Способ формирования адаптивного сигнала угловой стабилизации по крену летательного аппарата Российский патент 2023 года по МПК G05D1/08 G05B13/00 

Описание патента на изобретение RU2809632C1

Настоящее изобретение относится к бортовым автоматическим системам управления движением и стабилизации летательного аппарата, выполненного по нормальной аэродинамической схеме, совершающего маневры в широком диапазоне скоростей и высот полета, подвергающегося в процессе полета внешним и внутренним возмущающим воздействиям.

Из существующего уровня техники известны способ формирования сигнала угловой стабилизации по крену летательного аппарата с оценкой и компенсацией внешнего возмущения и устройство для его осуществления (RU 2601032, опубл. 29.09.2015), способ формирования сигнала (RU 2339990, опубл. 27.11.2008).

Недостатками данных технических решений является необходимость введения дополнительных измерительных устройств для измерения скоростного напора и отсутсвтие учета допусков на аэродинамические характеристики летательного аппарата.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является «Способ формирования сигнала управления боковым движением летательного аппарата и устройство для его осуществления» (RU 2339990, опубл. 27.11.2008).

Этот способ состоит в том, что задают сигнал управления по курсу, измеряют сигнал углового положения и угловой скорости по курсу летательного аппарата, формируют сигнал рассогласования по курсу, равный разности сигналов управления и углового положения по курсу, усиливают сигнал рассогласования и угловой скорости по курсу, суммируют усиленный сигнал рассогласования и угловой скорости по курсу, измеряют сигнал углового положения и угловой скорости по крену, формируют сигнал рассогласования по крену, равный разности сигналов управления и углового положения по крену, усиливают сигнал рассогласования и угловой скорости по крену и суммируют усиленный сигнал рассогласования и угловой скорости по крену, формируют выходной сигнал управления по курсу посредством ограничения суммарного сигнала по курсу, формируют сигнал модульной функции как сумму релейного и нелинейного компонентов сигнала управления по курсу, формируют базовый сигнал управления по крену, равный сигналу управления по курсу при превышении сигналом модульной функции заданной величины зоны нечувствительности релейной и нелинейной компонент и равный нулю в противном случае, фильтруют базовый сигнал управления по крену, инвертируют отфильтрованный сигнал, формируют сигнал управления по крену как усиленный инвертированный сигнал и формируют выходной сигнал управления по крену посредством ограничения суммарного сигнала по крену.

Недостатками способа, принятого за прототип, являются отсутствие учета априорной информации о возмущающих воздействиях, отсутствие учета неточностей знания параметров атмосферы и неточностей знания аэродинамических характеристик летательного аппарата.

Решаемой в предлагаемом способе формирования адаптивного сигнала угловой стабилизации по крену летательного аппарата технической задачей является обеспечение повышенных показателей точности и быстродействия отработки действующих на летательный аппарат возмущений в канале крена в широком диапазоне скоростей и высот полета.

Для решения указанной технической задачи в процессе полета производят идентификацию аэродинамических характеристик летательного аппарата на основе восстановления углов атаки и скольжения, измеренных углов тангажа, рыскания и крена, углов отклонения рулевых поверхностей, угловой скорости тангажа, угловой скорости рыскания, угловой скорости крена, а также поперечного и нормальное ускорений, при этом восстановление углов атаки и скольжения производят с использованием линейного непрерывного фильтра Калмана с учетом погрешностей измерений нормального и поперечного ускорений и угловых скоростей тангажа, рыскания и крена, корректируют коэффициенты стабилизации контура крена летательного аппарата, формируют адаптивный сигнал угловой стабилизации по крену летательного аппарата на основе скорректированных коэффициентов.

Последовательность реализации способа формирования адаптивного сигнала угловой стабилизации по крену летательного аппарата описывается следующим образом.

Уравнения возмущенного движения летательного аппарата имеют следующий вид (1):

где - угол атаки, угол скольжения, угловые скорости крена, рыскания и тангажа соответственно,

- аэродинамические коэффициенты ЛА,

q - скоростной напор,

m - масса ЛА,

S - характерная площадь ЛА,

L - характерная длина ЛА для приведения аэродинамических характеристик в каналах тангажа и рыскания,

D - характерный диаметр ЛА для приведения аэродинамических характеристик в канале крена,

V- скорость ЛА,

- моменты инерции ЛА,

- изменение угловой скорости угла атаки за счет ветрового воздействия,

- возмущающее угловое ускорение по каналу тангажа,

- управляющие сигналы на рули направления и крена,

- суммарные углы отклонения рулей, задействованных в каналах рыскания и крена,

- суммарные измеренные углы отклонения рулей, задействованных в каналах рыскания и крена,

- возмущающие воздействия:

- допуска на аэродинамические характеристики, %,

- возмущения, вызываемые ветровыми воздействиями,

- скорость горизонтального ветра в поперечном направлении, м/с,

- отклонение плотности воздуха от номинальных значений, %,

- допуска на положение центра масс ЛА в вертикальном и поперечном направлениях, м,

Т - постоянная времени рулевого привода,

- программное значение угла рыскания,

- коэффициенты стабилизации контура рыскания,

- коэффициенты стабилизации контура крена.

Математическая модель измерений описывается системой уравнений (2)

Здесь - измеренные значения поперечной перегрузки и углов отклонения рулевых поверхностей соответственно,

- ошибки измерений угловых скоростей крена, рыскания, тангажа, нормальной и поперечной перегрузок соответственно.

Восстановление угла скольжения проводится на основе линейного непрерывного фильтра Калмана.

Векторные уравнения фильтра Калмана (3) приведены ниже:

где - вектор оцениваемых параметров,

А - матрица правой части математической модели движения (1),

u - вектор известных составляющих правой части,

P - матрица ковариаций ошибки оценки в процессе оценки,

Н - известная матрица правой части модели измерений,

R - матрица ковариаций шумов измерений,

Q - матрица ковариаций внешних возмущений.

Восстановление угла скольжения, а также оценки измеряемых с погрешностями угловых скоростей крена и рыскания, проводятся с использованием следующих уравнений (4):

Здесь - оценки углов скольжения и угловых скоростей крена и рыскания, - априорные дисперсии измерений, - априорная дисперсия угловой скорости ветрового порыва.

На основании уравнения (1) можно записать выражение для определения реализованного коэффициента

Адаптивный сигнал угловой стабилизации по крену летательного аппарата формируется на основе скорректированных коэффициентов по формулам (6), (7):

Здесь - значение коэффициента для номинальных аэродинамических характеристик, - коэффициенты стабилизации, обеспечивающие выполнение требований к точности и быстродействию переходных процессов при номинальных аэродинамических характеристиках, D - добротность рулевого привода, вычисляются по формуле (8):

Сформированные адаптивные сигналы угловой стабилизации летательного аппарата имеют вид (9), (10):

Предложенная схема коррекции коэффициентов контура стабилизации на основе идентифицированных аэродинамических коэффициентов позволяет повысить точность и быстродействиие переходных процессов отработки возмущений.

Эффективность принятого подхода к коррекции коэффициентов в процессе полета подтверждена результатами анализа и математического моделирования.

Все составные операции способа могут быть выполнены программно-алгоритмически в бортовых вычислительных машинах беспилотных летательных аппаратов.

Похожие патенты RU2809632C1

название год авторы номер документа
Способ формирования адаптивного сигнала управления боковым движением летательного аппарата 2017
  • Зенченко Максим Викторович
  • Плавник Геннадий Гилярьевич
RU2650307C1
Способ формирования сигнала стабилизации продольного углового движения беспилотного летательного аппарата 2016
  • Зенченко Максим Викторович
  • Плавник Геннадий Гилярьевич
RU2615028C1
Способ коррекции бесплатформенной инерциальной навигационной системы 2016
  • Заец Виктор Федорович
  • Кулабухов Владимир Сергеевич
  • Качанов Борис Олегович
  • Туктарев Николай Алексеевич
  • Ахмедова Сабина Курбановна
  • Гришин Дмитрий Викторович
RU2635820C1
СПОСОБ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВУХКИЛЕВОГО ПИЛОТИРУЕМОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В КАНАЛЕ КУРСА 2020
  • Кабаков Владимир Борисович
  • Казаков Евгений Васильевич
  • Кисин Евгений Николаевич
  • Левитин Игорь Моисеевич
  • Оболенский Юрий Геннадьевич
  • Орлов Сергей Владимирович
RU2765837C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПИЛОТИРУЕМОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С АДАПТИВНОЙ ПЕРЕКРЕСТНОЙ СВЯЗЬЮ 2019
  • Кабаков Владимир Борисович
  • Кисин Евгений Николаевич
  • Левитин Игорь Моисеевич
  • Оболенский Юрий Геннадьевич
  • Орлов Сергей Владимирович
RU2736400C1
Бесплатформенная инерциальная курсовертикаль 2016
  • Заец Виктор Федорович
  • Кулабухов Владимир Сергеевич
  • Качанов Борис Олегович
  • Туктарев Николай Алексеевич
  • Ахмедова Сабина Курбановна
  • Гришин Дмитрий Викторович
  • Перепелицин Антон Вадимович
RU2643201C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК УПРАВЛЯЕМОГО СНАРЯДА В ПОЛЕТЕ, СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛА АТАКИ УПРАВЛЯЕМОГО СНАРЯДА В ПОЛЕТЕ, СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ УГЛОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ УПРАВЛЯЕМОГО СНАРЯДА И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2002
  • Шипунов А.Г.
  • Морозов В.И.
  • Фимушкин В.С.
  • Евтеев К.П.
  • Петрушин В.В.
RU2218550C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО УГЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2007
  • Собов Алексей Николаевич
  • Рябошапка Виктор Григорьевич
  • Коньков Вячеслав Михайлович
RU2341775C1
АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПИЛОТИРУЕМОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В КАНАЛЕ КРЕНА 2020
  • Кабаков Владимир Борисович
  • Кисин Евгений Николаевич
  • Левитин Игорь Моисеевич
  • Оболенский Юрий Геннадьевич
  • Орлов Сергей Владимирович
RU2753776C1
Адаптивная бесплатформенная инерциальная курсовертикаль 2016
  • Заец Виктор Федорович
  • Кулабухов Владимир Сергеевич
  • Качанов Борис Олегович
  • Туктарев Николай Алексеевич
  • Гришин Дмитрий Викторович
  • Ахмедова Сабина Курбановна
  • Перепелицин Антон Вадимович
RU2647205C2

Реферат патента 2023 года Способ формирования адаптивного сигнала угловой стабилизации по крену летательного аппарата

Изобретение относится к способу формирования адаптивного сигнала угловой стабилизации по крену летательного аппарата. Для формирования сигнала в процессе полета производят идентификацию аэродинамических характеристик летательного аппарата на основе восстановления углов атаки и скольжения, измеренных углов тангажа, рыскания и крена, углов отклонения рулевых поверхностей, угловой скорости тангажа, угловой скорости рыскания, угловой скорости крена, а также поперечного и продольного ускорений. При этом восстановление углов атаки и скольжения производят с использованием линейного непрерывного фильтра Калмана с учетом погрешностей измерений поперечного и продольного ускорений и угловых скоростей тангажа, рыскания и крена. Корректируют коэффициенты стабилизации контура крена летательного аппарата и на основе скорректированных коэффициентов формируют адаптивный сигнал угловой стабилизации по крену летательного аппарата. Изобретение позволяет повысить показатели точности и быстродействия отработки действующих на летательный аппарат возмущений в канале крена в широком диапазоне скоростей и высот полета.

Формула изобретения RU 2 809 632 C1

Способ формирования адаптивного сигнала угловой стабилизации по крену летательного аппарата, при котором производят идентификацию аэродинамических характеристик летательного аппарата на основе восстановления углов атаки и скольжения, измеренных углов тангажа, рыскания и крена, углов отклонения рулевых поверхностей, угловой скорости тангажа, угловой скорости рыскания, угловой скорости крена, а также поперечного и продольного ускорений, при этом восстановление углов атаки и скольжения производят с использованием линейного непрерывного фильтра Калмана с учетом погрешностей измерений поперечного и продольного ускорений и угловых скоростей тангажа, рыскания и крена, корректируют коэффициенты стабилизации контура крена летательного аппарата, формируют адаптивный сигнал угловой стабилизации по крену летательного аппарата на основе скорректированных коэффициентов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2809632C1

СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СИГНАЛА УПРАВЛЕНИЯ БОКОВЫМ ДВИЖЕНИЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Абадеев Эдуард Матвеевич
  • Ежов Владимир Васильевич
  • Кравчук Сергей Валентинович
  • Ляпунов Владимир Викторович
  • Макаров Николай Валентинович
  • Пучков Александр Михайлович
  • Сыров Анатолий Сергеевич
  • Трусов Владимир Николаевич
RU2339990C1
Способ формирования адаптивного сигнала управления боковым движением летательного аппарата 2017
  • Зенченко Максим Викторович
  • Плавник Геннадий Гилярьевич
RU2650307C1
Устройство координированного регулирования углового бокового движения летательного аппарата 1990
  • Бонк Ромульд Иванович
  • Кузнецов Юрий Васильевич
  • Липкин Александр Леонидович
  • Пучков Александр Михайлович
SU1751716A1
АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА ТЕРМИНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 2012
  • Детистов Владимир Анатольевич
  • Таран Владимир Николаевич
  • Смирнов Юрий Александрович
  • Гужев Олег Юрьевич
RU2500009C1
US 5050086 A1, 17.09.1991
US 8442701 B2, 14.05.2013.

RU 2 809 632 C1

Авторы

Зенченко Максим Викторович

Точилова Ольга Леонидовна

Даты

2023-12-14Публикация

2023-04-11Подача