Автоматическое антенно-мачтовое устройство с механизмами подъема Российский патент 2024 года по МПК H01Q1/08 

Описание патента на изобретение RU2813629C1

Устройство относится к области подвижной технике связи и может быть использовано для оперативного развертывания и свертывания автоматического антенно-мачтового устройства (ААМУ) в полевых объектах связи и управления (ПОС) без выхода экипажа наружу.

Известно антенно-мачтовое устройство (АМУ) по авт. св. СССР №1269705, содержащее излучатель антенны, в котором имеется механизм укладки излучателя антенны в транспортное положение.

Недостатком известного антенно-мачтового устройства (АМУ) является то, что устройство не обеспечивает работу антенны без полного выдвижения мачты.

Известны также подъемно-мачтовые устройства (ПМУ) производства компании Will-Burt (http://www.willburt.com), содержащие телескопическую мачту и механизм укладки кабеля (МУК) по типу винтовой пружины.

Недостатком этих ПМУ является отсутствие дополнительного механизма, обеспечивающего поворот антенного устройства с целью обеспечения минимальных габаритов в транспортном положении, а также использование всей длины корпуса мачты для размещения МУК, что может быть недопустимо в отдельных случаях.

Известно подъемно-мачтовое устройство мобильной антенной установки по патенту РФ №2373618, H01Q 1/08, которое состоит из основания, подъемной мачты и опорной платформы.

Недостаток этого подъемно-мачтового устройства - ограниченное пространство для размещения МУК внутри транспортного средства.

Наиболее близким аналогом по технической сущности к предлагаемому является подъемно-мачтовое устройство мобильной антенной установки по патенту РФ №2419925, H01Q 1/08, принятое за прототип.

Подъемно-мачтовое устройство-прототип состоит из подъемной телескопической мачты с приводом, для подъема антенной установки, механизма укладки кабеля (МУК), выполненного по типу винтовой пружины, на витках которой закрепляется ВЧ кабель для антенной установки, поворотного устройства, которое состоит из двух П-образных платформ - неподвижной, жестко связанной с конечной (верхней) ступенью мачты и поворотной с антенной установкой.

Работу ПМУ-прототипа рассмотрим в части перевода устройства из рабочего развернутого положения в транспортное. Устройство переводится из рабочего положения в транспортное путем свертывания подъемной телескопической мачты приводом. При свертывании ступеней мачты кабель, закрепленный на пружинном каркасе будет укладываться в МУК из состояния растянутой пружины (спирали) в сжатую пружину. Свертывание подъемной мачты завершится, когда конечная (верхняя) ступень мачты будет располагаться в пределах допустимого транспортного габарита «h», характеризуемого расстоянием по оси подъемной мачты от неподвижной платформы до наружной поверхности ТС. Дальнейший процесс перевода устройства в транспортное положение заключается в повороте антенной установки с помощью привода до положения вдоль наружной поверхности ТС. Для того чтобы поворотная платформа расположилась в пределах допустимого габарита, оси вращения выполнены со смещением по оси подъемной мачты, которое должно обеспечить и размещение платформы в габарите, и размещение МУК между повернутой поворотной платформой и подъемной мачтой.

Недостатком устройства-прототипа является необходимость выхода персонала (экипажа) из полевых объектов связи и управления наружу для проведения монтажных работ по разворачиванию телескопической мачты и антенны, что понижает безопасность работы персонала и обеспечение работы антенны только на полностью развернутой мачте.

Задача - повышение безопасности и оперативности проведения монтажных работ по развертыванию мачты с антеннами, используемыми в качестве как мачтовых, так и бортовых на всех видах транспортных средств, предназначенных для создания ПОС, за счет того что эти работы проводятся экипажем, находящимся внутри обитаемого объема транспортного средства.

Для решения поставленной задачи в автоматическом антенно-мачтовом устройстве с механизмами подъема, содержащем телескопическую мачту с подъемным механизмом, мачтовый адаптер, жестко закрепленный на верхнем звене телескопической мачты и предназначенный для установки антенн в рабочее положение, а также механизм укладки кабеля, основой которого является пружина, согласно полезной модели, телескопическая мачта с подъемным механизмом помещена в контейнер, закрепленный снаружи или внутри корпуса транспортного средства; на мачтовом адаптере расположены механизмы подъема антенн с соответствующими штыревыми симметричными антеннами, коммутатор управления механизмами подъема антенн, соединенный с ними по соответствующим низкочастотным (НЧ) кабелям, первый модуль радиостанции, соединенный высокочастотным (ВЧ) кабелем с первой штыревой симметричной антенной и НЧ кабелем с радиостанцией; элемент крепления верхнего конца пружины, на витках которого закреплен комбинированный кабель, состоящий из двух НЧ и двух ВЧ кабелей, помещенных в кожух-чехол, причем нижний конец пружины зафиксирован на элементе крепления на контейнере; при этом вторая и третья штыревые симметричные антенны подключены ВЧ кабелями к соответствующим модулям радиостанции, имеющей связь с автоматизированным рабочим местом (АРМ), который соединен с пультом управления мачтой, соединенным с механизмом подъема мачты; пульт дистанционного управления механизмами подъема антеннами соединен по соответствующему НЧ кабелю с коммутатором управления механизмами подъема антенн, а также подсоединен к АРМ, причем АРМ, радиостанция, пульт дистанционного управления механизмами подъема антенн и пульт управления мачтой расположены в обитаемом объеме транспортного средства.

Структурная схема предлагаемого устройства изображена на фиг.1, где приняты следующие обозначения:

1 - телескопическая мачта (ТМ);

1.1 - механизм подъема мачты;

2 - контейнер;

3 - мачтовый адаптер (неподвижная платформа);

3.1 - коммутатор управления механизмами подъема антенн;

3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 - кабели управления механизмами подъема штыревых симметричных антенн;

4.1, 4.2, 4.3 - механизм подъема первой, второй и третьей штыревых симметричных антенн (МПА);

5.1, 5.2, 5.3 - первая, вторая и третья штыревые симметричные антенны (А);

6 - комбинированный кабель;

6.1 - низкочастотный (НЧ) кабель для питания и управления первым модулем радиостанции;

6.2, 6.3 - высокочастотные (ВЧ) кабели для питания второй и третьей симметричных антенн;

6.4 - НЧ кабель соединения с коммутатором;

7 - обитаемый объем транспортного средства (ТС);

7.1 - радиостанция, состоящая из модулей разного диапазона частот;

7.1.1 - первый ВЧ модуль радиостанции 7.1;

7.2 - пульт управления мачтой (ПУМ);

7.3 - пульт дистанционного управления (ПДУ) механизмами подъема антенн;

7.4 - автоматизированное рабочее место (АРМ);

8 - пружинный каркас (пружина);

8.1 - элемент крепления нижнего конца пружины к контейнеру;

8.2 - элемент крепления верхнего конца пружины к адаптеру.

На фиг. 1 механические соединения изображены пунктирными линиями, а кожух-чехол комбинированного кабеля 6 - штрихпунктирной линией.

Предлагаемое автоматическое антенно-мачтовое устройство содержит контейнер 2, внутрь которого помещена мачта 1 с механизмом подъема мачты 1.1, в качестве которого может быть использованы электрический или пневматический, или гидравлический приводы.

Контейнер 2 выполняет функцию дополнительной защиты мачты 1 и подъемного устройства 1.1 от внешних воздействий (воды, песка, снега и т.п.), а также обеспечивает возможность монтажа ААМУ снаружи или внутри всех типов транспортных баз (ТБ) (транспортных средств (ТС), предназначенных для создания полевых объектов связи и управления.

Мачтовый адаптер 3 жестко закреплен на верхнем звене (конечной ступени) телескопической мачты 1 для обеспечения установки антенно-мачтового устройства в рабочее состояние (вертикальное положение). При этом мачтовый адаптер 3 может быть выполнен как угловым (Г-образным), так и прямым, в зависимости от конфигурации ТС.

На мачтовом адаптере 3 расположены:

механизмы подъема антенн 4.1, 4.2 и 4.3 с соответствующими первой 5.1 второй 5.2 и третьей 5.3 штыревыми симметричными антеннами; коммутатор 3.1 для управления МПА 4.1, 4.2 и 4.3 по соответствующим кабелям 3.1.1 3.1.2 и 3.13;

первый модуль 7.1.1 радиостанции, соединенный кабелем с первой антенной 5.1;

элемент крепления верхнего конца 8.2 пружины 8 к адаптеру 3 (изображен в виде точки).

На контейнере 2 установлен элемент крепления 8.1 (изображен в виде точки) нижнего конца пружины 8, которая является основой механизма укладки комбинированного кабеля 6, состоящего из кабелей 6.1÷6.4, помещенных в кожух-чехол.

Пружина 8, на витках которой закреплен комбинированный кабель 6, при подъеме мачты 1 растягивается в виде спирали, поднимая кабель 6. При свертывании мачты пружина 8 вместе с кабелем 6 укладывается на контейнер 2 вокруг мачты 1.

Коммутатор управления 3.1 соответствующими кабелями 3.1.1, 3.1.2 и 3.1.3 соединены с механизмами подъема 4.1 4.2 и 4.3 первой 5.1, второй 5.2 и третьей 5.3 симметричных антенн.

Первая симметричная штыревая антенна 5.1 ВЧ кабелем подключена к первому ВЧ модулю 7.1.1 радиостанции 7.1, который НЧ кабелем управления и питания 6.1 соединен с радиостанцией 7.1. Первый ВЧ модуль 7.1.1 радиостанции 7.1 вынесен за пределы обитаемого объема 7 ТС и помещен на адаптер 3 рядом с первой штыревой антенной 5.1 для уменьшения потерь высокочастотного сигнала в ВЧ кабеле соединения модуля 7.1.1 с антенной 5.1. Вторая штыревая антенна 5.2 ВЧ кабелем 6.2 соединена со вторым модулем радиостанции 7.1 (на фиг. 1 не показан), расположенной в обитаемом объеме транспортной базы 7. Третья штыревая антенна 5.3 ВЧ кабелем 6.3 соединена с третьим модулем радиостанции 7.1 (на фиг. 1 не показан).

В обитаемом объеме транспортного средства 7 размещены автоматизированное рабочее место 7.4, имеющее связь с модулями радиостанции 7.1, пультом управления мачтой 7.2, а также пультом дистанционного управления 7.3, который соединен НЧ кабелем 6.4 с коммутатором 3.1. Пульт управления мачтой 7.2 соединен с МПМ 1.1.

Причем автоматизированное рабочее место может состоять из нескольких АРМ, связанных между собой локальной вычислительной сетью (на фиг. 1 не показаны).

Функционирование предлагаемого устройства происходит следующим образом.

Перевод штыревых симметричных антенн 5.1, 5.2 и в 5.3 из вертикального положения в горизонтальное (транспортное) при проезде под препятствиями по ходу движения (высотой менее 4,0 м, по ГОСТ 32959-2014 и ПДД РФ) осуществляется МПА 4.1, 4.2 и 4.3 соответственно по командам с ПДУ 7.3 или автоматически с АРМ 7.4 (при наличии в ТС бортовой радиолокационной станции (РЛС) или лазерного дальномера-высотомера (на фиг. 1 не показаны). Для этого с ПДУ 7.3 по кабелю 6.4 подают команду «ГОР» через коммутатор 3.1 поочередно на МПА 4.1, 4.2 и 4.3, имеющие наряду с электроприводами ручные поворотные устройства. Для установки антенн 5.1, 5.2 и 5.3 в вертикальное положение (рабочее, при использовании этих антенн в качестве «бортовых» или «мачтовых»), с ПДУ 7.3 по кабелю 6.4 подают команду «ВЕРТ» через коммутатор 3.1 поочередно на МПА 4.1, 4.2 и 4.3.

Если антенны вписываются в габарит по высоте 4,0 м для автодорог при установке на все типы ТС, предназначенные для создания ПОС, то они не требуют оперативного перевода из вертикального положения в горизонтальное.

Для работы антенн 5.1, 5.2 и 5.3 в качестве «мачтовых», следует поднять антенны 5.1, 5.2 и 5.3 на мачте 1 на необходимую высоту для обеспечения уверенного радиообмена с самыми удаленными абонентами по командам с пульта управления мачтой 7.2. Команды с пульта управления мачтой 7.2 на механизм подъема мачты 1.1 могут подаваться как в ручном режиме оператором, так и в автоматическом по магистрали управления с АРМ 7.4 или любого другого, соединенного с ним по локальной вычислительной сети и размещенного в обитаемом объеме ТС 7.

Управление мачтой 1 с АРМ 7.4, с установленным на нем соответствующим программным обеспечением, может предусматривать автоматический подъем мачты 1 на высоту, обеспечивающую минимальную видимость для технических средств разведки (TCP) при заданном качестве канала связи на заранее подготовленных частотах (ЗПЧ) для каждой антенны в ее рабочем диапазоне, по результатам анализа зон уверенного приема на электронной карте местности (ЭКМ) на ЗПЧ, с учетом установленных уровней мощности модулей радиостанции 7.1, показаний их анализаторов помеховой обстановки, коэффициентов стоячей волны антенн 5.1, 5.2 и 5.3.

Предлагаемое ААМУ обеспечивает развертывание и свертывание мачты 1 с тремя штыревыми антеннами 5.1, 5.2 и 5.3 за время не более 3 мин, без выхода экипажа из ПОС наружу.

В качестве телескопической мачты может быть использовано, например, устройство мачтовое типа УМ-В-2. Первая симметричная антенна 5.1 может быть, например, типа ШПАС-30-108АВ, вторая 5.2 - типа ШПАС-108-520АВ, третья - типа АБ-520-2500.

Таким образом, предлагаемое устройство позволяет повысить оперативность и безопасность проведения монтажных работ по развертыванию мачты 1 с антеннами 5.1, 5.2 и 5.3, используемыми в качестве как мачтовых, так и бортовых на всех видах транспортных средств, предназначенных для создания ПОС, за счет того что эти работы проводятся экипажем, находящимся внутри обитаемого объема транспортного средства без дополнительных операций по замене антенн.

Похожие патенты RU2813629C1

название год авторы номер документа
Автоматическое антенно-мачтовое устройство с несимметричной и симметричными антеннами 2023
  • Асташов Роман Анатольевич
  • Духанин Сергей Николаевич
  • Синицын Николай Александрович
  • Хаков Анатолий Михайлович
  • Чернышов Евгений Владимирович
RU2813238C1
МНОГОМОДОВАЯ МАЧТОВАЯ АНТЕННА 2006
  • Проценко Михаил Сергеевич
  • Самуйлов Игорь Николаевич
  • Чернолес Владимир Петрович
RU2313164C1
ПОДВИЖНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ АППАРАТНАЯ 2017
  • Жужома Валерий Михайлович
  • Назаров Олег Валерьевич
  • Вергелис Николай Иванович
  • Першин Павел Владимирович
  • Кавинский Игорь Владимирович
RU2651779C1
МОБИЛЬНАЯ АППАРАТНАЯ СОТОВОЙ СВЯЗИ 2015
  • Карпухин Сергей Николаевич
  • Вергелис Николай Иванович
  • Уланов Андрей Вячеславович
  • Фотин Евгений Евгеньевич
  • Головачев Александр Александрович
  • Попов Владимир Валентинович
  • Шабанов Алексей Юрьевич
RU2577525C1
Метеорологическая система измерения пространственной структуры атмосферной турбулентности в неоднородном ландшафте 2020
  • Репина Ирина Анатольевна
  • Артамонов Арсений Юрьевич
  • Семенов Владимир Анатольевич
  • Барсков Кирилл Владиславович
  • Пашкин Артем Денисович
  • Степаненко Виктор Михайлович
  • Акперов Мирсеид Габиль Оглы
  • Гавриков Александр Владимирович
RU2738713C1
ПОДВИЖНОЙ ПОСТ ТЕХНИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ "ЗВЕРОБОЙ-М" 2014
  • Семеновых Олег Борисович
  • Зотов Юрий Михайлович
  • Мелихов Виктор Александрович
  • Котов Сергей Иванович
RU2563699C1
МОБИЛЬНАЯ АППАРАТНАЯ МНОГОКАНАЛЬНОЙ РАДИОРЕЛЕЙНОЙ СВЯЗИ 2018
  • Вергелис Николай Иванович
  • Векшин Юрий Евгеньевич
  • Кель Николай Александрович
  • Патрикеев Иван Владимирович
RU2689771C1
МОБИЛЬНАЯ АППАРАТНАЯ МНОГОКАНАЛЬНОЙ РАДИОСВЯЗИ 2017
  • Жужома Валерий Михайлович
  • Назаров Олег Валерьевич
  • Вергелис Николай Иванович
  • Козориз Денис Александрович
  • Першин Павел Владимирович
  • Михалочкин Алексей Александрович
  • Красуцкий Николай Михайлович
  • Долгих Василий Алексеевич
RU2654214C1
Мобильная аппаратная контроля безопасности связи 2023
  • Брежнев Дмитрий Викторович
  • Абилов Владимир Нурбулатович
  • Савельева Марина Викторовна
  • Жуковский Артём Валерьевич
  • Ханов Эдуард Борисович
  • Фокин Андрей Олегович
RU2823040C1
КОМБИНИРОВАННАЯ РАДИОСТАНЦИЯ 2012
  • Вергелис Николай Иванович
  • Яшков Алексей Владимирович
  • Герасимов Андрей Викторович
RU2490794C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 813 629 C1

Реферат патента 2024 года Автоматическое антенно-мачтовое устройство с механизмами подъема

Использование: устройство относится к области подвижной технике связи и может быть использовано для оперативного развертывания и свертывания автоматического антенно-мачтового устройства (ААМУ) в полевых объектах связи и управления (ПОС) без выхода экипажа наружу. Технический результат: повышение безопасности и оперативности проведения монтажных работ по развертыванию мачты с антеннами, используемыми в качестве как мачтовых, так и бортовых на всех видах транспортных средств, предназначенных для создания ПОС, за счет того что эти работы проводятся экипажем, находящимся внутри обитаемого объема транспортного средства. Сущность: в устройстве телескопическая мачта (1) с подъемным механизмом (1.1) помещена в контейнер (2), закрепленный снаружи или внутри корпуса транспортного средства. На мачтовом адаптере (3) расположены механизмы подъема с первой (5.1), второй (5.2) и третьей (5.3) штыревыми симметричными антеннами, коммутатор (3.1) управления механизмами подъема антенн (4.1), (4.2) и (4.3), соединенный с ними по соответствующим кабелям, первый модуль (7.1.1) радиостанции (7.1), соединенный с первой штыревой симметричной антенной (5.1). Кроме того, механизм укладки кабеля снабжен элементом крепления верхнего конца пружины (8) к адаптеру (3), а нижнего конца пружины (8) - к контейнеру (2). 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 813 629 C1

1. Автоматическое антенно-мачтовое устройство с механизмами подъема, содержащее телескопическую мачту с подъемным механизмом, мачтовый адаптер, жестко закрепленный на верхнем звене телескопической мачты и предназначенный для установки антенны в рабочее положение, а также механизм укладки кабеля, основой которого является пружина, отличающееся тем, что телескопическая мачта с подъемным механизмом помещена в контейнер, закрепленный снаружи или внутри корпуса транспортного средства; на мачтовом адаптере расположены механизмы подъема антенн с соответствующими штыревыми симметричными антеннами, коммутатор управления механизмами подъема антенн, соединенный с ними по соответствующим низкочастотным (НЧ) кабелям, первый модуль радиостанции, соединенный высокочастотным (ВЧ) кабелем с первой штыревой симметричной антенной и НЧ кабелем с радиостанцией; элемент крепления верхнего конца пружины, на витках которой закреплен комбинированный кабель, состоящий из двух НЧ и двух ВЧ кабелей, помещенных в кожух-чехол, причем нижний конец пружины зафиксирован на элементе крепления на контейнере; при этом вторая и третья штыревые симметричные антенны подключены ВЧ кабелями к соответствующим модулям радиостанции, имеющей связь с автоматизированным рабочим местом (АРМ), который соединен с пультом управления мачтой, соединенным с механизмом подъема мачты; пульт дистанционного управления механизмами подъема антеннами соединен по соответствующему НЧ кабелю с коммутатором управления механизмами подъема антенн, а также подсоединен к АРМ, причем АРМ, радиостанция, пульт дистанционного управления механизмами подъема антенн и пульт управления мачтой расположены в обитаемом объеме транспортного средства.

2. Антенно-мачтовое устройство по п. 1, отличающееся тем, что мачтовый адаптер выполнен угловым или прямым.

3. Антенно-мачтовое устройство по п. 1, отличающееся тем, что в качестве подъемного устройства мачты использованы электрический или пневматический, или гидравлический приводы.

4. Антенно-мачтовое устройство по п. 1, отличающееся тем, что в качестве подъемных устройств штыревых симметричных антенн использованы электрические приводы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2813629C1

ПОДЪЕМНО-МАЧТОВОЕ УСТРОЙСТВО МОБИЛЬНОЙ АНТЕННОЙ УСТАНОВКИ 2010
  • Орленко Владимир Васильевич
  • Карпенко Андрей Борисович
  • Леонов Николай Александрович
RU2419925C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ГОМОГЕННОЙ ЭЛЕКТРОНООБМЕННОЙМЕМБРАНЫ 0
  • Г. С. Колесников, А. С. Тевлика Ш. М. Догдуров
SU219173A1
WO 2014052817 A1, 03.04.2014
Устройство для измерения температуры при резании 1950
  • Каширин А.И.
  • Кимельфельд М.П.
  • Кондрашов А.С.
SU89287A1
Приспособление для спуска затвора Фотографической камеры 1931
  • Чеварда С.О.
SU27825A1
Антенно-мачтовое устройство 1975
  • Лукьянов Геннадий Федорович
  • Метелкин Владимир Васильевич
SU536550A1

RU 2 813 629 C1

Авторы

Асташов Роман Анатольевич

Духанин Сергей Николаевич

Синицын Николай Александрович

Хаков Анатолий Михайлович

Чернышов Евгений Владимирович

Даты

2024-02-14Публикация

2023-04-13Подача