Комплект для обучения детей грамоте и чтению Российский патент 2025 года по МПК G09B17/00 

Описание патента на изобретение RU2836587C1

Область техники.

Изобретение относится к области «педагогика» и может быть использована как в домашних условиях, так и в условиях дошкольных образовательных организаций в качестве развивающего пособия, способствующего обучению детей грамоте и чтению.

Уровень техники.

Из уровня техники известен способ обучения быстрому чтению, который заключается в том, что обучающийся считывает информацию путем вертикального перемещения глаз относительно неподвижного носителя текстовой информации при постепенном увеличении знаковой ёмкости строк текстовой информации.

Строки на носителе располагают группами, каждая из которых имеет одинаковую знаковую емкость в строках, отличную от других групп. Количество строк в каждой группе выбирается в зависимости от адаптации обучающегося к расширяющемуся полю текстовой информации (RU 94038307 A1 10.09.1996).

Из уровня техники известен набор для обучения детей грамоте, включающий носители букв алфавита. При этом носители букв выполнены в виде фигур, имеющих различное цветовое решение. Гласные буквы выполнены на колечках единого цвета. Согласные буквы выполнены на кружках (плоскостных и/или объемных). Твердые и мягкие согласные исполнены двумя различными цветами, отличными от цвета, которым исполнены гласные буквы. Дополнительно, набор включает средство для размещения букв: поролоновое пианино со звуковыми дорожками различных цветов, браслетиками без колокольчиков и браслетиками с колокольчиками. Браслетики выполнены цветами, соответствующими твердым и мягким согласным (RU 118781 U1 27.07.2012).

Кроме того из уровня техники известно устройство для обучения грамоте и счету, содержащее карточки с символами и наборное полотно с ячейками для демонстрации слов или математических задач. Кроме того устройство представляет собой жесткую двухстворчатую папку из моющегося материала, содержащую на внутренних сторонах створок полоски с ячейками короткими и ячейками длинными, первые из которых предназначены для хранения карточек с символами, а вторые - для демонстрации слова или математической задачи (RU 27875 U1 20.02.2003).

Недостатками ранее известных устройств для обучения грамоте и чтению являются ограниченное количество вариантов составления слов.

Представленный обучающий комплект по обучению грамоте и чтению является многофункциональным и предоставляет обучающемуся возможность чтения, а также, написания букв/слогов/слов многократно в различных вариантах. Наличие сигнальных квадратов способствует информированию взрослого (педагога / родителя) о возникших у ребенка трудностях и/или окончании выполнения им задания. Листы достижений (индивидуальный / групповой) помогают отследить динамику освоения материала. Инструкции для взрослых (педагогов/родителей) координируют методику работы с обучающим комплектом.

Раскрытие изобретения.

Технический результат изобретения состоит в повышении скорости обучения детей звуко-буквенному, слоговому анализу и синтезу слов, чтению с помощью обучающего комплекта, а также возможность самостоятельного написания букв в различных вариациях. Изобретение служит профилактикой оптической дисграфии и дислексии; может использоваться как в домашних условиях, так и в условиях дошкольных образовательных организаций на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях. Кроме того, комплект может быть использован для индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи, расстройством аутистического спектра).

Комплект имеет компактные размеры, обладает тактильно-приятными качествами, безопасен для детей. Свойства материалов съемных элементов позволяют надежно удерживать содержимое и не позволяют рассыпаться наполнению как при использовании, так и при транспортировке.

Указанный технический результат реализуется за счет удобных конструктивных особенностей комплекта, состоящего из папки, включающей информационную часть, рабочую зону и зону хранения материалов.

Комплект для обучения детей грамоте и чтению представляющий собой папку, отличающийся тем, что папка имеет размер 440×250 мм, выполнена из однотонного серого ковролина, папка включает информационную часть, рабочую зону и зону хранения материалов.

«Информационная часть» папки представлена карманом для хранения инструкции, гида для родителей, гида для педагогов, бланка листа достижений.

«Рабочей зона» папки представляющей собой экран, состоящий из двух горизонтально пристроченных лент красного цвета размером 200×250 мм, разделенных на пять «окошек».

«Зона хранения материалов» папки включает набор материалов: динамические буквенные ленты; сигнальные квадраты; квадраты и треугольники для звуко-буквенного анализа; карточки для определения места звука в слове; картинки-схемы звукового состава слов; маркер, черная лента-липучка размером 5 на 200 мм.

Динамические буквенные ленты представляют собой:

- односторонние «Буквенные ленты с гласными буквами», выполненные из ламинированной бумаги размером 250×25 мм в количестве 2х штук размещаются в левом кармане, прорезанном внутри папки;

- двусторонние «Буквенные ленты с согласными буквами», выполненные из ламинированной бумаги, размером 250×25 мм в количестве 2 штук размещаются в правом кармане, прорезанном внутри папки;

- «Ленты без букв и обозначений», выполненные из ламинированной бумаги, размером 250×25 мм в количестве 4 штук размещаются в правом кармане, прорезанном внутри папки;

Сигнальные квадраты представляют собой разноцветные квадраты, выполненные из ковролина красного, синего и зеленого цветов размером 50×50 мм в количестве 3 штук и расположены с правой стороны; в комплект, также, входят:

- разноцветные квадраты из «ленты-липучки» красного цвета в количестве 3 штук, синего цвета в количестве 3 штук, зеленого цвета в количестве 2 штук размером 25×25 мм и зафиксированы на карманах с «Буквенными лентами»,

- разноцветные треугольники из «ленты-липучки» красного цвета - 1 штука, зеленого цвета 1 штука размером 25×25×35 мм и зафиксированы на карманах с «Буквенными лентами»,

- карточка «Птичка - звуковичка», выполненная из ламинированной бумаги размером 80×40 мм в количестве 1 штука, при этом на лицевой стороне карточки рисунок птицы с поперечным делением ее на 3 части; на изнаночной стороне карточки липкое крепление; расположена в правом нижнем углу папки;

- картинки-схемы, выполненные из ламинированной бумаги размером 90×120 мм в количестве 20 штук. На лицевой стороне - рисунки-схемы. На оборотной стороне - слова для самопроверки: Мак, Маки, Дом, Дома, Домик, Кот, Коты, Котик, Мяч, Мячи, Мячик, Зуб, Зубы, Зубик, Суп, Супы, Супик, Дуб, Дубы, Дубок.

Краткое описание чертежей.

Фиг. 1 - набор в закрытом виде.

Фиг. 2 - Набор в открытом виде.

Фиг. 3 - пример использования пособия.

Осуществление изобретения.

Комплект состоит из папки размером 440×250 мм, выполненной из однотонного серого ковролина. Папка включаетинформационную часть, рабочую зону и зону хранения материалов.

«Информационная часть» папки представленакарманом для хранения инструкции, гида для родителей, гида для педагогов, бланка листа достижений. Инструкция адресована преподавателям дисциплин педагогического профиля (воспитателям, учителям-логопедам, учителям начальной школы, педагогам учреждений дополнительного образования детей), гувернерам и родителям детей дошкольного возраста.

Инструкция раскрывает описание:

- состава комплекта для обучения детей грамоте и чтению.

- специфики использования комплекта на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми в условиях дошкольной образовательной организации и(или) домашнего обучения,

- вариативности использования комплекта в зависимости от уровня подготовки детей.

«Рабочей зона» папки представляющей собой экран, состоящий из двух горизонтально пристроченных лент красного цвета размером 200×250 мм, разделенных на пять «окошек».

«Зона хранения материалов» папки включает набор материалов: динамические буквенные ленты; сигнальные квадраты; квадраты и треугольники для звуко-буквенного анализа; карточки для определения места звука в слове; картинки-схемы звукового состава слов; маркер, черная лента-липучка размером 5 на 200 мм.

Динамические буквенные ленты представляют собой:

-односторонние «Буквенные ленты с гласными буквами», выполненные из ламинированной бумаги размером 250×25 мм в количестве 2 штук размещаются в левом кармане, прорезанном внутри папки;

-двусторонние «Буквенные ленты с согласными буквами», выполненные из ламинированной бумаги, размером 250×25 мм в количестве 2 штук размещаются в правом кармане, прорезанном внутри папки;

- «Ленты без букв и обозначений», выполненные из ламинированной бумаги, размером 250×25 мм в количестве 4 штук размещаются в правом кармане, прорезанном внутри папки.

Сигнальные квадраты представляют собой разноцветные квадраты, выполненные из ковролина красного, синего и зеленого цветов размером 50×50 мм в количестве 3 штук (расположены с правой стороны).

В комплект, также, входят:

- разноцветные квадраты из «ленты-липучки» красного цвета в количестве 3 штук, синего цвета в количестве 3 штук, зеленого цвета в количестве 2 штук размером 25×25 мм (зафиксированы на карманах с «Буквенными лентами»),

- разноцветные треугольники из «ленты-липучки» красного цвета - 1 штука, зеленого цвета 1 штука размером 25×25×35 мм (зафиксированы на карманах с «Буквенными лентами»),

- карточка «Птичка - звуковичка», выполненная из ламинированной бумаги размером 80×40 мм в количестве 1 штука (на лицевой стороне карточки рисунок птицы с поперечным делением на 3 части; на изнаночной стороне карточки липкое крепление; расположена в правом нижнем углу папки);

- картинки-схемы, выполненные из ламинированной бумаги размером 90×120 мм в количестве 20 штук. На лицевой стороне - рисунки-схемы. На оборотной стороне - слова для самопроверки: Мак, Маки, Дом, Дома, Домик, Кот, Коты, Котик, Мяч, Мячи, Мячик, Зуб, Зубы, Зубик, Суп, Супы, Супик, Дуб, Дубы, Дубок.

В процессе занятий с детьми «Буквенные ленты (гласные)» и ««Буквенные ленты (согласные)» вставляются в «окошки» и легко передвигаются по направлению «вверх-низ». По этому же принципу передвигаются «Ленты без букв и обозначений».

Маркер крепится на линии сгиба папки.

Лента липучка черного цвета разрезается на короткие части и крепится с двух сторон красного экрана. С помощью ленты можно разделить слово на слоги и поставить ударение.

Пример обучения.

Картинки - схемы звукового состава слов представляют собой ламинированную бумагу формата - 90×120 мм, с изображением предмета, название которого ребенок анализирует и рядом клеточек под рисунком. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове. Разместив картинку в информационном кармане, мы закрываем схему и ребенок анализирует самостоятельно звуковой состав слова, затем по схеме сверяет количество клеточек осуществляя самопроверку.

Также можно выполнить различные виды заданий:

- звуко-буквенный анализ с помощью «Разноцветных квадратиков» и написать буквы с помощью маркера.

- Сравнить какое слово длинее, какое слово короче. (кот, коты, котик).

- Разделить с помощью «летны-липучки» слово на слоги.

- Определить в каком слове больше слогов.

- Определить сколько гласных в словах.

- Определить ударную гласную.

- С помощью карточки «Птичка-звуковичка» определить место звука в слове (начало, середина, конец).

Читаем сами:

- слоги (прямые, обратные, со стечением согласных);

- слова (из 3,4,5букв), (слова со стечением согласных, слова с открытыми слогами)

- словоизменение: путем замены одной гласной/согласной буквы; с помощью приставок; с помощью суффиксов.

Пишем сами: (с помощью маркера)

- буквы (заглавные, строчные, печатные, прописные)

- недостающую букву можно написать самостоятельно

- разные варианты букв можно написать вместе с друзьями, родителями, педагогами

- неправильные буквы можно исправить (профилактика оптической дисграфии).

Похожие патенты RU2836587C1

название год авторы номер документа
Набор пособий для осуществления комплексного способа повышения мотивации речи 2022
  • Лопаткина Наталья Николаевна
RU2796187C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НАЧАЛАМ ГРАМОТЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2009
  • Коток Виктор Алексеевич
RU2404455C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ЗВУКОБУКВЕННОМУ РАЗБОРУ СЛОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2019
  • Чевжик Наталья Борисовна
RU2707895C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ С. БЕЛОЛИПЕЦКОГО И СРЕДСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2002
  • Белолипецкий С.А.
RU2216049C1
СПОСОБ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСОВОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА 2011
  • Лазарев Михаил Львович
RU2481644C2
ИГРОВОЙ НАБОР ПСИХОЛОГА И СПОСОБ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 2018
  • Дмитриев Дмитрий Владимирович
  • Айкин Владимир Николаевич
RU2699010C1
ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1999
  • Шмелева Л.И.
RU2142650C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОМУ МУЗИЦИРОВАНИЮ 1994
  • Бергер Нина Александровна
RU2090938C1
СПОСОБ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ 2020
  • Панченко-Миль Инна Ивановна
  • Сурат Лев Игоревич
RU2741863C1
Комплексный способ запуска, стимуляции и формирования диалоговой речи у детей 2022
  • Сорокина Наталья Анатольевна
RU2808348C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 836 587 C1

Реферат патента 2025 года Комплект для обучения детей грамоте и чтению

Изобретение относится к педагогике и предназначено для обучения детей грамоте и чтению, применимо дома и в дошкольных учреждениях. Комплект включает папку из однотонного серого ковролина с информационной частью, рабочей зоной и зоной хранения материалов. Информационная часть содержит карман для инструкции, гидов для родителей и педагогов, бланк листа достижений. Рабочая зона представляет собой экран с двумя красными лентами, разделенными на пять «окошек». Зона хранения включает: динамические буквенные ленты (односторонние с гласными, двусторонние с согласными, и без букв и обозначений), сигнальные квадраты разных цветов, разноцветные квадраты и треугольники для звуко-буквенного анализа, карточки для определения места звука в слове, картинки-схемы звукового состава слов, маркер и черная лента-липучка. Также в комплект входят: карточка «Птичка - звуковичка» с рисунком птицы и липким креплением, картинки-схемы с рисунками и словами для самопроверки. Комплект может использоваться для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Он обладает тактильно-приятными качествами, безопасен для детей и компактен. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 836 587 C1

Комплект для обучения детей грамоте и чтению, представляющий собой папку, отличающийся тем, что папка имеет размер 440×250 мм, выполнена из однотонного серого ковролина, папка включает информационную часть, рабочую зону и зону хранения материалов;

информационная часть папки представлена карманом для хранения инструкции, гида для родителей, гида для педагогов, бланка листа достижений;

рабочая зона папки, представляющей собой экран, состоящий из двух горизонтально пристроченных лент красного цвета размером 200×250 мм, разделенных на пять окошек;

зона хранения материалов папки включает набор материалов: динамические буквенные ленты; сигнальные квадраты; квадраты и треугольники для звуко-буквенного анализа; карточки для определения места звука в слове; картинки-схемы звукового состава слов; маркер, черная лента-липучка размером 5 на 200 мм;

динамические буквенные ленты представляют собой:

- односторонние «Буквенные ленты с гласными буквами», выполненные из ламинированной бумаги размером 250×25 мм в количестве 2 штук размещаются в левом кармане, прорезанном внутри папки;

- двусторонние «Буквенные ленты с согласными буквами», выполненные из ламинированной бумаги, размером 250×25 мм в количестве 2 штук размещаются в правом кармане, прорезанном внутри папки;

- «ленты без букв и обозначений», выполненные из ламинированной бумаги, размером 250×25 мм в количестве 4 штук размещаются в правом кармане, прорезанном внутри папки;

сигнальные квадраты представляют собой разноцветные квадраты, выполненные из ковролина красного, синего и зеленого цветов размером 50×50 мм в количестве 3 штук и расположены с правой стороны; в комплект также входят:

- разноцветные квадраты из «ленты-липучки» красного цвета в количестве 3 штук, синего цвета в количестве 3 штук, зеленого цвета в количестве 2 штук размером 25×25 мм и зафиксированы на карманах с «Буквенными лентами»,

- разноцветные треугольники из «ленты-липучки» красного цвета - 1 штука, зеленого цвета - 1 штука размером 25×25×35 мм и зафиксированы на карманах с «Буквенными лентами»,

- карточка «Птичка - звуковичка», выполненная из ламинированной бумаги размером 80×40 мм в количестве 1 штуки, при этом на лицевой стороне карточки рисунок птицы с поперечным делением ее на 3 части; на изнаночной стороне карточки липкое крепление; расположена в правом нижнем углу папки;

- картинки-схемы, выполненные из ламинированной бумаги размером 90×120 мм в количестве 20 штук, при этом на лицевой стороне - рисунки-схемы, на оборотной стороне - слова для самопроверки: Мак, Маки, Дом, Дома, Домик, Кот, Коты, Котик, Мяч, Мячи, Мячик, Зуб, Зубы, Зубик, Суп, Супы, Супик, Дуб, Дубы, Дубок.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2836587C1

СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ УСВОЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2008
  • Варламов Анатолий Александрович
RU2424575C2
WO 2002075693 A1, 26.09.2002
US 10561215 B1, 18.02.2020
WO 2006045543 A1, 04.05.2006
US 5409381 A, 25.04.1995
US 2012208171 A1, 16.08.2012
Оправка 1988
  • Блинов Владимир Николаевич
  • Гладских Светлана Степановна
  • Кошмина Зинаида Николаевна
  • Метельков Александр Михайлович
SU1666337A1

RU 2 836 587 C1

Авторы

Кожемяко Инна Михайловна

Даты

2025-03-18Публикация

2024-09-02Подача