Устройство относится к области подвижной технике связи и может быть использовано для оперативного развертывания и свертывания автоматического антенно-мачтового устройства (ААМУ) в полевых объектах связи и управления (ПОС) без выхода экипажа наружу.
Известно антенно-мачтовое устройство (АМУ) по авт. св. СССР №1269705, содержащее излучатель антенны, в котором имеется механизм укладки излучателя антенны в транспортное положение.
Недостатком известного антенно-мачтового устройства (АМУ) является то, что устройство не обеспечивает работу антенны без полного выдвижения мачты.
Известны также подъемно-мачтовые устройства (ПМУ) производства компании Will-Burt (http://www.willburt.com), содержащие телескопическую мачту и механизм укладки кабеля (МУК) по типу винтовой пружины.
Недостатком этих ПМУ является отсутствие дополнительного механизма, обеспечивающего поворот антенного устройства с целью обеспечения минимальных габаритов в транспортном положении, а также использование всей длины корпуса мачты для размещения МУК, что может быть недопустимо в отдельных случаях.
Известно подъемно-мачтовое устройство мобильной антенной установки по патенту РФ №2373618, H01Q 1/08, которое состоит из основания, подъемной мачты и опорной платформы.
Недостаток этого подъемно-мачтового устройства - ограниченное пространство для размещения МУК внутри транспортного средства.
Наиболее близким аналогом по технической сущности к предлагаемому является подъемно-мачтовое устройство мобильной антенной установки по патенту РФ №2419925, H01Q 1/08, принятое за прототип.
Подъемно-мачтовое устройство-прототип состоит из подъемной телескопической мачты с приводом, для подъема антенной установки, механизма укладки кабеля (МУК), выполненного по типу винтовой пружины, на витках которой закрепляется ВЧ кабель для антенной установки, поворотного устройства, которое состоит из двух П-образных платформ - неподвижной, жестко связанной с конечной (верхней) ступенью мачты и поворотной с антенной установкой.
Работу ПМУ-прототипа рассмотрим в части перевода устройства из рабочего развернутого положения в транспортное. Устройство переводится из рабочего положения в транспортное путем свертывания подъемной телескопической мачты приводом. При свертывании ступеней мачты кабель, закрепленный на пружинном каркасе будет укладываться в МУК из состояния растянутой пружины (спирали) в сжатую пружину. Свертывание подъемной мачты завершится, когда конечная (верхняя) ступень мачты будет располагаться в пределах допустимого транспортного габарита «h», характеризуемого расстоянием по оси подъемной мачты от неподвижной платформы до наружной поверхности ТС. Дальнейший процесс перевода устройства в транспортное положение заключается в повороте антенной установки с помощью привода до положения вдоль наружной поверхности ТС. Для того чтобы поворотная платформа расположилась в пределах допустимого габарита, оси вращения выполнены со смещением по оси подъемной мачты, которое должно обеспечить и размещение платформы в габарите, и размещение МУК между повернутой поворотной платформой и подъемной мачтой.
Недостатком устройства-прототипа является необходимость выхода персонала (экипажа) из полевых объектов связи и управления наружу для проведения монтажных работ по разворачиванию телескопической мачты и антенны, что понижает безопасность работы персонала и обеспечение работы антенны только на полностью развернутой мачте.
Задача - повышение безопасности и оперативности проведения монтажных работ по развертыванию мачты с антеннами, используемыми в качестве как мачтовых, так и бортовых на всех видах транспортных средств, предназначенных для создания ПОС, за счет того что эти работы проводятся экипажем, находящимся внутри обитаемого объема транспортного средства.
Для решения поставленной задачи в автоматическом антенно-мачтовом устройстве с механизмами подъема, содержащем телескопическую мачту с подъемным механизмом, мачтовый адаптер, жестко закрепленный на верхнем звене телескопической мачты и предназначенный для установки антенн в рабочее положение, а также механизм укладки кабеля, основой которого является пружина, согласно полезной модели, телескопическая мачта с подъемным механизмом помещена в контейнер, закрепленный снаружи или внутри корпуса транспортного средства; на мачтовом адаптере расположены механизмы подъема антенн с соответствующими штыревыми симметричными антеннами, коммутатор управления механизмами подъема антенн, соединенный с ними по соответствующим низкочастотным (НЧ) кабелям, первый модуль радиостанции, соединенный высокочастотным (ВЧ) кабелем с первой штыревой симметричной антенной и НЧ кабелем с радиостанцией; элемент крепления верхнего конца пружины, на витках которого закреплен комбинированный кабель, состоящий из двух НЧ и двух ВЧ кабелей, помещенных в кожух-чехол, причем нижний конец пружины зафиксирован на элементе крепления на контейнере; при этом вторая и третья штыревые симметричные антенны подключены ВЧ кабелями к соответствующим модулям радиостанции, имеющей связь с автоматизированным рабочим местом (АРМ), который соединен с пультом управления мачтой, соединенным с механизмом подъема мачты; пульт дистанционного управления механизмами подъема антеннами соединен по соответствующему НЧ кабелю с коммутатором управления механизмами подъема антенн, а также подсоединен к АРМ, причем АРМ, радиостанция, пульт дистанционного управления механизмами подъема антенн и пульт управления мачтой расположены в обитаемом объеме транспортного средства.
Структурная схема предлагаемого устройства изображена на фиг.1, где приняты следующие обозначения:
1 - телескопическая мачта (ТМ);
1.1 - механизм подъема мачты;
2 - контейнер;
3 - мачтовый адаптер (неподвижная платформа);
3.1 - коммутатор управления механизмами подъема антенн;
3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 - кабели управления механизмами подъема штыревых симметричных антенн;
4.1, 4.2, 4.3 - механизм подъема первой, второй и третьей штыревых симметричных антенн (МПА);
5.1, 5.2, 5.3 - первая, вторая и третья штыревые симметричные антенны (А);
6 - комбинированный кабель;
6.1 - низкочастотный (НЧ) кабель для питания и управления первым модулем радиостанции;
6.2, 6.3 - высокочастотные (ВЧ) кабели для питания второй и третьей симметричных антенн;
6.4 - НЧ кабель соединения с коммутатором;
7 - обитаемый объем транспортного средства (ТС);
7.1 - радиостанция, состоящая из модулей разного диапазона частот;
7.1.1 - первый ВЧ модуль радиостанции 7.1;
7.2 - пульт управления мачтой (ПУМ);
7.3 - пульт дистанционного управления (ПДУ) механизмами подъема антенн;
7.4 - автоматизированное рабочее место (АРМ);
8 - пружинный каркас (пружина);
8.1 - элемент крепления нижнего конца пружины к контейнеру;
8.2 - элемент крепления верхнего конца пружины к адаптеру.
На фиг. 1 механические соединения изображены пунктирными линиями, а кожух-чехол комбинированного кабеля 6 - штрихпунктирной линией.
Предлагаемое автоматическое антенно-мачтовое устройство содержит контейнер 2, внутрь которого помещена мачта 1 с механизмом подъема мачты 1.1, в качестве которого может быть использованы электрический или пневматический, или гидравлический приводы.
Контейнер 2 выполняет функцию дополнительной защиты мачты 1 и подъемного устройства 1.1 от внешних воздействий (воды, песка, снега и т.п.), а также обеспечивает возможность монтажа ААМУ снаружи или внутри всех типов транспортных баз (ТБ) (транспортных средств (ТС), предназначенных для создания полевых объектов связи и управления.
Мачтовый адаптер 3 жестко закреплен на верхнем звене (конечной ступени) телескопической мачты 1 для обеспечения установки антенно-мачтового устройства в рабочее состояние (вертикальное положение). При этом мачтовый адаптер 3 может быть выполнен как угловым (Г-образным), так и прямым, в зависимости от конфигурации ТС.
На мачтовом адаптере 3 расположены:
механизмы подъема антенн 4.1, 4.2 и 4.3 с соответствующими первой 5.1 второй 5.2 и третьей 5.3 штыревыми симметричными антеннами; коммутатор 3.1 для управления МПА 4.1, 4.2 и 4.3 по соответствующим кабелям 3.1.1 3.1.2 и 3.13;
первый модуль 7.1.1 радиостанции, соединенный кабелем с первой антенной 5.1;
элемент крепления верхнего конца 8.2 пружины 8 к адаптеру 3 (изображен в виде точки).
На контейнере 2 установлен элемент крепления 8.1 (изображен в виде точки) нижнего конца пружины 8, которая является основой механизма укладки комбинированного кабеля 6, состоящего из кабелей 6.1÷6.4, помещенных в кожух-чехол.
Пружина 8, на витках которой закреплен комбинированный кабель 6, при подъеме мачты 1 растягивается в виде спирали, поднимая кабель 6. При свертывании мачты пружина 8 вместе с кабелем 6 укладывается на контейнер 2 вокруг мачты 1.
Коммутатор управления 3.1 соответствующими кабелями 3.1.1, 3.1.2 и 3.1.3 соединены с механизмами подъема 4.1 4.2 и 4.3 первой 5.1, второй 5.2 и третьей 5.3 симметричных антенн.
Первая симметричная штыревая антенна 5.1 ВЧ кабелем подключена к первому ВЧ модулю 7.1.1 радиостанции 7.1, который НЧ кабелем управления и питания 6.1 соединен с радиостанцией 7.1. Первый ВЧ модуль 7.1.1 радиостанции 7.1 вынесен за пределы обитаемого объема 7 ТС и помещен на адаптер 3 рядом с первой штыревой антенной 5.1 для уменьшения потерь высокочастотного сигнала в ВЧ кабеле соединения модуля 7.1.1 с антенной 5.1. Вторая штыревая антенна 5.2 ВЧ кабелем 6.2 соединена со вторым модулем радиостанции 7.1 (на фиг. 1 не показан), расположенной в обитаемом объеме транспортной базы 7. Третья штыревая антенна 5.3 ВЧ кабелем 6.3 соединена с третьим модулем радиостанции 7.1 (на фиг. 1 не показан).
В обитаемом объеме транспортного средства 7 размещены автоматизированное рабочее место 7.4, имеющее связь с модулями радиостанции 7.1, пультом управления мачтой 7.2, а также пультом дистанционного управления 7.3, который соединен НЧ кабелем 6.4 с коммутатором 3.1. Пульт управления мачтой 7.2 соединен с МПМ 1.1.
Причем автоматизированное рабочее место может состоять из нескольких АРМ, связанных между собой локальной вычислительной сетью (на фиг. 1 не показаны).
Функционирование предлагаемого устройства происходит следующим образом.
Перевод штыревых симметричных антенн 5.1, 5.2 и в 5.3 из вертикального положения в горизонтальное (транспортное) при проезде под препятствиями по ходу движения (высотой менее 4,0 м, по ГОСТ 32959-2014 и ПДД РФ) осуществляется МПА 4.1, 4.2 и 4.3 соответственно по командам с ПДУ 7.3 или автоматически с АРМ 7.4 (при наличии в ТС бортовой радиолокационной станции (РЛС) или лазерного дальномера-высотомера (на фиг. 1 не показаны). Для этого с ПДУ 7.3 по кабелю 6.4 подают команду «ГОР» через коммутатор 3.1 поочередно на МПА 4.1, 4.2 и 4.3, имеющие наряду с электроприводами ручные поворотные устройства. Для установки антенн 5.1, 5.2 и 5.3 в вертикальное положение (рабочее, при использовании этих антенн в качестве «бортовых» или «мачтовых»), с ПДУ 7.3 по кабелю 6.4 подают команду «ВЕРТ» через коммутатор 3.1 поочередно на МПА 4.1, 4.2 и 4.3.
Если антенны вписываются в габарит по высоте 4,0 м для автодорог при установке на все типы ТС, предназначенные для создания ПОС, то они не требуют оперативного перевода из вертикального положения в горизонтальное.
Для работы антенн 5.1, 5.2 и 5.3 в качестве «мачтовых», следует поднять антенны 5.1, 5.2 и 5.3 на мачте 1 на необходимую высоту для обеспечения уверенного радиообмена с самыми удаленными абонентами по командам с пульта управления мачтой 7.2. Команды с пульта управления мачтой 7.2 на механизм подъема мачты 1.1 могут подаваться как в ручном режиме оператором, так и в автоматическом по магистрали управления с АРМ 7.4 или любого другого, соединенного с ним по локальной вычислительной сети и размещенного в обитаемом объеме ТС 7.
Управление мачтой 1 с АРМ 7.4, с установленным на нем соответствующим программным обеспечением, может предусматривать автоматический подъем мачты 1 на высоту, обеспечивающую минимальную видимость для технических средств разведки (TCP) при заданном качестве канала связи на заранее подготовленных частотах (ЗПЧ) для каждой антенны в ее рабочем диапазоне, по результатам анализа зон уверенного приема на электронной карте местности (ЭКМ) на ЗПЧ, с учетом установленных уровней мощности модулей радиостанции 7.1, показаний их анализаторов помеховой обстановки, коэффициентов стоячей волны антенн 5.1, 5.2 и 5.3.
Предлагаемое ААМУ обеспечивает развертывание и свертывание мачты 1 с тремя штыревыми антеннами 5.1, 5.2 и 5.3 за время не более 3 мин, без выхода экипажа из ПОС наружу.
В качестве телескопической мачты может быть использовано, например, устройство мачтовое типа УМ-В-2. Первая симметричная антенна 5.1 может быть, например, типа ШПАС-30-108АВ, вторая 5.2 - типа ШПАС-108-520АВ, третья - типа АБ-520-2500.
Таким образом, предлагаемое устройство позволяет повысить оперативность и безопасность проведения монтажных работ по развертыванию мачты 1 с антеннами 5.1, 5.2 и 5.3, используемыми в качестве как мачтовых, так и бортовых на всех видах транспортных средств, предназначенных для создания ПОС, за счет того что эти работы проводятся экипажем, находящимся внутри обитаемого объема транспортного средства без дополнительных операций по замене антенн.
| название | год | авторы | номер документа |
|---|---|---|---|
| Автоматическое антенно-мачтовое устройство с несимметричной и симметричными антеннами | 2023 |
|
RU2813238C1 |
| Устройство для повышения разведзащищённости и помехозащищённости мобильных узлов связи | 2024 |
|
RU2838888C1 |
| МНОГОМОДОВАЯ МАЧТОВАЯ АНТЕННА | 2006 |
|
RU2313164C1 |
| ПОДВИЖНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ АППАРАТНАЯ | 2017 |
|
RU2651779C1 |
| МОБИЛЬНАЯ АППАРАТНАЯ СОТОВОЙ СВЯЗИ | 2015 |
|
RU2577525C1 |
| Метеорологическая система измерения пространственной структуры атмосферной турбулентности в неоднородном ландшафте | 2020 |
|
RU2738713C1 |
| ПОДВИЖНОЙ ПОСТ ТЕХНИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ "ЗВЕРОБОЙ-М" | 2014 |
|
RU2563699C1 |
| МОБИЛЬНАЯ АППАРАТНАЯ МНОГОКАНАЛЬНОЙ РАДИОРЕЛЕЙНОЙ СВЯЗИ | 2018 |
|
RU2689771C1 |
| МОБИЛЬНАЯ АППАРАТНАЯ МНОГОКАНАЛЬНОЙ РАДИОСВЯЗИ | 2017 |
|
RU2654214C1 |
| Мобильная аппаратная контроля безопасности связи | 2023 |
|
RU2823040C1 |
Использование: устройство относится к области подвижной технике связи и может быть использовано для оперативного развертывания и свертывания автоматического антенно-мачтового устройства (ААМУ) в полевых объектах связи и управления (ПОС) без выхода экипажа наружу. Технический результат: повышение безопасности и оперативности проведения монтажных работ по развертыванию мачты с антеннами, используемыми в качестве как мачтовых, так и бортовых на всех видах транспортных средств, предназначенных для создания ПОС, за счет того что эти работы проводятся экипажем, находящимся внутри обитаемого объема транспортного средства. Сущность: в устройстве телескопическая мачта (1) с подъемным механизмом (1.1) помещена в контейнер (2), закрепленный снаружи или внутри корпуса транспортного средства. На мачтовом адаптере (3) расположены механизмы подъема с первой (5.1), второй (5.2) и третьей (5.3) штыревыми симметричными антеннами, коммутатор (3.1) управления механизмами подъема антенн (4.1), (4.2) и (4.3), соединенный с ними по соответствующим кабелям, первый модуль (7.1.1) радиостанции (7.1), соединенный с первой штыревой симметричной антенной (5.1). Кроме того, механизм укладки кабеля снабжен элементом крепления верхнего конца пружины (8) к адаптеру (3), а нижнего конца пружины (8) - к контейнеру (2). 3 з.п. ф-лы, 1 ил.
1. Автоматическое антенно-мачтовое устройство с механизмами подъема, содержащее телескопическую мачту с подъемным механизмом, мачтовый адаптер, жестко закрепленный на верхнем звене телескопической мачты и предназначенный для установки антенны в рабочее положение, а также механизм укладки кабеля, основой которого является пружина, отличающееся тем, что телескопическая мачта с подъемным механизмом помещена в контейнер, закрепленный снаружи или внутри корпуса транспортного средства; на мачтовом адаптере расположены механизмы подъема антенн с соответствующими штыревыми симметричными антеннами, коммутатор управления механизмами подъема антенн, соединенный с ними по соответствующим низкочастотным (НЧ) кабелям, первый модуль радиостанции, соединенный высокочастотным (ВЧ) кабелем с первой штыревой симметричной антенной и НЧ кабелем с радиостанцией; элемент крепления верхнего конца пружины, на витках которой закреплен комбинированный кабель, состоящий из двух НЧ и двух ВЧ кабелей, помещенных в кожух-чехол, причем нижний конец пружины зафиксирован на элементе крепления на контейнере; при этом вторая и третья штыревые симметричные антенны подключены ВЧ кабелями к соответствующим модулям радиостанции, имеющей связь с автоматизированным рабочим местом (АРМ), который соединен с пультом управления мачтой, соединенным с механизмом подъема мачты; пульт дистанционного управления механизмами подъема антеннами соединен по соответствующему НЧ кабелю с коммутатором управления механизмами подъема антенн, а также подсоединен к АРМ, причем АРМ, радиостанция, пульт дистанционного управления механизмами подъема антенн и пульт управления мачтой расположены в обитаемом объеме транспортного средства.
2. Антенно-мачтовое устройство по п. 1, отличающееся тем, что мачтовый адаптер выполнен угловым или прямым.
3. Антенно-мачтовое устройство по п. 1, отличающееся тем, что в качестве подъемного устройства мачты использованы электрический или пневматический, или гидравлический приводы.
4. Антенно-мачтовое устройство по п. 1, отличающееся тем, что в качестве подъемных устройств штыревых симметричных антенн использованы электрические приводы.
| ПОДЪЕМНО-МАЧТОВОЕ УСТРОЙСТВО МОБИЛЬНОЙ АНТЕННОЙ УСТАНОВКИ | 2010 |
|
RU2419925C1 |
| СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ГОМОГЕННОЙ ЭЛЕКТРОНООБМЕННОЙМЕМБРАНЫ | 0 |
|
SU219173A1 |
| WO 2014052817 A1, 03.04.2014 | |||
| Устройство для измерения температуры при резании | 1950 |
|
SU89287A1 |
| Приспособление для спуска затвора Фотографической камеры | 1931 |
|
SU27825A1 |
| Антенно-мачтовое устройство | 1975 |
|
SU536550A1 |
Авторы
Даты
2024-02-14—Публикация
2023-04-13—Подача