СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОЙ ПЕРЕПРАВЫ Российский патент 2024 года по МПК E01D15/14 

Описание патента на изобретение RU2819050C1

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к эксплуатации ледяных переправ при транспортировке по ним грузов.

Известен способ создания переправы, заключающийся во вмораживании в лед по обеим сторонам переправы по всей ее длине стальных тросов, на которые предварительно устанавливают элементы, жестко соединенные с тросами, перед их вмораживанием тросы растягивают, а после их вмораживания растягивающие усилия снимают. Для вмораживания тросов с элементами в ледяной покров их разогревают до температуры выше температуры плавления льда посредством пропускания через тросы электрического тока, после их погружения в ледяной покров на глубину меньше половины толщины льда подачу электрического тока прекращают. Подготовленную таким образом поверхность ледяной переправы подвергают воздействию низких атмосферных температур (t<0°C) до полного замерзания воды в канавках, возникших при плавлении льда. Процесс вмораживания неоднократно повторяют с периодом, достаточным для сохранения ее увеличенной грузоподъемности за счет создания сжимающих усилий (RU 2459900 С127 /08/2012 - принят в качестве прототипа).

Недостатком способа является его низкая энергоэффективность.

Сущность заявляемого изобретения заключается в обеспечении сплошности ледяного покрова, т.е. не допущении раскрытия возникающих в нем трещин при нагрузках, превышающих пределы прочности льда.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в увеличении массы грузов, перевозимых по переправе, т.е. ее грузоподъемности.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: способ создания ледяной переправы, включающий вмораживание в лед по обеим сторонам переправы по всей ее длине тросов, накоторые предварительно устанавливают элементы, при этом вмораживание осуществляют их разогревом до температуры выше температуры плавления льда путем пропускания электрического тока.

Отличительные: элементы выполняют в виде полос из армированной стальной сеткой резины.

Известно, что лед в составе ледяного покрова не является прочным материалом. Так, при отсутствии упругого основания (воды) выпиленная из него консоль при длине равной 6-8 его толщинам разрушается под собственным весом (Бутягин И.П. Прочность льда и ледяного покрова. Новосибирск: Наука, 1966. 153 с). Таким образом, несущая способность сплошного ледяного покрова в большей степени определяется силами поддержания упругого основания. Поэтому одним из перспективных направлений ее повышения даже при предельных нагрузках, вызывающих трещинообразование, является обеспечение сплошности ледяного покрова, т.е. за счет более эффективного использования сил поддержания воды (сил плавучести или Архимедовых сил). Кроме того, увеличение разрушающей нагрузки для плит на упругом основании, к которым можно отнести и ледяной покров, можно объяснить появлением в них пластических шарниров благодаря перераспределению напряжений в местах возникновения трещин (Коренев Б.Г. О расчете неограниченной плиты, лежащей на упругом основании, с учетом пластический деформаций. Сборник трудов ЦНИИПС «Исследование прочности, пластичности и ползучести строительных материалов». М. 1955).

Очевидно, что внедрение в ледяной покров элементов из упругого материала увеличит податливость, т.е. уменьшит его жесткость, что при неизменной нагрузке приведет к увеличению прогибов льда и соответствующему росту сил плавучести. Кроме того, наличие во льду упругих элементов будет способствовать сохранению сплошности ледяного покрова даже при нагрузках, превышающих пределы прочности льда. Это будет происходить благодаря тому, что максимальные изгибныенапряжения в ледяном покрове, приводящие к его разрушению, будут восприниматься прежде всего наиболее слабыми, т.е. более податливыми упругими элементами, способными снижать их уровень. За счет их легкой деформируемости целостность ледяных фрагментов (участков) переправы, расположенных между вмороженными в лед упругими элементами, сохранится, что и обеспечит сплошность ледяного покрова в составе ледяной переправы. В результате силы плавучести при увеличении нагрузок дополнительно возрастут, а сам ледяной покров при возрастании деформаций начнет работать аналогично понтонной переправе (работающей только за счет сил плавучести), что повысит ее грузоподъемность.

Также известно, что при движении нагрузки по льду магистральные раскрытые трещины в ледяном покрове возникают преимущественно в направлении перпендикулярном направлению движения нагрузки (Козин В.М. Резонансный метод разрушения ледяного покрова. Изобретения и эксперименты. М.: Изд-во “Академия Естествознания”. 2007. 355 с. ISBN 978-5-91327-017-7, см. на стр. 247-256).

Способ осуществляется следующим образом.

По обеим сторонам ледяной переправы укладывают тросы, например, стальные. На тросы перпендикулярно их ориентации, т.е. перпендикулярно направлению движению нагрузки, устанавливают вертикально элементы в виде полос из упругого и токопроводящего материала шириной не более толщины льда, например, армированной стальной сеткой резины, и длиной не менее расстояния между тросами. Затем тросы и полосы разогревают до температуры выше температуры плавления льда путем пропускания через них электрического тока. При опускании разогретых тросов и элементов на лед они начнут погружаться в толщу льда. При погружении тросов с установленными элементами на глубину, не превышающую половину толщины льда, электропитаниеотключают. После замерзания растопленной тросами и элементами воды переправа готова к эксплуатации.

Изобретение поясняется графически, где: на фиг. 1 показано поперечное сечение переправы; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1

На ледяной покров 1 толщиной h по обеим сторонам от оси переправы укладывают стальные тросы 2 с установленными на них упругими элементами 3 (фиг. 1). Концы тросов 2 закрепляют на берегах переправы с помощью штанг 4, через которые при помощи источника электроэнергии 5 подают электрический ток через тросы 2 для нагревания их до температуры выше температуры плавления льда (фиг.1). После того как тросы вследствие плавления льда погрузятся в ледяной покров на глубину , подачу электрического тока прекращают (фиг. 2). Затем подготовленную таким образом поверхность ледяной переправы подвергают воздействию низких атмосферных температур (t<0°C) до полного замерзания воды в канавках, возникших при плавлении льда. После этого переправа готова к эксплуатации.

Похожие патенты RU2819050C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОЙ ПЕРЕПРАВЫ 2023
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Бабашов Даниэль Эльманович
  • Дубей Олеся Ярославна
RU2819071C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОЙ ПЕРЕПРАВЫ 2011
  • Козин Виктор Михайлович
  • Попенко Николай Витальевич
  • Попенко Ольга Николаевна
RU2482239C2
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОЙ ПЕРЕПРАВЫ 2011
  • Козин Виктор Михайлович
  • Попенко Николай Витальевич
  • Попенко Ольга Николаевна
RU2459900C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОЙ ПЕРЕПРАВЫ 2009
  • Козин Виктор Михайлович
  • Видякин Алексей Вячеславович
  • Попенко Николай Витальевич
RU2431012C2
СПОСОБ СОЗДАНИЯ АРМИРОВАННОЙ ЛЕДОВОЙ ПЕРЕПРАВЫ ДЛЯ ШИРОКИХ ВОДОЕМОВ 2013
  • Никитин Петр Егорович
  • Никитина Мария Петровна
RU2569694C2
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОЙ ПЕРЕПРАВЫ 2023
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Евтушенко Сергей Вячеславович
  • Васильев Алексей Сергеевич
RU2815794C1
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2018
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Васильев Алексей Сергеевич
  • Резниченко Алина Юрьевна
RU2695578C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОЙ ПЕРЕПРАВЫ 2023
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Жуков Дмитрий Сергеевич
  • Богаткин Максим Антонович
RU2818265C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОЙ ПЕРЕПРАВЫ 2016
  • Гришин Виктор Харитонович
  • Лаппо Евгений Леонидович
  • Гришин Павел Викторович
  • Лаппо Константин Леонидович
RU2646291C2
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2014
  • Козин Виктор Михайлович
  • Погорелова Александра Владимировна
  • Рогожникова Елена Григорьевна
  • Кипин Денис Юрьевич
  • Матюшина Анна Александровна
RU2565710C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 819 050 C1

Реферат патента 2024 года СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОЙ ПЕРЕПРАВЫ

Способ относится к ледотехнике. По обеим сторонам переправы по всей ее длине вмораживают тросы, на которые предварительно устанавливают элементы. Вмораживание тросов осуществляют путем разогрева элементов до температуры выше температуры плавления льда за счет пропускания по ним электрического тока. Элементы выполняют в виде полос из армированной стальной сеткой резины. Технический результат - увеличение грузоподъемности ледяных переправ. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 819 050 C1

Способ создания ледяной переправы, включающий вмораживание в лед по обеим сторонам переправы по всей ее длине тросов, на которые предварительно устанавливают элементы, при этом вмораживание осуществляют их разогревом до температуры выше температуры плавления льда путем пропускания электрического тока, отличающийся тем, что элементы выполняют в виде полос из армированной стальной сеткой резины.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2819050C1

СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОЙ ПЕРЕПРАВЫ 2011
  • Козин Виктор Михайлович
  • Попенко Николай Витальевич
  • Попенко Ольга Николаевна
RU2459900C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОЙ ПЕРЕПРАВЫ 2009
  • Козин Виктор Михайлович
  • Видякин Алексей Вячеславович
  • Попенко Николай Витальевич
RU2431012C2
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОЙ ПЕРЕПРАВЫ 2011
  • Козин Виктор Михайлович
  • Попенко Николай Витальевич
  • Попенко Ольга Николаевна
RU2482239C2
Газоразрядная электронная пушка для термообработки 1990
  • Денбновецкий Станислав Владимирович
  • Мельник Виталий Игнатьевич
  • Мельник Игорь Витальевич
SU1810926A1

RU 2 819 050 C1

Авторы

Козин Виктор Михайлович

Земляк Виталий Леонидович

Жуков Дмитрий Сергеевич

Дубей Олеся Ярославна

Даты

2024-05-13Публикация

2023-06-28Подача