Настоящее изобретение относится к способам и устройствам для регулирования транспортных потоков на автодорогах с целью повышения средней скорости движения автотранспорта.
Из существующего уровня техники известны способы повышения средней скорости движения автомобиля в условиях городской и сельской застройки, заключающиеся в оптимальном режиме работы светофоров и применении дорожных знаков и разметки, регулирующих движение автотранспорта (RU 2486599, 2454726, 2442219, RU2585129C2 МПК G08G 1/08), в которых для уменьшения простоев транспортных средств предложено изменять длительность фаз работы светофора на перекрестке в зависимости от загруженности дороги, определяемой специальными датчиками, в том числе с помощью компьютера (RU 2151424, G08G 1/081).
Недостатком известных способов является невозможность снижения простоев транспорта на нерегулируемых перекрестках (особенно при пересечении равнозначных дорог) и на пешеходных переходах по причине создания ситуаций, в которых плохо определено преимущество проезда автомобилей, двигающихся в поперечном направлении, и имеет место существующая естественная неуверенность пешехода в том, что двигающийся автомобиль пропустит его на пешеходном переходе. При этом существенно снижается средняя скорость движения автомобилей в условиях городской и сельской застройки, в которой существуют многочисленные нерегулируемые перекрестки и пешеходные переходы.
Техническая задача изобретения состоит в снижении времени принятия решения водителем, имеющим преимущество проезда нерегулируемого перекрестка, о возможности пересечения перекрестка, и снижения времени принятия решения пешеходом пересечь дорогу по пешеходному переходу.
Указанная задача решается тем, что в способе повышения средней скорости движения автомобиля в условиях городской и сельской застройки, заключающимся в оптимальном режиме работы светофоров и применении дорожных знаков и разметки, регулирующих движение автотранспорта, согласно изобретению, при торможении автомобиля в процессе пересечения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов на передней лобовой проекции автомобиля включают светосигнальные приборы, имеющие спектр излучения, не использующийся в других автотранспортных светосигнальных приборах, фарах и прожекторах.
Конструктивная реализация предложенного способа осуществляется тем, что в светосигнальной системе автомобиля, включающей габаритные огни, световые проблесковые сигналы поворота и расположенные в задней проекции автомобиля световые сигналы торможения, которые подключены к источнику тока через выключатель, электрически или механически связанный с педалью тормоза, согласно изобретению, к сигналам торможения подключены дополнительные сигналы, расположенные на передней лобовой проекции автомобиля, причем эти сигналы имеют спектр излучения, не использующийся в других автотранспортных светосигнальных приборах, фарах и прожекторах, например, зеленого или синего цвета.
Сущность изобретения поясняется чертежами.
На фиг. 1-3 схематично показана последовательность пересечения нерегулируемого перекрестка автомобилем, имеющим преимущество проезда.
На фиг. 4 и 5 показана схема расположения и соединения с источником питания дополнительных сигналов торможения.
На фиг. 6 и 7 показана схема преодоления пешеходом перехода при приближении автомобиля.
При этом на фиг. 1-3 приняты следующие обозначения: 1 - перекресток, 2 и 3 - пересекающиеся проезжие части дорог (дороги), 4 - продольная разметка, 5 и 6 - автомобили, 7 - задние сигналы торможения (задние тормозные фонари), 8 - передние дополнительные сигналы торможения (передние дополнительные тормозные фонари), 9 - направление обзора водителя. Стрелками показано наличие и направление движения автомобилей.
На схеме фиг. 4 схематично изображена светосигнальная система автомобиля, включающая габаритные огни и световые проблесковые сигналы поворота 10 (в одном корпусе) и расположенные в задней проекции автомобиля световые сигналы торможения 7, которые подключены к источнику тока (аккумулятору 11) через выключатель 12, механически связанный с педалью тормоза 13.
К сигналам торможения 7 подключены дополнительные сигналы 14, расположенные на передней лобовой проекции автомобиля, причем эти сигналы имеют спектр излучения, не использующийся в других автотранспортных светосигнальных приборах, фарах и прожекторах, например, зеленого или синего цвета.
Минусовая клемма аккумулятора 11 (обозначена знаком «минус») электрически соединена с корпусом (кузовом) 15, плюсовая клемма аккумулятора 11 (обозначена знаком «плюс») соединена с клеммой 16 неподвижного контакта выключателя 12. Другая клемма 17 неподвижного контакта выключателя 12 электрически соединена с плюсовыми клеммами сигналов 7 и 14. «Плюсовые» проводники показаны штриховой линией, «минусовые - сплошной линией.
Замыкание клемм 16 и 17 осуществляется подвижным контактом 18, установленным на штыре 19 и подпружиненным пружиной сжатия 20 в сторону педали 13.
На фиг. 4 показано состояние светосигнальной системы, при котором педаль тормоза 13 находится не в нажатом состоянии при свободном движении автомобиля, или при его стоянке (остановке) с выключенной передачей.
На фиг. 5 показано состояние светосигнальной системы при нажатой педали 13, когда сигналы 7 и 14 оказываются включенными.
На фиг. 6 показана проезжая часть дороги 21 с обозначенным светлыми полосами пешеходным переходом 22, к которому приблизился пешеход 23 с намерением пересечь дорогу 21. В пределах взгляда 24 пешехода 23 находится автомобиль 25, совершающий торможение, с включенными основными (сзади) и дополнительными (впереди) сигналами торможения.
На фиг. 7 и 6 показана проезжая часть дороги 21 с пешеходом 23, заканчивающим пересечение дороги 21 по переходу 22, а также автомобиль 25, продолжающий движение.
Осуществление способа повышения средней скорости движения происходит следующим образом (фиг. 1-3).
Когда к нерегулируемому перекрестку 1 одновременно приближаются с перпендикулярно расположенных участков дорог 2 и 3 два автомобиля 5 и 6 (фиг. 1), преимущественное право проезда имеет автомобиль 5, т.к. он является для автомобиля 6 помехой справа.
В связи с этим водитель автомобиля 6 начинает торможение, при котором загораются задние тормозные сигналы 7 и передние сигналы 8 (фиг. 2). При этом, водитель автомобиля 5, видя загоревшиеся сигналы торможения 8 автомобиля 6, имеет возможность быстро принять решение о продолжении движения без торможения и свободно пересечь перекресток 1 (фиг. 3), не теряя при этом скорости движения.
При пересечении дороги по пешеходному переходу (фиг. 6 и 7) происходит аналогичный процесс. Водитель автомобиля 25, видя приблизившегося к переходу 22 пешехода 23, начинает процесс торможения. При этом скорость автомобиля снижается. Пешеход 23, видя загоревшиеся передние тормозные сигналы на автомобиле 25, быстро принимает решение и уверенно пересекает дорогу по переходу, не дожидаясь остановки автомобиля 25, а автомобиль 25, так и не совершив полной остановки, снова набирает скорость, пересекая переход 22, и продолжает движение.
Простейшее устройство включения дополнительных сигналов торможения, изображенное на фиг. 4 и 5, может быть реализовано на автомобилях серии ВАЗ, т.к. для реализации устройства к штатным задним сигналам торможения достаточно дополнительно подключить передние сигналы. При этом используют штатный выключатель тормозных сигналов 12. При не нажатой педали 13 (фиг. 4) цепь питания тормозных сигналов разомкнута, при нажатой педали 13 (фиг. 5) цепь питания замкнута.
Технический результат: предложенный способ и устройство для его осуществления позволяет существенно снизить время принятия решения водителем, имеющим преимущество проезда нерегулируемого перекрестка, о возможности пересечения перекрестка, и снизить время принятия решения пешеходом пересечь дорогу по пешеходному переходу, что позволяет повысить среднюю скорость движения автомобилей в условиях городской и сельской застройки.
Группа изобретений относится к способу и системе повышения средней скорости движения автомобиля в условиях городской и сельской застройки. При торможении в процессе пересечения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов на передней лобовой проекции автомобиля включают светосигнальные приборы. Светосигнальные приборы имеют спектр излучения, не использующийся в других автотранспортных светосигнальных приборах, фарах и прожекторах, например, зеленого или синего цвета. Достигается повышение средней скорости движения автомобиля в условиях городской и сельской застройки. 2 н.п. ф-лы, 7 ил.
1. Способ повышения средней скорости движения автомобиля в условиях городской и сельской застройки, характеризующийся тем, что при торможении в процессе пересечения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов на передней лобовой проекции автомобиля включают светосигнальные приборы, имеющие спектр излучения, не использующийся в других автотранспортных светосигнальных приборах, фарах и прожекторах.
2. Светосигнальная система автомобиля для способа повышения средней скорости движения автомобиля в условиях городской и сельской застройки, включающая габаритные огни, световые проблесковые сигналы поворота и расположенные в задней проекции автомобиля световые сигналы торможения, которые подключены к источнику тока через выключатель, электрически или механически связанный с педалью тормоза, отличающаяся тем, что к сигналам торможения подключены дополнительные сигналы, расположенные на передней лобовой проекции автомобиля, причем эти сигналы имеют спектр излучения, не использующийся в других автотранспортных светосигнальных приборах, фарах и прожекторах, например, зеленого или синего цвета.
RU 2017135907 A, 09.04.2019 | |||
Способ обрези стальных слитков | 1959 |
|
SU133477A1 |
УСТРОЙСТВО ВЫДАЧИ УВЕДОМЛЕНИЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2702281C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО СВЕТОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ В АВТОМОБИЛЕ | 1995 |
|
RU2139204C1 |
Авторы
Даты
2024-05-07—Публикация
2023-04-27—Подача