Ротор высокоскоростной электрической машины с постоянными магнитами Российский патент 2024 года по МПК H02K1/28 H02K1/2753 

Описание патента на изобретение RU2818893C1

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в высокоскоростных электрических машинах с постоянными магнитами коллекторного типа с тангенциально намагниченными магнитами, расположенными между ферромагнитными полюсами. Техническим результатом является повышение надежности и долговечности электрической машины.

Известен ротор электрической машины с тангенциально намагниченными магнитами, расположенными между полюсами, выполненными в виде секторов из электротехнической стали, служащих для концентрации магнитного потока [Электрические машины c постоянными магнитами: учебное пособие / А.Ф. Шевченко, А.Г. Приступ. - Новосибирск, изд-во НГТУ, 2016. - 64 с. 2. Высокооборотные электрические машины с высококоэрцитивными постоянными магнитами: учебное пособие/ Ф.Р. Исмагилов, И.Х. Хайруллин, В.Е. Вавилов. - М.: Изд-во «Инновационное машиностроение», 2017. - 248 с.]. В такой конструкции магниты устанавливаются между полюсами на немагнитную втулку (вал) таким образом, чтобы оси намагничивания были направлены тангенциально, а полярность смежных постоянных магнитов была одноименна (ротор «коллекторного типа»). Для обеспечения механической прочности ротора на магниты накладывается немагнитная вставка, привариваемая к полюсам.

Недостатками данной конструкции являются низкая механическая прочность, дополнительный нагрев полюсов ротора и постоянных магнитов от высших гармоник поля, ограниченные функциональные возможности, обусловленные незначительными скоростями вращения ротора.

Известен ротор электрической машины (высокоскоростного генератора) [патент РФ № 2552846 С1, Н02К 1/27, Н02К 15/03, 10.06. 2015, БИ №16], содержащий вал, на котором установлено ярмо ротора с постоянными магнитами, бандажную оболочку и стержни в торцевых поверхностях ярма для крепления магнитной системы.

Недостатком данной конструкции является наличие бандажной оболочки, увеличивающей величину воздушного зазора. Кроме того, в случае выполнения бандажной оболочки в виде металлического стакана, требующего дополнительно в технологическом плане предварительного напряженного состояния, в ней наводятся вихревые токи от высших гармонических составляющих, что приводит к дополнительным потерям и разогреву ротора.

Наиболее близким аналогом предлагаемого изобретения является ротор, состоящий из слоистого стального тела, сформированного путем укладки в осевом направлении одна на другую множества магнитных пластин сердечника, образующих фактически, индуктор [патент РФ № 2597218 С2 H02K 1/27, Н02К 1/06, 10.04.2016 БИ №10]. В предложенной конструкции, тангенциально намагниченные магниты располагаются в прямоугольных пазах пластин сердечника, а пазы для удержания магнитов в радиальном направлении от действия центробежных со стороны воздушного зазора имеют перемычки.

Недостатками данной конструкции являются наличие магнитных перемычек, шунтирующих часть магнитного потока постоянных магнитов, поэтому их нельзя выполнить широкими в радиальном направлении. С другой стороны, прочность ротора определяется, фактически, шириной указанных перемычек в радиальном направлении. Низкая для больших окружных скоростей ротора механическая прочность мест крепления и удержания постоянных магнитов и полюсов, при дополнительном нагреве магнитных перемычек от высших гармоник поля, приводит к снижению надежности работы долговечности электрической машины с постоянными магнитами коллекторного типа.

Техническим результатом заявляемого изобретения является повышение надежности и долговечности электрической машины с постоянными магнитами коллекторного типа.

Технический результат достигается тем, что в магнитной системе, включающей постоянные магниты, намагниченные в тангенциальном направлении, размещенные между ними полюсы ротора выполнены в виде ряда ферромагнитных электрически изолированных друг от друга секторных пластин, сопрягаемых в аксиальном направлении между собою посредством двух кольцевых соединений типа «шип-паз», расположенных на поверхностях секторов друг над другом в радиальном направлении. При этом набор секторных пластин фиксируется с торцов фланцами из немагнитной высокопрочной стали, например, 36НХТЮ, 5Х4Г18 или титана посредством аналогичных соединений типа «шип-паз», а фланцы соединены жестко с валом электрической машины. Также между кольцевыми соединениями пластин индуктора и фланцев расположены отверстия для фиксирующих шпилек, дополнительно скрепляющих секторы полюсов и фланцы в аксиальном направлении.

На фиг. 1 представлено продольно-осевое сечение ротора.

На фиг. 2 представлено поперечное сечение ротора.

Ротор содержит полый немагнитный вал 1 с укрепленными на нем по гарантированной посадке фланцами 2 и 3, выполненными из немагнитной конструкционной стали. Между фланцами 2 и 3 находятся секторные пластины 4, сопрягаемые в аксиальном направлении между собою посредством двух кольцевых соединений типа «шип-паз», расположенных на поверхностях секторов друг над другом в радиальном направлении, и постоянные магниты 5, расположенные между секторными пластинами 4. Секторные пластины 4 в сборе образуют индуктор ротора (полюсы) и быть выполнены или из электротехнической стали или из конструкционной стали с хорошими магнитными свойствами по магнитной проницаемости и намагниченности, например, 12ХН3А или 30ХГСА. Радиальному перемещению магнитов 5 препятствует клин 6, выполненный из немагнитной конструкционной стали или титана. Секторные пластины индуктора и фланцы стягиваются в аксиальном направлении через отверстия шпильками 7, выполненными из конструкционной стали с хорошими магнитными свойствами по магнитной проницаемости и намагниченности.

При работе электрической машины с большой скоростью вращения в элементах ротора - полюсах и шпильках, возникают большие механические радиальные и тангенциальные напряжения. При этом шпильки, стягивающие пластины (секторы) ротора, деформируется в радиально-аксиальном направлении и без дополнительных мер не способны противостоять аксиальной деформации резьбового соединения, а также радиальной деформации ротора, приводящей к уменьшению величины воздушного зазора. Для обеспечения прочности индуктора в условиях высоких скоростей вращения при дополнительном его нагреве от высших пространственных и временных гармоник магнитного поля индуктор выполнен из секторных пластин, сопрягаемых в аксиальном направлении между собою посредством двух кольцевых соединений типа «шип-паз», расположенных на поверхностях секторов друг над другом в радиальном направлении. Фактически такое соединение является подобием распределенной по объему индуктора шпилькой. Количество секторных пластин индуктора, выполненных из высокопрочной конструкционной стали с хорошими магнитными свойствами по магнитной проницаемости и намагниченности, определяется с одной стороны снижением потерь в индукторе от вихревых токов, а с другой стороны - возможностью технологического выполнения секторной пластины с кольцевым соединением типа «шип - паз». Повышение прочности индуктора ротора приводит к повышению его надежности и долговечности. При этом удаленный от воздушного зазора клин из немагнитной конструкционной стали или титана, препятствующий радиальному перемещению магнитов, не создает замыкающих контуров магнитного потока полюсов.

Похожие патенты RU2818893C1

название год авторы номер документа
Комбинированный ротор для высокоскоростной электрической машины 2017
  • Драгунов Виктор Карпович
  • Гончаров Алексей Леонидович
  • Слива Андрей Петрович
  • Румянцев Михаил Юрьевич
  • Сизякин Алексей Вячеславович
RU2679311C1
ОДНОФАЗНЫЙ БЕСКОНТАКТНЫЙ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГЕНЕРАТОР 2009
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2393615C1
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2009
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2407135C2
БЕСКОНТАКТНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2008
  • Фейгин Натан Яковлевич
RU2406212C2
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЯВНОПОЛЮСНЫМ ЯКОРЕМ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2416860C1
МОДУЛЬНЫЙ ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ (МВЭП) 2006
  • Настюшин Валентин Иванович
RU2310966C1
Магнитный редуктор 2019
  • Афанасьев Анатолий Юрьевич
  • Березов Николай Алексеевич
  • Рыбушкин Николай Анатольевич
  • Петров Алексей Андреевич
RU2705219C1
БЕСКОНТАКТНАЯ МОДУЛЬНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2414793C1
БЕСКОНТАКТНАЯ МОДУЛЬНАЯ СИНХРОННАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2414794C1
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С ПОСТОЯННЫМИ МАГНИТАМИ 2008
  • Золотнический Вениамин Афанасьевич
  • Нестерин Валерий Алексеевич
  • Семенова Людмила Михайловна
  • Коробов Александр Иванович
RU2362259C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 818 893 C1

Реферат патента 2024 года Ротор высокоскоростной электрической машины с постоянными магнитами

Изобретение относится к области электротехники. Техническим результатом является повышение надежности и долговечности электрической машины. Ротор высокоскоростной электрической машины содержит переменно-полюсную магнитную систему, включающую постоянные магниты, намагниченные в тангенциальном направлении, и размещенные между ними полюсы. Особенностью изобретения является выполнение полюсов ротора в виде ряда ферромагнитных электрически изолированных друг от друга секторных пластин, сопрягаемых в аксиальном направлении между собою посредством двух кольцевых соединений типа «шип-паз», расположенных на поверхностях секторов друг над другом в радиальном направлении. Набор секторных пластин фиксируется с торцов фланцами из немагнитной высокопрочной стали или титана посредством аналогичных соединений типа «шип-паз», а также посредством стягивающих шпилек. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 818 893 C1

1. Ротор высокоскоростной электрической машины, содержащий переменно-полюсную магнитную систему, включающую постоянные магниты, намагниченные в тангенциальном направлении, и размещенные между ними полюсы, отличающийся тем, что полюсы ротора выполнены в виде ряда ферромагнитных электрически изолированных друг от друга секторных пластин, сопрягаемых в аксиальном направлении между собою посредством двух кольцевых соединений типа «шип-паз», расположенных на поверхностях секторов друг над другом в радиальном направлении, а набор секторных пластин фиксируется с торцов фланцами из немагнитной высокопрочной стали или титана посредством аналогичных соединений типа «шип-паз», а также посредством стягивающих шпилек.

2. Ротор высокоскоростной электрической машины по п.1, отличающийся тем, что секторные пластины выполнены из магнитной конструкционной стали и с предварительным фосфатированием поверхностей.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2818893C1

СЕРДЕЧНИК РОТОРА, ДВИГАТЕЛЬ И СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ДВИГАТЕЛЯ 2012
  • Танака Такеси
RU2597218C2
РОТОР ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ГЕНЕРАТОРА 2014
  • Герасин Александр Анатольевич
  • Чуянов Геннадий Алексеевич
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Хайруллин Ирек Ханифович
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
RU2552846C1
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2017
  • Леонов Сергей Владимирович
  • Русаков Игорь Юрьевич
  • Щипков Александр Андреевич
  • Софронов Владимир Леонидович
RU2696852C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИСТРИАЛКИЛОЛОВОАЛКИЛ-ФОСФИНОВ 0
SU170976A1
CN 103117610 A, 22.05.2013
US 10742082 B2, 11.08.2020.

RU 2 818 893 C1

Авторы

Гарганеев Александр Георгиевич

Антропов Антон Александрович

Михайловский Дмитрий Евгеньевич

Федоров Данила Федорович

Цыганов Олег Анатольевич

Даты

2024-05-07Публикация

2023-11-24Подача