
РАЗДВИЖНАЯ ИЛИ ПОВОРОТНО-РАЗДВИЖНАЯ ДВЕРЬ (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Ритт Алоис
  • Брамауэр Йохани
RU2372462C2
Привод раздвижной двери 2022
  • Суворов Михаил Львович
  • Суханов Григорий Игоревич
RU2790369C1
Привод раздвижной двери 2022
  • Суворов Михаил Львович
RU2779669C1
РАЗДВИЖНАЯ ДВЕРЬ КАБИНЫ ЛИФТА 1996
  • Макаров А.Г.
  • Федоров В.А.
RU2100269C1
ПОВОРОТНО-СДВИЖНАЯ ДВЕРЬ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2003
  • Яролим Рейнхольд
RU2330766C2
Прислонно-сдвижная дверь с электровинтовым приводом 2022
  • Цурков Владимир Борисович
RU2780555C1
ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ ПРИСЛОННО-СДВИЖНОЙ ДВЕРИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2022
  • Евсюнин Василий Петрович
  • Голиус Владимир Владимирович
  • Мотовилов Александр Николаевич
  • Неволин Георгий Сергеевич
  • Шафиков Наиль Мидхатович
RU2792906C1
ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ ПРИСЛОННО-СДВИЖНОЙ ДВЕРИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2020
  • Евсюнин Василий Петрович
  • Бедняков Николай Васильевич
  • Голиус Владимир Владимирович
  • Коробко Владимир Петрович
  • Мотовилов Александр Николаевич
  • Неволин Георгий Сергеевич
  • Шафиков Наиль Мидхатович
RU2765326C1
НАПРАВЛЯЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО РАЗДВИЖНОЙ ДВЕРИ ДЛЯ ПРЕДМЕТА МЕБЕЛИ С РАЗДВИЖНЫМИ ДВЕРЯМИ 2013
  • Карраш Торстен
  • Кайзер Андре
  • Нольте Франк
RU2624195C2
БЛОКИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВОРОТНО-РАЗДВИЖНОЙ ДВЕРИ 2005
  • Яролим Рейнхольд
RU2363827C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 808 403 C1

Реферат патента 2023 года РАЗДВИЖНАЯ ИЛИ ПОВОРОТНО-РАЗДВИЖНАЯ ДВЕРЬ

Изобретение относится к раздвижным или поворотно-раздвижным дверям транспортных средств и к их блокировке в закрытом положении. Техническим результатом заявленного изобретения является обеспечение увеличенного усилия сжатия створок двери между собой, их прижатия к кузову, а также блокировки, без увеличения мощности двигателя и прочностных параметров задействованных механических элементов. Технический результат достигается тем, что раздвижная или поворотно-раздвижная дверь по меньшей мере с одной дверной створкой и приводом, содержащим по меньшей мере один двигатель, ходовой винт и гайку, блокировочный рычаг, выполненный с возможностью перемещения между положением блокировки и освобожденным положением дверной створки или дверных створок, характеризуется тем, что привод содержит каретку, соединённую со створкой двери, при этом гайка зафиксирована от поворота в каретке, ходовой винт выполнен с возможностью приведения во вращение относительно оси X1 двигателем, корпус которого выполнен с возможностью поворота относительно оси X1, на корпусе двигателя на оси Х2 шарнирно установлен шатун, который шарнирно соединен на оси Х3 с блокировочным рычагом, выполненным с возможностью поворота вокруг неподвижной оси поворота У1 и зацепления в заблокированном положении с роликом каретки. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 808 403 C1

1. Раздвижная или поворотно-раздвижная дверь по меньшей мере с одной дверной створкой и приводом, содержащим по меньшей мере один двигатель, ходовой винт и гайку, блокировочный рычаг, выполненный с возможностью перемещения между положением блокировки и освобожденным положением дверной створки или дверных створок, отличающаяся тем, что привод содержит каретку, соединённую со створкой двери, при этом гайка зафиксирована от поворота в каретке, ходовой винт выполнен с возможностью приведения во вращение относительно оси X1 двигателем, корпус которого выполнен с возможностью поворота относительно оси X1, на корпусе двигателя на оси Х2 шарнирно установлен шатун, который шарнирно соединен на оси Х3 с блокировочным рычагом, выполненным с возможностью поворота вокруг неподвижной оси поворота У1 и зацепления в заблокированном положении с роликом каретки.

2. Дверь по п. 1, отличающаяся тем, что блокировочный рычаг содержит паз, выполненный с возможностью зацепления в заблокированном положении с роликом каретки.

3. Дверь по п. 1, отличающаяся тем, что блокировочный рычаг нагружен усилием пружины и стремится повернуться в направлении зацепления.

4. Дверь по п. 1, отличающаяся тем, что блокировочный рычаг нагружен усилием, обусловленным реактивным моментом корпуса двигателя.

5. Дверь по п. 3 или 4, отличающаяся тем, что блокировочный рычаг содержит поверхность, имеющую форму выпуклой кривой и выполненную с возможностью воздействия на ролик в направлении зацепления с усилием, обусловленным реактивным моментом корпуса двигателя и пружины.

6. Дверь по п. 4, отличающаяся тем, что блокировочный рычаг содержит поверхность, выполненную с возможностью воздействия на ролик в направлении расцепления с усилием, обусловленным реактивным моментом корпуса двигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2808403C1

Привод раздвижной двери 2022
  • Суворов Михаил Львович
  • Суханов Григорий Игоревич
RU2790369C1
РАЗДВИЖНАЯ ИЛИ ПОВОРОТНО-РАЗДВИЖНАЯ ДВЕРЬ (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Ритт Алоис
  • Брамауэр Йохани
RU2372462C2
US 7552561 B2, 30.06.2009
Раздвижная дверь транспортного средства 1979
  • Шельмаков Станислав Федорович
SU835865A1
US 3392487 A, 16.07.1968.

RU 2 808 403 C1

Авторы

Суворов Михаил Львович

Суханов Григорий Игоревич

Даты

2023-11-28Публикация

2023-04-24Подача