СПОСОБ РАЗМИНИРОВАНИЯ И УСТРОЙСТВО БРОНИРОВАННОЙ МАШИНЫ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Российский патент 2008 года по МПК F41H11/12 

Описание патента на изобретение RU2337306C1

Изобретение относится к колесным и гусеничным бронированным машинам со специальным оборудованием, предназначенным для разминирования дорог, улиц населенных пунктов, участков местности, а также обеспечения продвижения войск и гуманитарных конвоев.

Известен способ разминирования бронированными машинами, включающий движение предназначенной для навески тралящего оборудования машины (танка) к месту разминирования, транспортирование тралящего оборудования другой машиной обеспечения (например, автомобилем) к этому месту, навеску краном тралящего оборудования (катковых, ножевых секций) на приварные платики на лобовых листах корпуса танка, соединение пневмо- и электротрасс трала с базовой машиной, затем осуществление процесса траления с заменой при необходимости разрушенных от взрыва мин катков или других элементов запасными, подвозимыми другим транспортным средством и демонтаж тралящего оборудования с погрузкой на другие транспортные средства после процесса траления.

Известны машины для осуществления этого способа, содержащие тралящее оборудование в составе колейного катково-нажимного трала, ножевого трала, электромагнитной приставки, навешиваемых на лобовые поверхности серийных танков. ("Основные боевые танки" под ред. Сафонова B.C. и Мураховского В.И., М., "Арсенал-Пресс", 1993, стр.60, 72, 150).

Известен также способ преодоления минно-взрывных заграждений с использованием навесного оборудования, включающий установку трала КМТ-7 (см. Объект 172М. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Книга 2. - М., Воениздат, 1975, с.458).

Известны и средства преодоления минно-взрывных заграждений. Минные тралы (Техническое описание и инструкция по эксплуатации ТО и ИЭ, Москва, Военное издательство, 1988).

Наиболее близким по существенным признакам и достигаемому результату является способ разминирования, осуществляемый бронированной машиной разминирования БМР-3М, включающий демонтаж установленного на самой машине в транспортном положении тралящего оборудования краном-стрелой, установленной также на самой машине, установку оборудования на грунт, крепление его к лобовым листам корпуса машины, используя ее маневрирование и работу крана-стрелы, соединение пневмо- и электротрасс, траление с заменой при необходимости разрушенных катков запасными, демонтаж тралящего оборудования и установку в транспортное положение в обратном порядке.

Устройство машины разминирования БМР-3М для осуществления способа разминирования, выбранного за наиболее близкий аналог, содержит базовую машину-танк Т-90, на корпусе которого выполнена бронированная надстройка, в которой размещаются экипаж и десант, а также специальное оборудование, встроенное и возимое, и вооружение. Машина содержит также кран-стрелу грузоподъемностью 3 т и подвижную платформу над моторным отделением, на которой уложено в транспортном положении тралящее оборудование ("Боевые танки России последнего поколения", Ильин В.Е., М., ACT, "Астрель", 2001 г., стр.88-95).

Основной недостаток известных способов разминирования и устройств машин для их осуществления состоит в том, что они требуют больших трудозатрат и затрат времени на подготовительные операции перед тралением, а также на свертывание оборудования после траления. Тралящее оборудование (трал с катковыми и ножевыми секциями) имеет значительные габариты и массу и не может размещаться в транспортном положении на лобовой части машины, создавая чрезмерные нагрузки на ее передние катки и перекрывая поле зрения водителя. Поэтому оно находится на БМР-3М (взятой в качестве прототипа), в транспортном положении в задней части машины, и для приведения его в рабочее состояние требуются вышеуказанные операции, при которых время навески и демонтажа трала КМТ-7, оснащенного электромагнитной приставкой на машину, составляет 3-3,5 часа.

Задачей изобретения является сокращение трудозатрат и времени на подготовку машины к тралению и свертывание оборудования в транспортное положение после траления, повышение мобильности машины, а следовательно, и преодолевающих минные поля войск за счет исключения операций разгрузки тралящего оборудования, монтажа его в рабочее положение с применением подъемного крана, демонтажа после траления, укладки в транспортное положение и использования устройства бронированной машины для этой цели.

Поставленная задача достигается тем, что в способе разминирования бронированной машиной, при которой машину ведут по маршруту в составе колонны, тралящее оборудование транспортируют на самой машине, на исходном рубеже приводят тралящее оборудование в рабочее состояние, производят траление с заменой, в случае необходимости, поврежденных от взрыва мин элементов трала, переводят трал в транспортное положение и продолжают движение в колонне, авторы предлагают осуществлять перевод смонтированного тралящего оборудования перемещением его из транспортного положения в рабочее положение, например, поворотом его вокруг оси, гидроприводом, затем траление задним ходом машины и перевод тралящего оборудования из рабочего положения в транспортное обратным порядком операций.

Поставленная цель достигается также тем, что в устройстве бронированной машины для разминирования, включающем шасси базовой машины, отсек для размещения экипажа, тралящее оборудование и запасные части, инструмент, принадлежности, авторы предлагают совокупное применение шасси, например грузового автомобиля, бронекабины с рабочим местом оператора, содержащим преимущественно дублированные органы управления и поворотное сиденье тралящего оборудования, размещенного сзади на платформе, с возможностью его перемещения, например поворота на осях гидроприводом до рабочего положения на грунте, бронезащиты узлов шасси от осколков мин в виде ограждения из броневых листов, установленных на осях и опускаемых при тралении.

Предлагаемый способ разминирования позволяет оперативно провести подготовку тралящего оборудования к работе в полевых и городских условиях и быстро перевести его после траления в транспортное положение, так как предлагаемое устройство машины для осуществления этого способа позволяет выполнить эти операции гидроприводом, установленным на машине, а траление с необходимой скоростью 6-12 км/ч осуществить задним ходом автомобиля, управляемого с рабочего места оператора, содержащего дублированные органы управления.

Кроме того, использование в качестве базового автомобильного шасси позволяет в сравнении с танковым снизить многократно стоимость машины в целом, обеспечить ее высокую мобильность, скорости движения в колонне, а следовательно, и мобильность колонны войск или гуманитарного конвоя. Тем самым достигается цель изобретения.

Это позволяет сделать вывод, что заявляемые технические решения связаны единым изобретательским замыслом.

В известных заявителю способах разминирования и устройствах машин для их осуществления отсутствует совокупность отличительных признаков заявляемой группы технических решений, следовательно, она отвечает критерию "новизна".

Отличительные признаки заявляемой группы технических решений, позволяющие снизить затраты времени и трудоемкость на разминирование и повысить мобильность машины, не следуют явным образом из уровня техники. Следовательно, предлагаемая группа технических решений соответствует критерию "изобретательский уровень".

На фиг.1 изображен продольный вид машины с тралящим оборудованием в рабочем состоянии.

На фиг.2 изображен вид сверху на машину и тралящее оборудование.

На чертежах изображены секции тралящего оборудования 1 и 2, гидропривод 3 (в составе насоса, гидрораспределителя, гидробака, трубопроводов - не показано), гидроцилиндры 4 и 5, шасси 6 автомобиля, бронекабина 7, органы управления 8, 9, сиденья 10, 11, броневые ограждения 12, 13, 14, комплект запасных частей, инструмента, принадлежностей для тралящего оборудования (ЗИП) 15.

Предлагаемый способ разминирования осуществляется машиной следующим образом.

К месту начала траления машина подходит, разворачиваясь задней частью вперед. С помощью гидропривода 3 гидроцилиндрами 4 и 5 опускают на землю и приводят в рабочее состояние секции тралящего оборудования 1 и 2, а также броневые ограждения 12, 13, 14, затем производят траление задним ходом автомобиля, используя дублированные органы управления 9 и поворотное сиденье 11, заменяют, в случае выхода из строя из-за взрыва мины, рабочие элементы трала (например, катки) запасными из ЗИПа 15, используя ручную лебедку, также входящую в состав ЗИПа 15, затем после траления гидроцилиндрами 4 и 5 гидропривода 3 поднимают и переводят в транспортное положение секции тралящего оборудования 1, 2, поднимают броневые ограждения 12, 13, 14 и продолжают движение в составе колонны.

Промышленная применимость предлагаемой группы технических решений видна из описания способа и устройства машины для его осуществления.

Предлагаемый способ и устройство позволяют оперативно, с наименьшими трудозатратами осуществлять разминирование местности, дорог, улиц населенных пунктов. При этом используется наиболее дешевая база - шасси грузового автомобиля, сохраняется высокая проходимость, маневренность, обеспечивается высокая мобильность воинских или гуманитарных колонн, движущихся через заминированные участки пути.

Похожие патенты RU2337306C1

название год авторы номер документа
Самоходное бронированное транспортное средство обеспечения разминирования и подготовки объектов к разрушению и крепление для установки навесного оборудования 2017
  • Азаматов Рамиль Абдреевич
  • Аюкин Зульфат Ахатович
  • Дубин Андрей Евгеньевич
  • Комиссаров Дмитрий Сергеевич
  • Макушев Дмитрий Александрович
  • Марков Денис Николаевич
  • Матвейкин Сергей Вячеславович
  • Попов Сергей Дмитриевич
RU2648659C1
Инженерная машина разведки и разминирования 2022
  • Завьялов Вячеслав Андреевич
  • Матвейкин Сергей Вячеславович
  • Малкин Александр Игоревич
RU2794394C1
МОДУЛЬНЫЙ МИННЫЙ ТРАЛ 2011
  • Фролов Валерий Николаевич
  • Марищенко Александр Трофимович
  • Копнышев Сергей Львович
  • Усманов Рашид Ильнурович
  • Карпов Александр Сергеевич
  • Елин Александр Юрьевич
RU2478182C1
МАШИНА РАЗМИНИРОВАНИЯ МЕСТНОСТИ 2003
  • Дружинин В.Г.
  • Ковальчук В.Я.
  • Зиновьев В.П.
  • Камшилов Г.Д.
  • Шальтис В.В.
  • Ширинкин В.А.
  • Маркова Л.И.
RU2241198C1
ИНЖЕНЕРНЫЙ КАТКОВЫЙ МИННЫЙ ТРАЛЬЩИК 2002
  • Собко В.Ф.
  • Камшилов Г.Д.
  • Ширинкин В.А.
  • Шальтис В.В.
  • Аксенов А.И.
  • Дружинин В.Г.
  • Ковальчук В.Я.
RU2221982C1
ДОРОЖНАЯ МАШИНА РАЗМИНИРОВАНИЯ 2002
  • Сердцев Н.И.
  • Собко В.Ф.
  • Аверченко А.М.
  • Кузнецов В.А.
  • Дмитриенков А.А.
  • Камшилов Г.Д.
  • Ширинкин В.А.
  • Шальтис В.В.
RU2210721C1
Пункт управления минным тральщиком 2017
  • Матвейкин Сергей Вячеславович
  • Феофилактов Юрий Викторович
RU2664854C1
ТРАНСПОРТНАЯ МАШИНА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ЗОНЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 2000
  • Кузнецов В.А.
  • Камшилов Г.Д.
  • Ширинкин В.А.
  • Шальтис В.В.
  • Собко В.Ф.
  • Дружинин В.Г.
  • Тарасов А.И.
  • Хлесткин А.П.
  • Аверченко А.М.
RU2167381C1
Бойковый минный трал сплошного траления 2022
  • Жиров Дмитрий Витальевич
  • Лазарев Сергей Петрович
  • Кустаров Роман Александрович
RU2783325C1
СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТАНКОМ МИННО-ВЗРЫВНЫХ ЗАГРАЖДЕНИЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1999
  • Аниконов А.Н.
  • Белоконь С.П.
  • Марютин А.М.
RU2162590C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 337 306 C1

Реферат патента 2008 года СПОСОБ РАЗМИНИРОВАНИЯ И УСТРОЙСТВО БРОНИРОВАННОЙ МАШИНЫ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к колесным и гусеничным бронированным машинам со специальным оборудованием, предназначенным для разминирования дорог, улиц населенных пунктов, участков местности и обеспечения продвижения войск и гуманитарных конвоев. Тралящее оборудование транспортируется на машине в составе колонны. Машина содержит шасси грузового автомобиля, бронекабину с рабочим местом оператора, содержащую дублированные органы управления и дополнительное поворотное сиденье. Тралящее оборудование размещено сзади на платформе и имеет возможность поворота на оси из транспортного положения в рабочее посредством гидроцилиндров. Имеется возможность замены поврежденных элементов трала. Траление производят задним ходом машины. Бронезащита узлов шасси от осколков мин выполнена в виде ограждения из броневых листов, установленных на осях и опускаемых при тралении. Изобретение обеспечивает сокращение трудозатрат и времени на подготовку машины к тралению и свертывание оборудования в транспортное положение, повышение мобильности машины, а следовательно, и преодолевающих минные поля войск за счет исключения длительных операций с использованием подъемного крана. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 337 306 C1

1. Способ разминирования бронированной машиной, включающий транспортирование тралящего оборудования на упомянутой машине, приведение на исходном рубеже тралящего оборудования в рабочее положение и траление с заменой элементов трала в случае их повреждения от взрыва мин, перевод трала в транспортное положение и продолжение движения, отличающийся тем, что используют тралящее оборудование, выполненное с возможностью поворота на оси из транспортного положения в рабочее посредством гидроцилиндров, при этом траление производят задним ходом машины.2. Бронированная машина для разминирования, содержащая шасси, отсек для размещения экипажа, тралящее оборудование и его запасные части, отличающаяся тем, что используют шасси грузового автомобиля с бронезащитой от осколков мин, отсек для размещения экипажа выполнен в виде бронекабины с рабочим местом оператора, содержащей преимущественно дублированные органы управления и поворотное сиденье, тралящее оборудование размещено сзади на платформе и выполнено с возможностью поворота на оси из транспортного положения в рабочее посредством гидроцилиндров, а бронезащита узлов шасси выполнена в виде ограждения из броневых листов, установленных на осях и опускаемых при тралении.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2337306C1

Приспособление против самоотвинчивания гаек 1924
  • Полежаев Н.Я.
SU7194A1
КОНСТРУКЦИЯ ТАНКА 2003
  • Новохацкий Игорь Владимирович
RU2256872C2
АВТОНОМНЫЙ КОМПЛЕКС БРОНИРОВАННЫХ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН 2003
  • Беляков В.Ф.
  • Кормильцев Н.В.
  • Куракин Б.М.
  • Лесин В.А.
  • Ребриков В.А.
  • Терещенко В.И.
  • Федота В.И.
RU2242699C2
НОЖЕВОЙ МИННЫЙ ТРАЛ ДЛЯ ИНЖЕНЕРНЫХ МАШИН РАЗГРАЖДЕНИЯ 2000
  • Горбунов В.И.
  • Кузнецов В.А.
  • Тарасов А.И.
  • Камшилов Г.Д.
  • Зиновьев В.П.
RU2168693C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ И ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ ВЗРЫВООПАСНЫХ ПРЕДМЕТОВ 1993
  • Батанов А.Ф.
  • Пивко А.В.
RU2089826C1
DE 19633186 А1, 19.02.1998
US 4590844 А1, 27.05.1986.

RU 2 337 306 C1

Авторы

Гусев Сергей Артурович

Раевский Валерий Иосифович

Даты

2008-10-27Публикация

2006-12-26Подача