Область техники, к которой относится изобретение
Изобретение относится к области авиастроения и может найти применение в конструкции механизмов дверей и аварийных люков вертолетов и других летательных аппаратов для обеспечения открытия/закрытия дверей и сброса аварийного люка, при этом имеющего компактный механизм для установки внутри агрегата.
Уровень техники
Известен фюзеляж вертолета («Вертолет Ми-8 МТВ» / В.А. Данилов, В.М. Занько, Н.П. Калинин, А.И. Кривко. - М.: Транспорт, 1995, стр. 14-20), содержащий левую и правую бортовые панели. Одно окно на панели выполнено в виде аварийного люка-окна, состоящего из проема и крышки, образующих систему "Окно-люк-фюзеляж". Крышка люка-окна фиксируется двумя нижними штырьками в гнездах части проема, а в верхней - запирающими штырями, которые входят в отверстия кронштейнов на крышке. Люк для аварийного покидания вертолета закрывается крышкой, имеющей механизм аварийного сброса. Люк-окно и люк аварийного покидания имеют жесткую металлическую конструкцию и расположены в местах, рассчитанных на покидание определенным числом пассажиров.
Известна аварийная дверь кабины гражданского самолета полублокирующего типа (CN 112550661, В64С 1/14, публ. 26.03.2021), которая содержит стопорный блок, уплотнительный пояс, поперечную балку, продольную раму, наружную обшивку, конструкцию смотрового окна и пояс управления закрыванием двери. Рычажный механизм подъемного открывания и приводной механизм открывания расположены в верхней части внутренней стороны дверной конструкции кабины. Ремень закрывания двери расположен в нижней части внутренней стороны дверной конструкции кабины. Нижняя часть внутренней стороны дверной конструкции кабины содержит механизм замка, механизм защелки и механизм вентиляционного отверстия, механизм замка приводит в движение механизм защелки и механизм вентиляционного отверстия, и механизм блокировки находится в соединении с механизмом внешней ручки.
Недостатком известного технического решения является сложность конструкции и большая масса, данное решение предназначено для использования в самолетах, имеющих избыточное давление внутри салона по причине герметичности для обеспечения полетов на большой высоте. Такое техническое решение приведет к излишнему увеличению массы вертолета, а также к занятию большого объема внутреннего пространства салона вертолета.
Известна система аварийного открывания закрывающего элемента транспортного средства (WO 2017042165, В64С 1/14, публ. 16.03.2017), которая содержит запирающий элемент, образованный из удерживающих стержней, соединенных с фитингами, закрепленными соответственно на двери и на пороге рамы, тросы, соединенные с вставным механизмом для вставки частей удлиненных труб в выемки, выполненные в удерживающих стержнях, и детектор положения источника взрыва, содержащегося в удлиненных трубчатых частях. Позиционирующий механизм содержит скобы для поворота вокруг вала, а ударно-спусковой элемент расположен так, чтобы входить в контакт с указанной удлиненной трубчатой частью после поворота.
Недостатком данного известного технического решения является наличие источника взрыва, что может привести к травмированию пассажиров при попытке аварийного покидания салона вертолета или детонации топлива при возможном его разливе в следствии аварийной посадки вертолета.
Известна система аварийного выхода (US 6341748 B1, В64С 1/14, публ. 29.01.2002), включает в себя панель, закрывающую отверстие в фюзеляже вертолета, множество защелок для разъемного крепления панели в проеме; разблокирующий механизм, включающий ползунки с каждой стороны проема для отвода защелок для освобождения панели; привод управления затворами, защелку привода для разъемного запирания привода во взведенном состоянии; множество основных поручней, стратегически расположенных в углублениях, примыкающих к проему и соединенных с приводом тросами, посредством чего приведение в действие любого из поручней вызывает одновременное освобождение всех защелок, и панель может быть сброшена.
Недостатком данного известного технического решения является то, что механизм расфиксации и аварийного сброса панели, закрывающей аварийный выход, расположен на борту вертолета в окружении проема аварийного выхода. Данное обстоятельство ведет к увеличению габаритов всего механизма в целом, увеличению количества составляющих его частей и, как следствие, его усложнению и увеличению массы. Кроме того, подобная конструкция устройства механизма аварийного выхода ведет к снижению надежности его работы, т.к. при аварийной посадке фюзеляж и проем аварийного выхода может быть деформирован, а механизм в следствии этого может быть заклинен.
Известна дверь аварийного выхода воздушного судна со встроенными механизмами (RU 2684950 C1, В64С 1/14, публ. 16.04.2019), которая содержит механизмы открывания, встроенные посредством группировки указанных механизмов в полосу двери, находящуюся с заданной стороны окна стандартных размеров. В указанной полосе внутренняя ручка установлена на главном валу, соединенном с запирающим валом, на котором установлен против возвратных пружин механизм запирания. Механизм для открывания двери при определенном условии содержит вентиляционную створку, шарнирное соединение для соединения створки с внутренней ручкой и блокирующий вал, который имеет на каждом конце нажимной рычаг, оборудованный опорами. Возвратные пружины, установленные против механизма открывания при определенном условии, откалиброваны так, чтобы обеспечить открывание указанной створки за счет приложения уменьшенного давления и предотвратить ее открывание в условиях избыточного давления.
Известен бортовой люк самолета-амфибии, наиболее близкий к заявляемому техническому решению (RU 2186710 С2, В64С 1/14, В64С 35/00, публ. 10.08.2002), который имеет дверь с механизмом открытия и щиток, закрывающий нижний проем двери до высоты верхнего предельного уровня волны. Щиток установлен в проеме за дверью. Дверь выполнена открывающейся наружу и снабжена механизмом запирания двери, установленным на самой двери. Щиток снабжен установленным на нем механизмом его крепления. Механизмы управления запиранием двери и креплением щитка выведены на рукоятку открывания двери.
Недостатком известного технического решения является сложность конструкции и большая масса, данное решение предназначено для использования в самолетах, имеющих избыточное давление внутри салона по причине герметичности для обеспечения полетов на большой высоте. Такое техническое решение приведет к излишнему увеличению массы вертолета, а также к занятию большого объема внутреннего пространства салона вертолета.
Раскрытие сущности изобретения
Технической проблемой является создание компактного облегченного замкового устройства, обеспечивающего надежное закрытие и фиксацию аварийного люка на всех режимах полета и возможность его сброса в аварийной ситуации для повышения безопасности пассажиров и членов экипажа летательного аппарата.
Технический результат заключается в снижении габаритов и массы запирающего устройства, повышении надежности фиксации и низкой вероятности нештатной работы механизма в процессе эксплуатации; в повышении надежности и безопасности летательного аппарата в целом, за счет того, что конструкция запирающего устройства аварийного люка позволяет сбросить его в аварийной ситуации, при этом в штатном режиме аварийный люк надежно зафиксирован в проеме.
Для достижения технического результата предлагается запирающее устройство аварийного люка летательного аппарата, которое содержит вал 5, на котором установлены внутренняя 6 и наружная 7 ручки, кассеты 9, 10, причем каждая из кассет 9, 10 содержит ригель 3, который вставлен в обойму 27, которая снабжена хвостовиком 26 и пазом 52, втулку ригеля 29, которая снабжена спиральной проточкой 51, втулку замка внешнюю 30, втулку 31, на наружном фланце втулки ригеля 29 установлен винт 32, при этом втулка замка внешняя 30 является корпусом для кассет 9, 10, а втулка 31 выполнена с резьбой и фиксирует обойму 27 во втулке ригеля 29,
на валу 5 закреплен кардан 8, на котором установлены две лапки 20, которые зафиксированы упорами 21, находящимися на валу 5, в отверстия каждой лапки 20 через втулки вставлена крестовина 22, в которую через втулки 24 установлена вилка 23 кардана 8, к которой присоединена одна из кассет 9 или 10, хвостовик 26 которой вставлен в проточку 25 вилки 23,
внутренняя 6 и наружная 7 ручки закреплены на валу 5 в заданном положении с помощью винтов 47, которые упираются в винт 46, вкрученный в вал 5, при этом внутренняя 6 и наружная 7 ручки состоят из вилки 44, на которой закреплен ухват 45,
механизм блокировки аварийного сброса 11 содержит ручку блокиратора 35, установленную на качалке блокиратора 34, которая закреплена на оси механизма блокировки 33, установленной в кронштейне блокиратора 13, закрепленном на аварийном люке 1, при этом к одному плечу качалки блокиратора 34 присоединен ригель блокиратора 37, а ко второму плечу качалки блокиратора 34 присоединена ось 38,
вал 5 закреплен к аварийному люку 1 при помощи кронштейнов 12, выполненных в виде пластин с проушинами.
Кроме того, кассеты 9, 10 состоят из одинаковых элементов, выполнены зеркально друг другу и осуществляют преобразование вращательного движения вала 5 в поступательное движение запирающих ригелей 3.
При этом в панелях 14 аварийного люка 1 выполнены ниши 41 с внутренней и внешней стороны аварийного люка 1, которые по контуру снабжены профилями 43, выполненными из резины, в которых установлены стекла 42, в нишах 41 закреплены фиксаторы 49 для удержания в закрытом положении внутренней 6 и наружной 7 ручек.
Кроме того, на панели 14 аварийного люка 1 закреплены втулки блокиратора 39 для установки ригеля блокиратора 37 и кронштейны 40 с запрессованными втулками для установки оси 38, которая осуществляет нажатие на кнопку микровыключателя 50, при этом ригель блокиратора 37 является упором для пластины 19, которая закреплена на валу 5, и блокирует вал 5 от возможности поворота при закрытом положении механизма блокировки аварийного сброса 11.
Таким образом достигается технический результат.
Достигается повышение надежности и безопасности использования предлагаемого запирающего устройства аварийного люка и летательного аппарата в целом, за счет того, что применяется вал 5, на котором установлены внутренняя 6 и наружная 7 ручки, кассеты 9, 10, при этом каждая из кассет 9, 10 содержит ригель 3, который вставлен в обойму 27, которая снабжена хвостовиком 26 и пазом 52, втулку ригеля 29, которая снабжена спиральной проточкой 51, втулку замка внешнюю 30, втулку 31, при этом, втулка замка внешняя 30 является корпусом для кассет 9, 10, а втулка 31 выполнена с резьбой и фиксирует обойму 27 во втулке ригеля 29; также за счет того, что применяется механизм блокировки аварийного сброса 11. В предлагаемой конструкции использована кинематическая схема, в которой вращательное движение внутренней 6 или наружной 7 ручек переходит в поступательное движение ригелей 3, что обеспечивает повышение надежности фиксации и снижает вероятность нештатной работы механизма запирающего устройства аварийного люка 1 в процессе эксплуатации, кроме того, исключена возможность случайного втягивания ригелей 3, при этом обеспечивается бесперебойное втягивание ригелей 3 в результате поворота внутренней 6 и/или наружной 7 ручек.
Достигается компактность устройства и снижение массы, т.к. конструкция предлагаемого запирающего устройства аварийного люка позволяет отказаться от применения тяг, качалок, толкающих элементов, требующих большого объема внутреннего пространства.
Краткое описание чертежей
Изобретение поясняется чертежами:
Фиг. 1 - Аварийный люк, общий вид изнутри;
Фиг. 2 - Аварийный люк, общий вид снаружи;
Фиг. 3 - Крепление вала, сечение А-А;
Фиг. 4 - Механизм запирающего устройства, общий вид;
Фиг. 5 - Кардан в сборе, общий вид;
Фиг. 6 - Кассета, общий вид;
Фиг. 7 - Кассета без внешней втулки;
Фиг. 8 - Ригель с обоймой;
Фиг. 9 - Механизм блокировки, общий вид;
Фиг. 10 - Крепление ручки на валу, сечение Б-Б.
Пояснения к чертежам
Осуществление изобретения
Аварийный люк 1 располагается в задней части фюзеляжа на зашивке грузовых створок и предназначен для аварийного покидания салона вертолета пассажирами и членами экипажа преимущественно в аварийной ситуации при опрокидывании вертолета на бок, когда покидание через аварийные проемы на бортовых панелях крайне затруднено или невозможно.
Аварийный люк 1 состоит из склеенных между собой панелей 14, внешней и внутренней, и размещается в специально организованном для него проеме на зашивке грузовых створок. Аварийный люк 1 фиксируется в проеме с помощью размещенных в его конструкции опор 2, выполненных в виде фрезерованных угольников с внедренным зубом, и выдвигающихся ригелей 3, которые входят в зацепление с расположенными на проеме ответными направляющими кронштейнами 4 (фиг. 1, 2).
Запирающее устройство аварийного люка 1 летательного аппарата размещено с внутренней стороны в кабине вертолета и содержит следующие элементы (фиг. 4):
- вал 5, задающий ось вращения механизма;
- внутренняя 6 и наружная 7 ручки;
- кардан 8, который компенсирует возможную несоосность составляющих компонентов механизма при сборке;
- кассеты 9, 10, которые преобразуют вращательное движение вала 5 в поступательное движение запирающих ригелей 3;
- также на аварийном люке 1 закреплен механизм блокировки аварийного сброса 11, блокирующий возможность поворота вала 5.
Кроме того, на аварийном люке 1 расположены элементы крепления всех механизмов, а именно, кронштейн блокиратора 13, на котором закреплены элементы механизма блокировки аварийного сброса 11, и два кронштейна 12, которые являются опорами крепления вала 5 (фиг. 4).
Кронштейны 12, выполненные в виде пластин с проушинами и кронштейн блокиратора 13, крепятся к панели 14 аварийного люка 1 с помощью винтов 15, вкручиваемых через отверстия в панели 14 в пластины 16, в которых выполнены резьбовые отверстия (не показано) (фиг. 3, 4).
Пластины 16 являются закладными, т.е. они устанавливаются в конструкцию на этапе изготовления, при этом они вклееены между панелями 14 аварийного люка 1 при помощи сферопластика 17 на основе эпоксидного связующего (фиг. 3).
Вал 5 размещен в проушинах закрепленных кронштейнов 12 с возможностью движения через запрессованные в проушины кронштейнов 12 бронзовые втулки 18, что позволяет валу 5 вращаться в кронштейнах 12, а также перемещаться вправо и влево при осуществлении регулировки механизма (фиг. 4).
В целях обеспечения собираемости в условиях компактного размещения в нишах 41 внутренней и наружной панелей 14, вал 5 разделен на две составные части, соединенные по принципу «ухо-вилка» и скрепленных между собой двумя винтами. Этими же винтами на валу 5 закреплена пластина 19, при помощи которой вал 5 фиксируется от поворота при закрытом положении механизма блокировки аварийного сброса 11 (фиг. 1, 2).
На валу 5 с одной стороны закреплен кардан 8 (фиг. 4). Кардан 8 содержит две лапки 20, в которых выполнены отверстия и пазы, при этом лапки 20 закреплены на валу 5 и стянуты при помощи одного винта. От проворота лапки 20 зафиксированы упорами 21, отфрезерованными на теле вала 5 (фиг. 5). В отверстия каждой лапки 20 через металлофторопластовые втулки для обеспечения свободного вращения вставлена крестовина 22. В крестовине 22 по центру выполнено отверстие, через которое посредством болта она соединена с ответной вилкой 23 кардана 8. Для обеспечения свободного вращения, между сопрягаемыми поверхностями крестовины 22 и вилки 23 установлены втулки 24.
С обратной стороны от крестовины 22 в вилке 23 выполнена проточка 25, в которую вставляется хвостовик 26 обоймы 27, входящей в состав кассеты 9, расположенной слева. Хвостовик 26 расположен на конце обоймы 27 и зафиксирован в вилке 23 посредством болтового соединения. Для возможности регулировки установки хвостовика 26 обоймы 27 в вилке 23 под соединительным болтом выполнена овальная проточка вместо отверстия. Фиксация положения установки болта осуществляется посредством шайбы 28, снабженной зубчатой насечкой, на ответной поверхности вилки 23, в зоне установки шайбы 28 так же выполнена зубчатая насечка (фиг. 5).
На другом конце вал 5 соединен с хвостовиком 26 обоймы 27, входящей в состав кассеты 10, расположенной справа, соединение осуществлено аналогичным образом, как и хвостовика 26 с вилкой 23 (фиг. 4, 5).
Каждая из кассет 9, 10 состоит из следующих деталей: непосредственно ригель 3, осуществляющий фиксацию аварийного люка 1 в проеме, обойма 27, в которую вставляется ригель 3, втулка ригеля 29 со спиральными проточками 51, втулка замка внешняя 30, являющаяся корпусом всей кассеты, и втулки 31, выполненной с резьбой и фиксирующей обойму 27 во втулке ригеля 29 (фиг. 6, 7, 8). Обойма 27 и втулка ригеля 29, входящие в состав кассеты 10, установленной справа, выполнены зеркально относительно обоймы 27 и втулки ригеля 29, входящих в состав кассеты 9, установленной слева.
Каждая из кассет 9, 10 зафиксирована на панели 14 аварийного люка 1 посредством гайки с шайбой, накручивающейся на резьбу, выполненную на втулке ригеля 29. Кроме того, на наружном фланце втулки ригеля 29 выполнено резьбовое отверстие, в которое вкручен винт 32, фиксирующий втулку ригеля 29 от проворачивания.
Во втулке ригеля 29 выполнена спиральная проточка 51. Ось спиральной проточки 51 выполнена под углом α=45° к оси паза 52 в обойме 27 (фиг. 7, 8).
Величина угла α=45° является оптимальной, т.к. при отклонении угла от данный величины в механизме будут нарастать усилия в процессе работы механизма, в следствие чего, будет повышаться вероятность заклинивания.
Для возможности запирания механизма сброса аварийного люка 1 во время стоянки на земле и предотвращения возможности несанкционированного доступа внутрь вертолета через проем аварийного люка 1, на нем предусмотрен механизм блокировки аварийного сброса 11.
Механизм блокировки аварийного сброса 11 содержит кронштейн блокиратора 13, являющийся базой установки, в кронштейн вкручена ось 38, на которой установлена качалка блокиратора 34 (фиг. 4, 9). Сверху на качалке блокиратора 34 установлена ручка блокиратора 35 с квадратным пазом. Ручка блокиратора 35 зафиксирована на качалке блокиратора 34 винтом. К одному из плеч качалки блокиратора 34, зашплинтованным валиком 36, присоединен ригель блокиратора 37, который при закрытом положении механизма блокировки аварийного сброса 11 является упором для пластины 19, закрепленной на валу 5, и блокирует вал 5 от возможности проворота.
Ко второму плечу качалки блокиратора 34 таким же образом закреплена ось 38 нажатия на кнопку микровыключателя 50, сигнализирующего на информационное табло пилота о состоянии механизма блокировки аварийного сброса 11 «Полет (разблокировано) - стоянка (заблокировано)». Для обеспечения плоско - параллельного движения ригеля блокиратора 37 на панели 14 аварийного люка 1 закреплены направляющие втулки блокиратора 39, для оси 38 на панели 14 закреплены направляющие кронштейны 40 с запрессованными втулками, которые выполнены, к примеру из бронзы (фиг. 9).
Наружная 7 и внутренняя 6 ручки закреплены на валу 5 для обеспечения поворота вала 5 с целью сброса аварийного люка 1 (фиг. 1, 2).
Каждая наружная 7 и внутренняя 6 ручка состоят из непосредственно вилки 44 и ухвата 45, прикрепленного к вилке 44 двумя винтами. Фиксация наружной 7 и внутренней 6 ручек на валу 5 осуществляется путем зацепления винта 46, вкрученного в тело вала 5, между двух винтов 47, вкрученных в каждую наружную 7 и внутреннюю 6 ручку. Таким образом, наружная 7 и внутренняя 6 ручки закреплены на валу 5 в заданном положении с помощью винтов 47, которые проходят через кольцевой паз 48 и упираются в винт 46 вала 5 (фиг. 10).
Для удобства хвата за наружную 7 и внутреннюю 6 ручки на панелях 14 аварийного люка 1 с внутренней и внешней стороны выполнены две ниши 41, каждая из которых по контуру снабжена профилем 43, выполненным из резины, в котором установлено стекло 42, выполняющее защитную функцию (фиг. 1, 2). Таким образом, наружная 7 и внутренняя 6 ручки выполнены углубленными в панель 14 аварийного люка 1 с целью улучшения эстетических свойств аварийного люка 1 и его внешнего вида, а также для исключения возможности зацепления за них различных посторонних предметов. В каждой нише 41 установлено по фиксатору 49 (фиг. 4).
Фиксаторы 49 выполнены в виде пластинчатой пружины, образующей специальный паз под наружную 7 и внутреннюю 6 ручки. В закрытом положении наружная 7 и внутренняя 6 ручки заходят в данные пазы и фиксируются в них за счет пружинного свойства фиксаторов 49. Дополнительно наружная 7 и внутренняя 6 ручки зафиксированы на фиксаторах 49 при помощи контровочной проволоки (фиг. 4).
Таким образом, наружная 7 и внутренняя 6 ручки защищены от случайного воздействия с помощью двух фиксаторов 49 и двух стекол 42. При этом, в случае обрыва контровочной проволоки и выхода из строя фиксаторов 49, наружная 7 и внутренняя 6 ручки будут упираться в стекла 42, что предотвращает самопроизвольное открытие запирающего устройства аварийного люка 1 (фиг. 4).
Предлагаемое запирающее устройство аварийного люка 1 летательного аппарата является универсальным и может быть адаптировано под разные типы люков и дверей.
Устройство работает следующим образом.
На стоянке запирающее устройство аварийного люка 1 находится в закрытом и заблокированном положении, наружная 7 и внутренняя 6 ручки повернуты следующим образом: внутренняя ручка 6 направлена вниз, наружная ручка 7 направлена вверх, при этом они утоплены в нишах 41 на панелях 14 аварийного люка 1. Ригели 3 выдвинуты из кассет 9, 10 и находятся в зацеплении с направляющими кронштейнами 4 на проеме в зашивке фюзеляжа. Ручка блокиратора 35 повернута в нижнее положение («стоянка»), ригель блокиратора 37 опущен вниз и находится в контакте с пластиной 19 на валу 5, при этом вал 5 заблокирован от проворота. Ось 38 выдвинута, входит в отверстие направляющего кронштейна 4 и нажимает на кнопку микровыключателя 50, который в свою очередь сигнализирует о заблокированном состоянии запирающего устройства аварийного люка 1 (фиг. 1, 2, 4).
В ходе предполетной подготовки техник разблокирует запирающее устройство аварийного люка 1 путем поворота в верхнее положение ручки механизма блокировки аварийного сброса 11. При этом поворачивается качалка блокиратора 34, одно из плеч которой поднимает ригель блокиратора 37, тем самым разблокировывая пластину 19, и вал 5 получает возможность поворота. Второе плечо качалки блокиратора 34 втягивает ось 38, которая при этом выходит из отверстия направляющего кронштейна 4, а кнопка микровыключателя 50 отжимается (фиг. 9). При этом на пульт летчика поступает сигнал «разблокировано» (полет).
В закрытом положении в полете запирающее устройство аварийного люка 1 выдерживает вибрационные, динамические и другие полетные нагрузки, за счет надежной фиксации ригелей 3 в отверстиях направляющих кронштейнов 4 на проеме. Фиксаторы 49 и стекла 42 над нишами 41 предохраняют вал 5 от случайного поворота и несанкционированного открытия запирающего устройства аварийного люка 1 (фиг. 1, 2, 4).
В случае аварийной ситуации оператор производит открытие запирающего устройства аварийного люка 1 изнутри и осуществляет сброс самого аварийного люка 1, освобождая проем с целью покидания вертолета. Для открытия запирающего устройства аварийного люка 1 изнутри салона вертолета оператор выдергивает стекло 42, зафиксированное в профиле 43, и открывает доступ к внутренней ручке 6 (фиг. 1). Затем оператор поворачивает внутреннюю ручку 6, потянув ее на себя за ухват 45 (фиг. 9). При повороте внутренней ручки 6, один из винтов 47, вкрученный в нее, упирается в винт 46, который вкручен в вал 5, тем самым поворачивая и сам вал 5 (фиг. 10).
Поворачиваясь, вал 5, с одной стороны через кардан 8, с другой стороны напрямую, вращает обоймы 27 размещенные внутри втулок ригелей 29 и прикрепленные к валу 5 посредством заделки оси квадратного сечения в квадратную проточку на валу 5. Вращаясь, обоймы 27 поворачивают и ригели 3, заставляя их втягиваться внутрь втулок ригелей 29 за счет скольжения выполненными на ригелях 3 цилиндрическими бобышками 53 по спиральным проточкам 51, выполненным в теле втулок ригелей 29 (фиг. 7, 8). Цилиндрические бобышки 53 на ригелях 3 проходят сквозь пазы 52 в обоймах 27 и заходят в спиральные проточки 51 во втулках ригелей 29. Ось спиральной проточки 51 во втулке ригеля 29 выполнена под углом 45° к оси паза 52 в обойме 27. За счет этого ригель 3 втягивается внутрь. При этом ригель 3 скользит бобышкой 53 по спиральной проточке 51 во втулке ригеля 29 и, совершая вращательное движение, он одновременно скользит и по пазу 52 в обойме 27, совершая поступательное движение. Втягиваясь, ригели 3 выходят из отверстий в направляющих кронштейнах 4, расположенных на проеме, а аварийный люк 1 выпадает из проема под собственным весом (фиг. 6, 7, 8).
Сброс аварийного люка 1 с внешней стороны осуществляется аналогичным образом, только все действия инициируются путем приложения усилия к наружной ручке 7. При повороте наружной ручки 7 происходит поворот вала 5, далее процесс проходит, как описано выше.
Предлагаемое запирающее устройство аварийного люка 1 имеет ряд особенностей и преимуществ.
В предлагаемом запирающем устройстве аварийного люка 1 использована кинематическая схема, в которой вращательное движение внутренней 6 и наружной 7 ручек переходит в поступательное движение ригелей 3, размещенных с ними на одной оси, что позволяет отказаться от применения тяг, качалок, толкающих элементов и направлено на достижение компактности механизма по сравнению с прототипом, при этом механизм расположен в пределах габаритов аварийного люка 1 в небольшом объеме его внутреннего пространства, снижается масса конструкции, достигается надежность работы механизма запирающего устройства во всех режимах возможного использования.
Кроме того, обеспечена надежная блокировка механизма запирания за счет применения ручки блокиратора 35 во время стоянки. Фиксация механизма в закрытом положении от случайного открытия во время полета достигается за счет фиксаторов 49, контровочной проволоки и наличия стекол 42, закрывающих ниши 41, что повышает надежность запирающего механизма на всех режимах полета летательного аппарата.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВЕРЬ-ТРАП ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2022 |
|
RU2789486C1 |
ДВЕРЬ СДВИЖНАЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2022 |
|
RU2789263C1 |
Запорное устройство двери кабины | 2021 |
|
RU2762465C1 |
Унифицированное комплектное распределительное устройство | 2022 |
|
RU2792976C1 |
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАМОК | 1995 |
|
RU2098587C1 |
ДВЕРЬ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2005 |
|
RU2300483C1 |
ПРИВОД ЗАМКА ПОДВИЖНОГО ЭЛЕМЕНТА КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2001 |
|
RU2198799C2 |
Устройство для аварийного сброса сдвижного блистера летательного аппарата | 1978 |
|
SU713107A1 |
Устройство для закрывания проема кузова транспортного средства | 1983 |
|
SU1237480A1 |
ДВЕРНАЯ КОНСТРУКЦИЯ, В ЧАСТНОСТИ, ДЛЯ ВЕРТОЛЕТА, СНАБЖЕННАЯ АВАРИЙНЫМ РАЗМЫКАЮЩИМ УСТРОЙСТВОМ | 2011 |
|
RU2570522C2 |
Изобретение относится к области авиастроения и может найти применение в конструкции механизмов дверей и аварийных люков вертолетов и других летательных аппаратов. Запирающее устройство аварийного люка летательного аппарата содержит вал (5), на котором установлены внутренняя (6) и наружная (7) ручки, кассеты (9, 10). Каждая из кассет (9, 10) содержит ригель (3), который вставлен в обойму (27), которая снабжена хвостовиком (26) и пазом (52), втулку ригеля (29), которая снабжена спиральной проточкой (51), втулку замка внешнюю (30), втулку (31), на наружном фланце втулки ригеля (29) установлен винт (32). Втулка замка внешняя (30) является корпусом для кассет (9, 10), а втулка (31) выполнена с резьбой и фиксирует обойму (27) во втулке ригеля (29). На валу (5) закреплен кардан (8), внутренняя (6) и наружная (7) ручки закреплены на валу (5) в заданном положении с помощью винтов (47). Вал (5) закреплен к аварийному люку (1) при помощи кронштейнов (12), выполненных в виде пластин с проушинами и закрепленных на панели (14) с помощью винтов (15), вкрученных в пластины (16). Достигается снижение габаритов и массы устройства, повышение надежности фиксации запирающего устройства. 3 з.п. ф-лы, 10 ил.
1. Запирающее устройство аварийного люка летательного аппарата, содержащее вал (5), на котором установлены внутренняя (6) и наружная (7) ручки, кассеты (9, 10),
отличающееся тем, что
каждая из кассет (9, 10) содержит ригель (3), который вставлен в обойму (27), которая снабжена хвостовиком (26) и пазом (52), втулку ригеля (29), которая снабжена спиральной проточкой (51), втулку замка внешнюю (30), втулку (31), на наружном фланце втулки ригеля (29) установлен винт (32), при этом втулка замка внешняя (30) является корпусом для кассеты (9, 10), а втулка (31) выполнена с резьбой и фиксирует обойму (27) во втулке ригеля (29),
на валу (5) закреплен кардан (8), на котором установлены две лапки (20), которые зафиксированы упорами (21), находящимися на валу (5), в отверстия каждой лапки (20) через втулки вставлена крестовина (22), в которую через втулки (24) установлена вилка (23) кардана (8), к которой присоединена кассета (9), хвостовик (26) которой вставлен в проточку (25) вилки (23),
внутренняя (6) и наружная (7) ручки закреплены на валу (5) в заданном положении с помощью винтов (47), которые упираются в винт (46), вкрученный в вал (5), при этом внутренняя (6) и наружная (7) ручки состоят из вилки (44), на которой закреплен ухват (45),
механизм блокировки аварийного сброса (11) содержит ручку блокиратора (35), установленную на качалке блокиратора (34), которая закреплена на оси механизма блокировки (33), установленной в кронштейне блокиратора (13), закрепленном на аварийном люке (1), при этом к одному плечу качалки блокиратора (34) присоединен ригель блокиратора (37), а ко второму плечу качалки блокиратора (34) присоединена ось (38),
вал (5) закреплен к аварийному люку (1) при помощи кронштейнов (12), выполненных в виде пластин с проушинами.
2. Запирающее устройство аварийного люка летательного аппарата по п. 1, отличающееся тем, что кассеты (9, 10) состоят из одинаковых элементов и выполнены зеркально друг другу и осуществляют преобразование вращательного движения в поступательное.
3. Запирающее устройство аварийного люка летательного аппарата по любому из пп. 1 или 2, отличающееся тем, что в панелях (14) аварийного люка (1) выполнены ниши (41) с внутренней и внешней стороны аварийного люка (1), которые по контуру снабжены профилями (43), выполненными из резины, в которых установлены стекла (42), в нишах (41) закреплены фиксаторы (49) для удержания в закрытом положении внутренней (6) и наружной (7) ручек.
4. Запирающее устройство аварийного люка летательного аппарата по любому из пп. 1-3, отличающееся тем, что на панели (14) аварийного люка (1) закреплены втулки блокиратора (39) для установки ригеля блокиратора (37) и кронштейны (40) с запрессованными втулками для установки оси (38), которая осуществляет нажатие на кнопку микровыключателя (50), при этом ригель блокиратора (37) является упором для пластины (19), которая закреплена на валу (5), и блокирует вал (5) от возможности поворота при закрытом положении механизма блокировки аварийного сброса (11).
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КРИСТАЛЛИЧЕСКОГО СУЛЬФАТА АММОНИЯ | 0 |
|
SU219585A1 |
БОРТОВОЙ ЛЮК САМОЛЕТА-АМФИБИИ | 2000 |
|
RU2186710C2 |
US 20160355249 A1, 08.12.2016 | |||
EP 3858726 B1, 31.08.2022. |
Авторы
Даты
2024-03-28—Публикация
2023-11-01—Подача