Изобретение относится к области образования, а именно изучению принципов сокращения, чтения и запоминания слов, которые пишутся со знаком титла. Изобретение позволяет повысить эффективность обучения как взрослых так и детей.
В церковнославянском языке с самого начала его возникновения широко используются сокращенные слова. Титло - особенность церковнославянской орфографии, представляющее собой надстрочный диакритический знак в виде буквы, зигзагообразной линии или буквы с волнистой линией. Основные знаки титла представлены в таблице.
Знак титла всегда пишется над некоторой буквой в слове. Один из методов сокращения церковнославянских слов основан на контракции -сокращения с помощью пропуска всех букв, кроме первой и последней, пропуска гласных и согласных, пропуска гласных. Такие слова пишутся сокращенно, но читаются полностью. Слова под титлами относятся к категории священных слов - «Nomina Sacra». Сокращения «священных» слов «возникли под влиянием древнееврейской тетраграммы, означающей имя бога. Священное имя должно быть скрытым от взора непосвященных» [Балюк Т.П. Сокращение слов в восточнославянских кириллических рукописях XI в. / №3, 2016. - С. 67-73.24, стр. 2]. В статье Кравецкого А.Г. [Кравецкий А.Г. Материалы дискуссии об употреблении прописных букв в книгах церковной печати (1876-1892) / Труды института русского языка им. В.В. Виноградова, Т. 5, 2015 г. - С. 149-186 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=25025840] обстоятельно даны материалы дискуссии об употреблении прописных букв и знаков титла в книгах церковной печати (1876-1892 гг.), которые привели к принятию Синодом в 1887-1888 годах определения, утверждающего орфографическую норму Московской синодальной типографии в качестве единственно возможной.
Следуя этому определению, перечень слов, которые употребляются и поныне со знаком титла, является следующим:
Кроме того, под титлом употребляются слова, производные от вышеуказанных или схожих с ними, например:
Чтение слов под титлом представляет основную сложность для учеников, так как принцип их сокращения не стандартизирован и малопонятен, а полное написание «священных» слов в книгах церковной печати не используется вообще. Основным способом их изучения является простое заучивание.
Изобретение может быть использовано для повышения интереса к изучению особенностей церковнославянского языка.
Дальним аналогом изобретения можно рассматривать обычную вытянутую по длине прямоугольную двустороннюю карточку, на одной стороне которой можно нанести слово, написанное полностью, на другой - слово, написанное сокращенно, то есть со знаком титла. Недостатком такого решения является отсутствие эффекта занимательности способа представления слова, субъективное восприятие двух слов как двух разных перцептивных объектов, большие размеры карточки по длине в случае длинного слова.
Известно техническое решение по патенту на полезную модель RU 60435 U1 «Раскладная открытка-игра» (опубл. 27.01.2007 Бюл. №3) под авторством Чернаковой 3.В.. Полезная модель относится к печатной продукции, а именно к сувенирным раскладным трансформируемым открыткам-играм. Задачей указанной полезной модели является увеличение количества полей для текстовой и другой различной информации с одновременным обеспечением занимательности открытки за счет сгибания-разгибания ее частей. Это достигается тем, что ее конструкция содержит заготовку, выполненную из плотного листового материала и включающую две части прямоугольной формы, которая снабжена двумя дополнительными частями прямоугольной формы. Прямоугольные части заготовки сгруппированы в пары и расположены в каждой паре параллельно, а одна пара прямоугольных частей располагается к другой паре взаимно перпендикулярно с наложением друг на друга и обе пары прямоугольных частей прикреплены друг к другу угловыми наружными участками, причем меньшие боковые участки каждого прямоугольного участка каждой пары выполнены с возможностью отгибания совместно с прикрепленным к нему участком соответствующей прямоугольной части другой пары и открывания средних участков каждой прямоугольной части. Также указано, что разворачивание открытки-игры способствует развитию пространственного мышления.
Недостаток указанного технического решения заключается в том, что, несмотря на увеличение количества полей, каждое поле содержит свою уникальную текстовую и любую другую информацию. Если, например, на одном поле будет нанесено одно слово, а на другом - то же слово, но в сокращенном виде, то субъективно в сознании такая информация будет восприниматься как два слова или две уникальных единицы восприятия. Реализация принципа трансформации одного и того же слова на одном и том же поле не предусмотрена.
Известен способ из области психологических экспериментов, выбранный в качестве прототипа, описанный в статье: Wheeler, D. D. (1970). Processes in word recognition. Cognitive Psychology, 1(1), 59-85. https://doi.org/10.1016/0010-0285(70)90005-8 (fig. 1, p.3). В статье указано, что его реализация осуществлялась на тахистоскопе - устройстве, «которое отображает изображение в течение определенного периода времени, и которое можно использовать для увеличения скорости распознавания, чтобы показать что-то слишком быстрое, чтобы его можно было распознать сознательно, или для проверки того, какие элементы изображения запоминаются» (Tachistoscope [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Tachistoscope (дата обращения: 21.09.2022). Это решение, известное как «задача Рейхера-Уилера», также описывается как стандарт в исследованиях феномена «эффект превосходства слова», заключающееся в том, что человек опознает буквы в составе слова эффективнее, чем в условиях предъявления несвязанного и неосмысленного набора букв. Испытуемому на очень короткое время показывают слово, в котором одна из букв может быть заменена, и все равно получится слово. Потом это слово быстро маскируют (показывают ряд крестиков вместо букв), например, через 50 мс. Далее испытуемый должен выбрать, какая из двух предложенных ему букв была предъявлена в указанном месте экрана. Если реализовать такое решение в сравнении с использованием слов и неслов (несвязанного и неосмысленного набора букв), то в словах такое опознание происходит более эффективно. Структурная схема данного решения представлена на фиг. 9 графических материалов заявки, а также может быть найдено в публичной лекции д-ра психол. наук, проф. Марии Фаликман: «Парадоксы зрительного внимания» по ссылке: https://www,youtube.com/watch?v=NI01-IYQVNA на отметке времени в 33:00.
Недостатком данного решения является маскировка слова в виде, написанном полностью, отсутствие наглядности, сложность реализации для педагогической практики, требующей либо наличие тахистоскопа или персонального компьютера со специальной программой.
Технический результат заключается в обеспечении компактности конструкции наглядного пособия с одновременным сохранением целостности, прочности и жесткости конструкции, с одновременным повышением функциональности технического решения, при которых в свернутом или развернутом виде обеспечивается возможность хранения на бумажном носителе слов, используемых со знаком титла, в одной и той же плоскости, в сокращенном или полном виде без потери смысла; при этом под целостностью понимается обеспечение внутреннего единства многослойной конструкции.
Технический результат достигается:
В способе изучения, включающем визуальную демонстрацию обучающимся полностью написанного слова на время, достаточное для прочтения слова вслух или про себя, отличающемся тем, что указанное действие осуществляют с помощью наглядного пособия для изучения слов с титлами, изготовленного в концепции развертки и/или с возможностью перемещения части слова вдоль горизонтальной оси, проходящей через центр слова, при этом изучаемое слово всегда находится на лицевой плоскости наглядного пособия в полном виде без знака титла, либо в сокращенном виде со знаком титла.
Кроме того, в способе изучения слов с титлами знак титла появляется одновременно с операцией свертки слова и невидим для обучающихся при демонстрации наглядного пособия в развернутом виде ни с лицевой, ни с тыльной его стороны.
В наглядном пособии для осуществления способа изучения слов с титлами, содержащем главный носитель, отличающемся тем, что главный носитель выполнен в виде полосы из плотного листового материала с нанесенным на нем словом в полном его написании, но в текстах всегда используемым со знаком титла, причем спереди главный носитель имеет фигурный вырез, с оборотной стороны выполнен знак титла, используемый в слове, и крепится дополнительный элемент, выполненный в виде полосы из листового материала, при этом наглядное пособие имеет линии сгиба, по которым может сворачиваться и разворачиваться, и/или вертикальные прорези для перемещения части слова по горизонтальной оси, проходящей через центр слова.
Вместе с тем, в наглядном пособии для осуществления способа изучения слов с титлами фигурный вырез выполняется над буквой, которая используется со знаком титла, и имеет вид прямоугольника с прямыми и/или скошенными углами.
Вместе с тем, в наглядном пособии для осуществления способа изучения слов с титлами знак титла выполняется на плоском элементе из плотного листового материала в полном виде с оборотной стороны главного носителя, или частью на плоском элементе с оборотной стороны главного носителя и другой частью на дополнительном элементе пособия изнутри, и крепится за буквой, стоящей слева или справа от буквы с титлом.
Вместе с тем, в наглядном пособии для осуществления способа изучения слов с титлами, как главный носитель, так и дополнительный элемент выполнены с возможностью сгибания-разгибания таким образом, что в свернутом или развернутом виде целостность наглядного пособия не нарушается и не возникает новых линий сгиба, в виде сверху оно имеет вид многослойной линейной конструкции, расположение линий сгиба зависит от места расположения буквы, над которой используется знак титла, и вычисляется по эмпирической формуле.
Наглядное пособие для отдельно взятого слова отличается в деталях, таких как расположение знака титла, возможность перемещения по горизонтальной оси, но эмпирическая формула и принцип определения линий сгиба главного носителя и дополнительного элемента одинаковы. В развернутом состоянии учащийся видит слово в полном, несокращенном виде, а в свернутом - то же слово, но с титлом, в сокращенном варианте, в котором оно всегда используется в книгах на церковнославянском языке. В свернутом варианте наглядное пособие приобретает компактность, при этом его целостность не нарушается.
При использовании наглядного пособия в режиме сгибания-разгибания обучающемуся наглядно демонстрируется эффект того, как и какие буквы пропускаются при написании слова с титлом. Знак титла является подсказкой для мысленного конструирования всего слова. Занимательный эффект свертки-развертки слова позволяет понять принцип сокращения и повышает скорость изучения слов с титлом.
Сущность технического решения поясняется на чертежах, где
На фиг. 1 изображено наглядное пособие в развернутом состоянии в виде спереди, на котором начертано слово полностью, и характерные размеры с линиями сгибов. В сокращенном варианте слова по фиг. 1 буквы пропускаются до буквы с титлом: В текстах в полном начертании это слово никогда не используется.
На фиг. 2 изображено наглядное пособие по фиг. 1 в виде сзади, на котором пунктирной линией изображен дополнительный элемент, а штрихпунктирными линиями с обозначениями - его линии сгиба.
На фиг. 3 изображена схема использования наглядного пособия по фиг. 1, начиная от развернутого его состояния до свернутого с отображением слова с титлом в сокращенном виде.
На фиг. 4 изображено наглядное пособие в развернутом состоянии в виде спереди, на котором начертано слово полностью, и характерные размеры с линиями сгибов. В сокращенном варианте слова по фиг. 4 буквы пропускаются после буквы с титлом: В текстах в полном начертании это слово никогда не используется.
На фиг. 5 изображена схема использования наглядного пособия из фиг. 4, начиная от развернутого его состояния до свернутого с отображением слова с титлом в сокращенном виде.
На фиг. 6 изображена схема использования наглядного пособия для другого слова, в сокращенном варианте которого буквы пропускаются до буквы с титлом, подобно слову по фиг. 1:
На фиг. 7 изображена схема использования наглядного пособия в виде спереди для слова с титлом, для которого, наряду с операцией свертки/развертки, необходимо осуществить операцию задвигания/выдвигания части слова, стоящего перед буквой с титлом: Знак титла в слове по фиг. 7 выполнен частью на плоском элементе из плотного листового материала с оборотной стороны главного носителя и другой частью на дополнительном элементе изнутри.
На фиг. 8 изображена схема демонстрации наглядного пособия по фиг. 7 в виде сзади и спереди в двух ракурсах.
В схема по фиг. 3, 5, 6 знак титла не разделен на части и выполнен полностью. В схемах по фиг. 7, 8 знак титла разделен на две части, одна из которых крепится с обратной стороны главного носителя, другая - на дополнительном элементе пособия изнутри.
На чертежах отображены основные элементы, необходимые для раскрытия изобретения.
Осуществление изобретения.
Задача, решаемая при реализации способа и использовании наглядного пособия, представляющего собой многослойную конструкцию, выполненную из плотного листового материала, заключается в необходимости демонстрации эффекта свертки и развертки одного и того же слова. Особенность такого слова заключается в том, что в церковнославянском языке оно всегда пишется под знаком титла. Однако для учебных целей и понимания принципа его образования слово можно написать полностью. Поэтому в развернутом состоянии защищаемая конструкция наглядного пособия отображает слово в полном его написании. Такое состояние отображается на фиг. 1 и 4, а также на фиг. 3, 5, 6 и 7 в верхней их части. В свернутом виде данная конструкция должна отображать то же самое слово в виде, написанном сокращенно, то есть под знаком титла. В свернутом состоянии данная конструкция имеет вид, отображенный на фиг. 3, 5, 6 и 7 в нижней их части.
Для изготовления наглядного пособия использовалась бумага двух видов плотностей: 200 мг/м2 - для главного носителя, 80 г/м2 - для дополнительного элемента.
Для того чтобы слово отображалось в сокращенном виде, а сверху его -знак титла, необходимо конструкцию изготовить в концепции развертки, и в определенном месте нанести знак титла. Конструкция наглядного пособия будет отличаться для: а) слов, в которых буква(ы) пропускаются только до (фиг. 1 и фиг.6) буквы с титлом (фиг. 5) и б) для слов, в которых буква(ы) пропускаются буквы с титлом (рис. 7).
Осуществление наглядного пособия для случая, в котором буквы пропускаются только до или после буквы с титлом:
1. Над буквой, выше которой пишется знак титла, делается фигурный вырез, например, в виде прямоугольника с прямыми и/или скошенными углами. Форма выреза зависит от ширины знака титла и определяется конечным видом свернутой конструкции. Например, на фиг. 1 вырез 2 со скошенным углом. На фиг. 4 и 6 вырез 2 прямоугольной формы.
2. Определяются линии сгиба на главном носителе 1 фиг. 1, 4 для двух случаев:
a. Буквы при образовании слова с титлом пропускаются до буквы с титлом (фиг. 1). В соответствии с фиг. 1 линии сгиба - Тогда расстояние между линиями сгиба:
d=0,5×(w2-w1),
где w1 - расстояние от левого края главного носителя до центра расстояния между парой букв, левая из которых будет предшествовать букве с титлом в сложенном виде пособия; w2 - расстояние от левого края главного носителя до центра расстояния между парой букв, правая из которых будет являться буквой, над которой будет располагаться знак титла в сложенном виде пособия. Линия сгиба на фиг. 1 находится слева от линии сгиба
b. Буквы при образовании слова с титлом пропускаются после буквы с титлом (фиг. 4). В соответствии с фиг. 4 линии сгиба - Тогда расстояние между линиями сгиба
d=0,5×(w2-w1),
где w1 - расстояние от левого края главного носителя до центра расстояния между буквами, левая из которых является буквой, над которой будет располагаться знак титла; w2 - расстояние от левого края главного носителя до центра расстояния между парой букв, правая из которых будет следующей за буквой с титлом в сложенном виде пособия. Линия сгиба на фиг. 4 находится слева от линии сгиба
3. Определяется длина дополнительного элемента 1 (фиг. 2), прикрепляемого к главному носителю 2 с оборотной стороны, как сумма 2s+d+b, где s - припуск на крепление дополнительного элемента 1 (фиг. 2), d - расстояние между линиями сгиба по фиг. 1, b - ширина фигурного выреза 2 по фиг. 1. Контуры дополнительного элемента 1 на фиг. 2 обозначены штриховой линией. Значение дополнительного элемента заключается в повышении прочности и создании восприятия целостности конструкции за счет скрытия ею выреза. Фигурный вырез 2 (фиг. 1) может скрываться равновеликим элементом 2 (фиг. 3). Линии сгиба (фиг. 2) дополнительного элемента могут определяться по окончании изготовления всего наглядного пособия.
4. С обратной стороны главного носителя: а) если буквы пропускаются до буквы с титлом (фиг. 1), то за буквой, предшествующей букве, над которой используется знак титла, крепится элемент с нанесенным на нем титлом - фиг. 3 и фиг. 6, поз. 1; б) если буквы пропускаются после буквы с титлом (пример слова на фиг. 4), то за буквой, стоящей справа от буквы с титлом, крепится элемент с нанесенным на нем титлом - фиг. 5, поз. 1. Данный элемент можно вырезать из главного носителя, предварительно напечатав слово полностью со знаком титла, например, в следующем виде:
5. С обратной стороны главного носителя крепится дополнительный элемент, подготовленный по п. 3.
6. Выполняются линии сгиба дополнительного элемента таким образом, чтобы в свернутом (фиг. 3, 5 и 6 в нижней части) или развернутом виде (фиг. 3, 5 и 6 в верхней части) целостность наглядного пособия не нарушалась, и не возникало новых линий сгиба. При этом в способе и наглядном пособии реализуется поставленная задача и достигается технический результат.
Осуществление наглядного пособия для случая, в котором буквы пропускаются до и после буквы с титлом.
Пример такого слова - (в полном виде: - представлен на фиг. 7 и 8. Для скрытия буквы «с» при сворачивании слова реализуются этапы, описанные выше для первого случая. Причем знак титла разделен на две части, каждая из которых выполняется из листового материала, используемого для главного носителя: часть 2 крепится с оборотной стороны главного носителя 1, часть 3 крепится на дополнительном элементе 4 пособия изнутри (фиг. 7, 8). Для скрытия буквы стоящей перед буквой используется концепция «выдвигания-задвигания» части слова. Этапы осуществления следующие:
1. На главном носителе 1 (фиг. 7) выполняются вертикальные прорези 5 и 6 с расстоянием между ними, несколько большим ширине всех букв, стоящих перед буквой, над которой будет располагаться знак титла, и высотой, равной высоте первой буквы плюс небольшой припуск в 1-2 мм для учета толщины листового материала, из которого изготовлен главный носитель 1.
2. На отдельной полосе из плотного листового материала наносятся все буквы, которые должны стоять до буквы по фиг. 7. Высота полосы принимается таким образом, чтобы она свободно перемещалась в выполненных по п. 1 прорезях 5, 6. Ширина полосы принимается больше ширины всех букв как минимум в два раза.
3. Подготовленная таким образом полоса поз. 7 фиг. 7, поз. 5 фиг. 8 помещается в прорези 5 и 6 фиг. 7, выделенные пунктирной линией. Тогда внешний вид наглядного пособия сзади выглядит так, как изображено на фиг. 8 в верхней части. Для визуального контроля полосы поз. 7 фиг. 7, поз. 5 фиг. 8 могут быть выполнены ограничители движения или нанесена риска 6 (фиг. 8).
4. Перед операцией свертки выполняется перемещение части слова перед буквой с титлом по направлению вправо по стрелке 8 (фиг. 7), затем - непосредственно операция свертки.
Занимательный эффект свертки-развертки со знаком титла, который «спрятан» внутри, и использование одной единицы перцептивной информации в виде одного и того же слова, придает данному способу обучения впечатление фокуса.
Данное наглядное пособие также может быть тренажером навыка в опознании слов, в которых некоторые буквы будут пропущены, или слово будет в зашумленных условиях (например, если на него поставили кляксу). Это объясняется тем, что по знаку титла, как своеобразному маркеру, человек восстанавливает образ слова, которое пишется сокращенно, но читается полностью. Таким образом, у человека накапливается опыт и развивается смысловая догадка в распознавании слов, буквы которых отсутствуют или зашумлены. В случае реализации наглядного пособия с возможностью оперативной замены написанных в полном виде слов, а также знаков титла, нанесенных на плоские карточки соответствующего размера, отпадет необходимость изготовления отдельного наглядного пособия для отдельного слова.
При использовании наглядного пособия учителем, который, как правило, находится на расстоянии от учеников, линии сгиба и слабые тени для последних становятся незаметными, так как фокус внимания направлен на изображенное слово. Это слово при высоком контрасте с фоном еще больше притягивает на себя внимание. Изображенное на наглядном пособии слово может быть любого цвета, контрастного по отношению с фоном. В том числе, слово может быть выполнено объемными буквами, а сам фон может быть выполнен цветным.
Для предотвращения эффекта «просвечивания» главного носителя, в случае использования наглядного пособия на фоне, например, окна, дополнительный элемент сзади может быть изготовлен того же размера и из того же материала, что и главный носитель.
Положительным эффектом от использования наглядного пособия является подавление артикуляции (внутреннего проговаривания) при чтении слова с титлом. При чтении слова, написанного полностью, например, про себя, скорость его чтения определяется возможностями речедвигательного аппарата. Отсутствие некоторых букв в слове и краткое его написание накладывает ограничение на возможность проговаривания и активирует процесс его вызова из памяти до того, как оно будет прочитано.
Аналогичный процесс происходит, например, с чтением чисел, записанных цифрами, а не буквами.
Дополнительным положительным эффектом от использования наглядного пособия является развитие пространственно-образного мышления. Пособие для отдельных слов может быть изготовлено в полуготовом виде для сборки детьми под присмотром взрослых и представлять структурную единицу для целого комплекта или набора.
Изобретение относится к области образования, а именно к изучению принципов сокращения, чтения и запоминания слов, которые пишутся со знаком титла. Способ изучения осуществляют с помощью наглядного пособия для изучения слов с титлами, изготовленного в концепции развертки и/или с возможностью перемещения части слова вдоль горизонтальной оси, проходящей через центр слова, при этом изучаемое слово всегда находится на лицевой плоскости наглядного пособия в полном виде без знака титла либо в сокращенном виде со знаком титла. Знак титла невидим для обучающихся при демонстрации наглядного пособия в развернутом виде ни с лицевой, ни с тыльной его стороны. Наглядное пособие, выполненное из плотного листового материала, состоит из главного носителя и дополнительного элемента, который крепится с оборотной его стороны. Главный носитель имеет фигурный вырез над буквой, используемой со знаком титла в сокращенном варианте слова, с оборотной стороны выполнен знак титла. Наглядное пособие имеет линии сгиба, по которым может сворачиваться и разворачиваться, и/или вертикальные прорези для перемещения части слова по горизонтальной оси, проходящей через центр слова. В свернутом или развернутом виде целостность наглядного пособия не нарушается и не возникает новых линий сгиба, в виде сверху оно имеет вид многослойной линейной конструкции, расположение линий сгиба зависит от места расположения буквы, над которой используется знак титла, и вычисляется по эмпирической формуле. Технический результат заключается в обеспечении компактности конструкции наглядного пособия с одновременным сохранением целостности, прочности и жесткости конструкции, с одновременным повышением функциональности технического решения, при которых в свернутом или развернутом виде обеспечивается возможность хранения на бумажном носителе слов, используемых со знаком титла, в одной и той же плоскости, в сокращенном или полном виде без потери смысла; при этом под целостностью понимается обеспечение внутреннего единства многослойной конструкции. 3 з.п. ф-лы, 9 ил., 1 табл.
1. Конструкция наглядного пособия на бумажном носителе, содержащая главный носитель и дополнительный элемент, отличающаяся тем, что главный носитель выполнен в виде полосы из плотного листового материала и содержит фигурный вырез в верхней его части, менее чем до его половины; с его оборотной стороны крепится дополнительный элемент, выполненный в виде полосы из листового материала, при этом главный носитель имеет линии сгиба, расстояние между которыми определяется как половина разности расстояния от левого края главного носителя до центра расстояния между парой букв, левая из которых будет предшествовать букве с титлом в сложенном виде конструкции, и расстояния от левого края главного носителя до центра расстояния между парой букв, правая из которых будет являться буквой, над которой будет располагаться знак титла в сложенном виде конструкции, или как половина разности расстояния от левого края главного носителя до центра расстояния между буквами, левая из которых является буквой, над которой будет располагаться знак титла, и расстояния от левого края главного носителя до центра расстояния между парой букв, правая из которых будет следующей за буквой с титлом в сложенном виде конструкции.
2. Конструкция по п. 1, отличающаяся тем, что главный носитель выполнен из листового материала плотностью 200 мг/м2, а дополнительный элемент из листового материала плотностью 80 мг/м2.
3. Конструкция по п. 1, отличающаяся тем, что в развернутом состоянии фигурный вырез на главном носителе выполнен с возможностью быть скрытым равновеликим элементом, прикрепленным к лицевой стороне дополнительного элемента, а в свернутом – равновеликим элементом, образующимся при изготовлении главного носителя и прикрепленным к его оборотной стороне.
4. Конструкция по п. 1, отличающаяся тем, что как главный носитель, так и дополнительный элемент выполнены с возможностью сгибания-разгибания таким образом, что в свернутом или развернутом виде целостность наглядного пособия на бумажном носителе не нарушается и не возникает новых линий сгиба, и в виде сверху оно имеет вид многослойной линейной конструкции.
US 5295579 A, 22.03.1994 | |||
US 2010055391 A1, 04.03.2010 | |||
СПОСОБ ОКРАШИВАНИЯ ИЗВЕСТКОВЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ СОСТАВОВ | 1939 |
|
SU60435A1 |
WO 2006071315 A1, 06.07.2006. |
Авторы
Даты
2024-03-19—Публикация
2022-10-05—Подача