Изобретение относится к колесным и гусеничным бронированным машинам со специальным оборудованием, предназначенным для разминирования дорог, улиц населенных пунктов, участков местности, а также обеспечения продвижения войск и гуманитарных конвоев.
Известен способ разминирования бронированными машинами, включающий движение предназначенной для навески тралящего оборудования машины (танка) к месту разминирования, транспортирование тралящего оборудования другой машиной обеспечения (например, автомобилем) к этому месту, навеску краном тралящего оборудования (катковых, ножевых секций) на приварные платики на лобовых листах корпуса танка, соединение пневмо- и электротрасс трала с базовой машиной, затем осуществление процесса траления с заменой при необходимости разрушенных от взрыва мин катков или других элементов запасными, подвозимыми другим транспортным средством и демонтаж тралящего оборудования с погрузкой на другие транспортные средства после процесса траления.
Известны машины для осуществления этого способа, содержащие тралящее оборудование в составе колейного катково-нажимного трала, ножевого трала, электромагнитной приставки, навешиваемых на лобовые поверхности серийных танков. ("Основные боевые танки" под ред. Сафонова B.C. и Мураховского В.И., М., "Арсенал-Пресс", 1993, стр.60, 72, 150).
Известен также способ преодоления минно-взрывных заграждений с использованием навесного оборудования, включающий установку трала КМТ-7 (см. Объект 172М. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Книга 2. - М., Воениздат, 1975, с.458).
Известны и средства преодоления минно-взрывных заграждений. Минные тралы (Техническое описание и инструкция по эксплуатации ТО и ИЭ, Москва, Военное издательство, 1988).
Наиболее близким по существенным признакам и достигаемому результату является способ разминирования, осуществляемый бронированной машиной разминирования БМР-3М, включающий демонтаж установленного на самой машине в транспортном положении тралящего оборудования краном-стрелой, установленной также на самой машине, установку оборудования на грунт, крепление его к лобовым листам корпуса машины, используя ее маневрирование и работу крана-стрелы, соединение пневмо- и электротрасс, траление с заменой при необходимости разрушенных катков запасными, демонтаж тралящего оборудования и установку в транспортное положение в обратном порядке.
Устройство машины разминирования БМР-3М для осуществления способа разминирования, выбранного за наиболее близкий аналог, содержит базовую машину-танк Т-90, на корпусе которого выполнена бронированная надстройка, в которой размещаются экипаж и десант, а также специальное оборудование, встроенное и возимое, и вооружение. Машина содержит также кран-стрелу грузоподъемностью 3 т и подвижную платформу над моторным отделением, на которой уложено в транспортном положении тралящее оборудование ("Боевые танки России последнего поколения", Ильин В.Е., М., ACT, "Астрель", 2001 г., стр.88-95).
Основной недостаток известных способов разминирования и устройств машин для их осуществления состоит в том, что они требуют больших трудозатрат и затрат времени на подготовительные операции перед тралением, а также на свертывание оборудования после траления. Тралящее оборудование (трал с катковыми и ножевыми секциями) имеет значительные габариты и массу и не может размещаться в транспортном положении на лобовой части машины, создавая чрезмерные нагрузки на ее передние катки и перекрывая поле зрения водителя. Поэтому оно находится на БМР-3М (взятой в качестве прототипа), в транспортном положении в задней части машины, и для приведения его в рабочее состояние требуются вышеуказанные операции, при которых время навески и демонтажа трала КМТ-7, оснащенного электромагнитной приставкой на машину, составляет 3-3,5 часа.
Задачей изобретения является сокращение трудозатрат и времени на подготовку машины к тралению и свертывание оборудования в транспортное положение после траления, повышение мобильности машины, а следовательно, и преодолевающих минные поля войск за счет исключения операций разгрузки тралящего оборудования, монтажа его в рабочее положение с применением подъемного крана, демонтажа после траления, укладки в транспортное положение и использования устройства бронированной машины для этой цели.
Поставленная задача достигается тем, что в способе разминирования бронированной машиной, при которой машину ведут по маршруту в составе колонны, тралящее оборудование транспортируют на самой машине, на исходном рубеже приводят тралящее оборудование в рабочее состояние, производят траление с заменой, в случае необходимости, поврежденных от взрыва мин элементов трала, переводят трал в транспортное положение и продолжают движение в колонне, авторы предлагают осуществлять перевод смонтированного тралящего оборудования перемещением его из транспортного положения в рабочее положение, например, поворотом его вокруг оси, гидроприводом, затем траление задним ходом машины и перевод тралящего оборудования из рабочего положения в транспортное обратным порядком операций.
Поставленная цель достигается также тем, что в устройстве бронированной машины для разминирования, включающем шасси базовой машины, отсек для размещения экипажа, тралящее оборудование и запасные части, инструмент, принадлежности, авторы предлагают совокупное применение шасси, например грузового автомобиля, бронекабины с рабочим местом оператора, содержащим преимущественно дублированные органы управления и поворотное сиденье тралящего оборудования, размещенного сзади на платформе, с возможностью его перемещения, например поворота на осях гидроприводом до рабочего положения на грунте, бронезащиты узлов шасси от осколков мин в виде ограждения из броневых листов, установленных на осях и опускаемых при тралении.
Предлагаемый способ разминирования позволяет оперативно провести подготовку тралящего оборудования к работе в полевых и городских условиях и быстро перевести его после траления в транспортное положение, так как предлагаемое устройство машины для осуществления этого способа позволяет выполнить эти операции гидроприводом, установленным на машине, а траление с необходимой скоростью 6-12 км/ч осуществить задним ходом автомобиля, управляемого с рабочего места оператора, содержащего дублированные органы управления.
Кроме того, использование в качестве базового автомобильного шасси позволяет в сравнении с танковым снизить многократно стоимость машины в целом, обеспечить ее высокую мобильность, скорости движения в колонне, а следовательно, и мобильность колонны войск или гуманитарного конвоя. Тем самым достигается цель изобретения.
Это позволяет сделать вывод, что заявляемые технические решения связаны единым изобретательским замыслом.
В известных заявителю способах разминирования и устройствах машин для их осуществления отсутствует совокупность отличительных признаков заявляемой группы технических решений, следовательно, она отвечает критерию "новизна".
Отличительные признаки заявляемой группы технических решений, позволяющие снизить затраты времени и трудоемкость на разминирование и повысить мобильность машины, не следуют явным образом из уровня техники. Следовательно, предлагаемая группа технических решений соответствует критерию "изобретательский уровень".
На фиг.1 изображен продольный вид машины с тралящим оборудованием в рабочем состоянии.
На фиг.2 изображен вид сверху на машину и тралящее оборудование.
На чертежах изображены секции тралящего оборудования 1 и 2, гидропривод 3 (в составе насоса, гидрораспределителя, гидробака, трубопроводов - не показано), гидроцилиндры 4 и 5, шасси 6 автомобиля, бронекабина 7, органы управления 8, 9, сиденья 10, 11, броневые ограждения 12, 13, 14, комплект запасных частей, инструмента, принадлежностей для тралящего оборудования (ЗИП) 15.
Предлагаемый способ разминирования осуществляется машиной следующим образом.
К месту начала траления машина подходит, разворачиваясь задней частью вперед. С помощью гидропривода 3 гидроцилиндрами 4 и 5 опускают на землю и приводят в рабочее состояние секции тралящего оборудования 1 и 2, а также броневые ограждения 12, 13, 14, затем производят траление задним ходом автомобиля, используя дублированные органы управления 9 и поворотное сиденье 11, заменяют, в случае выхода из строя из-за взрыва мины, рабочие элементы трала (например, катки) запасными из ЗИПа 15, используя ручную лебедку, также входящую в состав ЗИПа 15, затем после траления гидроцилиндрами 4 и 5 гидропривода 3 поднимают и переводят в транспортное положение секции тралящего оборудования 1, 2, поднимают броневые ограждения 12, 13, 14 и продолжают движение в составе колонны.
Промышленная применимость предлагаемой группы технических решений видна из описания способа и устройства машины для его осуществления.
Предлагаемый способ и устройство позволяют оперативно, с наименьшими трудозатратами осуществлять разминирование местности, дорог, улиц населенных пунктов. При этом используется наиболее дешевая база - шасси грузового автомобиля, сохраняется высокая проходимость, маневренность, обеспечивается высокая мобильность воинских или гуманитарных колонн, движущихся через заминированные участки пути.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Самоходное бронированное транспортное средство обеспечения разминирования и подготовки объектов к разрушению и крепление для установки навесного оборудования | 2017 |
|
RU2648659C1 |
Инженерная машина разведки и разминирования | 2022 |
|
RU2794394C1 |
МОДУЛЬНЫЙ МИННЫЙ ТРАЛ | 2011 |
|
RU2478182C1 |
МАШИНА РАЗМИНИРОВАНИЯ МЕСТНОСТИ | 2003 |
|
RU2241198C1 |
ИНЖЕНЕРНЫЙ КАТКОВЫЙ МИННЫЙ ТРАЛЬЩИК | 2002 |
|
RU2221982C1 |
ДОРОЖНАЯ МАШИНА РАЗМИНИРОВАНИЯ | 2002 |
|
RU2210721C1 |
Пункт управления минным тральщиком | 2017 |
|
RU2664854C1 |
ТРАНСПОРТНАЯ МАШИНА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ЗОНЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ | 2000 |
|
RU2167381C1 |
Бойковый минный трал сплошного траления | 2022 |
|
RU2783325C1 |
СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТАНКОМ МИННО-ВЗРЫВНЫХ ЗАГРАЖДЕНИЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2162590C1 |
Изобретение относится к колесным и гусеничным бронированным машинам со специальным оборудованием, предназначенным для разминирования дорог, улиц населенных пунктов, участков местности и обеспечения продвижения войск и гуманитарных конвоев. Тралящее оборудование транспортируется на машине в составе колонны. Машина содержит шасси грузового автомобиля, бронекабину с рабочим местом оператора, содержащую дублированные органы управления и дополнительное поворотное сиденье. Тралящее оборудование размещено сзади на платформе и имеет возможность поворота на оси из транспортного положения в рабочее посредством гидроцилиндров. Имеется возможность замены поврежденных элементов трала. Траление производят задним ходом машины. Бронезащита узлов шасси от осколков мин выполнена в виде ограждения из броневых листов, установленных на осях и опускаемых при тралении. Изобретение обеспечивает сокращение трудозатрат и времени на подготовку машины к тралению и свертывание оборудования в транспортное положение, повышение мобильности машины, а следовательно, и преодолевающих минные поля войск за счет исключения длительных операций с использованием подъемного крана. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.
Приспособление против самоотвинчивания гаек | 1924 |
|
SU7194A1 |
КОНСТРУКЦИЯ ТАНКА | 2003 |
|
RU2256872C2 |
АВТОНОМНЫЙ КОМПЛЕКС БРОНИРОВАННЫХ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН | 2003 |
|
RU2242699C2 |
НОЖЕВОЙ МИННЫЙ ТРАЛ ДЛЯ ИНЖЕНЕРНЫХ МАШИН РАЗГРАЖДЕНИЯ | 2000 |
|
RU2168693C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ И ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ ВЗРЫВООПАСНЫХ ПРЕДМЕТОВ | 1993 |
|
RU2089826C1 |
DE 19633186 А1, 19.02.1998 | |||
US 4590844 А1, 27.05.1986. |
Авторы
Даты
2008-10-27—Публикация
2006-12-26—Подача