Изобретение относится к области машиностроения, а именно к средствам механизации сельскохозяйственных работ на приусадебных участках, в садах и огородах индивидуального пользования.
Трансмиссия предназначена для изменения величины крутящего момента, а также для передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя на ведущие колеса и/или фрезам мотокультиватора.
Известен цепной редуктор мотоблока-приставки, передаточное отношение которого составляет более 2,5 (см. патент РФ на полезную модель №2694 кл. А01В 3/50, 1996 год). Колеса мотоблока-приставки установлены на концах сплошного выходного вала редуктора.
Недостатками мотоблока с такой конструкцией редуктора являются трудность в управлении, низкая маневренность, также повышенный расход топлива при поворотах и движении по неровной дороге.
Аналогом изобретения является конструкция двухскоростного цепного редуктора мотоблока МБ-1 «Нева» (см. интернет источник: https://pahalka.ru/motobloki/motobloki-neva/motoblok-neva-mb-1), в вытянутом корпусе которого по оси симметрии расположены входной неразрезной вал, связанный через три блока звездочек с выходным валом, на концах которого имеются отверстия для фиксирования на вал у ведущих колес или почвенных фрез. Сдвоенная звездочка распирается в корпусе редуктора с помощью втулки и шайбы.
При движении на поворотах или неровной дороге ведущие колеса мотоблока проходят разные расстояния. Поэтому если оба колеса, имеющие общий сплошной вал, получают от двигателя вращение с одинаковой скоростью, то одно из них будет проскальзывать. Оператор вынужден прикладывать большие усилия для того, чтобы «волочить» скользящее колесо, вызывая усиленное изнашивание шин и повышенный расход топлива.
Недостатками известной конструкции редуктора является низкая маневренность мотоблока, необходимость приложения высоких физических усилий оператора при проскальзывании одного из ведущих колес и, как следствие, усиленное изнашивание шин и повышенный расход топлива.
Прототипом заявляемого изобретения является редуктор мотоблока (см. патент РФ на изобретение №2348135 кл. А01В 71/00, 2009 год), содержащий корпус редуктора с размещенными внутри выходным валом, составленным из двух выходных полувалов, зафиксированных от осевого перемещения и выполненных с возможностью независимого вращения относительно друг друга, связанных с входным валом, через блоки звездочек.
Недостатком такого редуктора мотоблока является низкая маневренность мотоблока, необходимость приложения физических усилий оператора для поворота, разворота или маневрирования мотоблока, приводящих к его быстрой утомляемости, усиленное изнашивание компонентов сцепления, а также низкая проходимость обусловленная маневрированием с выключенным сцеплением для обоих ведущих колес и/или фрез мотоблока.
Техническим результатом изобретения является снижение трудоемкости управления мотокультиватором при маневрировании, повышение его проходимости, а также увеличение ресурса сцепления.
Технический результат достигается тем, что в трансмиссии мотокультиватора, содержащей корпус редуктора с размещенными внутри выходным валом, составленным из двух выходных полувалов, зафиксированных от осевого перемещения и выполненных с возможностью независимого вращения относительно друг друга, связанных с входным валом, через блоки звездочек, согласно изобретения корпус редуктора снабжен промежуточным валом, имеющим приводную шестерню и ведущие шкивы, а входной вал составлен из двух входных полувалов, зафиксированных от осевого перемещения и выполненных с возможностью независимого вращения относительно друг друга, причем на внешней части входных полувалов установлены ведомые шкивы, сообщенные с ведущими шкивами клиновыми ремнями с натяжными механизмами, снабженными индивидуальными органами управления, обеспечивающими режимы включенного и выключенного сцепления.
Сущность изобретения поясняется чертежами где: на фиг. 1 - изображен продольный разрез трансмиссии мотокультиватора; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1 (режим включенного сцепления); на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 1 (режим выключенного сцепления).
На графических материалах для большей ясности представлены только те элементы, которые необходимы для понимания сущности изобретения, а сопутствующие элементы, хорошо известные специалистам в данной области, не представлены.
Трансмиссия мотокультиватора (фиг. 1) содержит корпус редуктора 1 с размещенными внутри выходным валом, составленным из двух выходных полувалов 2 и 3, зафиксированных от осевого перемещения и выполненных с возможностью независимого вращения относительно друг друга, входной вал, составленный из двух входных полувалов 4 и 5, зафиксированных от осевого перемещения и выполненных с возможностью независимого вращения относительно друг друга связанных с выходными полувалами 2 и 3, через блоки звездочек 6 и 7 цепными передачами 8, 9, 10 и 11. На внешней части входных полувалов 4 и 5 установлены ведомые шкивы 12 и 13. Промежуточный вал 14 установлен внутри корпуса редуктора 1 в его верхней части, имеет приводную шестерню 15 и ведущие шкивы 16 и 17 сообщенные с ведомыми шкивами 12 и 13 клиновыми ремнями 18 и 19 с натяжными механизмами 20 и 21, снабженными индивидуальными органами управления 22 и 23 (которые могут быть выполнены в виде рычагов, сообщенных тросами с рукоятками управления мотокультиватором (на фигурах не показаны)), обеспечивающими режимы включенного и выключенного сцепления (фиг. 2, 3).
Трансмиссия мотокультиватора работает следующим образом. В процессе работы мотокультиватора крутящий момент от ДВС (на фигурах не показан) передается на приводную шестерню 15, вращая промежуточный вал 14 с ведущими шкивами 16 и 17, которые клиновыми ремнями 18 и 19 приводят в движение ведомые шкивы 12 и 13 с входными полувалами 4 и 5 входного вала, от которых через цепные передачи 8 и 9 вращаются блоки звездочек 6 и 7, через цепные передачи 10 и 11 приводящие в движение выходные полувалы 2 и 3 выходного вала, на которых установлены ведущие колеса и/или фрезы (на фигурах не показаны).
Натяжные механизмы 20 и 21, управляемые индивидуальными органами управления 22 и 23 (путем воздействия оператора на рукоятки управления мотокультиватором (на фигурах не показаны)), осуществляют натяжение (режим включенного сцепления (фиг. 2)) или провисание (режим выключенного сцепления (фиг. 3)) клиновых ремней 18 и 19, тем самым образуя или разрывая поток крутящего момента между ведущими шкивами 16 и 17 и ведомыми шкивами 12 и 13, а следовательно, начиная или останавливая вращение полувалов 2 и 3 выходного вала с установленными на них ведущими колесами и/или фрезами (на фигурах не показаны).
Режимы работы трансмиссии мотокультиватора при маневрировании, включающем: поворот, разворот и движение по криволинейной траектории.
При повороте мотокультиватора оператор ослабляет натяжение (фиг. 3) клинового ремня 18 или 19 (руководствуясь выбранной стороной поворота) индивидуальными органами управления 22 или 23 соответственно, тем самым разрывая поток крутящего момента между ведущим шкивом 16 и ведомым шкивом 12 или между ведущим шкивом 17 и ведомым шкивом 13 (в зависимости от выбранной стороны поворота). В результате чего один из выходных полувалов 2 или 3 останавливается вместе с установленным на нем ведущим колесом и/или фрезой (на фигурах не показаны), а вращающийся полувал 3 или 2 соответственно, с установленным на нем ведущим колесом и/или фрезой (на фигурах не показаны), описывает вокруг него дугу, тем самым производя поворот, величину угла которого контролирует оператор, воздействуя на индивидуальные органы управления 22 или 23 (в зависимости от выбранной стороны поворота).
При развороте мотокультиватора оператор ослабляет натяжение клинового ремня 18 или 19 (руководствуясь выбранной стороной разворота) индивидуальными органами управления 22 или 23 соответственно, тем самым разрывая поток крутящего момента между ведущим шкивом 16 и ведомым шкивом 12 или между ведущим шкивом 17 и ведомым шкивом 13 (в зависимости от выбранной стороны разворота). В результате чего один из выходных полувалов 2 или 3 останавливается вместе с установленным на нем ведущим колесом и/или фрезой (на фигурах не показаны), а вращающийся полувал 3 или 2 соответственно, с установленным на нем ведущим колесом и/или фрезой (на фигурах не показаны), описывает вокруг него полуокружность, тем самым производя разворот, который контролирует оператор, воздействуя на индивидуальные органы управления 22 или 23 (в зависимости от выбранной стороны разворота).
При движении мотокультиватора по криволинейной траектории оператор кратковременно ослабляет натяжение клинового ремня 18 или 19 (руководствуясь выбранной стороной для маневрирования) индивидуальными органами управления 22 или 23 соответственно, тем самым кратковременно разрывая поток крутящего момента между ведущим шкивом 16 и ведомым шкивом 12 или между ведущим шкивом 17 и ведомым шкивом 13 (в зависимости от направления траектории движения). В результате чего один из выходных полувалов 2 или 3 кратковременно останавливается вместе с установленным на нем ведущим колесом и/или фрезой (на фигурах не показаны), а вращающийся полувал 3 или 2 соответственно, с установленным на нем ведущим колесом и/или фрезой (на фигурах не показаны), описывает вокруг него дугу, тем самым производя движение по криволинейной траектории которое контролирует оператор, воздействуя на индивидуальные органы управления 22 или 23 (в зависимости от направления траектории движения).
При маневрировании мотокультиватора:
- оператор не прикладывает физических усилий на руль, а работает только с индивидуальными органами управления 22 и 23 что снижает трудоемкость управления мотокультиватором при поворотах, разворотах и маневрировании;
- задействуется крутящий момент ДВС, передаваемый на ведущее колесо и/или фрезу, а не мускульная сила оператора, из-за чего изменение направления движения происходит быстрее, чем в прототипе, а следовательно повышается маневренность;
- на неровной дороге или пересеченной местности на одно из колес и/или фрез всегда будет передаваться крутящий момент от ДВС, что повысит проходимость;
- происходит минимальный износ компонентов сцепления вследствие их непродолжительной пробуксовки (период завершения поворота, разворота и маневрирования, который протекает быстрее за счет использования ДВС, а не мускульной силы оператора).
Применение изобретения позволит: снизить трудоемкость управления мотокультиватором при маневрировании, повысить его проходимость, а также увеличить ресурс сцепления.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство трансмиссии мотокультиватора | 2023 |
|
RU2816215C1 |
Трансмиссия мотокультиватора | 2023 |
|
RU2810909C1 |
Трансмиссия мотокультиватора | 2023 |
|
RU2814599C1 |
Трансмиссия мотокультиватора | 2023 |
|
RU2814606C1 |
Механизм трансмиссии мотокультиватора повышенной маневренности | 2023 |
|
RU2821281C1 |
Трансмиссия мотокультиватора | 2023 |
|
RU2814602C1 |
Устройство трансмиссии мотоблока | 2023 |
|
RU2816407C1 |
Трансмиссия мотоблока | 2023 |
|
RU2810910C1 |
Трансмиссия мотоблока | 2023 |
|
RU2821291C1 |
Трансмиссия мотокультиватора | 2023 |
|
RU2816217C1 |
Изобретение относится к области машиностроения. Трансмиссия мотокультиватора содержит корпус редуктора с размещенным внутри выходным валом, составленным из двух выходных полувалов, зафиксированных от осевого перемещения и выполненных с возможностью независимого вращения относительно друг друга, связанных с входным валом через блоки звездочек. Корпус редуктора снабжен промежуточным валом, имеющим приводную шестерню и ведущие шкивы. Входной вал составлен из двух входных полувалов, зафиксированных от осевого перемещения и выполненных с возможностью независимого вращения относительно друг друга. На внешней части входных полувалов установлены ведомые шкивы, сообщенные с ведущими шкивами клиновыми ремнями с натяжными механизмами, снабженными индивидуальными органами управления, обеспечивающими режимы включенного и выключенного сцепления. Обеспечивается снижение трудоемкости управления мотокультиватором при маневрировании, повышение его проходимости, а также увеличение ресурса сцепления. 3 ил.
Трансмиссия мотокультиватора, содержащая корпус редуктора с размещенными внутри выходным валом, составленным из двух выходных полувалов, зафиксированных от осевого перемещения и выполненных с возможностью независимого вращения относительно друг друга, связанных с входным валом через блоки звездочек, отличающаяся тем, что корпус редуктора снабжен промежуточным валом, имеющим приводную шестерню и ведущие шкивы, а входной вал составлен из двух входных полувалов, зафиксированных от осевого перемещения и выполненных с возможностью независимого вращения относительно друг друга, причем на внешней части входных полувалов установлены ведомые шкивы, сообщенные с ведущими шкивами клиновыми ремнями с натяжными механизмами, снабженными индивидуальными органами управления, обеспечивающими режимы включенного и выключенного сцепления.
РЕДУКТОР МОТОБЛОКА | 2007 |
|
RU2348135C1 |
Трасмиссия мотоблока | 1990 |
|
SU1768411A1 |
Управляемый ведущий мост транспортного средства | 1989 |
|
SU1743968A1 |
RU 94039457 A1, 20.08.1996 | |||
Водозаборное устройство дождевальной машины | 1986 |
|
SU1360652A1 |
Авторы
Даты
2024-03-28—Публикация
2023-09-04—Подача