НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ ЧЕЛОВЕК Российский патент 2014 года по МПК G09B19/00 

Описание патента на изобретение RU2536194C2

Решение относится к ручным средствам обучения, несущим упорядоченно расположенные знаки и символы, при этом их элементы размещены на телах-держателях. Средство имеет возможность вращения, параллельно оси которого расположены тела-держатели, а на поверхности перпендикулярно ей размещены категории.

Существование и развитие человека неразрывно связано с поиском, созданием и совершенствованием разнообразнейших пособий. Они просты и наглядны на первых этапах, а затем с расширением сферы деятельности и использованием скрытых сил природы пособия все в большей степени - предмет творческой деятельности человека, свойства которого не абстрактно, а конкретно могут быть познаны лишь при отражении его настоящего, прошлого и будущего. Переход от настоящего к будущему обременен прошлым, а потому развитие пособий часто требует изменения сознания от непосредственного - Земля центр Вселенной, к проникновенному, опровергающему такие представления. Хотя полет фантазии неудержим. Так, в выполненном в виде часов пособии по RU 2181506 выдержана секториальная подача материала и использованы рунообразные символы, поскольку для авторов-анонимов руны издавна считаются символами, связанными с внутренним миром человека. Для греков антропос - смотрящее вверх существо, а для авторов-анонимов человек является энергоинформационной структурой, связанной с окружающим миром посредством семи основных энергетических центров - чакр, каждая из которых соответствует одному из семи цветов видимой части солнечного спектра. Следует отметить, что авторы-анонимы сознают, что выдержанная ими секториальная подача материала содержательно ограничена из-за того, что по мнению лиц с повышенными сенсорными способностями, которые работали с предложенными часами, эти руно-цветовые часы с новым исчислением времени в большей степени соответствуют биологическому типу человека. Секторальный принцип выдержан и в устройстве по US 4920033, хотя претензии его автора скромнее.

Куда уж тем, кто когда-то считал человека зеркалом вселенной, а тем более Марксу, полагавшему, что человек - воплощение сложнейшей гаммы общественных отношений. Долог путь к этому, хотя еще Сократ повернул философию науки от неживой природы к человеку, существу, говорящему и создающему средства ее преобразования, а через двадцать пять веков по Фейербаху человек - утверждающая себя сущность мироздания.

Тенденция познания, как и эволюция пособий, идет от наглядности к абстрактному их характеру, вершиной коего являются знаки и/или символы, в ряду которых слово, а затем и письмо выявляют, как ничто другое, назначение и свойства ЧЕЛОВЕКА.

Известная еще в древнем Египте и Месопотамии знаковая система письма содержит находящиеся в отношениях и связях множество элементов, образующих некоторую целостность. В Египте из них использовали не более 700-800 рисуночных знаков. Всего 4000-7000 иероглифов используют из сложившейся в Китае в середине второго тысячелетия до н.э. системы иероглифов, имеющей около 50000 знаков. На ее основе возникло в Корее и Японии идеографическо-фонетическое письмо, содержащее 1850 знаков, обозначающих ряд знаменательных слов. Другие слова и изменяемые части слов пишут слоговой азбукой. В таком письме используют знаки (символы, иероглифы), условно изображающие единицу языка; оно идеографично (от греч. idea - идея, образ), т.е. в образы-идеи фиксируют развитие человека (Л - китайский иероглиф). В настоящее время предложен учебник китайских символов по WO 2010131924, в котором иероглифы классифицированы в порядке корейского алфавита.

Не исключено, что объект по RU 2181506 навеян его анонимным авторам секретами китайской медицины, что, скорее всего, не позволит дождаться технического результата, совпадающего с существом решаемой задачи, даже в совокупности с соответствующими методиками. К тому же объект не является действенным средством регулирования психофизического состояния, активизации творческих возможностей, интеллектуального и духовного развития личности. В данном случае имеет место часто встречающееся обстоятельство: история - хороший учитель при плохих учениках. Эти результаты анонимных авторов вряд ли можно отнести к промышленно используемым результатам творческой деятельности. Деятельности, основанной на врожденном инстинкте- познании, одолевающем материю, которая ничего нам не дала, кроме усложнения, и это отмечал еще естествоиспытатель Дарвин.

Следуя этому принципу, он на основе многочисленных сведений, как добытых им непосредственно, так и известных ему из других источников, в «Происхождении видов путем естественного отбора», «Изменении домашних животных и культурных растений», а также в «Происхождении человека и половом отборе» изложил эволюционную систему возникновения и развития живого. В процессе этого развития такое домашнее животное, как собака, к концу жизни отличает до 5000 слов. Это расширяет возможности животного, хотя и не является определяющим его общение с человеком. Важнее, вероятно, такие его свойства, о которых сообщает Н.Н.Равенский в книге «КАК ЧИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА», черты лица, жесты, позы, мимика.

Исследованиям Дарвина сопутствовала основанная на бинарной номенклатуре классификация растений и животных Линнея, приведшая его к утверждению о постоянстве видов и креционизме (см., например, «Систему природы»). В той или иной степени ее пользовали в антропологии с середины XIX века, а ее составляющие - в феноменологии. На проблемы последней глубокое внимание обратил еще Кант, разработавший дуалистическое учение о вещах в себе и познаваемых опытом явлениях, что в дальнейшем неизбежно привело к утверждению диалектического метода Гегеля, толковавшего развитие человеческого сознания как саморазвитие духа. Если бинарность - атрибут прошлого, то триада - будущего.

Устройство обучения по RU 15233 имеет основание и информационные элементы, выполненные в виде секторов, имеющих возможность их разворота до состояния круга. Функциональные возможности этого веерного устройства весьма ограничены, при этом оно не являет собой устройства информации. Наглядные пособия по US 3724098 и 4199876 содержат цилиндрические тела с упорядоченно размещенными на них символами, при этом символы на цилиндрах по US 4199876 размещены секториально.

Информация - опосредствованное явление материи, фиксируемое непосредственно. Так генетическая информация - передача программы о составе, строении и характере составляющих организм веществ в виде совокупности генов. Информация - это сведения, используемые для ориентировки, активного действия, управления, совершенствования и развития системы. Именно информация - основа обучения, т.е. целенаправленного и систематически осуществляемого овладения знаниями. Если при пользовании этой системы анализ сосредоточен на структуре, а синтез акцентирован на ее функционировании, то анализ даст знание, а синтез - понимание. В этом случае фиксация знаний - подспорье для их объяснения, поскольку в организованном целом не может быть больше порядка, чем информации. Этому, безусловно, способствует наличие обучающего комплекса с эффективной информационно-поисковой системой (ИПС), в частности такой, как библиотечный каталог.

ИПС определена ее элементами, их взаимосвязью, а также их функционированием в системе. За элемент ИПС часто выбирали слово, а теперь все большее распространение получает машинное слово - упорядоченный набор из символов, являющийся для ЭВМ кодом. Тернист путь от слова к его пониманию из-за расширяющихся отношений с другими словами, поэтому рационально организовать систему слов. Фундаментальным примером такой системы является Международная патентная классификация (МПК), ее термины почти обязательно наличествуют в описании промышленно используемых результатов творческой деятельности. Метод и способ изучения науки как языка по US 4820165 весьма эффективен в аудиториях, оснащенных видеоаппаратурой. Единицы языка неисчислимы даже при превращении отдельных элементов языка и их сочетаний в лексемы. Как бы то ни было, уместно напомнить С.Соловьева: «Если верить позднему Витгенштейну, мир человека есть мир языка».

Разнообразны и пособия, ориентированные на использование, прежде всего, единиц языка. В некоторых случаях учебный материал скуден теоретически (US 3885326), в других малоэффективен (US 5055049), в третьих примитивен (US 5492473). Достаточно произвольно и разрозненно выбраны категории при классификации языка по US 4731021. В данном случае, как и во многих других, сказывается различие языка как такового и речевой его коммуникативной функции, а также то, что язык - паразит мозга, хотя, в свою очередь, язык обслуживает не только коммуникацию, но и мозг. Теперь и нейролингвистика подтверждает, что чем лучше человек владеет языком, этим уникальным явлением, тем он лучше мыслит. От себя добавлю, скорее придет к единству ума и разума через отсечение информации. Возможно ли попасть через Интернет к звездам, покажет время, и тогда подтвердится то, что мозг может воспринять весь объем знаний. Сами по себе наши способности, не собранные в одно целое и не направленные к одному, не дают ожидаемой от них пользы. Долог и труден путь ее достижения, хотя корень учения горек, но плоды его сладки. Прав был ритор Исократ.

На практике словарный состав языка ограничен либо объектом исследования (изучения), либо субъектом (средством) постижения объекта, а в повседневности активным запасом слов, т.е. наиболее часто употребляемых. Это обстоятельство учтено в пособии по US 4437837, в котором упомянуто об использовании наиболее часто употребляемых слов, что расширяет объем смысловых ассоциаций. В любом случае словарный состав языка (лексика) - это организованная структура, где слова объединены или противопоставлены в том или ином отношении. В свое время глава фонологической школы Щерба отмечал, что лексика - дура, а грамматика - молодец. Такая позиция, вероятно, связана с тем, что не только фонемы и морфы, но и даже слова без грамматики весьма узко характеризуют эликсир (от арабского аль-иксир - философский камень) нации - язык. Попытка одолеть этот пробел была предпринята в системе по US 4478582.

В языке воплощена системная организация его единиц. Это осознавал уже в 5-4 веках до н.э. древнеиндийский лингвист Панини, создавший образец системного описания языка. Следующим образцом можно считать труды Аристотеля и прежде всего его Категории. В свою очередь, филолог и искусствовед Ф.И.Буслаев предлагал осуществлять учебный процесс, опираясь на древнерусскую литературу и ее тексты, а языковед В. Гумбольдт развивал учение о языке как непрерывном творческом процессе, формирующем орган мысли, и о внутренней форме языка как выражении индивидуального миросозерцания народа. На этой основе он осуществил реформу гимназического образования в Пруссии. Ключевым в обучении, а это касается и МПК, становится освоение номенклатуры - совокупности употребляемых терминов. При общении с компьютером непонятное слово выступает как забытый пароль для входа в директорию, хранящую соответствующую этому слову информацию, а это путь к ее освоению.

Лексику часто оформляют в словари, включающие отобранные составителями единицы языка, располагаемые по выбранному принципу и отражающие их значения, как, к примеру, в учебном пособии - словаре по RU 2104584, а также US 4650426. И это помимо многочисленных словарей, выпуск которых лавинообразен из-за улучшения технических возможностей. А вот когда-то, проработавший сорок лет над словарем французского языка Шарль Перро сетовал на то, что словари не читают, в них лишь заглядывают. Объемность и кропотливость такого деяния осознавала Екатирина Вторая, при которой была создана академия по изучению русского языка, плоды которой раздражали Пушкина из-за бесконечных толков в словарях. К примеру, сегодня существует 154 определения слова культура. Александру Сергеевичу по нраву были глубина, смелость, стройность. Тем не менее при обучении нужна наработка навыка постоянного и правильного пользования толковых словарей для одоления номенклатуры терминов, для освоения активного запаса слов, так как часто употребляемые слова - основной лексический фонд языка.

Особое место среди них занимают систематизированно отражающие свод знаний энциклопедии, в которых накоплена мудрость тысячелетий. У древних греков это слово означало обучение по всему кругу знаний. С каждым днем площадь такого круга увеличивается, а потому очередной объем сведений остается вне справочных изданий, как это и случилось с изданными в конце XVIII века 35 томами Энциклопедии или Толковым словарем наук, искусств и ремесел. Таковые издания множатся, к появившимся в ХХ веке Математическому энциклопедическому словарю и Биологическому энциклопедическому словарю XXI век, век духовности и энциклопедства, добавил, к примеру, Семейную энциклопедию, которую рекомендуют подарить ребенку, чтобы он больше читал энциклопедию, и приобрести ее не на год, чтобы она служила справочником для поколения.

Любое число томов БСЭ, Британской энциклопедии, Большого Брокгауза, Большого Ларусса и др. не исключает потребности в учебных пособиях. Наиболее распространены среди них учебники. Они сопровождают человека с глубокой древности, так, шумерийским глиняным дощечкам около 4,5 тыс. лет. Глубина изложения предмета определяет долговечность начертанных в третьем веке до нашей эры «Начал» Евклида, изданных 2500 раз в разных странах. Не менее важна для учебника наглядность, а потому уже в 1658 году появился «Мир чувственных вещей в картинках». Предложенный через 350 лет дидактический материал по RU 2385500 скуднее и менее занимателен. В равной степени это относится и к обучающему игровому устройству по SU 1403086.

При хорошем учебнике и благоразумном методе и посредственный преподаватель может быть хорошим, а без того и другого и лучший преподаватель долго, а может быть, и никогда не выйдет на настоящую дорогу. Этот завет К.Д.Ушинский изложил в «Родном слове», имевшем с 1864 года 146 изданий. Через пять лет увидел свет его фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания». Опыт педагогической антропологии, утвердивший в дидактике идею воспитывающего обучения. Те самые благоразумные методы и опыты педагогической антропологии находят отражение сегодня в программированных учебниках, где ЧТО (объект) дополнено КАК (путь изучения). При программированном обучении этапы изучения фиксируют и контролируют, а это дает возможность применения обучающих машин. Излагавший теорию образования и обучения основоположник дидактики (см. «Великая дидактика») педагог Коменский разработал единую школьную систему. Ее дополнили исследования Песталоцци, основоположника теории начального обучения, и его последователя Дистервега, автора многочисленных учебников и трудов по педагогике.

Не отстают от основоположников и в настоящем, так, учебное устройство по RU 76488 для обучения детей на начальной стадии изучения физики позволит заниматься осознанным самосовершенствованием. Указанный результат достигается тем, что набор из одинаковых по форме и различных по цвету и виду дидактического материала или его уровня сложности блоков, содержащих цветные карточки с карманами и полосы, позволяет построить с помощью стоек-линеек с подставкой цветные столбцы гистограммы. К тому же модель позволит в игровой форме увидеть в числовом виде результаты выбора вида дидактического материала или его уровня сложности.

Дидактическое развивающее пособие по RU 37426 имеет три круга разного диаметра с возможностью их пирамидного размещения, при этом «на круге малого диаметра нанесена общая информация… на… круге среднего диаметра... изобразительная или символьная информация… на видимой при сборке в пирамиду части круга большего диаметра… уточняющая или характеризующая данную разновидность объекта информации». Очевидно, круг малого диаметра несет весьма ограниченный объем общей информации, а его расположение к тому же ограничивает объем символьной информации. Уточняющая или характеризующая данную разновидность объекта информации ограничена кругом среднего диаметра. Оснащение такого пособия карточками, как это предложено в RU 51773, позволит расширить объем информации, но по существу только при замене их. Взаимное же плоскостное смещение кругов лишь ухудшит пользование устройством.

Мелкую моторику рук, память и мышление предложено развивать в дидактическом материале по RU 2385500, содержащем три набора картинок с изображениями предметов, разного класса одного цвета и одного класса разного цвета.

Широко известны способы обучения и учебные пособия, изложенные в трудах Пиаже «Логика и психология», Ананьева «О проблемах современного человекознания», Крутецкого «Основы педагогической психологии», Дюркгейма «Социология образования», Каптерева «Дидактические очерки. Теория образования», Давыдова «Проблемы развивающего обучения», Ильясова «Структура процесса учения», Выготского «Педагогическая психология». В них изложены теории развития психики, понятийного мышления, речи, связи обучения и развития. Этому предшествовало выдвинутое Я.А.Коменским положение природосообразности обучения. Он полагал, что учиться следует только идя по стопам природы, в соответствии с чем и были сформулированы основные постулаты обучения, отражающие законы природы и человека как ее части. Каждый из этих источников является привычным средством обучения из-за выполнения их книгой. Хотя еще в 1613 г. Барнаби Рич, современник Шекспира, заметил: «Одна из болезней нашего века - засилье книг. Их столько расплодилось в мире, что и не уследишь за всей той чепухой, которая выводится каждый день и идет гулять по миру».

Известны исследования Торндайка, разработавшего методику изучения поведения животных проблемными клетками, секрет которых следует открыть самому животному, и сформулировавшего закон проб и ошибок обучения. Последовательный зоопсихолог Уотсон, исходивший из того, что важно изучение процессов научения, отождествлял поведение с системой видимых и скрытых моторных реакций и ограничивал его схемой стимул-реакция. В эту схему Толмен ввел звено промежуточные переменные (см., например, «Целевое поведение у животных и человека»). Это позволило триадно замкнуть основную схему бихевиоризма. Уже к этой схеме Халл применил математическую логику, и это привело его к гипотетико-дедуктивной теории поведения.

Цепную реакцию познания следовало не столько контролировать, сколько отследить. К одной из попыток такого подхода можно отнести развитие Карнапом логического синтаксиса языка науки, а также разработку им индуктивной и модальной логики, а также теорию семантической информации. Модальную логику как подраздел дедуктивной логики и индуктивную логику объединяет стремление к каталогизации способов рассуждений от посылок к следствиям, осуществляемых логическим исчислением. Такая знаковая система содержит термы (слова), формулы (фразы) и потенциально значимые формулы (фразеологии), являющиеся языком исчисления, алфавитом системы, однозначно определяющим действия в системе. Приписывание символам исчисления значений (интерпретация) преобразует исчисление в формализованный язык.

Отображающий субъектно-предикатную структуру высказываний формализованный язык лежит в основе логики предикатов, изучающей общезначимые связи между высказываниями о свойствах и отношениях объекта исследования. Для выявления этих свойств и отношений в исчислении предикатов помимо символов исчисления высказываний (операций конъюнкции И, дизъюнкции ИЛИ, отрицания НЕ и др.) входят также логические эквиваленты слов СУЩЕСТВУЕТ, ВСЕ и НЕКОТОРЫЕ (кванторы) для качественно-количественного определения все тех же свойств и отношений объекта исследования, эффективно разработанного членами Венского кружка, приведшего их к созданию основ логического позитивизма, отрицавшего познавательную систему всей прежней философии и ориентированного на сопоставление теоретических положений науки с наблюдаемыми объектами. Они сосредоточили внимание на логическом языке науки, взяв в качестве средства аппарат математической логики. Члены кружка стремились соединить метод верификации с методом логического анализа и создать на этой основе унифицированную систему, охватывающую как естественные, так и гуманитарные науки (см., например, «Научное понимание мира». Венский кружок, Международная энциклопедия унифицированной науки и Библиотека теории унифицированной науки).

Хотя логика, математика и естествоиспытателя Пирса, отождествлявшего истинность с практической полезностью, считают родоначальником прагматизма, в первую очередь неоценим его вклад в развитие науки о знаках и их свойствах. Разделявший точку зрения Пирса Джемс видел реальность лишь в непосредственности чувств, в опыте. Исходя из посылки: понятия и теории - лишь инструменты и приспособления к внешней среде, Дьюи создал педоцентрическую теорию и методику обучения. А по мнению социального психолога Мида, формирование Я отражает структуру взаимодействия индивида в различных группах и состоит в усвоении им значения символов. С использованием этих исследований сегодня прагматика - раздел семиотики, основные понятия и принципы которой были сформированы Ч.Моррисом.

Упомянутые выше положения и разработки, хоть как-то, но нашли отражение в многочисленных устройствах и методах обучения, служащих величайшему благу-образованию.

Примером тому служит обучающая книга, известная из US 5133665. Природосообразность иллюстрирована представляющими оформленную 13.03.1869 года Периодическую систему Менделеева моделями по US 3581409, 3724098 и 4199876. Они имеют столбцы с ячейками, в каждой из которых нанесены два символа. Если каждое из этих устройств весьма сложно по форме, заявка RU 2000102115 вряд ли распространяется на способ размещения элементов в Периодической системе элементов, хотя бы потому, что элементы размещают строго в равносторонних квадратах. Эти пособия, особенно устройство по US 3581409, сложно выполнить и неудобно использовать обучаемому.

Рекомендуют устройство для оценки знаний обучаемого по RU 2111547 для определения результатов экзаменационных работ. Оно содержит карту ответов и проверочную палетку с указанием верных ответов, выполненные в виде матриц с горизонтальными строками и вертикальными столбцами. На карте и палетке выполнены шкалы: на карте маркированные цифрами, на палетке - пустые. Если экзаменуемому удастся правильно совместить ячейки шкал карты и палетки, то результат очевиден.

Стержень учебного предмета - его программа, то есть систематическое и иерархическое описание подлежащих усвоению знаний и умений. Она фиксирует содержание учебного предмета, определяет методы преподавания, характер дидактических пособий, сроки обучения, а также формирует тип мышления у обучаемого. Так, современный гуманитарный институт в способе оптимизации программы обучения по RU 2158965 пытается выбрать ряд известных программ с формированием и фиксацией перечня условных единиц знаний, содержащихся в учебных материалах. Затем предлагается определять значимость каждой условной единицы в зависимости от числа программ и/или учебного материала, а также число усвояемых обучаемым за данное время обучения условных единиц. Под условными единицами подразумевают понятия или связи между изучаемыми и известными понятиями.

Учение как одна из форм деятельности по существу едино, но эволюционно оно разрозненно. Фонд «Развитие через образование» предполагает преодолеть ее учебно-методическим пособием по нравственному просвещению в RU 25807. Оно выполнено книжным блоком с тетрадями, учебно-методический материал в которых дидактически связан и означен соответствующим классом. В этих случаях можно вновь разглядеть ориентацию деятельности человека на его стратегический врожденный инстинкт - завершаемое истиной познание, на прямую программу нравственности, на прагматизм гуманизма. Еще один книжный блок приведен в комплекте методических пособий по физическому воспитанию детей дошкольного возраста по RU 28936.

И философия, и логика способствуют развитию творческой деятельности человека, а также, вероятно, устройство для креативного обучения или самообучения по RU 19195, в частности для обучающих логических игр. Выполнено оно из нанизанных на стержень с возможностью поворота нескольких носителей информации. Сравнительная простота конструкции тем не менее требует многих манипуляций при пользовании для доступа к носителям информации.

Сравнительно прост метод по US 5141439, предусматривающий обучение ключевым словам и проверку знаний. Более сложны системы по WO 88/06327 и EP 0433847, хотя последнее механическое устройство выполнено без специальных держателей для элементов, образующих знаки при их соответствующем расположении. Обучающее устройство по US 5203706 снабжено держателями для элементов, в котором каждый из них несет несколько различных символов, при этом только один символ используется сразу, а в устройстве и методе изложения фактов по GB 2278706 предусмотрены панели со съемными элементами. Объемная модель для обучения языкам по RU 2104582 выполнена в виде разъемной пирамиды, при этом изображенная на гранях пирамиды информация представляет собой прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях.

Реальный мир, по языковеду Г.Лейбницу, состоит из бесчисленных психически деятельных субстанций (монад), находящихся в предустановленной гармонии. По просьбе Петра I он разработал проекты развития образования и государственного управления, основанные на Новых опытах о человеческом разуме, где в духе рационализма он развил учение о прирожденной способности ума к познанию категорий бытия и всеобщих и необходимых положений логики, предвосхитивших принципы математической логики.

В учебном пособии для изучения имущественных правоотношений по RU 2120665 предусмотрена таблица, состоящая из трех строк, каждая из которых относится к действию над имуществом, и из трех столбцов, каждый из которых относится к одному имущественному правомочию. Каждая клетка таблиц разделена линиями, сходящимися из углов этой клетки. Что заставляет эти линии сходиться, неизвестно. Границы между секторами, образованными смежными треугольниками в каждом прямоугольнике матрицы обозначают юридические факты, необходимые для изменения имущественного состояния лиц. Этого мало, далее в RU 2120665 пояснено отдельной строкой: границы между секторами - это юридические факты, переводящие лицо из одного состояния в другое. И напоследок: связь между имущественными состояниями лиц и нормами права осуществляется за счет кодирования норм гражданского законодательства той правовой системы, в которой предстоит рассматривать спорную ситуацию. Список таких цитат можно было бы продолжать, но, судя уже по ним, спорной ситуации нет.

Безусловно, меньше претензий у патентообладателя обучающей правовым нормам игры по US 4509922. Ее наглядности способствует использование множества цветных карточек, содержащих номенклатуру норм. Технический результат заявленного Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Иркутский государственный технический университет» способа обучения по RU 2355038 заключается в повышении усвояемости информации и возможности оперативного, «прорывного» обучения актуальным знаниям широкого круга лиц без базовой подготовки за счет быстрого выявления сходства и различия изучаемых понятий и объектов. Прорыв этот обеспечен занесением смысловой информации об однородных признаках изучаемых объектов в соответствующие ячейки структур-скелетов. Хотя стадию обучения на разных ступенях обучения детский сад-школа-вуз проводят в режиме - несерьезно о серьезном, вероятно, в каждом из этих заведений есть свой скелет в шкафу.

При обучении языкам Т.В.Зотова (см. RU 2143748) рекомендует использовать окрашенные наглядные пособия, преимущественно в черном или синем цвете. Новые элементы - в красном, поясняющие - в зеленом. Элементы, дающие информацию о настоящем времени, обозначают зеленым цветом, о прошедшем - желтым, о будущем - голубым. Разноцветность - это хорошо, но не надо забывать взаимодействие человека, общества и природы, при котором доминирующим фактором является социальное устройство общества, характер его экономических отношений.

Приспособление для обучения и контроля учащихся по RU 4849 снабжено блоками для записи букв и участками для размещения контрольного задания, так же как и в устройстве по FR 2759191. Текстовую информацию в способе быстрого запоминания текста по RU 2130202 печатают на отдельных картинках и записывают целой фразой из литературного произведения, а в способе оптимизации программы обучения по RU 2158965, как отмечено выше, формируют и фиксируют перечни условных единиц знаний, содержащихся в учебных материалах. Уместно вспомнить В.И.Даля, полагавшего, что примеры в большей степени поясняют суть. К тому же где хрестоматийность, там и полноценность. Гораздо сложнее приведенный в RU 2084019 способ Андреева О.А. интеллектуального и духовного развития личности по матричным таблицам. Вот уж наглядное обучение по комплексному методу (Ильф и Петров).

В свою очередь, обнаружению изначального опыта сознания посвятил свои труды Э.Гуссерль. Он начинал с попытки превратить философию в строгую науку феноменологическим методом (см., например, «Логические исследования»), а затем стремился найти основу в Жизненном мире. Представления о жизненном мире перекликаются со Стадиями о жизненном пути Кьекегора, пытавшегося противопоставить объективизму диалектики Гегеля экзистенциальную диалектику личности. Психиатр Ясперс сосредоточен был на раскрытии шифров бытия, диалектический теологизм Бубера был основан на бытии как на диалоге человека и мира. Учение Хайдеггера о бытии (фундаментальная онтология) противопоставляет подлинность существования и повседневность, в этом он видит постижение смысла бытия (см., например, «Бытие и время»). Обращаясь все к той же фундаментальной онтологии, публицист Сартр противопоставил в «Бытии и ничто» объективность и субъективность, а в «Критике диалектического разума» попытался дополнить марксизм экзистенциальной антропологией.

То, что участниками Венского кружка были математик Гедель, физики Шлик и Франк, социолог Нейрат, логик Рейхенбах, развивавший вероятностную логику для интерпретации квантовой механики, а также приглашенный ими Карнап, не только довлело над каждым из них, но и привело их к Унифицированной науке, утерявшей богатство естественного языка как важнейшего средства человеческого общения. Такое рафинирование мышления привело к потере наглядности и к односторонности подхода как в отношении объекта исследования, так и метода познания. По существу это движение к мертвому языку, при этом исключение его разновидностей существенно обедняет содержательность и выплескивает результаты, присущие языку с древнейших времен. Здесь уместно отметить, что, согласно теореме логика и математика Геделя, не существует полной формальной теории, где были бы доказуемы все теоремы арифметики. Вот так, даже арифметики.

Способ образования по GB 2209862 использует методы итальянки Монтессори, как и учебное устройство по RU 5041, состоящее из листов с изучаемыми символами и иллюстрирующими их рисунками, имеющих возможность зрительного совмещения, а это пригодно лишь на самых первых этапах обучения. Эта прямая отсылка к принципам Монтессори подчеркивает их односторонность.

Способ и устройство обучения по US 4445869 можно использовать и для проверки знаний обучаемого письму. Оно содержит кодированные разноцветные карточки с нанесенными на них ключевыми словами КТО, ЧТО, ГДЕ, ПОЧЕМУ и КАК, размещенные в ящике, к стенке которого прикреплены направляющие для размещения карточек. ЧТО и КАК при обучении адекватно могут быть раскрыты системой семантического взаимодействия языковых единиц в виде поля семантики, являющего собой промежуточный языковой мир (см., например, Кузнецова Л.И. Понятие семантической системы языка и методы ее исследования, М., 1963). Поле семантики ЕСТЬ, а «урожай» с него можно взять лишь при добротных семенах (ЧТО), их своевременной посадке (КАК) на определенную глубину для получения КАЧЕСТВА продукта, свойства которого ЕСТЬ только тогда, когда тезис ЧТО и КАК дополнены антитезисом КАК и ЧТО для выявления КАЧЕСТВА. Такая троица (triades) неразрывна, а триадный ритм повсеместен. Троица (триада) - основа связи: означающее - денотат (значение знака) - означаемое. Здесь означаемое - результат связи, содержание знака; а означающее - ее формальная сторона. Именно такие пути анализа языковых средств познания присущи как философии логического анализа, так и лингвистической философии. В первом случае прежде всего используют аппарат математической логики, во втором - правильное словоупотребление, а потому Витгенштейн пытался построить идеальный язык на основе языка математической логики. Согласно доктрине логического атомизма логическая структура языка - образ структуры мира, хотя лингвистический философ Райл сосредоточил внимание на анализе обыденного языка, отражающего в наибольшей степени совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов.

Греки (Евклид, Платон, Аристотель, стоики) пришли к аксиоматическому построению логики, а Б.Спиноза и Г.Лейбниц развивали ее системно-онтологическую концепцию. Охватывавшие все отрасли тогдашнего знания сочинения создателя учения об идеях Аристотеля позволяли освоить дедукцию. В свою очередь, у Платона как ученика Сократа, исповедовавшего стремление к самопознанию и метод отыскания истины искусной постановкой наводящих вопросов (майевтика), главенствовали идеи - вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей всегда изменяющегося и преходящего бытия, при этом вещи - подобие и отражение идей.

Если упомянуть способ быстрого запоминания текста по RU 2130202, предусматривающий введение в ЭВМ текстовой информации целой фразой из литературного произведения и воспроизведение ее на экране дисплея, то способ развития интеллектуальных способностей человека по RU 2038819 предъявляет пользователю аудиовизуальные сигналы образов, символов, наименований и индексов, различных фрагментов религиозных учений для выявления содержания изучаемых текстов, при этом нужен специалист, обслуживающий устройство, что резко сокращает возможности пользования им. Устройство по RU 2238765 содержит персональный компьютер, на экране дисплея которого находят отражение физиологические параметры, позволяющие занимающемуся стимулировать действия с их учетом.

Известно устройство для развития личности человека по RU 82365, содержащее возрастающего радиуса круги, разделенные на n+k секторов и характеризующие сознание, интеллект, эмоции и физическое тело, при этом сектора с одинаковыми номерами условно обозначают отдельные части личности общей многокомпонентной структуры личности человека. По мнению авторов, данное устройство позволяет сделать более простым и эффективным процесс развития целостности личности и целенаправленного формирования ее свойств и качеств. В примерах использования устройства, однако, не приведено общей многокомпонентной структуры личности человека, а упомянуты лишь отдельные части личности, которые проявляются 1 - как мать, 2 - как дочь, 3 - как взрослый человек, 4 - как лыжница, 5 - как специалист и так далее. Если в данном случае n=5, то с увеличением отдельных частей личности размеры кругов невообразимы. Если в реферате к этому документу объект отнесен к изобретению, то аналогичная по признакам заявка RU 2006113779 распространяется на устройство для развития целостности личности и целенаправленного формирования ее свойств и качеств в интеллектуальной и физической деятельности. Полагаю, что такого напора не выдержит ни одна многокомпонентная структура личности. Что касается других отдельных частей личности, тем более с необходимыми для этого свойствами и качествами, то и они размер кругов не уменьшат. Скорее всего ни лыжнице, ни даже взрослому человеку устройство содействия в целенаправленном формировании их свойств и качеств не окажет.

Лавинообразное расширение объекта информации заслоняет человеку освоение его сути ее «обломками», что часто приводит не к ответу, а к вопросу. Пример тому - инициированная М.Б.Плущевским академия проблем качества. Их устройство для наглядного моделирования структурного содержания проблем и стратегий их решения по RU 10921 представляет собой ящик Пандоры. Он содержит развертываемую на плоскость пирамиду, на боковых гранях которой выполнены карманы для размещения сменных карточек с вопросами-инициаторами, из последовательных ответов, на которые складываются стратегии решения проблем.

Автор информационной модели учебной программы предмета по RU 2117993 предполагает использовать ее как наглядное пособие. Она содержит имеющее основание тело с размещенными на нем и/или его элементах носителями информации в виде терминов и символов. Ее тело сложной конусообразной формы состоит из носителей информации в форме конуса, определяющего уровень обобщения углом при вершине. К носителям информации прикреплены стержнями таблицы с систематизированным материалом, расположенными вдоль образующих конуса и, как сообщено в RU 2117993, шарнирно связанными с его вершиной. Сообщено в нем и о четырех уровнях, высший из которых содержит философские категории. Введено обозначение уровней: (I, II, III, IV) и дополнительных уровней (1, 2, 3, 4…), а на горизонтальном уровне приведены символы типа 1.2.1. Помимо этого предусмотрено плоскостное представление модели и ее построения с составлением к ней спецификации, а также описания терминов, понятий, категорий. Термины, понятия, категории уровней разнесены, при этом предложено заполнять модель с выбора понятий III уровня, а это нарушает дидактический подход. Что касается философских категорий, то их рекомендовано ограничить из-за широкого и объемного представления. Такой подход недейственен в отношении таблиц (позиция 6), размер их будет либо микроскопическим, либо гигантским при доступе к систематизированному материалу. Безусловно, нет возможности перемещения таблицы по окружности, образованной сечением конуса плоскостью, параллельной основанию. Не раскрыто шарнирное соединение с вершиной конуса многочисленных стержней, а это исключает декларируемое заявителем пользование моделью в соответствии с его желаниями. Архаичность и часто нелепость (см., например, определение материи) не позволяют обучаемому получить не только знания, но и добротные сведения.

Развернутое в абзац определение материи мог дать только идеалист. Поскольку она первична, определить ее невозможно. Похоже, именно такой точки зрения придерживались Маркс и Энгельс. Что касается категорий: качество, количество, мера, явление, сущность; понятий: материя, время, пространство, движение, развитие, необходимое; и терминов: свойство, конечное, бесконечное, случайность, вещество, взаимодействие, отношение, отражение, содержание и форма, причина, следствие, действительность и историческое - то они бессвязно приведены и по существу произвольно определены. Это лишь часть перечня, помимо него есть и другие термины с надерганными из различных источников определениями.

Категории - /от греч. - высказывание, обвинение, признак/ в философии, предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания.

Материя /от лат. - вещество/ - "… философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существует независимо от них".

Вещество - вид материи, которая в отличие от физического поля обладает массой покоя.

Уже эти три фразы отправляют нас либо в реальную действительность, либо в объективную реальность, где есть вещество - прародитель материи, но нет физического поля, существующего, как видим, вне вида материи.

Если время - всеобщая форма бытия материи, а не материального объекта, то ему не присущ такой способ существования матери, как движение, которое, являясь всяким взаимодействием материальных объектов, включает и состояние покоя. И далее автор RU 2117993 предлагает нам подлинно всеобщий принцип, служащий основой объяснений истории общества и познания. Этот принцип связан с понятием развитие, при этом пространство характеризует сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах, а время - развитие всех материальных систем. Вот так пространство и время помогают в познании всех материальных систем.

Если отношение характеризует взаимозависимость элементов определенной системы, то как быть с неопределенной системой и где здесь объективный и универсальный характер. Совпадение исторического и логического, столь характерное для Гегеля, не нашло отражения в документе RU 2117993, где Историческое и Логическое - две большие разницы, хотя бы потому, что Логическое - теоретическое воспроизведение развитого и развивающегося объекта во всех его существенных, закономерных связях и отношениях.

Конечно, Конечному далеко до философской категории, именно из-за того, что оно характеризует всякий определенный, ограниченный объект /вещь, процесс, явление, состояние, свойство и т.д./. Более того, помимо ограниченного объекта рекомендовано познавать объект действительности. Где же здесь Определенность, где же граница? Конечно, всему есть граница, но если она и пространственная, и временная, и количественная, и качественная, то это не граница.

Если Бесконечное характеризует неисчерпаемость материи и движения, многообразия явлений и предметов материального мира, форм и тенденций его развития, то как быть с нематериальным миром и есть ли таковой? Есть ли Необходимость как таковая? Как это вещь, явление в их всеобщей закономерной связи? Почему необходимость - отражение преимущественно внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений ее развития; какая связь отражения и всеобщих отношений? Похоже, не было бы выражения такой ступени движения познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при которой в определенном объекте имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность, не было бы необходимости.

Что касается формы проявления необходимости в дополнение к ней - Случайности, то без обиняков это отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности и выражение начального пункта познания объекта; а если это способ превращения возможности в действительность, при котором в данном объекте при данных условиях имеется несколько различных возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется только одна из них; то такой подход весьма механистичен.

В мире нет материи, не обладающей пространственно-временными свойствами, а есть "зернистость" пространственно-временного строения и состояния материи, составляющих ее элементов, видов и форм существования, процесса движения, развития.

Вот таково определение степени внутренней дифференцированности материи в документе RU 2117993 в более чем самостоятельном существовании составляющих ее устойчивых элементов. Такая взаимообусловленность элементов основывается на их надерганности из разных источников, составляя качественно определенное целое.

Упомянутые условия возникновения ведут к объективной тенденции становления предмета (Возможности), к объективно существующему предмету как результату реализации некоторой возможности - совокупности всех реализованных возможностей (Действительности). Вот сколько Содержания сразу предусмотрено в RU 2117993. Смещены от динамической определяющей стороны целого (Содержания) к форме, способу его существования, охватывающей систему устойчивых связей предмета.

Если Свойство, Внешнее и внутреннее отнесены к философским категориям, то Сущность и Явление такой чести не удостоены, хотя и определены как внутреннее содержание предмета и внешняя форма его существования. Скорее всего так происходит переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству - к понятию в мышлении автора RU 2117993.

Вот такими высказываниями изобилует документ RU 2117993, что наталкивает на обвинение в адрес его автора и являет собой признак хаоса как в отношении объекта предложения, как устройства, так и его предмета. Невозможность промышленно выполнить некоторые из признаков модели (шарнирное соединение стержней с вершиной конуса) резко ограничивает предполагаемые свойства модели и по существу исключает ее выполнение и пользование.

Почти в каждом из приведенных выше документов видна локальность подхода к объекту, коим является человек. Более того, с каждым очередным достижением актуализируются проблемы взаимосвязи, целостности, структуры, связи элементов, отношений его подсистем и приоткрывается зависимость каждого из элементов от свойств и отношений в системе, его функций внутри целого. С очередным шагом проявляется несводимость свойств системы к сумме свойств ее элементов и невыводимость из них свойств целого. Игнорирование принципиальной несводимости системы к сумме свойств ее составляющих приводит к иллюстративному построению и толкованию их взаимосвязи, хотя в приведенных документах прослеживается то, что система - целое с ее частями, каждая из которых существенна для ее свойств.

Известно наглядное пособие ЧЕЛОВЕК по RU 2011108963, содержащее тело с упорядоченно размещенными на нем терминами и символами, шагово расположеными столбцами, первый из которых содержит одну ячейку, а последний - восемьдесят одну ячейку. Его использование позволяет создать условия изучения объекта в полном его развитии простыми и доступными средствами, что обеспечено последовательным и триадным размещением элементов информации.

Как тут не вспомнить Спинозу, для которого мир - закономерная геометрически познаваемая система, а природа - единая вечная и бесконечная субстанция, причина самой себя, а ее модусами являются вещи и идеи. Помимо того, человек - часть природы, душа его - модус мышления, а тело - модус протяжения. Воля его совпадает с разумом, а действия человека включены в цепь универсальной мировой детерминации.

Интерпретировано и учтено в пособии и центральное понятие диалектики Гегеля. Развитие - атрибут деятельности мирового духа в восходящем ряду все более конкретных категорий (качество, количество, мера; сущность, явление, действительность; объект, идея), понятий (бытие, природа, общество, понятие) и терминов (ничто, становление, семья, государство, право, философия, искусство, мораль). Сохранен его подход: противоречие - источник развития триадного восхождения от абстрактного к конкретному. Отринуты последователь Гегеля и его критик атеист Л.Фейербах, рассматривавший человека вне его общественных отношений, и иррационалисты Шопенгауер и Ницше, видившие прежде всего враждебность человека природе и обществу. Эти представители антропологизма в отличие от Маркса не рассматривали человека как совокупность общественных отношений. Эта предпосылка нашла отражение в пособии, как и эффективно примененный в Капитале диалектический метод.

Учтен в пособии и изоморфизм биолога Берталанфи, который, руководствуясь общей теорией систем, видел основную задачу в разработке математического аппарата описания знании, и гоморфизм - соответствие между объектами двух множеств, при котором одно множество есть модель другого, интерпретированы тезисы Н.И.Вавилова о том, что у родственных групп растений гомологические органы возникают из общих зачатков у организмов различных систематических групп, и о том, что сходные по основному строению и развитию, они могут выполнять либо одинаковые, либо неодинаковые функции. Не оставлена без внимания его ориентировка на то, что целое главенствует над частями, и его разработка концепции линнеевского вида как системы. Учтено и мнение историка культуры Дильтея, развивавшего учение о понимании как о специфическом методе наук о духе, об интуитивном постижении духовной целостности личности и культуры.

Как известно из Библии, нельзя держать свет закрытым. Его всепроникающее действие неудержимо, что и обуславливает его сочетание со словом, интенсивно функционирующим в активном словаре современника. Для каждого будущее наступает, но неравномерно, как отмечали еще футуристы, хотя большинство, а мы - калейдоскоп, продукт изменения общественных отношений, тенденция развития которого направлена к человеку, к каждому из нас.

Есть предположение, что родившиеся в XXI веке (поколение Z) воспринимают информацию скорее визуально, чем слухом, и нацелены они скорее на креативность, чем на репродуктивность. Но и им нужно связать авторский смысл с развитием, а такое творчество начинается с цели, которой они подчинены как в выборе, так и при создании средств.

Если пособие по RU 2011108963 имеет тело с одинаковыми секторами для НАСТОЯЩЕГО, ПРОШЛОГО и БУДУЩЕГО, что может подавлять внимание некоторых обучаемых и препятствовать последовательному изучению объекта, особенно для тех, кому ведома теоретически предсказанная частица, бозон Хиггса, пытавшегося объяснить возникновение массы элементарных частиц его преобразованием, то следует его трансформировать.

Задача - улучшить условия последовательного изучения объекта в полном его развитии простыми и доступными средствами.

Улучшение условий последовательного изучения объекта в полном его развитии простыми и доступными средствами обеспечено последовательным, дробным и триадным размещением носителей информации.

Для этого в наглядном пособии, содержащем имеющее основание тело с упорядоченно размещенными на нем терминами и символами, шагово расположенными столбцами, первый из которых содержит одну ячейку, а последний восемьдесят одну, число тел кратно трем.

Выполнение наглядного пособия, содержащего имеющее основание тело с упорядоченно размещенными на нем терминами и символами, шагово расположенными столбцами, первый из которых содержит одну ячейку, а последний восемьдесят одну, с числом тел, кратным трем, позволит улучшить условия последовательного изучения объекта в полном его развитии простыми и доступными средствами, т.е. достичь технического результата, а именно промышленно используемого результата творческой деятельности, при этом как число тел, так и шаговое расположение столбцами информации, фиксируемой последовательно, последовательно отражает моменты развития человека.

Ячейка являет собой пользователю отдельное звено в сети перекрещающихся линий, ограничивающих столбцы и строки, что не только упрощает восприятие пособия, но и способствует всестороннему изучению свойств объекта, хотя бы потому, что для многих термин «ячейка» ассоциируется со словосочетанием «ячейка памяти ЭВМ». Расположение ячеек столбцами позволяет разделить очередную совокупность тел кратно трем, при этом каждую совокупность тел категориально обозначить.

Разделение совокупности тел и столбцов кратно трем, их категориальное обозначение улучшает условия последовательного изучения объекта в полном его развитии простыми и доступными средствами, поскольку охарактеризованная выше простота и наглядность тел и сети ячеек пронизана триадным принципом и взаимным единством. Тем самым триадное выполнение тел и размещение носителей информации, осуществление принципа все в едином и единое во всем, позволяют отразить последовательное, полное и закономерное развитие человека. Для обучаемого проясняется последовательность: вперед в прошлое - к будущему.

Так как каждое из обозначений любого из секторов содержит число, кратное трем, а символ любой из ячеек содержит порядковый номер столбца и число, соответствующее положению ячейки от основания столбца, то качественная определенность пособия дополнена количественно, что позволяет твердо и последовательно установить свойства объекта с ясным осознанием их связей для его изучения и понимания.

Для удобства пользования пособие выполнено с девятью телами и снабжено основанием, относительно которого тела установлены с возможностью смещения. Это позволит расположить тела соответственно этапам развития объекта и смещением тел обеспечить удобный визуальный доступ к поверхности каждого из них.

Снабжение пособия опорой, в которой с возможностью поворота установлено основание, позволит выполнить его удобным и компактным в эксплуатации. Поскольку основание выполнено с гнездами для размещения элементов тел и снабжено ключом, бородок которого имеет возможность размещения в пазу, выполненном в элементах тел, то, по крайней мере, для тел, обозначенных категориями Качество, Количество и Мера, это удобно.

Для удобства пользования пособием его основание выполнено с ребрами, направленными к осям гнезд и несущими обозначения: Качество, Количество и Мера; Явление, Сущность и Действительное; Субъект, Объект и Идея, при этом ребра объединены в сектора, обозначенные как Настоящее, Прошлое и Будущее.

Для облегчения пособия при сохранении его жесткости между его ребрами выполнены щеки, направленные каждая к осям соседних гнезд. Кроме того, тела, к которым направлены ребра, исходящие из секторов Прошлое и Будущее, выполнены со спицами.

Для обострения восприятия обучаемого в пособии окрашены красным - поверхности сектора Настоящее, ребер Качество, Явление и Субъект, спиц Событие, Век, Необходимое, Жизнь, Брать и Понятие; сектора щек, включающего ребра Качество, Количество и Мера; синим - поверхности сектора Прошлое, ребер Количество, Сущность и Объект, спиц Природа, Мир, Достаточное, Смерть, Люди и Практика, сектора щек, включающего ребра Явление, Сущность и Действительное; белым - поверхности сектора Будущее, ребер Мера, Действительное и Идея, спиц Движение, Развитие, Реальное, Живое, Общество и Культура, сектора щек, включающего ребра Субъект, Объект и Идея.

Оснащение пособия средствами качения позволяет осуществить удобный доступ к носителям информации без изменения положения пользователя относительно пособия.

Оптимальные условия поступательного изучения объекта в полном его развитии простыми и доступными средствами обеспечивает охарактеризованное приведенной совокупностью признаков пособие, в котором опора выполнена с ножками, между двумя из которых установлена столешница для размещения средств эксплуатации, в частности элементов ЭВМ. Создание этих условий обеспечено триадной подачей доступной как непосредственно, так и введенной в ЭВМ информацией, адекватной пользователю, стремящемуся познать полное и закономерное развитие человека.

Еще Маркс знал, что впоследствии естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание. Это будет одна наука, предметом изучения которой явится сам познающий и обучающийся этому познанию человек, при этом объект ее существует как данность и может быть изучен разными науками и даже их разделами. Это будет способствовать всестороннему развитию человека как самоцели, а учебное пособие представит собой структурированную совокупность научных знаний, концепций, теорий и точек зрения, излагаемых с определенной авторской позиции, то есть с позиций личностно-деятельного подхода. Человеку, если он хочет стать человеком, необходимо получить образование, рассматриваемое прежде всего как социальный институт с функцией культурного его воспроизводства или воспроизводство культуры человека в обществе.

Изображено на:

Фиг.1 - пособие;

Фиг.2 - вид на элемент пособия;

Фиг.3 - ключ;

Фиг.4 - фрагмент пособия;

Фиг.5 - фрагмент текста из памяти ЭВМ.

Пособие содержит тело 1 (фиг.1). На теле 1 упорядоченно размещены термины 2 (фиг.2) и символы 3 в ячейках 4. Ячейки 4 шагово расположены столбцами 5. Первый столбец 6 содержит одну ячейку 4, а последний восемьдесят одну. Размещение информации в ячейках 4, шагово расположенных столбцами 5, первый из которых содержит одну ячейку 4, а последний восемьдесят одну, в наглядном пособии, содержащем тело 1 с упорядоченно размещенными на нем терминами 2 и символами 3, позволяет создать условия изучения объекта.

Пособие выполнено с телами 1, число которых кратно трем.

Улучшение условий последовательного изучения объекта в полном его развитии простыми и доступными средствами обеспечено удобным и триадным размещением элементов информации, а также их носителей.

Выполнение наглядного пособия, содержащего тело 1 с упорядоченно размещенными на нем терминами 2 и символами 3, шагово расположенными столбцами 5, первый из которых содержит одну ячейку 4, а последний восемьдесят одну, с числом тел 1, кратным трем, позволит улучшить условия последовательного изучения объекта в полном его развитии простыми и доступными средствами, т.е. достичь технического результата, а именно промышленно используемого результата творческой деятельности, при этом как число тел 1, так и шаговое расположение столбцами 5 информации, фиксируемой последовательно, отражает моменты развития человека.

Шаговое расположение информации, т.е. ее последовательная смена, отражает моменты развития человека. Каждый шаг фиксирован столбцом 5, первый 6 из которых содержит одну ячейку 4, а последний восемьдесят одну.

Ячейка 4 являет собой пользователю отдельное звено в сети весьма просто перекрещающихся линий, ограничивающих столбцы 5 и расположенные одна над другой строки 7, что не только упрощает восприятие пособия, но и способствует всестороннему изучению объекта, хотя бы потому, что для многих термин «ячейка» ассоциируется со словосочетанием «ячейка памяти ЭВМ». Такое расположение ячеек 4 в столбцах 5 позволяет разделить очередную совокупность тел 1 кратно трем, при этом каждая категориально 8 обозначена, что способствует созданию условий последовательного изучения объекта в полном его развитии простыми и наглядными средствами, поскольку упомянутая выше простота и наглядность тел 1 и сети ячеек 4 пронизана триадным принципом и взаимным единством. Тем самым последовательно триадное выполнение тел 1 и размещение элементов информации позволяют отразить полное и закономерное развитие человека.

Так как каждое из обозначений 9 любого из тел 1 содержит число, кратное трем, а символ 10 любой из ячеек 4 содержит порядковый номер столбца 5 и число, соответствующее положению ячейки 4 от ячейки 6, то качественная определенность пособия дополнена количественно, что позволяет твердо установить свойства объекта с ясным осознанием их связей для его изучения и понимания.

Выполнение девяти тел 1 позволяет обучаемому акцентировать внимание на составляющих НАСТОЯЩЕГО, ПРОШЛОГО и БУДУЩЕГО, а именно: Качестве, Количестве и Мере; Явлении, Сущности и Действительном; Субъекте, Объекте и Идее.

Снабжение пособия основанием 11 позволяет расположить тела 1 соответственно этапам развития объекта, а установление с возможностью смещения относительно него тел 1 обеспечивает удобный визуальный доступ к поверхности каждого из тел 1.

Снабжение пособия опорой 12, в которой с возможностью поворота установлено основание 11, позволяет выполнить устройство компактным и доступным.

Выполнение основания 11 с гнездами 13 для размещения элементов 14 тел 1 позволяет поворачивать тела 1 в гнездах 13 для визуального доступа к их поверхностям. Если тела 1 относительно невелики, то целесообразно выполнить в элементах 14 тел 1 паз 15 и снабдить ключом 16 (Фиг.3), бородок 17 которого имеет возможность размещения в пазу 15 тел 1, обозначенных категориями Качество, Количество и Мера.

Выполнение основания 11 с ребрами 18 (Фиг.4), направленными к осям 19 гнезд 13, облегчает устройство, а нанесение обозначений 20: Качество, Количество и Мера; Явление, Сущность и Действительное; Субъект, Объект и Идея, при этом ребра 18 объединены и сектора 21, обозначенные как НАСТОЯЩЕЕ, ПРОШЛОЕ и БУДУЩЕЕ, наглядно обучаемому.

Для увеличения жесткости устройства между ребрами 18 выполнены щеки 22, направленные каждая к осям 19 соседних гнезд 13.

Для облегчения устройства при сохранении жесткости тел 1, к которым направлены ребра 18, исходящие из секторов 21 Прошлое и Будущее, эти тела 1 выполнены со спицами 23.

Для обострения восприятия окрашены: красным - поверхности сектора 21 Настоящее, ребер 18 Качество, Явление и Субъект, спиц 23 Событие, Век, Необходимое, Жизнь, Брать и Понятие; сектора щек 22, включающего ребра 18 Качество, Количество и Мера; синим - поверхности сектора 21 Прошлое, ребер 18 Количество, Сущность и Объект, спиц 23 Природа, Мир, Достаточное, Смерть, Люди и Практика, сектора щек 22, включающего ребра 18 Явление, Сущность и Действительное; белым - поверхности сектора 21 Будущее, ребер 18 Мера, Действительное и Идея, спиц 23 Движение, Развитие, Реальное, Живое, Общество и Культура, сектора щек 22, включающего ребра 18 Субъект, Объект и Идея.

Пособие оснащено средствами 24 качения. Средство 24 содержит полки 25, в которых установлено колесо 26. Наличие средства 24 позволяет осуществить удобный доступ к носителям информации без изменения положения пользователя относительно пособия.

Для удобства пользования пособие снабжено подставкой 27 с кольцом 28. Снабжение пособия подставкой 27 с кольцом 28, по которому имеют возможность качения колеса 26 средства 24, создает дополнительные удобства пользователю, способствует наглядности и повышает эффективность изучения.

Подставка 27 имеет ножки 29 и столешницу 30. На столешнице 30 может быть размещена ЭВМ 31. Тем самым оптимальные условия последовательного изучения объекта в полном его развитии простыми и наглядными средствами обеспечено охарактеризованным приведенной совокупностью признаков пособием, в котором подставка 27 с кольцом 28 выполнена с ножками 29, между двумя из которых установлена столешница 30 для размещения средств эксплуатации, в частности элементов ЭВМ 31.

В память ЭВМ 31 занесены номенклатура терминов с символами 7 каждой из ячеек 4, а также категории 8 с их обозначениями. База данных ЭВМ 31 содержит упорядоченно размещенные словосочетания 32 (фиг.5), включающие упомянутые термины 2 и категории 8. Каждое словосочетание 32 сопровождено символами 7, а также указанием 33 частоты заимствования.

Улучшение условий последовательного изучения объекта в полном его развитии простыми и наглядными средствами обеспечено дробным и триадным размещением информации, доступной как непосредственно, так и размещенных в ЭВМ 31, что адекватно пользователю, стремящемуся познать полное и закономерное развитие человека.

Пособие функционирует так.

Обучаемый располагается за столешницей 30. Он может последовательно от ячейки 6 1.1 - Быть проследить развитие человека до ячейки 4 81.81 - Истина. Обращение к любому из тел 1 позволит ему выявить триадную связь между терминами 2, размещенными в каждой из ячеек 4. Особо явственно эта связь нашла отражение среди категорий 8 каждого из тел 1 и ребер 18. Она, эта связь, является определяющей при любом обращении к пособию.

К примеру, имеющая обозначение 9 категория 8, а именно 1-9 Качество раскрыто через понятия 1-3 Бытие, 4-6 Материя и 7-9 Изменение; категория 28-36 Явление раскрыта через понятия 28-30 Событие, 31-33 Природа и 34-36 Движение, а категория 55-63 Субъект раскрыта через понятия 55-57 Жизнь, 58-60 Смерть и 61-63 Живое. В данном случае на телах 1, окрашенных красным, прослеживаются связи:

1-3 Бытие… 28-30 Событие… 55-57 Жизнь

4-6 Материя… 31-33 Природа… 58-60 Смерть

7-9 Изменение… 34-36 Движение… 61-63 Живое

В этих связях для знакомых с логикой и ее определениями, адекватными категориям в пособии, а именно (В) Всеобщее, 19-21 Общее; (О) Особенное, 22-24 Особое и (Е) Единичное, 25-27 Одно, как по горизонталям и вертикалям, так и по диагоналям прослеживаются ее структуры. К примеру, (В) 1-3 Бытие в (О) 28-30 Событие - (Е) 55-57 Жизнь; (В) 1-3 Бытие в (О) 31-31 Природе - (Е) 61-63 Живое и (В) 1-3 Бытие, (О) 4-6 Материи - (Е) 7-9 Изменение. При рассмотрении других сочетаний (В) (О) и (Е) обучаемый ознакомится как с отношениями между другими категориями, так и отношениями между терминами, последовательно размещенными в ячейках 4 согласно формуле В-О-Е.

Пособие позволяет не только определить положение и связи терминов из 3321 ячейки 4, но и получить обширный иллюстративный материал из базы данных, введенных в ЭВМ 31.

При запросе по любому из 3321 термину или символу из ряда 1.1,2.1,2.2,3.1,3.2,3.3…81.81 на мониторе ЭВМ 31 можно наблюдать словосочетания 32 из заиндексированных терминов, преимущественно предложений, заимствованных из печатных текстов, а также их частоту 33 употребления.

Использование предложенной совокупности признаков способствует утверждению структурности, где структура есть система и к тому же целостность, активность которой превалирует над активностью ее составляющих. Она явится и предметом, и содержанием обучения, при этом будет усваиваться знание и средства учебной деятельности: анализ, синтез, обобщение, классификация; а также знаковые, языковые и вербальные средства. Система будет рефлексироваться и воспроизводиться индивидуальным опытом учащихся при получении и нахождении понятий и общих способов действ, а также по их воспроизведению и применению к решению конкретных задач. Продуктом учебной деятельности явится структурированное и актуализируемое знание, а также умение решать задачи в разных областях, что во многом определит дальнейшую деятельность учащегося, в частности успешность его профессиональной подготовки. Для него обучение и есть развитие, при этом развитие создает возможности, а обучение их реализует.

Обучение на основе предложенного пособия будет иметь в личностном развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия, обучение пойдет не только нога в ногу с развитием, но и впереди него, вызывая новообразования. А развитие не прекратится в течение всей жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству. Общими его характеристиками станут необратимость, прогресс/регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения. Тем самым в учебную деятельность войдут не только процессуальность и результативность, но и структурная организация и, самое главное, субъектность учения.

Похожие патенты RU2536194C2

название год авторы номер документа
НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ ЧЕЛОВЕК 2011
  • Выборнов Владимир Георгиевич
RU2520049C2
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ И УСВОЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В УЧЕБНОМ МАТЕРИАЛЕ ИЛИ ЛЮБОМ ТЕКСТЕ 2008
  • Зорина Валентина Лазаревна
  • Еремеевская Ирина Давыдовна
  • Глинкина Галина Васильевна
RU2396605C2
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА 1997
  • Болотина Галина Кирилловна
RU2117993C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ И ПОСОБИЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ 1997
  • Ведерников Владимир Николаевич
RU2117995C1
СПОСОБ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1997
  • Бельковец Лидия Петровна
RU2118849C1
Настольная игра 2019
  • Алексеева Лариса Леонидовна
  • Гальчук Ольга Викторовна
  • Зарецкая Алёна Юрьевна
  • Командышко Елена Филипповна
  • Стукалова Ольга Вадимовна
  • Юдушкина Олеся Васильевна
RU2722415C1
СПОСОБ И СИСТЕМА МУЛЬТИМЕДИЙНОГО МУЛЬТИЯЗЫЧНОГО ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 2008
  • Юревич Анатолий Васильевич
RU2387018C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ АССОЦИАТИВНО-ЭТИМОЛОГИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ ПИСЬМЕННЫХ ТЕКСТОВ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ 2018
  • Алямкина Екатерина Анатольевна
  • Флеров Олег Владиславович
RU2702148C2
ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1999
  • Шмелева Л.И.
RU2142650C1
Способ психолого-педагогической коррекции психоэмоционального состояния 2022
  • Стрельников Игорь Анатольевич
  • Стрельникова Наталья Викторовна
  • Малеева Светлана Юрьевна
  • Блинов Леонид Викторович
  • Сафронова Елена Викторовна
  • Блинова Любовь Николаевна
  • Ковальчук Михаил Александрович
  • Ратникова Василиса Игоревна
  • Калинкина Полина Андреевна
RU2797851C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 536 194 C2

Реферат патента 2014 года НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ ЧЕЛОВЕК

Изобретение относится к учебным пособиям для развития творческой деятельности человека. Наглядное пособие содержит основание и тело с упорядоченно размещенными на нем терминами и символами, шагово расположенными столбцами, отражающими моменты развития человека. Первый из столбцов содержит одну ячейку, а последний - восемьдесят одну ячейку. Тела установлены в гнездах основания с возможностью поворота в них. Число тел кратно трем. Основание установлено в опоре с возможностью поворота. Техническим результатом изобретения является повышение удобства в пользовании. 7 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 536 194 C2

1. Наглядное пособие человек, содержащее основание и тело с упорядоченно размещенными на нем терминами и символами, шагово расположеными столбцами, первый из которых содержит одну ячейку, а последний - восемьдесят одну ячейку, отличающееся тем, что число тел кратно трем, при этом тела остановлены в гнездах основания с возможностью поворота в них, а основание установлено в опоре с возможностью поворота.

2. Пособие по п.1, отличающееся тем, что оно снабжено ключом, бородок которого имеет возможность размещения в пазу, выполненном в элементах по крайней мере тел, обозначенных категориями Качество, Количество и Мера.

3. Пособие по п.2, отличающееся тем, что основание выполнено с ребрами, направленными к осям гнезд и несущими обозначения: Качество, Количество и Мера; Явление, Сущность и Действительное; Субъект, Объект и Идея, при этом ребра секториально объединены в сектора и обозначены как Настоящее, Прошлое и Будущее.

4. Пособие по п.3, отличающееся тем, что между ребрами выполнены щеки, направленные каждая к осям соседних гнезд.

5. Пособие по п.4, отличающееся тем, что тела, к которым направлены ребра, исходящие из секторов Прошлое и Будущее, выполнены со спицами.

6. Пособие по п.5, отличающееся тем, что окрашены: красным - поверхности сектора Настоящее, ребер Качество, Явление и Субъект, спиц Событие, Век, Необходимое, Жизнь, Брать и Понятие; сектора щек, включающего ребра Качество, Количество и Мера; синим - поверхности сектора Прошлое, ребер Количество, Сущность и Объект, спиц Природа, Мир, Достаточное, Смерть, Люди и Практика, сектора щек, включающего ребра Явление, Сущность и Действительное; белым - поверхности сектора Будущее, ребер Мера, Действительное и Идея, спиц Движение, Развитие, Реальное, Живое, Общество и Культура, сектора щек, включающего ребра Субъект, Объект и Идея.

7. Пособие по любому из пп.1-6, отличающееся тем, что оно выполнено со средствами качения.

8. Пособие по п.7, отличающееся тем, что оно снабжено подставкой с кольцом и ножками, между которыми закреплена столешница для размещения средств эксплуатации, в частности ЭВМ.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2536194C2

RU 2011108963 A, 20.09.2012
Устройство для обучения 1989
  • Иванов Леонид Демьянович
  • Демин Леонид Павлович
  • Федоров Анатолий Иванович
SU1672506A1
ЦИФРОВЫЕ ВЕРТУШКИ ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЯ КВАДРАТОВ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕ ТЕЛЕФОННУЮ Т-МАТРИЦУ 2010
  • Творогов Владимир Борисович
RU2432617C1
GB 191211708 A, 17.10.1912

RU 2 536 194 C2

Авторы

Выборнов Владимир Георгиевич

Даты

2014-12-20Публикация

2013-03-01Подача