Изобретение относится к спасательно-разъездным средствам, оснащенным шнековым движителем и предназначенным для эксплуатации в акваториях, покрытых большую часть года льдом.
Использование в качестве спасательно-разъездных средств шлюпок, катеров и судов на воздушной подушке малоэффективно, а порой и практически непригодно.
Известен шнекоход (см. RU2532295 С1), у которого в передней и кормовой частях корпуса шнекохода перпендикулярно его продольной оси и параллельно горизонту установлен вал с возможностью вращаться, на котором закреплена П-образная рамка-цапфа. Управление вращением валов с П-образными рамками может осуществляться как раздельно, так и синхронно. На цапфы с каждой стороны П-образной рамки могут быть установлены рамки с возможностью вращения.
Максимально возможная высота преодолеваемого препятствия ограничена размерами стойки П-образных рамок, при помощи которых шнекоход как бы «перешагивает» препятствие.
Недостатком данного шнекохода является возникновение проблем при выходе шнекохода из воды на твердую поверхность (лед). Суть проблемы заключается в том, что при выходе шнекохода из воды на лед задняя П-образная рамка не работает, нет опоры, а у передней рамки ограничен ее вылет вперед. Передняя рамка, цепляясь за неровную кромку льда, будет ее обламывать, не позволяя тем самым осуществлять надежный выход шнекохода из воды на лед.
Целью изобретения является упрощение конструкции и повышение надежности ее работы при выходе шнекохода из воды на поверхность льда.
Технический результат достигается тем, что в спасательно-разъездном шнекоходе, эксплуатируемом в покрытых льдом акваториях, содержащем корпус, в котором размещены помещения для пассажиров и перевозимого груза, а также силовая установка, приводящая во вращение через трансмиссию ходовые шнеки, установленные в днищевой части корпуса, по бортам которого в нижней их части в закрывающихся нишах расположены убирающиеся баллонеты, а на верхней части корпуса, на вращающейся телескопической штанге закреплены дополнительные автономные и дистанционно управляемые шнеки, баллонеты расположенные в бортовых нишах в рабочем положении имеют конусообразную форму, вершина которых направлена в корму, а основание в носовой оконечности плавно переходит в цилиндрическую лыжеобразную форму.
В нижней части бортов устроены закрывающиеся створками ниши, в которых расположены убирающиеся баллонеты. Баллонеты в рабочем положении имеют конусообразную форму, вершины которых направлены в корму, а основания конусообразных баллонетов в носовой оконечности корпуса плавно переходят в цилиндрическую лыжеобразную форму.
На фиг. 1 показан общий вид шнекохода.
На фиг. 2 показан момент подхода и выхода шнекохода из воды на поверхность льда.
На фиг. 3 показан продольный разрез шнекохода в районе расположения шнеков и конусообразного баллонета в момент его выхода из воды на поверхность льда.
На фиг. 4 показан вид сзади, с коническими баллонетами в рабочем положении.
На фиг. 5 показана форма (конструкция) конического баллонета правого борта в рабочем положении.
Шнекоход (фиг. 1-4) содержит корпус 1, в днищевой части 2 по бортам расположены шнеки 3 в нишах 4. В нижней части бортов 5 вдоль корпуса 1 устроены ниши 6, закрывающиеся створками 7, вращающимися относительно осей 8. Внутри ниши 6 размещены баллонеты 9.
На верхней части 10 корпуса 1 установлена вращающиеся вертикальная опора 11 телескопической штанги 12, на противоположном конце которой закреплены дополнительные автономные управляемые шнеки 13. Изменение положения телескопической штанги 12 по высоте осуществляется механизмом 14. Механизм вращения вертикальной опоры 11 телескопической штанги 12 расположен внутри корпуса 1 и на фиг. 1-4 не показан.
Выход шнекохода из воды на лед осуществляется следующим образом (см. фиг. 2-3). При подходе шнекохода к кромке льда телескопическая штанга 12 поворачивается вокруг вертикальной опоры 11 и при помощи механизма 14 устанавливаются дополнительные автономные шнеки 13 впереди корпуса 1 шнекохода на поверхность льда на достаточном расстоянии от кромки льда, чтобы эта кромка не обламывалась. Затем открываются створки 7 ниши 6. В баллонеты 9 подается воздух, они надуваются и корпус 1 шнекохода всплывает с дифферентом на корму, при этом носовые части корпуса 1 и шнеков 3 оказываются над поверхностью льда, а их кормовая часть оказывается в воде. Включаются все шнеки 3 и 13. Передняя часть шнеков 3 входит в зацепление с кромкой льда, а их задняя часть работает как гребные винты. При помощи механизма 14 дополнительные автономные шнеки 13 прижимаются к поверхности льда, создавая дополнительную подъемную силу в носовой части шнекохода и дополнительную тягу вперед.
Таким образом, за счет суммарной тяги создаваемой основными 3 и дополнительными 13 шнеками корпус 1 шнекохода выходит на поверхность льда. Затем воздух из баллонетов 3 стравливается и они убираются в ниши 6, створки 7 закрываются. Шнекоход движется по поверхности льда на основных шнеках 3, а дополнительные шнеки 13 складываются в походное положение на верхнюю часть 10 корпуса 1.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Средство для спасения при эксплуатации в ледовых условиях | 2023 |
|
RU2806553C1 |
Спасательно-разъездное средство для судов, эксплуатируемых в покрытых льдом акваториях | 2023 |
|
RU2809397C1 |
Шнекоход на воздушной подушке | 2023 |
|
RU2811165C1 |
ПОДВОДНОЕ СУДНО ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ДОБЫЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА АРКТИЧЕСКОМ ШЕЛЬФЕ И ДРУГИХ ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ | 2016 |
|
RU2629625C1 |
Несамоходная грузовая платформа на воздушной подушке | 2022 |
|
RU2778330C1 |
Судно для сбора с поверхности акватории битого льда | 1982 |
|
SU1030250A1 |
Судно для перевозки лихтеров и грузов | 1982 |
|
SU1063701A1 |
СУДНО ДЛЯ ОЧИСТКИ АКВАТОРИИ ОТ ЛЬДА | 2014 |
|
RU2548246C1 |
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОСТАНОВКИ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ С БОРТА СУДНА В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ | 2014 |
|
RU2554721C1 |
ДАЛЬНИЙ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОПЛАВКОВЫЙ ГИДРОСАМОЛЕТ-АМФИБИЯ ТРИМАРАННОЙ СХЕМЫ КОМПОНОВКИ "ФРЕГАТ" | 2006 |
|
RU2324627C2 |
Изобретение относится к спасательно-разъездным средствам, оснащенным шнековым движителем. Спасательно-разъездной шнекоход, эксплуатируемый в покрытых льдом акваториях, содержит корпус, в котором размещены помещения для пассажиров и перевозимого груза, а также силовая установка, приводящая во вращение через трансмиссию ходовые шнеки. Шнеки установлены в днищевой части корпуса, по бортам которого в нижней их части в закрывающихся нишах расположены убирающиеся баллонеты. На верхней части корпуса, на вращающейся телескопической штанге закреплены дополнительные автономные и дистанционно управляемые шнеки. Баллонеты, расположенные в бортовых нишах в рабочем положении, имеют конусообразную форму, вершина которых направлена в корму, а основание в носовой оконечности плавно переходит в цилиндрическую лыжеобразную форму. Достигается повышение надежности работы при выходе шнекохода из воды на поверхность льда. 5 ил.
Спасательно-разъездной шнекоход, эксплуатируемый в покрытых льдом акваториях, содержащий корпус, в котором размещены помещения для пассажиров и перевозимого груза, а также силовая установка, приводящая во вращение через трансмиссию ходовые шнеки, установленные в днищевой части корпуса, по бортам которого в нижней их части в закрывающихся нишах расположены убирающиеся баллонеты, а на верхней части корпуса, на вращающейся телескопической штанге закреплены дополнительные автономные и дистанционно управляемые шнеки, отличающийся тем, что баллонеты, расположенные в бортовых нишах в рабочем положении, имеют конусообразную форму, вершина которых направлена в корму, а основание в носовой оконечности плавно переходит в цилиндрическую лыжеобразную форму.
Универсальное транспортное средство на роторно-винтовом движителе | 2018 |
|
RU2700240C1 |
SU 757374 A1, 28.08.1980 | |||
US 3354861 A1, 28.11.1967 | |||
CH 489387 A, 30.04.1970 | |||
FR 1506699 A, 22.12.1967. |
Авторы
Даты
2023-12-28—Публикация
2023-06-02—Подача