Изобретение относится к подводному судостроению, а именно к способам регулирования плавучести с помощью водного балласта и может быть использовано при проведении испытаний подводных технических средств, преимущественно подводных лодок.
Известна цистерна быстрого погружения подводной лодки, предназначенная для придания отрицательной плавучести подводной лодки и ускорения ее погружения, заполняемая забортной водой в надводном положении и продуваемая при достижении подводной лодкой некоторой заданной глубины. Как правило, объем цистерны составляет около 1% от нормального водоизмещения подводной лодки (С.Н. Прасолов, М.Б. Амитин «Устройство подводных лодок», М., Воениздат, 1973 г., стр. 36).
Известен способ аварийного всплытия подводной лодки, например, при поступлении забортной воды в прочный корпус, заключающийся в продувании цистерн главного балласта, увеличении скорости хода и перекладке горизонтальных рулей на всплытие. («Справочник по управлению кораблем», под ред. Алексадрова А.А., М., Воениздат, 1974 г., § 3.7.) Недостатком известного способа является отсутствие методов экспериментальной проверки его работоспособности при проведении испытаний подводной лодки.
Известно техническое решение, которое предусматривает продувание цистерн главного балласта (ЦГБ) парогазовой смесью (Патент РФ №2134212 B63G 8/22 В63С 7/06 1998 г.). Аналогичный способ аварийного всплытия известен из патента РФ №2201860, 2001 г.
Известный способ аварийного всплытия по патенту РФ №2134212 B63G 8/22 В63С 7/06 1998 г. принят за прототип.
Недостатком технического решения принятого за прототип является отсутствие способа экспериментального, при проведении испытаний, подтверждения работоспособности аварийного всплытия подводного технического средства при поступлении забортной воды в прочный корпус и, как следствие, получения подводным техническим средством отрицательной плавучести.
Целью предложенного технического решения является возможность проверки работоспособности способа аварийного всплытия при проведении испытаний с соблюдением, при этом, безопасности проведения испытаний.
Указанная цель достигается тем, что в отличие от прототипа в подводном положении подводного технического средства осуществляют заполнение цистерны быстрого погружения для получения отрицательной плавучести подводного технического средства, после чего осуществляют маневр аварийного всплытия, при этом оценивают параметры всплытия, после чего продувают цистерну быстрого погружения.
Предложение поясняется чертежом, где на Фиг. 1 изображено подводное техническое средство при аварийном всплытии.
Подводное техническое средство содержит корпус 1, цистерны главного балласта 2, горизонтальные рули 3 и цистерну быстрого погружения 4.
При проведении испытаний подводного технического средства в подводном положении осуществляют заполнение цистерны быстрого погружения 4 имитирующее поступление забортной воды в корпус 1, для получения отрицательной плавучести подводного технического средства. После этого осуществляют маневр аварийного всплытия - продувают цистерны главного балласта 2, увеличивают скорость хода подводного технического средства и перекладывают горизонтальные рули 3 на угол α на всплытие. После этого оценивают параметры всплытия (плавучесть, скороподъемность, дифферент и т.д.). После получения параметров аварийного всплытия продувают цистерну быстрого погружения 4, в процессе всплытия или на поверхности моря. Предложенный способ обеспечивают безопасность проведения испытаний, так как позволяет в любой момент продуть цистерну быстрого погружения 4 и прекратить испытания.
Таким образом, предложенный способ испытаний аварийного всплытия подводного технического средства позволяет проверить работоспособность аварийного всплытия подводного технического средства и, при этом, обеспечить безопасность проведения испытаний.
Изобретение относится к подводному судостроению, а именно к способам регулирования плавучести с помощью водного балласта. Для испытаний аварийного всплытия подводного технического средства осуществляют продувание цистерн. В подводном положении осуществляют заполнение цистерны быстрого погружения для получения отрицательной плавучести подводного технического средства, после чего осуществляют маневр аварийного всплытия - продувают цистерны главного балласта, увеличивают скорость хода подводного технического средства и перекладывают горизонтальные рули на угол α на всплытие. После чего оценивают параметры всплытия подводного технического средства. Достигается возможность проверки работоспособности способа аварийного всплытия при проведении испытаний с соблюдением при этом безопасности проведения испытаний. 1 ил.
Способ испытаний аварийного всплытия подводного технического средства, включающий продувание цистерн, отличающийся тем, что в подводном положении осуществляют заполнение цистерны быстрого погружения для получения отрицательной плавучести подводного технического средства, после чего осуществляют маневр аварийного всплытия - продувают цистерны главного балласта, увеличивают скорость хода подводного технического средства и перекладывают горизонтальные рули на угол α на всплытие, после чего оценивают параметры всплытия подводного технического средства.
СИСТЕМА АВАРИЙНОГО ВСПЛЫТИЯ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ "МАЛАХИТ-1", УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОДУВАНИЯ ЦИСТЕРН ГЛАВНОГО БАЛЛАСТА ПРИ АВАРИЙНОМ ВСПЛЫТИИ И СПОСОБ АВАРИЙНОГО ВСПЛЫТИЯ | 1998 |
|
RU2134212C1 |
WO 2022184583 A1, 09.09.2022 | |||
АВТОНОМНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЖАТЫМ ВОЗДУХОМ ЦИСТЕРНЫ БЫСТРОГО ПОГРУЖЕНИЯ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ С ЦЕЛЬЮ ПРОДУВАНИЯ БАЛЛАСТА НЕЗАВИСИМО ОТ ОБЩЕГО ЗАПАСА ВОЗДУХА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ И СОСТОЯНИЯ ОБЩЕЙ СИСТЕМЫ | 2011 |
|
RU2748092C1 |
СПОСОБ АВАРИЙНОГО ВСПЛЫТИЯ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2201880C2 |
US 20070186837 A1, 16.08.2007. |
Авторы
Даты
2023-12-21—Публикация
2023-04-10—Подача