Композиция модифицированного битумного вяжущего с повышенной сдвигоустойчивостью и способ ее получения Российский патент 2023 года по МПК C08L95/00 C09D195/00 

Описание патента на изобретение RU2809042C2

Заявляемое изобретение относится к модифицированному полифосфорной кислотой битумному вяжущему, обладающему повышенной сдвиговой устойчивостью, которое может использоваться в качестве вяжущего материала при строительстве, ремонте и реконструкции покрытий и оснований дорог, мостов, аэродромов и других строительных объектов, и способу его получения.

Битумные вяжущие традиционно используются при строительстве, ремонте и реконструкции покрытий и оснований дорог, мостов, аэродромов. В течение всего срока службы битумное вяжущее, содержащееся в асфальтовом дорожном покрытии (особенно в верхних слоях дорожной конструкции), подвергается различным физико-химическим, механическим, погодным воздействиям, что приводит к изменению их характеристик, поэтому оптимальная битумная композиция должна обладать устойчивостью к сдвиговым деформациям от колес автотранспортных средств при максимальных для региона в летний период положительных температурах, а также проявлять трещиноустойчивость при отрицательных температурах в зимний период, что характеризует ее температурный диапазон эксплуатации (ТДЭ) по системе Superpave.

Система Superpave (Superior Performance Asphalt Pavements - асфальтовые покрытия с превосходными характеристиками) является продуктом программы стратегических исследований в области автомобильных дорог (Strategic Highway Research Program, SHRP), проведенной в США в 20 веке. Система Superpave включает в себя специфицирование битумного вяжущего на основе результатов изучения его физических свойств, проведение ряда тестов для минеральных компонентов и их спецификацию, проектирование и испытание горячих асфальтобетонных смесей для объединения компонентов системы. Основная особенность системы Superpave заключается в том, что условия проведения лабораторных испытаний битумных вяжущих максимально приближены к реальным условиям их эксплуатации.

В РФ требования к битумных вяжущих в соответствии с системой Superpave регламентированы новым национальным стандартом ГОСТ Р 58400.1-2019.

Согласно ГОСТ Р 58400.1-2019, битумное вяжущее - это органический вяжущий материал, производимый из продуктов переработки нефти с добавлением при необходимости органических добавок. Таким образом, для улучшения сдвиговой устойчивости битумного вяжущего и расширения температурного диапазона работоспособности в состав битумных вяжущих допустимо вводить различные модифицирующие добавки.

В качестве модификаторов битумов в РФ в основном используют термоэластомеры на основе блок-сополимеров алкадиена и стирола (СБС-полимеры), активный резиновый порошок по ГОСТ Р 55419-2013 и некоторые другие материалы. При этом применение трудносовместимых с битумным вяжущим эластомеров хотя и обеспечивает высокую эффективность, но приводит к существенному аппаратному усложнению приготовления модифицированного вяжущего, проблемам со стабильностью при хранении, а также значительному удорожанию вяжущего. Применение вяжущих с такими модификаторами целесообразно на высоконагруженных городских и межрегиональных трассах, однако зачастую неоправданно удорожает ремонт и строительство региональных дорог с нормальными условиями движения.

Другой группой модификаторов являются химические модификаторы, в частности полифосфорная кислота (ПФК), при использовании в битумном вяжущем которых происходит их химическое взаимодействие с компонентами битума. Взаимодействие ПФК с битумом, в результате которого улучшаются как физические, так и реологические характеристики битумов, является предметом многих научных исследований. Согласно одной из существующих теорий, кислота вступает в реакцию с различными функциональными группами, входящими в состав битумов, в частности асфальтенами. Реакция ПФК с асфальтенами и их модификация приводит к лучшей их дисперсии в мальтеновой фазе, что способствует формированию более распространенного в объеме битумного вяжущего асфальтенового каркаса.

Из литературных источников известно (Гун Р.Б. Нефтяные битумы. - М.: Химия, 1973. - 432 с, Гохман Л.М. Битумы, полимерно-битумные вяжущие, асфальтобетон, полимерасфальтобетон. Учебно-методическое пособие. - М: ЗАО «ЭКОН-ИНФОРМ», 2008. - 117 с, The Shell Bitumen Handbook, Sixth edition, N.Hunter, A.Self, J. Read The Shell Bitumen Handbook UK, 2015. - 788 p.), что нефтяные битумы (от лат.bitumen - горная смола) твердые или смолоподобные продукты, состоящие из углерода и водорода, содержащие определенное количество кислород-, серо-, азотсодержащих соединений, а также целый ряд металлов (Fe, Wg, V, Ni и др.). По структуре битумы - это дисперсные системы, в которых дисперсионной средой являются масла и смолы, а дисперсной фазой - асфальтены. В зависимости от степени агрегирования и пептизации нефтяные битумы образуют различные мицеллярные системы - золи, золи-гели, гели. При этом компонентный состав битума предопределяет его коллоидную структуру, реологическое поведение и тем самым эксплуатационные свойства, которые характеризуются условными показателями качества (глубина проникания иглы, температура размягчения по кольцу и шару, температура хрупкости по Фраасу, динамическая вязкость и др.). Технические требования к качеству битумов дорожных вязких с глубиной проникания иглы при 25°С от 50 до 200*0,1 мм в зависимости от территориального расположения и климатических условий в разных странах заметно отличаются по показателям и нормам качества:

- в странах ЕС используют стандарт EN 12591,

- в США, странах Северной и Южной Америке, в Азии распространен стандарт ASTM D 946,

- в РФ большое внимание уделяется показателям битума, определяющим низкотемпературные характеристики (глубина проникания иглы при 0°С, растяжимость при 0°С) в соответствии со стандартами ГОСТ 22245-90, ГОСТ 33133-2014.

Таким образом, свойства битумов дорожных вязких с глубиной проникания иглы при 25°С от 50 до 200*0,1 мм по разным техническим условиям, выпускаемых на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), будут зависеть от многих факторов:

- сорта перерабатываемой на НПЗ нефти (компонентный состав (количество легких углеводородов, серы, металлов) фракций в зависимости от места добычи (нефтяных месторождений),

- способов производства битумов (остатки дистилляции тяжелых нефтей на вакуумных трубчатках НПЗ (остаточные битумы), широко распространенные на Западе, в том числе США, Канаде, или окисленные битумы (окисленные под действием температуры и воздуха остатки дистилляции нефтей), преимущественно используемые в РФ),

- параметров процесса дистилляции, термического окисления (температура процесса, давление, расход воздуха, продолжительность процесса).

Таким образом различия между компонентным составом товарных битумов, выпускаемых на российских и западных НПЗ из разных нефтей, по разным технологиям и в соответствии с различными техническими условиями, предопределяют отличия в их поведении при осуществлении изменений их эксплуатационных свойств под действием химических (полифосфорная кислота) и/или полимерных (термоэластомеры) модификаторов - повышение уровня сдвиговой устойчивости, изменения температурного диапазона эксплуатации, что подтверждается в ряде публикаций (например, KZ.Yan et al. Effect of polyphosphoric acid on physical properties, chemical composition and morphology of bitumen // Construction and Building Materials v. 47, 2013, pp. 92-98; M. Porto et al. Bitumen and bitumen modification: a review on latest advances // Applied Sciences v.9(4), 2019 doi: 10.3390/app9040742).

Также из уровня техники известно (например, И.П. Мухленов, А.Я. Авербух, Е.С. Тумаркина и др. Общая химическая технология: Учебник для химико-технологических специальных вузов. Т. 1: Теоретические основы химической технологии. - М.: Высш. шк., 1984. - 256 с, Ю.И. Гусев, И.Н. Карасев, Э.Э. Кольман-Иванов и др. Конструирование и расчет машин химических производств: Учебник для машиностроительных вузов по специальности «Химическое машиностроение и аппаратостроение» - М.: Машиностроение, 1985. - 408 с), что именно технологический режим, то есть совокупность параметров способа, обеспечивает устойчивое и максимально эффективное проведение гомогенного химического процесса, в частности взаимодействия ПФК с асфальтенами. Перемешивание производят с целью создания однородных растворов и суспензий и интенсификации процессов тепло- и массообмена (физического или в сочетании с химической реакцией). Механический способ перемешивания заключается в создании сложного интенсивного движения перемешиваемых материалов при помощи различных устройств, обеспечивающих перемещение среды в различных направлениях. Перемешивающие устройства выполняют в виде лопастных, рамных, якорных, пропеллерных, турбинных, планетарных, шнековых, вибрационных и других мешалок, например, по ГОСТ 20680-2002.

Известен способ (Пат. US №3751278) обработки остаточного битума смесью полифосфорных кислот путем их смешения при повышенных температурах от 93,3 до 343,3°С для тщательного и равномерного диспергирования кислот по всему объему вяжущего. В результате обработки вязкость битумного вяжущего существенно увеличивается без значительного уменьшения пенетрации при 25°С, при этом названные компоненты содержатся в следующем количестве, мас. %:

Смесь фосфорных кислот с массовой концентрацией от 105 до 117% 0,1-5 Битум остаточный с началом кипения выше 482°С до 100

Недостатком данного способа является широкий температурный интервал смешения 93,3 до 343,3°С (по одному из вариантов от 121 до 288°С) без указания конкретного временного интервала и аппарата смешения, что может приводить к получению различной структуры вяжущего. Отсутствие сведений об уровне свойств других важных показателей битумного вяжущего, кроме температуры размягчения и пенетрации при 25°С (глубины проникания иглы при 25°С), в частности, низкотемпературной стабильности, не позволяет сделать вывод о возможной области применения таких композиций.

Известна битумная композиция и способ ее получения (Пат. РФ №2208618) для использования в асфальтобетонной смеси для дорожных работ, согласно которому смешивают при повышенной температуре 160-220°С окисленный (полученный продувкой битума при температуре от 250 до 300°С, в том числе каталитически с применением фосфорной кислоты) битум, имеющий индекс пенетрации от 0 до 5, с эластомером в количестве до 5,0%. Изготовленная таким образом композиция испытывалась в соответствии с методологией Superpave и проявляла лучшую стойкость к образованию колеи при высоких температурах (после старения RTFOT) и улучшенное качество при низких температурах (после старения RTFOT и PAV). Недостатком способа является отсутствие точных процентных соотношений компонентов, использование битумов с очень широким диапазоном индекса пенетрации, использование разных наполнителей (углеродной сажи, кремния и карбоната кальция).

Недостатком композиции является то, что введение эластомера полистирол-полиизопрен-полистирол до 5% приводит к ее существенному удорожанию, а в методе указан широкий температурный интервал смешения 160-220°С без указания конкретного временного интервала и аппарата смешения, что может приводить к получению различной структуры вяжущего.

Известен способ получения полимерно-битумного вяжущего (Пат. US №8198350), включающий получение вяжущего с применением стандартной низкосдвиговой мешалки путем введения за короткий промежуток времени (5-30 минут) при 140°С в битум марки PG 58-28, произведенный на трех заводах США, полифосфорной кислоты 105% концентрации, сшивающего агента (серы) и затем полимера (стирол-бутадиен-стирол SBS) и перемешиванием смеси при 200°С в течение 6 часов. Таким способом удается получать полимерно-модифицированное вяжущее соответствующее PG 70-28, PG 76-28. Недостатком метода является то, что указанная последовательность ввода всех модифицирующих добавок через короткий период времени может приводить к раннему сшиванию полимера (до его размягчения и гомогенизации) и получению неоднородной структуры вяжущего. Недостатком композиции является то, что введение эластомера полистирол-полиизопрен-полистирол от 0,01 до 5% приводит к ее существенному удорожанию.

Наиболее близким к заявляемому изобретению является процесс получения улучшенного битумного вяжущего с применением полифосфорной кислоты и продувки воздуха (Пат. US №2009/0249978, прототип). Способ получения улучшенного битумного вяжущего включает следующие последовательные этапы:

1) смешение компонентов процессов нефтепереработки нефтей из русских месторождений для получения смесевой композиции для окисления (вакуумный остаток, дистиллятные фракции, СЛОП);

2) обработка смесевой композиции воздухом в течение периода времени от 60 до 700 минут при температуре от 177 до 288°С;

3) полученный окисленный продукт обрабатывают при перемешивании при температуре от 149 до 171°С полифосфорной кислотой с массовой концентрацией от 105 до 118% в течение периода времени от 15 минут до 10 часов после добавления полифосфорной кислоты.

Третья стадия (химическая модификация) получения битумной композиции осуществляется при следующем соотношении компонентов, мас. %:

Смесь фосфорных кислот с массовой концентрацией от 105 до 118% 0,1-3,0 Окисленные битумы по представленному в патенте способу из дистиллятных и остаточных компонентов, полученных при переработке нефтей русских месторождений до 100,0

Приведенный способ получения компонентов и проведения процесса модификации полифосфорной кислотой позволяет получать окисленные воздухом битумы до различных значений температуры размягчения и пенетрации при 25°С, а также проводить целенаправленное повышение их температуры размягчения без значительного снижения пенетрации при 25°С путем модификации полифосфорной кислотой с введением в состав в количестве 0,1-3,0%. Все это позволяет получать расширенный перечень битумов с разными температурами размягчения и пенетрации при 25°С.

Недостатком способа является то, что указанная последовательность всех этапов может быть осуществлена только на специализированных производственных площадках, оснащенных аппаратами окисления, что ограничивает область его применения. Нестабильность качества сырьевых компонентов при переработке нефтей будет требовать усиленного контроля за производством на каждом этапе, что дополнительно осложняет производственный процесс и требует большого штата лабораторного персонала. Невысокая температура смешения при модификации от 149 до 171°С в обычном перемешивающем устройстве может приводить к длительному процессу модификации вяжущего до 10 часов, как приводится в патенте, что экономически нецелесообразно. Отсутствие сведений об уровне свойств других важных показателей битумного вяжущего, кроме температуры размягчения и глубины проникания иглы при 25°С, в частности, низкотемпературной стабильности, не позволяет сделать вывод о возможной области применения таких композиций.

Задачей, на решение которой направлено данное изобретение, является композиция и способ изготовления модифицированного битумного вяжущего, способствующие получению вяжущего с повышенной сдвиговой устойчивостью и расширенным температурным диапазоном эксплуатации по ГОСТ Р 58400.1-2019 для применения при строительстве, ремонте и реконструкции покрытий и оснований дорог, мостов, аэродромов и других строительных объектов.

Решение поставленной задачи достигается тем, что предлагаемый способ получения битумного вяжущего заключается во введении в аппарат смешения разогретого нефтяного окисленного битума, добавления при температуре 150-190°С полифосфорной кислоты и перемешивании смеси с целью завершения процесса химической модификации при температуре 170-190°С 120-300 минут, при следующем соотношении компонентов, мас. %:

Полифосфорная кислота с массовой долей 105-115% 0,05-2,0 Битум дорожный вязкий с глубиной проникания иглы при 25°С 50-200 *0,1 мм до 100,0

В качестве битума применяют товарный битум дорожный вязкий по ГОСТ 22245-90 или ГОСТ 33133-2014 с глубиной проникания иглы при 25°С от 50 до 200 *0,1 мм.

В качестве полифосфорной кислоты (ПФК) используют товарные кислоты общей формулой Hn+2PnO3n+1 (где n=3-8) с массовой долей полифосфорной кислоты 105-115% и плотностью при 20°C в диапазоне 1,93-2,2 г/см3.

Предлагаемый состав модифицированного битумного вяжущего и способ его получения позволяет путем введения небольшого количества химического модификатора повысить сдвиговую устойчивость битумного вяжущего на одну или две марки PG по ГОСТ 58400.1 и тем самым расширить его температурный диапазон эксплуатации без потери хорошей однородности, присущей исходному битуму. Возможность использования при производстве подобранных оптимальных соотношений битум/полифосфорная кислота позволить снизить зависимость качества получаемых модифицированных битумных вяжущих марок PG от свойств отдельных сырьевых компонентов (битума, полифосфорной кислоты), непостоянных от партии к партии или разных НПЗ.

Сущность предлагаемой композиции модифицированного битумного вяжущего и способа его получения в сравнении с известными составами и способом иллюстрируется конкретными примерами (таблица 1). Для реализации способа используют дорожный битум вязкий БНД 70/100 по ГОСТ 33133-2014 АО «Сызранский НПЗ», полученный методом окисления с последующим компаундированием, в качестве модифицирующей добавки - полифосфорная кислота с массовой долей 115% чистая по СТП ТУ КОМП 1-318-11 в соотношениях, приведенных в таблице 1.

Битум окисленный (аналог основы Fig. 4 US 2009/0249978) с температурой размягчения 49°С и глубиной проникания иглы при 25°С 70*0,1 мм, использованный в качестве основы для получения Прототипов (Пример 1 и 2), был получен из товарного гудрона АО «Сызранский НПЗ» с условной вязкостью при 80°С 60 с на лабораторной установке АО «СвНИИНП» по способу и режиму окисления, приведенному в патенте US 2009/0249978.

Модифицированные битумные вяжущие (примеры 1-6) производили в лабораторном смесителе, оборудованном регулируемым подогревом и механической мешалкой с перемешивающим устройством лопастного типа. Битумные вяжущие получали следующим образом:

Пример 1 (в соответствии со способом по прототипу)

При перемешивании в битумную основу, полученную окислением гудрона на лабораторной установке, при температуре 160°С вводили полифосфорную кислоту в количестве 0,3 мас. % и при перемешивании температуру поднимали до 165-170°С. После добавления кислоты смесь перемешивали (частота вращения вала мешалки 350 об/мин) еще 180 минут при температуре 165-170°С.

Пример 2 (в соответствии со способом по прототипу)

По примеру 1, с тем отличием, что полифосфорную кислоту вводили в количестве 0,6 мас. %.

Пример 3

При перемешивании (частота вращения вала мешалки 350 об/мин) в дорожный битум вязкий БНД 70/100 при температуре 160°С вводили полифосфорную кислоту в количестве 0,3 мас. %, далее температуру поднимали до 170-175°С и смесь перемешивали 180 минут при этой температуре.

Пример 4

По примеру 3, с тем отличием, что полифосфорную кислоту вводили в количестве 0,6 мас. %.

Пример 5

По примеру 3, с тем отличием, что перемешивание смеси проводили при температуре 180-185°С в течение 120 минут.

Пример 6

По примеру 5, с тем отличием, что полифосфорную кислоту вводили в количестве 0,6 мас. %.

Результаты испытаний по ГОСТ Р 58400.1-2019 образцов модифицированных битумных вяжущих (таблица 1) иллюстрируют влияние различных способов приготовления и соотношений компонентов, используемых при приготовлении битумного вяжущего, на физико-механические показатели по ГОСТ Р 58400.1.

Данные таблицы 1 показывают, что предлагаемые композиции модифицированного битумного вяжущего и способы их приготовления, приведенные в примерах 3-6 в сравнении с прототипами 1-2 (по примеру 1 и примеру 2), обеспечивают такое же расширение температурного диапазона эксплуатации (ТДЭ) вяжущего за счет повышения сдвиговой устойчивости по ГОСТ Р 58400.1-2019, но имеют лучшие показатели низкотемпературной устойчивости по ГОСТ Р 58400.8-2019. Модификация исходного битума полифосфорной кислотой в количестве 0,3% и 0,6% позволила повысить его сдвиговую устойчивость на 5,1-5,9°С и 9,7-11,5°С соответственно, а ТДЭ на 4,3-4,8°C и 7,7-10,5°C соответственно. При анализе полученных образцов (примеры 1-6) видно, что повышение температуры проведения модификации с 165-170°С (прототипы 1-2, примеры 3-4) до 180-185°С (примеры 5-6) позволяет получать модифицированные вяжущие с повышенными показателями сдвиговой устойчивости и расширенным фактическим диапазоном эксплуатации за более короткое время (сокращение на 60 минут), что экономически более привлекательно.

Для подтверждения применения различных механических перемешивающих устройств для приготовления композиции модифицированного битумного вяжущего по заявляемому способу в дополнение к образцам (примеры 3-4) при температуре модификации 170-175°С были наработаны образцы (примеры 7-13) с использованием перемешивающих устройств разного типа. Получение модифицированных битумных вяжущих (примеры 7-13) производили в лабораторном смесителе, оборудованном регулируемым подогревом и механической мешалкой с перемешивающим устройством следующим образом:

Пример 7

Образец получали аналогично примеру 3, с тем отличием, что в качестве перемешивающего устройства использовали скоростную высокосдвиговую мешалку Silverson модель L5M с универсальной дробильной головкой при частоте вращения вала мешалки 3500 об/мин, а полифосфорную кислоту вводили в количестве 0,15 мас. %.

Пример 8

По примеру 7, с тем отличием, что полифосфорную кислоту вводили в количестве 0,3 мас. %.

Пример 9

По примеру 7, с тем отличием, что полифосфорную кислоту вводили в количестве 0,6 мас. %.

Пример 10

По примеру 3, с тем отличием, что для перемешивания использовали механическую мешалку с перемешивающим устройством турбинного типа, а полифосфорную кислоту вводили в количестве 0,15 мас. %.

Пример 11

По примеру 10, с тем отличием, что полифосфорную кислоту вводили в количестве 0,3 мас. %. Пример 12

По примеру 10, с тем отличием, что полифосфорную кислоту вводили в количестве 0,6 мас. %. Пример 13

По примеру 3, с тем отличием, что для перемешивания использовали механическую мешалку (частота вращения вала мешалки 200 об/мин) с перемешивающим устройством рамного типа, а полифосфорную кислоту вводили в количестве 0,6 мас. %.

Результаты испытания образцов по ГОСТ Р 58400.1 представлены в таблице 2. При сравнении образцов, изготовленных при одинаковой температуре модификации, времени смешения, процентного введения модификатора ПФК, но разными вариантами перемешивания, установлено, что:

- с 0,15 мас. % ПФК (Пример 7 и Пример 8) получаемые образцы битумного вяжущего по показателям ГОСТ Р 58400.1 близки, т.е. более интенсивное перемешивание и сдвиговое воздействие не оказало существенного влияния на увеличение сдвиговой устойчивости (увеличение на 4,5 и 4,3°С от битумной основы соответственно), но способствовало более сильному снижению низкотемпературной устойчивости (минус 18,2 и минус 18,6°С соответственно по ГОСТ Р 58400.8);

- с 0,3 мас. % ПФК (Пример 3, Пример 8, Пример 11) получаемые образцы по показателю ТДЭ 95,3-95,4°С ГОСТ Р 58400.1 близки между собой, более интенсивное перемешивание и сдвиговое воздействие в случае Примера 8 способствует большему увеличению показателя сдвиговой устойчивости, но аналогичному снижению показателя низкотемпературной устойчивости, чем в других случаях;

- с 0,6 мас. % ПФК (Пример 4, Пример 9, Пример 12, Пример 13) получаемые образцы битумного вяжущего по показателям ТДЭ 99,9-100,7°С ГОСТ Р 58400.1 также близки, причем более интенсивное перемешивание и сдвиговое воздействие в случае примера 9 не способствовало большему увеличению сдвиговой устойчивости, а по показателю ТДЭ 99,9°С (увеличение на 8,9°С от битумной основы) образец показал наименьший результат из всех.

Таким образом, результаты исследований образцов битумных вяжущих, полученных при разных условиях перемешивания, показывают почти одинаковую эффективность разных способов смешения от невысокой скорости перемешивания 200-350 об/мин до высокой в 3500 об/мин. За 180 минут при смешении при температуре 170-175°С удается из исходного битумного вяжущего PG 58-28 путем введения определенного процента модификатора ПФК получить вяжущие PG по ГОСТ Р 58400.1, отличающиеся более высокой сдвиговой устойчивостью - PG 64-22 или PG 64-28, PG 70-22 или PG 70-28.

Таким образом, получение модифицированных вяжущих по предлагаемому способу позволяет отказаться от необходимых по способу получения прототипов 1 и 2 (патент US 2009/0249978) первых двух стадий смешения компонентов и окисления, что существенно упрощает процесс приготовления модифицированного битумного вяжущего и расширяет сферу его возможного применения, так как не требует наличия окислительного и дополнительного оборудования (сырьевые емкости для гудрона и пластифицирующих компонентов, окислительная колонна или куб, компрессор сжатого воздуха, сепараторы и аппараты для утилизации газов окисления, черного соляра). Таким образом, предлагаемая композиция модифицированного битумного вяжущего может быть получена на любой производственной площадке, оснащенной емкостями хранения битума и реактором с рубашкой и мешалкой для перемешивания жидких сред, например, битумный терминал хранения и отгрузки, битумный котел АБЗ и т.п. Возможность выбора исходной битумной основы из широкого перечня товарных марок битумов по ГОСТ 22245 и ГОСТ 33133 и модификация ее введением различного процента полифосфорной кислоты существенно расширяет возможности получения битумных вяжущих разных марок PG по ГОСТ Р 58400.1 с повышенной сдвигоустойчивостью в зависимости от территориального расположения и климатических условий.

Похожие патенты RU2809042C2

название год авторы номер документа
Полимерно-битумное вяжущее с повышенной устойчивостью к сдвиговым деформациям и способ его получения 2020
  • Тюкилина Полина Михайловна
  • Поздняков Виктор Викторович
  • Андреев Алексей Анатольевич
  • Егоров Александр Геннадьевич
  • Карпухин Артем Константинович
  • Соловьев Роман Евгеньевич
RU2765646C1
СОСТАВ И СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОДИФИЦИРОВАННОГО БИТУМА ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА 2022
  • Сорокин Игорь Владимирович
  • Поляков Алексей Николаевич
  • Грачев Владимир Иванович
  • Семенов Илья Вячеславович
RU2798340C1
Способ получения компаундированного дорожного битума 2019
  • Тюкилина Полина Михайловна
  • Егоров Александр Геннадьевич
  • Паршукова Ольга Расимовна
  • Шейкина Наталья Александровна
  • Тыщенко Владимир Александрович
RU2729248C1
Способ получения дорожного битума 2017
  • Тюкилина Полина Михайловна
  • Зиновьева Людмила Владимировна
  • Андреев Алексей Анатольевич
  • Шейкина Наталья Александровна
  • Тыщенко Владимир Александрович
RU2697457C2
БИТУМНОЕ ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ 2000
  • Калинин В.В.
  • Худякова Т.С.
  • Колесов В.В.
RU2260023C2
Полимерно-битумное вяжущее и способ его получения 2021
  • Кемалов Алим Фейзрахманович
  • Брызгалов Николай Иннокентьевич
  • Кемалов Руслан Алимович
  • Валиев Динар Зиннурович
  • Риффель Данил Владимирович
  • Ахметзянов Рустам Русланович
RU2786861C1
МОДИФИЦИРОВАННЫЙ БИТУМ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ 2023
  • Сорокин Игорь Владимирович
  • Поляков Алексей Николаевич
  • Грачев Владимир Иванович
  • Семенов Илья Вячеславович
RU2812072C1
КОМПОЗИЦИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ 2022
  • Шигабутдинов Альберт Кашафович
  • Пресняков Владимир Васильевич
  • Шигабутдинов Руслан Альбертович
  • Ахунов Рустем Назыйфович
  • Идрисов Марат Ринатович
  • Новиков Максим Анатольевич
  • Храмов Алексей Александрович
  • Коновнин Андрей Александрович
  • Уразайкин Артур Семенович
  • Субраманиан Висванатан Ананд
RU2800286C1
Применение нефтяного кокса в качестве модификатора битума 2021
  • Баженов Александр Владимирович
  • Кузик Виталий Иванович
RU2769049C1
НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫЙ СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МОДИФИЦИРОВАННОЙ РЕЗИНОВОЙ КРОШКИ 2020
  • Воробьев Андрей Леонидович
RU2730857C1

Реферат патента 2023 года Композиция модифицированного битумного вяжущего с повышенной сдвигоустойчивостью и способ ее получения

Изобретение относится к модифицированному полифосфорной кислотой битумному вяжущему, обладающему повышенной сдвиговой устойчивостью, и способу его получения. Битумное вяжущее содержит битум и полифосфорную кислоту. Причем в качестве битума используется товарный битум нефтяной дорожный марки БНД 70/100 с глубиной проникания иглы при 25°С от 71 до 100 *0,1 мм, при следующем соотношении компонентов, мас.%: полифосфорная кислота с массовой концентрацией 105-115% 0,05-2,0 и битум дорожный вязкий с глубиной проникания иглы при 25°С 71-100 *0,1 мм до 100,0. Техническим результатом заявленного изобретения является разработка композиции и способа изготовления модифицированного битумного вяжущего, способствующих получению вяжущего с повышенной сдвиговой устойчивостью и расширенным температурным диапазоном эксплуатации по ГОСТ Р 58400.1-2019 для применения при строительстве, ремонте и реконструкции покрытий и оснований дорог, мостов, аэродромов и других строительных объектов. 2 н.п. ф-лы, 2 табл., 13 пр.

Формула изобретения RU 2 809 042 C2

1. Модифицированное битумное вяжущее с повышенной сдвигоустойчивостью для дорожного строительства, содержащее битум и полифосфорную кислоту, отличающееся тем, что в качестве битума используется товарный битум нефтяной дорожный марки БНД 70/100 с глубиной проникания иглы при 25°С от 71 до 100 *0,1 мм, при следующем соотношении компонентов, мас. %:

полифосфорная кислота с массовой концентрацией 105-115% 0,05-2,0 битум дорожный вязкий с глубиной проникания иглы при 25°С 71-100 *0,1 мм до 100,0.

2. Способ получения модифицированного битумного вяжущего по п. 1, согласно которому товарный битум нефтяной дорожный загружают в аппарат, добавляют полифосфорную кислоту при температуре 150-190°С в битум и смесь перемешивают при 170-190°С в течение 120-300 минут для завершения процесса химической модификации.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2809042C2

WO 2006009793 A1, 26.01.2006
US 2009249978 A1, 08.10.2009
CN 112430396 A, 02.03.2021
CN 111978750 A, 24.11.2020
Noemi Baldino et.al
Low temperature rheology of polyphosphoric acid (PPA) added bitumen // Construction and Building Materials, v.36, 2012, pp
Телефонная трансляция с катодными лампами 1920
  • Миткевич В.Ф.
SU592A1
БИТУМНЫЕ КОМПОЗИЦИИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВОДНЫХ ФОСФОРА 2014
  • Муазен Мухамад
  • Ботель Ромуаль
RU2678346C1
US 3751278 A, 07.08.1973.

RU 2 809 042 C2

Авторы

Тюкилина Полина Михайловна

Поздняков Виктор Викторович

Андреев Алексей Анатольевич

Егоров Александр Геннадьевич

Липатова Виктория Михайловна

Карпухин Артем Константинович

Даты

2023-12-06Публикация

2022-03-02Подача