Спасательно-разъездное средство для судов, эксплуатируемых в покрытых льдом акваториях Российский патент 2023 года по МПК B62D57/36 B63C7/02 

Описание патента на изобретение RU2809397C1

Изобретение относится к спасательно-разъездным средствам, оснащенным шнековыми движителями, и предназначенным для эксплуатации в акваториях, покрытых льдом большую часть года.

Традиционно используемые на судах в качестве спасательно-разъездных средств шлюпки и катера в арктических условиях практически не пригодны.

Использование аппаратов на воздушной подушке в качестве спасательно-разъездных средств малоэффективно, так как большая часть внутреннего помещения занята громоздкими вентиляторами, воздуховодами и ресивером. Кроме того, возникают проблемы при преодолении торосов.

Известен шнекоход (см. RU 2532295 C1), у которого в передней и кормовой частях корпуса шнекохода перпендикулярно его продольной оси и параллельно горизонту установлен вал с возможностью вращаться, на котором закреплена П-образная рамка-цапфа. Управление вращением валов с П-образными рамками может осуществляться как раздельно, так и синхронно. На цапфы с каждой стороны П-образной рамки могут быть установлены ролики с возможностью вращения.

Максимально возможная высота преодолеваемого препятствия зависит от размеров стойки П-образной рамки, при помощи которой он как бы «перешагивает» препятствие.

Недостатком данного шнекохода является возникновение проблемы при выходе шнекохода из воды на лед. Суть проблемы заключается в том, что при выходе шнекохода из воды на лед задняя П-образная рамка не работает, нет опоры, а у передней рамки ограничен ее вылет вперед. Рамка, цепляясь передней кромкой за неровную кромку льда, будет обламывать кромку, не позволяя тем самым осуществлять надежный выход шнекохода из воды на лед.

Целью изобретения является осуществление надежного выхода шнекохода из воды на поверхность льда.

Технический результат достигается тем, что в спасательно-разъездном шнекоходе, эксплуатируемом в покрытых льдом акваториях, содержащем корпус, в котором размещены помещения для пассажиров и перевозимого груза, а также силовая установка, приводящая во вращение через трансмиссию ходовые шнеки, установленные в днищевой части корпуса, шнеки выполнены с возможностью изменять угол наклона относительно носовой точки крепления оси вала шнеков, при этом в нижней части бортов шнекохода устроены ниши, в которых расположены убирающиеся баллонеты, продольные кромки которых герметично закреплены одна на нижней кромке ниши, а другая на нижней кромке, вращающейся относительно верхней кромки, створки закрывающие ниши снаружи, когда баллонеты убраны, на верхней части шнекохода на вращающейся телескопической штанге закреплены дополнительные автономные и дистанционно управляемые шнеки, которые при выходе шнекохода из воды на поверхность льда устанавливаются впереди шнекохода на поверхность льда.

Шнеки шнекохода могут изменять угол наклона относительно носовой точки крепления оси валов шнеков, а также устройство в нижней части снаружи бортов, закрывающихся щитками ниш, в которых расположены убирающиеся баллонеты. Кроме того, на верхней части шнекохода установлена вращающаяся вокруг вертикальной оси телескопическая штанга, на конце которой закреплены дополнительные автономные и дистанционно управляемые шнеки, которые при выходе шнекохода из воды на лед, устанавливаются впереди шнекохода на поверхность льда на достаточно большом расстоянии от кромки льда.

На фиг. 1 показан общий вид шнекохода в момент его выхода из воды на лед с продольным разрезом канала, где установлен шнек.

На фиг. 2 показано поперечное сечение корпуса шнекохода до ДП с поперечным разрезом в месте установки шнека и убранного в нишу баллонета.

На фиг. 3 показано поперечное сечение корпуса шнекохода до ДП с разрезом в месте установки шнека в наклонном положении и баллонета в рабочем положении при выходе шнекохода из воды на лед.

На фиг. 4 показана кинематическая схема привода шнека: вид сверху с на правый борт и разрез А-А со шнеком в наклонном положении.

Шнекоход (фиг. 1-3) содержит корпус 1 в днищевой части 2, по бортам расположены шнеки 3 в нишах 4. В нижней части бортов 5 вдоль корпуса 1 устроены ниши 6, закрывающиеся створками 7, вращающимися относительно осей 8. Внутри ниш 6 размещены баллонеты 9.

На верхней части 10 корпуса 1 установлена вращающаяся вертикальная опора 11 телескопической штанги 12, на противоположном конце которой закреплены дополнительные автономные и дистанционно управляемые шнеки 13. Изменение положения телескопической штанги 12 по высоте осуществляется механизмом 14. Механизм вращения вертикальной опоры 11 телескопической штанги 12 расположен внутри корпуса 1 и на фиг. 1 не показан.

На кинематической схеме (фиг. 4) шнек 3 вращается относительно оси 15 на подшипниках 16 при помощи пары конических шестеренок, ведомой 17, закрепленной на корпусе шнека 3 и ведущей 18, закрепленной на валу 19, соединённого одним концом с мотор-редуктором 20, а другой конец вала 19 закреплен в подшипнике 21. Середина вала 19 соединена с осью 15 при помощи подшипника 22. Задний конец 23 оси 15 соединен с гидроцилиндром 24, который осуществляет изменение угла наклона шнека 3.

Выход шнекохода из воды на лед осуществляется следующим образом. При подходе шнекохода кромке льда телескопическая штанга 12 поворачивается вокруг вертикальной опоры 11 и при помощи механизма 14 устанавливаются дополнительные автономные шнеки 13 на поверхности льда впереди шнекохода на достаточном расстоянии от кромки льда. Затем открываются створки 7 ниш 6. В баллонеты 9 подается воздух, они надуваются и корпус 1 шнекохода всплывает над поверхностью льда. При помощи гидроцилиндров 24 задняя часть 23 осей шнеков 15 опускается вниз. Шнек 3 поворачивается вокруг вала 19 на подшипниках 22, придавая шнекам наклонное положение. Включаются все шнеки 3 и 13. Задние части шнеков 3 работают как гребные винты. Корпус 1 шнекохода надвигается на кромку льда, при этом носовая кромка шнеков 3 входит в зацепление с поверхностью льда. Выдвигая шток механизма 14, дополнительные автономные шнеки 13 прижимаются к поверхности льда, создавая дополнительную подъемную силу в носовой части шнекохода и дополнительную силу тяги вперед. Таким образом, носовая часть шнекохода дополнительно поднимается над поверхностью льда и за счет суммарной тяги вперед создаваемой основными 3 и дополнительными 13 шнеками корпус шнекохода выходит на поверхность льда.

Затем шнекам 3 придается горизонтальное положение, воздух из баллонетов стравливается и они убираются в ниши 4 и закрываются створками 7.

Шнекоход движется по поверхности льда на основных шнеках 3.

Дополнительные, автономные шнеки 13 могут быть использованы по мере необходимости, как правило, при преодолении препятствий и торосов.

При движении шнекохода на основных шнеках 3 дополнительные автономные шнеки 13 убираются вместе с телескопической штангой 12 наверх 10 корпуса 1 шнекохода.

Похожие патенты RU2809397C1

название год авторы номер документа
Спасательно-разъездной шнекоход для эксплуатации в ледовых условиях 2023
  • Золотов Николай Владимирович
  • Калинина Надежда Викторовна
  • Грамузов Евгений Михайлович
  • Куркин Андрей Александрович
  • Тумасов Антон Владимирович
RU2810810C1
Средство для спасения при эксплуатации в ледовых условиях 2023
  • Золотов Николай Владимирович
  • Калинина Надежда Викторовна
  • Грамузов Евгений Михайлович
  • Куркин Андрей Александрович
  • Тумасов Антон Владимирович
RU2806553C1
Шнекоход на воздушной подушке 2023
  • Золотов Николай Владимирович
  • Калинина Надежда Викторовна
  • Куркин Андрей Александрович
  • Тумасов Антон Владимирович
RU2811165C1
Коллективное спасательное средство для использования в ледовых условиях 2023
  • Апполонов Евгений Михайлович
  • Бачурин Алексей Андреевич
  • Ромшин Иван Владимирович
  • Трухин Яков Олегович
  • Коротов Сергей Николаевич
  • Мерикин Дмитрий Владимирович
  • Овчинников Виктор Федорович
  • Шмаков Вадим Витальевич
  • Столбов Сергей Андреевич
RU2808496C1
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОСТАНОВКИ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ С БОРТА СУДНА В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ 2014
  • Безруков Кирилл Владимирович
  • Фирсанов Сергей Владимирович
  • Котомкин Семен Владимирович
RU2554721C1
ПОДВОДНОЕ СУДНО ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ДОБЫЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА АРКТИЧЕСКОМ ШЕЛЬФЕ И ДРУГИХ ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ 2016
  • Антонов Владимир Сергеевич
  • Брилевский Владимир Владимирович
  • Иванов Валерий Николаевич
  • Кравченко Кирилл Николаевич
  • Трапезников Юрий Михайлович
  • Круглов Александр Владимирович
  • Хрисанов Андрей Валентинович
  • Добродеев Алексей Алексеевич
  • Тарадонов Владимир Станиславович
RU2629625C1
ШНЕКОХОД ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА 2013
  • Канделя Михаил Васильевич
  • Канделя Николай Михайлович
  • Шилько Пётр Алексеевич
  • Емельянов Александр Михайлович
  • Рябченко Виктор Николаевич
  • Тихончук Павел Викторович
  • Щитов Сергей Васильевич
RU2532295C1
Спасательная шлюпка свободного падения для экстренной эвакуации персонала с морских объектов в ледовых условиях 2016
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2633830C1
Судовая ледокольная приставка 1980
  • Прейс Лев Константинович
  • Антонов Петр Иванович
SU895799A1
Несамоходная грузовая платформа на воздушной подушке 2022
  • Марков Дмитрий Валентинович
  • Беляев Юрий Иванович
  • Герасимов Артур Алексеевич
RU2778330C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 809 397 C1

Реферат патента 2023 года Спасательно-разъездное средство для судов, эксплуатируемых в покрытых льдом акваториях

Изобретение относится к спасательно-разъездным средствам. Спасательно-разъездной шнекоход содержит корпус, в котором размещены помещения для пассажиров и перевозимого груза, а также силовая установка, приводящая во вращение через трансмиссию ходовые шнеки, установленные в днищевой части корпуса. Шнеки выполнены с возможностью изменять угол наклона относительно носовой точки крепления оси вала шнеков. В нижней части бортов шнекохода устроены ниши, в которых расположены убирающиеся баллонеты, продольные кромки которых герметично закреплены одна на нижней кромке ниши, а другая на нижней кромке, вращающейся относительно верхней кромки, и створки, закрывающие ниши снаружи, когда баллонеты убраны. На верхней части шнекохода на вращающейся телескопической штанге закреплены дополнительные автономные и дистанционно управляемые шнеки, которые при выходе шнекохода из воды на поверхность льда устанавливаются впереди шнекохода на поверхность льда. Достигается надежность выхода шнекохода из воды на поверхность льда. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 809 397 C1

Спасательно-разъездной шнекоход, эксплуатируемый в покрытых льдом акваториях, содержащий корпус, в котором размещены помещения для пассажиров и перевозимого груза, а также силовая установка, приводящая во вращение через трансмиссию ходовые шнеки, установленные в днищевой части корпуса, отличающийся тем, что шнеки выполнены с возможностью изменять угол наклона относительно носовой точки крепления оси вала шнеков, при этом в нижней части бортов шнекохода устроены ниши, в которых расположены убирающиеся баллонеты, продольные кромки которых герметично закреплены одна на нижней кромке ниши, а другая на нижней кромке, вращающейся относительно верхней кромки, створки, закрывающие ниши снаружи, когда баллонеты убраны, на верхней части шнекохода на вращающейся телескопической штанге закреплены дополнительные автономные и дистанционно управляемые шнеки, которые при выходе шнекохода из воды на поверхность льда устанавливаются впереди шнекохода на поверхность льда.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2809397C1

Универсальное транспортное средство на роторно-винтовом движителе 2018
  • Беляков Владимир Викторович
  • Вахидов Умар Шахидович
  • Молев Юрий Игоревич
  • Согин Александр Васильевич
  • Макаров Владимир Сергеевич
  • Колотилин Владимир Евгеньевич
  • Папунин Алексей Валерьевич
  • Аникин Алексей Александрович
RU2700240C1
SU 757374 A1, 28.08.1980
US 3354861 A1, 28.11.1967
CH 489387 A, 30.04.1970
FR 1506699 A, 22.12.1967.

RU 2 809 397 C1

Авторы

Золотов Николай Владимирович

Грамузов Евгений Михайлович

Калинина Надежда Викторовна

Куркин Андрей Александрович

Тумасов Антон Владимирович

Даты

2023-12-11Публикация

2023-05-25Подача