1. Область техники, к которой относится изобретение
Изобретение относится к области подводного кораблестроения, в частности к средствам спасения подводных аппаратов.
2. Уровень техники
Известны различные устройства для всплытия подводных аппаратов в аварийных ситуациях. Все они, в основном, предназначены для продувки сжатым воздухом цистерн главного балласта и всплытия под воздействием архимедовой силы.
Наиболее близким прототипом данного изобретения является Патент России 2134212 с приоритетом 25.08.98 "Система аварийного всплытия подводных аппаратов "Малахит - 1", устройство для продувания цистерн главного балласта при аварийном всплытии и способ аварийного всплытия" (Сироткин В.А. и др.). В этом изобретении продувка цистерн главного балласта осуществляется парогазовой смесью - водяным паром, образующимся из воды путем ее распыления на металлическую поверхность, разогретую газообразными продуктами сгорания твердого топлива.
Недостатком такого устройства и способа является резкое снижение давления продувки вследствие конденсации водяного пара при контакте с балластной водой.
Другой недостаток этого и всех других устройств заключается в том, что при всплытии в боевых условиях подводный аппарат практически не изменяет свое расположение и становится доступной мишенью для противника.
Третий недостаток заключается в большой сложности устройств и использовании ими огромного количества сжатого воздуха и водяного пара, составляющих вместе с баллонами и средствами разогрева 25 - 35% от водоизмещения подводного аппарата.
Задачей изобретения является избавление от указанных недостатков и, в частности, создание условий для быстрого удаления всплывающего аппарата от места аварии.
3. Сущность изобретения
Способ заключается в том, что для всплытия с больших глубин (до 500 м) берут твердотопливный, например пороховой, газогенератор, генерирующий газ высокого давления (до 100 атм), и выталкивают из вращающейся и расположенной в отдельной емкости лопастной обоймы столб воды, создающий тягу для удаления, а по мере расходования воды из емкости за счет неразрывности струн и разрежения опорожняют цистерны главного балласта от воды, наддувая их небольшим количеством сжатого воздуха.
Принципиальная схема устройства показана на фиг.1.
Устройство состоит из твердотопливного, например порохового, газогенератора 1, связанного с неподвижной камерой 2, примыкающей на скользящей посадке к торцу лопастной обоймы, вращающейся от электродвигателя 4. В верхней части обоймы по всей ее длине и на ширине одного канала, образуемого двумя смежными лопастями, установлена неподвижная перемычка 5, а на выходе из канала расположено реактивное сопло. Обойма 3 установлена на подшипниках 7 в расходуемой емкости 8, связанной через вентили 9 и сборник 10 с цистернами главного балласта 11, имеющими систему наддува 12.
Устройство работает следующим образом.
При аварийном всплытии с большой глубины включают твердотопливный газогенератор 1 и направляют его газы в камеру 2, примыкающую на скользящей посадке к вращающейся лопастной обойме 3, прикрытой с внешней стороны неподвижной перемычкой 5 так, чтобы газы имели возможность вытолкнуть воду из образовавшегося канала 13 (фиг.2) в сопло 6. При вращении обоймы 3 на выход камеры 2 доставляются новые порции воды, захватываемые за счет установки лопастей 14 под углом 10-15o к радиусу обоймы. За счет образующегося разрежения и неразрывности потока в емкости 8 и сборнике 10 в нее поступают новые порции воды из цистерн главного балласта. Подводный аппарат начинает всплывать, а под воздействием реактивной тяги удаляется от места аварии.
Пример (расчетный)
Берем подводную лодку водоизмещением 15000 т, терпящую аварию на глубине 500 м. Устанавливаем на ней пороховой газогенератор с давлением в камере 100 атм и восьмилопастную обойму длиной 10 м, диаметром 2 м и высотой каждой лопасти 1 м.
За 100 с работы газогенератора он должен вытолкнуть 15000 м3 воды из цистерн главного балласта.
В связи с тем, что давление на этой глубине составляет 50 атм, среднее давление при всплытии будет равно 75 атм, а реактивная тяга при сечении канала, равном 1,25 м2, будет составлять 940 т.
Под воздействием этой тяги за время всплытия, равное 100 с, лодка удалится от места аварии на расстояние 6-7 км.
Поскольку время опорожнения одного канала длиной 10 м составляет 0,083 с, количество оборотов обоймы должно составлять 100 об/мин.
Общее количество газа, вырабатываемого пороховым газогенератором для вытеснения 15000 т воды, будет составлять 140 т, что соответствует такой же массе порохового заряда, а общий вес снаряженного газогенератора будет равен 150 т.
Если для этой цели использовать сжатый в баллонах до 450 атм воздух, то общая масса системы продувки цистерн главного балласта будет в 15-20 раз превосходить массу газогенераторной системы.
4. Перечень фигур
Фиг. 1. Принципиальная схема устройства аварийного всплытия подводных аппаратов.
Фиг.2. Схема лопастной гидрореактивной обоймы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОРОХОВОЙ ГИДРОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2000 |
|
RU2199083C2 |
СПОСОБ ПРОТАСКИВАНИЯ ЗАТОНУВШИХ ПОДВОДНЫХ И НАДВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ НА МЕЛКОВОДЬЕ | 2000 |
|
RU2225317C2 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2000 |
|
RU2210517C2 |
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ АВИАЦИОННЫХ "ЧЕРНЫХ ЯЩИКОВ" ПОСЛЕ АВАРИИ | 2000 |
|
RU2198116C2 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНЯТИЯ СУДНА С МЕЛИ | 2000 |
|
RU2180637C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕМАЦИИ | 2001 |
|
RU2203451C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДУЛЬНОЙ СКОРОСТИ СНАРЯДА | 2000 |
|
RU2204111C2 |
СНЕГОХОД-АМФИБИЯ | 2001 |
|
RU2203810C2 |
ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ДВЕРЬ | 2001 |
|
RU2197591C2 |
МОБИЛЬНАЯ МУСОРОСЖИГАЮЩАЯ УСТАНОВКА | 2000 |
|
RU2190157C2 |
Изобретение относится к судостроению, в частности к средствам спасения подводных аппаратов. В качестве источника газа для опорожнения цистерн главного балласта используют твердотопливные, например пороховые, газогенераторы, выталкивающие столб воды из вращающейся лопастной обоймы, помещенной в расходуемой емкости. При этом создается реактивная тяга, необходимая для удаления аппарата от места аварии. За счет разрежения в емкости в нее поступают новые порции воды из цистерн главного балласта. Обойма выполняет роль насоса, откачивающего балластную воду. Достигается возможность быстрого удаления всплывающего аппарата от места аварии. 2 с. и 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
СИСТЕМА АВАРИЙНОГО ВСПЛЫТИЯ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ "МАЛАХИТ-1", УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОДУВАНИЯ ЦИСТЕРН ГЛАВНОГО БАЛЛАСТА ПРИ АВАРИЙНОМ ВСПЛЫТИИ И СПОСОБ АВАРИЙНОГО ВСПЛЫТИЯ | 1998 |
|
RU2134212C1 |
СПОСОБ ЗАКЛАДКИ ВЫРАБОТАННОГО ПРОСТРАНСТВА | 2002 |
|
RU2229607C1 |
US 3626881 А, 14.12.1971 | |||
Устройство для аварийного поднятия подводного аппарата с большой глубины | 1983 |
|
SU1761588A1 |
Авторы
Даты
2003-04-10—Публикация
2001-01-19—Подача