Изобретение относится к спасательно-разъездным средствам, оснащенным шнековыми движителями, и предназначенным для эксплуатации в акваториях, покрытых льдом большую часть года.
Традиционно используемые на судах в качестве спасательно-разъездных средств шлюпки и катера в арктических условиях практически не пригодны.
Использование аппаратов на воздушной подушке в качестве спасательно-разъездных средств малоэффективно, так как большая часть внутреннего помещения занята громоздкими вентиляторами, воздуховодами и ресивером. Кроме того, возникают проблемы при преодолении торосов.
Известен шнекоход (см. RU 2532295 C1), у которого в передней и кормовой частях корпуса шнекохода перпендикулярно его продольной оси и параллельно горизонту установлен вал с возможностью вращаться, на котором закреплена П-образная рамка-цапфа. Управление вращением валов с П-образными рамками может осуществляться как раздельно, так и синхронно. На цапфы с каждой стороны П-образной рамки могут быть установлены ролики с возможностью вращения.
Максимально возможная высота преодолеваемого препятствия зависит от размеров стойки П-образной рамки, при помощи которой он как бы «перешагивает» препятствие.
Недостатком данного шнекохода является возникновение проблемы при выходе шнекохода из воды на лед. Суть проблемы заключается в том, что при выходе шнекохода из воды на лед задняя П-образная рамка не работает, нет опоры, а у передней рамки ограничен ее вылет вперед. Рамка, цепляясь передней кромкой за неровную кромку льда, будет обламывать кромку, не позволяя тем самым осуществлять надежный выход шнекохода из воды на лед.
Целью изобретения является осуществление надежного выхода шнекохода из воды на поверхность льда.
Технический результат достигается тем, что в спасательно-разъездном шнекоходе, эксплуатируемом в покрытых льдом акваториях, содержащем корпус, в котором размещены помещения для пассажиров и перевозимого груза, а также силовая установка, приводящая во вращение через трансмиссию ходовые шнеки, установленные в днищевой части корпуса, шнеки выполнены с возможностью изменять угол наклона относительно носовой точки крепления оси вала шнеков, при этом в нижней части бортов шнекохода устроены ниши, в которых расположены убирающиеся баллонеты, продольные кромки которых герметично закреплены одна на нижней кромке ниши, а другая на нижней кромке, вращающейся относительно верхней кромки, створки закрывающие ниши снаружи, когда баллонеты убраны, на верхней части шнекохода на вращающейся телескопической штанге закреплены дополнительные автономные и дистанционно управляемые шнеки, которые при выходе шнекохода из воды на поверхность льда устанавливаются впереди шнекохода на поверхность льда.
Шнеки шнекохода могут изменять угол наклона относительно носовой точки крепления оси валов шнеков, а также устройство в нижней части снаружи бортов, закрывающихся щитками ниш, в которых расположены убирающиеся баллонеты. Кроме того, на верхней части шнекохода установлена вращающаяся вокруг вертикальной оси телескопическая штанга, на конце которой закреплены дополнительные автономные и дистанционно управляемые шнеки, которые при выходе шнекохода из воды на лед, устанавливаются впереди шнекохода на поверхность льда на достаточно большом расстоянии от кромки льда.
На фиг. 1 показан общий вид шнекохода в момент его выхода из воды на лед с продольным разрезом канала, где установлен шнек.
На фиг. 2 показано поперечное сечение корпуса шнекохода до ДП с поперечным разрезом в месте установки шнека и убранного в нишу баллонета.
На фиг. 3 показано поперечное сечение корпуса шнекохода до ДП с разрезом в месте установки шнека в наклонном положении и баллонета в рабочем положении при выходе шнекохода из воды на лед.
На фиг. 4 показана кинематическая схема привода шнека: вид сверху с на правый борт и разрез А-А со шнеком в наклонном положении.
Шнекоход (фиг. 1-3) содержит корпус 1 в днищевой части 2, по бортам расположены шнеки 3 в нишах 4. В нижней части бортов 5 вдоль корпуса 1 устроены ниши 6, закрывающиеся створками 7, вращающимися относительно осей 8. Внутри ниш 6 размещены баллонеты 9.
На верхней части 10 корпуса 1 установлена вращающаяся вертикальная опора 11 телескопической штанги 12, на противоположном конце которой закреплены дополнительные автономные и дистанционно управляемые шнеки 13. Изменение положения телескопической штанги 12 по высоте осуществляется механизмом 14. Механизм вращения вертикальной опоры 11 телескопической штанги 12 расположен внутри корпуса 1 и на фиг. 1 не показан.
На кинематической схеме (фиг. 4) шнек 3 вращается относительно оси 15 на подшипниках 16 при помощи пары конических шестеренок, ведомой 17, закрепленной на корпусе шнека 3 и ведущей 18, закрепленной на валу 19, соединённого одним концом с мотор-редуктором 20, а другой конец вала 19 закреплен в подшипнике 21. Середина вала 19 соединена с осью 15 при помощи подшипника 22. Задний конец 23 оси 15 соединен с гидроцилиндром 24, который осуществляет изменение угла наклона шнека 3.
Выход шнекохода из воды на лед осуществляется следующим образом. При подходе шнекохода кромке льда телескопическая штанга 12 поворачивается вокруг вертикальной опоры 11 и при помощи механизма 14 устанавливаются дополнительные автономные шнеки 13 на поверхности льда впереди шнекохода на достаточном расстоянии от кромки льда. Затем открываются створки 7 ниш 6. В баллонеты 9 подается воздух, они надуваются и корпус 1 шнекохода всплывает над поверхностью льда. При помощи гидроцилиндров 24 задняя часть 23 осей шнеков 15 опускается вниз. Шнек 3 поворачивается вокруг вала 19 на подшипниках 22, придавая шнекам наклонное положение. Включаются все шнеки 3 и 13. Задние части шнеков 3 работают как гребные винты. Корпус 1 шнекохода надвигается на кромку льда, при этом носовая кромка шнеков 3 входит в зацепление с поверхностью льда. Выдвигая шток механизма 14, дополнительные автономные шнеки 13 прижимаются к поверхности льда, создавая дополнительную подъемную силу в носовой части шнекохода и дополнительную силу тяги вперед. Таким образом, носовая часть шнекохода дополнительно поднимается над поверхностью льда и за счет суммарной тяги вперед создаваемой основными 3 и дополнительными 13 шнеками корпус шнекохода выходит на поверхность льда.
Затем шнекам 3 придается горизонтальное положение, воздух из баллонетов стравливается и они убираются в ниши 4 и закрываются створками 7.
Шнекоход движется по поверхности льда на основных шнеках 3.
Дополнительные, автономные шнеки 13 могут быть использованы по мере необходимости, как правило, при преодолении препятствий и торосов.
При движении шнекохода на основных шнеках 3 дополнительные автономные шнеки 13 убираются вместе с телескопической штангой 12 наверх 10 корпуса 1 шнекохода.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Спасательно-разъездной шнекоход для эксплуатации в ледовых условиях | 2023 |
|
RU2810810C1 |
Средство для спасения при эксплуатации в ледовых условиях | 2023 |
|
RU2806553C1 |
Шнекоход на воздушной подушке | 2023 |
|
RU2811165C1 |
Коллективное спасательное средство для использования в ледовых условиях | 2023 |
|
RU2808496C1 |
ПОДВОДНОЕ СУДНО ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ДОБЫЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА АРКТИЧЕСКОМ ШЕЛЬФЕ И ДРУГИХ ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ | 2016 |
|
RU2629625C1 |
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОСТАНОВКИ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ С БОРТА СУДНА В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ | 2014 |
|
RU2554721C1 |
Спасательная шлюпка свободного падения для экстренной эвакуации персонала с морских объектов в ледовых условиях | 2016 |
|
RU2633830C1 |
Ледокольное судно | 1971 |
|
SU506540A1 |
Судовая ледокольная приставка | 1980 |
|
SU895799A1 |
Несамоходная грузовая платформа на воздушной подушке | 2022 |
|
RU2778330C1 |
Изобретение относится к спасательно-разъездным средствам. Спасательно-разъездной шнекоход содержит корпус, в котором размещены помещения для пассажиров и перевозимого груза, а также силовая установка, приводящая во вращение через трансмиссию ходовые шнеки, установленные в днищевой части корпуса. Шнеки выполнены с возможностью изменять угол наклона относительно носовой точки крепления оси вала шнеков. В нижней части бортов шнекохода устроены ниши, в которых расположены убирающиеся баллонеты, продольные кромки которых герметично закреплены одна на нижней кромке ниши, а другая на нижней кромке, вращающейся относительно верхней кромки, и створки, закрывающие ниши снаружи, когда баллонеты убраны. На верхней части шнекохода на вращающейся телескопической штанге закреплены дополнительные автономные и дистанционно управляемые шнеки, которые при выходе шнекохода из воды на поверхность льда устанавливаются впереди шнекохода на поверхность льда. Достигается надежность выхода шнекохода из воды на поверхность льда. 4 ил.
Спасательно-разъездной шнекоход, эксплуатируемый в покрытых льдом акваториях, содержащий корпус, в котором размещены помещения для пассажиров и перевозимого груза, а также силовая установка, приводящая во вращение через трансмиссию ходовые шнеки, установленные в днищевой части корпуса, отличающийся тем, что шнеки выполнены с возможностью изменять угол наклона относительно носовой точки крепления оси вала шнеков, при этом в нижней части бортов шнекохода устроены ниши, в которых расположены убирающиеся баллонеты, продольные кромки которых герметично закреплены одна на нижней кромке ниши, а другая на нижней кромке, вращающейся относительно верхней кромки, створки, закрывающие ниши снаружи, когда баллонеты убраны, на верхней части шнекохода на вращающейся телескопической штанге закреплены дополнительные автономные и дистанционно управляемые шнеки, которые при выходе шнекохода из воды на поверхность льда устанавливаются впереди шнекохода на поверхность льда.
Универсальное транспортное средство на роторно-винтовом движителе | 2018 |
|
RU2700240C1 |
SU 757374 A1, 28.08.1980 | |||
US 3354861 A1, 28.11.1967 | |||
CH 489387 A, 30.04.1970 | |||
FR 1506699 A, 22.12.1967. |
Авторы
Даты
2023-12-11—Публикация
2023-05-25—Подача