Предлагаемое изобретение относится к нефтегазовой промышленности, а именно для транспортировки нефтепродуктов или любой другой жидкости на водозаборах, очистных сооружениях, нефтебазах, складах ГСМ, полевых и временных складах хранения жидкостей от автоцистерны до резервуаров и обратно посредством насосного оборудования, установленного в насосном модуле в соответствии с перекачиваемой жидкостью с возможностью перекачки рабочей жидкости из резервуара в резервуар в любой последовательности.
Известна система хранения нефти, включающая резервуары для хранения нефти, насосные блоки, дренажный блок, блок манифольда, площадку налива автоцистерн, резевуар-сепаратор для подготовки нефти к хранению и технологические нефтепроводы (патент РФ №2215676, B65D88/00, оп. 10.11.2003 Бюл. № 31).
Недостатком является то, что известная схема транспортировки и хранения только нефти, включает в себя сложную систему из насосного блока, насосов внешней перекачки, блока гребенки (манифольда), системой сброса воды на сепарацию, отдельных трубопроводов и используется на Центральных пунктах сбора нефти в нефтедобывающих компаниях.
В настоящее время производители ПСГ (полевых складов горючего), а также нефтебазы, склады ГСМ и другие пункты хранения жидкостей используют трубопроводы с односторонней перекачкой, т.е. нефтепродукт может перекачиваться из резервуара №1 в резервуар №2 и далее. При возникновении необходимости перекачки из резервуара №2 в резервуар №1 (или из резервуара №10 в резервуар № 3) в обратном порядке нужно менять местами приемный и напорный рукав технологического трубопровода. При проведении операций слива-налива автоцистерн (АЦ) также нужно производить переключения используемых рукавов с приема насосного агрегата или мотопомпы на нагнетание и обратно (в зависимости от от операции – слив АЦ или налив АЦ).
Задачи предлагаемого изобретения – повышение скорости скачивания нефтепродуктов или других жидкостей из автоцистерн и налива в автоцистерны и перекачки из резервуара в резервуар, уменьшение трудоемкости процесса, увеличение проходной способности складов ГСМ, нефтебаз, мест хранения жидкостей, возможность применения резервуаров и групп резервуаров разных типов (наземного и подземного исполнения) с одним или двумя сливо-наливными патрубками (топливозаборниками), подключенных к одному трубопроводу, что очень важно для нефтебаз, ПСГ, полевых и временных складов хранения жидкостей.
Технический результат – перекачка жидкостей, хранящихся в разных группах и типах резервуаров, из любого резервуара в любой в прямой и обратной последовательноси без прокладки дополнительных трубопроводов и монтажа насосных установок.
Указанный технический результат достигается по первому варианту способом монтажа трубопроводной системы для транспортировки нефти, нефтепродуктов, воды, в котором осуществляют параллельную обвязку групп резервуаров, группу резервуаров со сливным и наливным патрубками обвязывают путем протягивания нагнетательной и приемной линий трубопровода, между линейной частью трубопровода и сливными патрубками и наливными патрубками устанавливают запорно-регулирующую арматуру, сливной патрубок каждого резервуара группы резервуаров подключают к приемной линии трубопровода, наливной патрубок подключают к нагнетательной линии трубопровода, соединение сливных и наливных патрубков группы резервуаров с приемной и нагнетательной линиями трубопровода производят при помощи напорно-всасывающих гибких армированных рукавов с установкой на запорно-регулирующую арматуру фланцев с «ершом» и закреплением усиленными хомутами соответствующего диаметра, к параллельно протянутым приемной и нагнетательной линиям подключают шаровые краны или секущие задвижки с тройником или разветвителем для распределения потока жидкости в резервуар или из резервуаров, соединение с резервуарами группы с одним сливо-наливным патрубком и трубопроводом выполняют при помощи гибких напорно-всасывающих рукавов через фланец с «ершом», установленных на запорно-регулирующей арматуре, закрепляют напорно-всасывающий рукав на фланце с «ершом», при перекачке из резервуара группы другой резервуар группы закрывают или открывают соответствующую запорно-регулирующую арматуру, при этом в качестве запорно-регулирующей арматуры используют секущие задвижки.
Указанный технический результат достигается по второму варианту способом монтажа трубопроводной системы для транспортировки нефти, нефтепродуктов, воды, в котором производят параллельную обвязку групп резервуаров с двумя сливными и двумя наливными патрубками обвязывают путем протягивания нагнетательной и приемной линий трубопровода, между линейной частью трубопровода и сливными патрубками и наливными патрубками устанавливают запорно-регулирующую арматуру, сливной патрубок каждого резервуара группы резервуаров подключают к приемной линии трубопровода, наливной патрубок подключают к нагнетательной линии трубопровода, соединение сливных и наливных патрубков группы резервуаров с приемной и нагнетательной линиями трубопровода производят при помощи напорно-всасывающих гибких армированных рукавов с установкой на запорно-регулирующую арматуру фланцев с «ершом» и закреплением усиленными хомутами соответствующего диаметра, к параллельно протянутым приемной и нагнетательной линиям подключают шаровые краны или секущие задвижки с тройником или разветвителем для распределения потока жидкости в резервуар или из резервуаров, соединение с резервуарами группы с одним сливным и одним наливным патрубками и трубопроводом выполняют при помощи гибких напорно-всасывающих рукавов через фланец с «ершом», установленных на запорно-регулирующей арматуре, закрепляют напорно-всасывающий рукав на фланце с «ершом», при перекачке из резервуара группы другой резервуар группы закрывают или открывают соответствующую запорно-регулирующую арматуру, при этом в качестве запорно-регулирующей арматуры используют секущие задвижки.
Предлагаемый способ иллюстрируется схемой (фиг. 1), где:
1 - трубопровод, 2 - запорно-регулирующая арматура (ЗРА), например, шаровые краны или секущие задвижки, 3 - обратные клапаны для предотвращения обратного оттока транспортируемой жидкости, 4 - напорно-всасывающие рукава, 5, 6 - группы резервуаров, которые могут быть стальными горизонтальными, вертикальными наземного или подземного исполнения или мягкими полимерными любого объема, 7 - сливо-наливные патрубки – сливной патрубок 7с и наливной патрубок 7н, 8 – приемная линия трубопровода, 9 - нагнетательная линия трубопровода.
Способ осуществляют следующим образом.
1. Осуществляют параллельную обвязку групп резервуаров 5, 6 с насосной станцией (модулем) или мобильным насосно-замерным комплексом. В насосных модулях применяют любые насосные установки для перекачки жидкостей (центробежные, погружные, консольные, самовсасывающие, мотопомпы). При отсутствии электроснабжения на объекте применяют насосы или насосные агрегаты с электропитанием постоянного тока от аккумулятора автомобиля (U=24 В или 12 В) или с использованием дизельного или бензинового мобильного генератора. Трубопровод 1 подбирают применимо к индивидуальным потребностям и возможностям заказчика. Он может быть выполнен из трубы стальной электросварной различного диаметра сборно-разборного типа (в зависимости от напорных характеристик насосного оборудования и объема резервуарного парка), полимерных твердых материалов напорно-всасывающих рукавов.
2. Группу резервуаров 5 (№1-5) с двумя сливо-наливными патрубками 7 обвязывают путем протягивания нагнетательной 9 и приемной 8 линий трубопровода 1 вдоль группы резервуаров 5 и подключением сливных патрубков 7с и наливных патрубков 7н к этим линиям при помощи напорно-всасывающих рукавов 4, как показано на фиг. 1 – один сливной патрубок 7с к приемной линии 8, один наливной патрубок 7н – к нагнетательной 9.
3. Между линейной частью трубопровода 1 и сливными патрубками 7с и наливными патрубками 7н устанавливают запорно-регулирующую арматуру 2 (№ 24, 26, 28, 30, 32) для отсечения группы резервуаров № 1-5 от трубопропровода 1 в случае необходимости и осуществления операций слива-налива.
4. Сливной патрубок 7с каждого резервуара группы резервуаров 5 подключают к приемной линии трубопровода 8, наливной 7н – к нагнетательной 9.
5. Соединение сливо-наливных патрубков 7с и 7н группы резервуаров 5 с приемной 8 и нагнетательной 9 линиями трубопровода 1 производят при помощи напорно-всасывающих гибких армированных рукавов с установкой на ЗРА 2 фланцев с «ершом» и закреплением усиленными хомутами соответствующего диаметра.
6. К параллельно протянутым приемной 8 и нагнетательной 9 линиям через тройники или разветвители (в зависимости от материала трубопровода 1 подключают шаровые краны или секущие задвижки 2 с тройником (или разветвителем) для распределения потока жидкости в резервуар/из резервуаров № 6-10.
7. Соединение с резервуарами группы 6 (№ 6-10) с одним сливо-наливным патрубком (7сн) и трубопроводом 1 выполняют при помощи гибких напорно-всасывающих рукавов 4 через фланец с «ершом», установленных на ЗРА.
8. Закрепляют напорно-всасывающий рукав 4 на фланце с «ершом» хомутами усиленными.
9. При перекачке из резервуара группы 6 № 7 в другой резервуар группы 6 № 9 закрывают ЗРА № 40, открывают ЗРА 2 № 41, закрывают ЗРА № 45 и открывают ЗРА № 44. На остальных резервуарах групп 5 и 6 ЗРА закрывают.
Перекачка из резервуара группы 6 № 9 в резервуар № 7 производится аналогично. При помощи схемы обвязки можно отследить перекачку по остальным резервуарам 6 (действия и последовательность переключения ЗРА аналогичны примеру с резервуарами группы 6 № 7 и № 9.
10. При сливе автоцистерны в резервуары групп 5 и 6 (при помощи насосного модуля или отдельного насоса, а также собственного насоса автоцистерны, если он предусмотрен конструкцией спецавтомобиля), автоцистерну подключают к ЗРА № 53. При этом ЗРА № 52 и 54 закрывают. При использовании насосного модуля (фиг. 2) переключения ЗРА на слив или налив автоцистерны производят непосредственно в насосно-перекачивающем модуле (фиг. 2). На слив автоцистерны в резервуары группы 5 и 6 закрывают ЗРА № 2, 14, 18, 21, 22; открывают ЗРА № 1, 3, 20, 17, 12, 11, 6, 4. На налив автоцистерны из резервуара групп 5 и 6 необходимо закрыть ЗРА № 3, 14, 23, 20, 18; открывают ЗРА № 1, 2, 13, 21, 22, 17, 12, 11, 6, 4, 2.
11. При перекачке из любого резервуара № 1-10 любой группы 5 или 6 в любой другой резервуар тех же групп, входящих в схему подключения, перекрывают ЗРА № 1 для отсечения линии слива-налива автоцистерны, затем закрывают ЗРА № 2, 14, 18, 20, 23; открывают ЗРА № 13, 22, 21, 17, 12, 11, 6, 4, 3. При этом открывают и закрывают соответствующие ЗРА необходимых резервуаров группы 5 и 6.
Если отсутствует возможность или необходимость установки многоступенчатой фильтрации в насосно-перекачивающем модуле (позиции № 7, 8, 9, 10 на фиг. 2), его можно заменить фильтром ФЖУ (фильтр жидкостный) любой модификации или исключить совсем.
Для аварийного опорожнения трубопровода 1, проведения ремонтных работ или аварийного подключения автоцистерны к трубопроводу 1 предусмотрена ЗРА № 49 (фиг.1) с установленным на свободном конце быстроразъемным соединением БРС (камлоком).
При необходимости насосно-перекачивающий модуль можно заменить на любой нсосный агрегат или мобильный насосно-замерной комплекс (например, УПН-40 подходящего климатического исполнения). В этом случае линия слива-налива автоцистерны (фиг. 1) подключается к приемному рукаву насосного агрегата или насосно-замерному комплексу при помощи быстроразъемных соединений (камлоков), а нагнетательная линия 9 трубопровода 1 к нагнетательному рукаву насосного агрегата или насосно-замерного комплекса. При необходимости перекачки из резервуара групп 5 и 6 в другой резервуар групп 5 и 6 приемный рукав насосного агрегата или насосно-замерного комплекса подключается к приемной линии 8 трубопровода 1 с подключенными к нему резервуарами групп 5 и 6.
Предлагаемое изобретение дает возможность слива-налива автоцистерн, перекачки нефтепродукта из любого резервуара групп 5 и 6 в любой резервуар тех же групп в прямой и обратной последовательности путем простого открытия/закрытия запорной арматуры (шаровых кранов или секущих задвижек 2). При использовании предлагаемого изобретения возможно просто переключать ЗРА на трубопроводе 1. Также, при необходимости, можно подключить стенд для проливки СЖ ППО-40/0,6, устанавливаемых на автотопливозаправщиках, между приемной и нагнетательной линией насосно-перекачивающего модуля (НПМ), задействовав резервную линию НПМ, отсеченную, в нашем случае, ЗРА № 23 или любого другого счетчика жидкости на случай отдаленности от учреждения стандартизации и метрологии (уже используется на практике).
При использовании данного изобретения при опустошении части резервуарного парка (РГС, РВС или мягких резервуаров) есть возможность отсечения части трубопровода и использовании только действующей группы резервуаров 5,6 путем перекрытия ЗРА № 34, 35.
Для сброса избыточного давления с трубопровода 1 или слива остатков жидкости из автоцистерны самотеком предусмотрена ЗРА № 54 (фиг. 1) с подключенной к ней буферной емкостью при помощи напорно-всасывающего рукава 4 (объем буферной емкости произвольный). Конструкция позволяет произвести откачку жидкости из буферной емкости в любой резервуар групп 5 и 6 по схеме слива автоцистерны, предварительно закрыв ЗРА № 52, 53 и открыв ЗРА № 54.
Последовательность подключения резервуаров к трубопроводу не зависит от типа, исполнения, материала и объема самих резервуаров.
Перекачка может производиться из автоцистерны в резервуары, из резервуаров в автоцистерны, а также может производиться перекачка из одного резерувуара в другой в любой последовательности без применения дополнительных насосных установок, узлов и механизмов. Применяется на нефтебазах, складах ГСМ, складах хранения любых жидкостей. Применяется как при постоянном, так и временном энергоснабжении (ДЭС, генераторы и т.д.). В зависимости от насосной установки можно применять источники питания постоянного тока (аккумулятор атомобиля).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СЛИВА ЖИДКОСТИ ИЗ ЦИСТЕРН | 2010 |
|
RU2452674C1 |
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ И УЧЕТА НЕФТЕПРОДУКТОВ | 2013 |
|
RU2561020C2 |
СЛИВОНАЛИВНАЯ ЭСТАКАДА | 2012 |
|
RU2494951C1 |
КОМПЛЕКС ГРУППОВОЙ ЗАПРАВКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ТОПЛИВОМ | 2023 |
|
RU2807222C1 |
МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКТ ЗАПРАВКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 2022 |
|
RU2792456C1 |
СТЕНД ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕЧЕНИЯ ЖИДКОСТИ В ТРУБОПРОВОДЕ | 2018 |
|
RU2678712C1 |
СПОСОБ ИЗВЛЕЧЕНИЯ И СБОРА ОСТАТКОВ РАНЕЕ ПЕРЕВОЗИМОГО ГРУЗА ИЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЦИСТЕРН И ТАНК-КОНТЕЙНЕРОВ | 2022 |
|
RU2792857C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ЦЕМЕНТИРОВАНИЯ НЕФТЯНЫХ ИЛИ ГАЗОВЫХ СКВАЖИН | 2010 |
|
RU2445203C1 |
Агрегат для слива нефтепродуктов | 2016 |
|
RU2611705C1 |
Насосный агрегат | 1983 |
|
SU1163047A1 |
Предлагаемое изобретение относится к нефтегазовой промышленности, а именно для транспортировки нефтепродуктов или любой другой жидкости на водозаборах, очистных сооружениях, нефтебазах, складах ГСМ, полевых и временных складах хранения жидкостей от автоцистерны до резервуаров и обратно посредством насосного оборудования, установленного в насосном модуле в соответствии с перекачиваемой жидкостью с возможностью перекачки рабочей жидкости из резервуара в резервуар в любой последовательности. Технический результат - перекачка жидкостей, хранящихся в разных группах и типах резервуаров, из любого резервуара в любой в прямой и обратной последовательноси без прокладки дополнительных трубопроводов и монтажа насосных установок. Способ монтажа трубопроводной системы для транспортировки нефти, нефтепродуктов, воды, в котором производят параллельную обвязку групп резервуаров с одним сливо-наливым патрубком путем протягивания нагнетательной и приемной линий трубопровода вдоль группы резервуаров, подключают сливо-наливные патрубки к нагнетательным и приемным линиям при помощи напорно-всасывающих рукавов, при этом между линейной частью трубопровода и сливо-наливными патрубками устанавливают запорно-регулирующую арматуру и отсекают часть группы резервуаров, производят соединение сливо-наливных патрубков с приемной и нагнетательной линиями трубопровода при помощи напорно-всасывающих гибких армированных или полиуретановых плоскосворачиваемых рукавов с установкой на запорно-регулирующую арматуру фланцев, и закрепляют их. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.
1. Способ монтажа трубопроводной системы для транспортировки нефти или нефтепродуктов или воды, в котором осуществляют параллельную обвязку групп резервуаров, группу резервуаров с одним сливным и одним наливным патрубками обвязывают путем протягивания нагнетательной и приемной линий трубопровода, между линейной частью трубопровода и сливным и наливным патрубками устанавливают запорно-регулирующую арматуру, сливной патрубок каждого резервуара группы резервуаров подключают к приемной линии трубопровода, наливной патрубок подключают к нагнетательной линии трубопровода, соединение сливного и наливного патрубков группы резервуаров с приемной и нагнетательной линиями трубопровода производят при помощи напорно-всасывающих гибких армированных рукавов с установкой на запорно-регулирующую арматуру фланцев с «ершом» и закреплением усиленными хомутами соответствующего диаметра, к параллельно протянутым приемной и нагнетательной линиям подключают шаровые краны или секущие задвижки с тройником или разветвителем для распределения потока жидкости в резервуар или из резервуаров, соединение с резервуарами группы с одним сливо-наливным патрубком и трубопроводом выполняют при помощи гибких напорно-всасывающих рукавов через фланец с «ершом», установленных на запорно-регулирующей арматуре, закрепляют напорно-всасывающий рукав на фланце с «ершом», при перекачке из резервуара группы другой резервуар группы закрывают или открывают соответствующую запорно-регулирующую арматуру, при этом в качестве запорно-регулирующей арматуры используют секущие задвижки.
2. Способ монтажа трубопроводной системы для транспортировки нефти или нефтепродуктов или воды, в котором осуществляют параллельную обвязку групп резервуаров, группу резервуаров с двумя сливными и двумя наливными патрубками обвязывают путем протягивания нагнетательной и приемной линий трубопровода, между линейной частью трубопровода и сливными патрубками и наливными патрубками устанавливают запорно-регулирующую арматуру, сливной патрубок каждого резервуара группы резервуаров подключают к приемной линии трубопровода, наливной патрубок подключают к нагнетательной линии трубопровода, соединение сливных и наливных патрубков группы резервуаров с приемной и нагнетательной линиями трубопровода производят при помощи напорно-всасывающих гибких армированных рукавов с установкой на запорно-регулирующую арматуру фланцев с «ершом» и закреплением усиленными хомутами соответствующего диаметра, к параллельно протянутым приемной и нагнетательной линиям подключают шаровые краны или секущие задвижки с тройником или разветвителем для распределения потока жидкости в резервуар или из резервуаров, соединение с резервуарами группы с одним сливным и одним наливным патрубками и трубопроводом выполняют при помощи гибких напорно-всасывающих рукавов через фланец с «ершом», установленных на запорно-регулирующей арматуре, закрепляют напорно-всасывающий рукав на фланце с «ершом», при перекачке из резервуара группы другой резервуар группы закрывают или открывают соответствующую запорно-регулирующую арматуру, при этом в качестве запорно-регулирующей арматуры используют секущие задвижки.
Устройство для снятия наработанных шпуль и катушек с прядильных или крутильных, машин | 1958 |
|
SU118017A2 |
Рипп-шайба | 1960 |
|
SU132356A1 |
СПОСОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ НЕПРЕРЫВНОГО СМЕШЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВЫХ БЕНЗИНОВ | 2006 |
|
RU2323466C2 |
СИСТЕМА ХРАНЕНИЯ НЕФТИ | 2003 |
|
RU2215676C1 |
Фотоэлектрический двухцветный колориметр | 1946 |
|
SU69193A1 |
УСТРОЙСТВО для ЗАПОЛНЕНИЯ БУРИЛЬНЫХ ТРУБ | 0 |
|
SU209359A1 |
Автомат для наклейки торцовых ярлыков на конверты с фотобумагой | 1960 |
|
SU139597A1 |
US 4671665 A1, 09.06.1987 | |||
CN 201475527 U, 19.05.2010. |
Авторы
Даты
2024-05-03—Публикация
2022-09-14—Подача