СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОЙ ПЕРЕПРАВЫ Российский патент 2012 года по МПК E01D15/14 

Описание патента на изобретение RU2459900C1

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к эксплуатации ледяных переправ при транспортировке по ним грузов.

Известен способ создания переправы, заключающийся во вмораживании по обеим сторонам переправы по всей ее длине стальных тросов, причем на тросы предварительно устанавливают элементы, жестко соединенные с тросами, а перед их вмораживанием тросы растягивают (1. US 4057967 A, 15.11.1977, 4 с.; 2. JP 11193581 A, 21.07.1999, 7 с.), а для повышения прочности конструкции (переправы) растягивающие усилия снимают (3. Байков В.Н. и др. Железобетонные конструкции, М.: Стройиздат, 1976, с.69-71).

В качестве наиболее близкого аналога принят способ создания ледяной переправы, заключающийся во вмораживании по обеим сторонам переправы по всей ее длине стальных тросов, причем на тросы предварительно устанавливают элементы, жестко соединенные с тросами, а перед их вмораживанием тросы растягивают (US 4057967 A, 15.11.1977, 4 с.).

Недостатками известного способа являются длительность процесса увеличения прочности ледяной переправы и невозможность обеспечения сохранения предварительной напряженности льда в составе ледяной переправы.

Сущность заявляемого изобретения заключается в сокращении времени для увеличения грузоподъемности ледяной переправы за счет упрощения технологии армирования ледяного покрова предварительно напряженной арматурой и сохранении ее увеличенной грузоподъемности, создаваемой предварительным растяжением тросов с элементами.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в увеличении массы грузов, перевозимых по переправе.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные признаки: способ создания ледяной переправы, заключающийся во вмораживании в лед по обеим сторонам переправы по всей ее длине стальных тросов, на которые предварительно устанавливают элементы, жестко соединенные с тросами, перед их вмораживанием тросы растягивают, а после их вмораживания растягивающие усилия снимают.

Отличительные признаки: для вмораживания тросов с элементами в ледяной покров их разогревают до температуры выше температуры плавления льда посредством пропускания через тросы электрического тока, после их погружения в ледяной покров на глубину меньше половины толщины льда подачу электрического тока прекращают, подготовленную таким образом поверхность ледяной переправы подвергают воздействию низких атмосферных температур (t<0°C) до полного замерзания воды в канавках, возникших при плавлении льда, при этом процесс вмораживания неоднократно повторяют с периодом, достаточным для сохранения ее увеличенной грузоподъемности за счет создания сжимающих усилий.

Известно (4. Карташкин Б.Д. Экспериментальные исследования физико-механических свойств льда. / Труды ЦАГИ. - М.: Бюро новой техники, 1947, №607. - 42 с.), что лед, являясь вязко-упругим материалом, проявляет свойства релаксации, т.е. возникшие в нем напряжения самопроизвольно уменьшаются с течением времени при постоянной деформации, и ползучести, т.е. в нем с течением времени в зависимости от нагрузки происходит перемещение его элементов относительно друг друга. Таким образом, созданные во льду напряжения сжатия за счет вмораживания в него растянутых тросов с элементами (шайбами) с последующим снятием растягивающих усилий будут уменьшаться, что не позволит за их счет сохранять увеличенную грузоподъемность ледяной переправы.

Способ осуществляется следующим образом.

По обеим сторонам ледяной переправы укладывают стальные тросы с предварительно жестко установленными на них элементами в виде, например, стальных шайб диаметром не более толщины льда. Затем тросы с помощью устройств нагружают растягивающим усилием и одновременно их разогревают до температуры выше температуры плавления льда путем пропускания через них электрического тока. При опускании разогретых тросов на лед они начнут погружаться в толщу льда. При погружении тросов на глубину, не превышающую половину толщины льда, электропитание отключают. После замерзания растопленной тросами и шайбами воды нагружение (растягивающие) усилия снимают. В результате предварительно созданные в тросах растягивающие усилия и усилия от сжатия тросов при их охлаждении (известно, что при нагревании сталь расширяется) благодаря установленным на тросах шайбам в ледяном покрове возникнут напряжения сжатия. Таким образом, в ледяном покрове будет обеспечена предварительная напряженность, что повысит по сравнению с аналогом его несущую способность [3]. Увеличенную грузоподъемность в зависимости от величины растягивающих усилий определяют предварительно на основании экспериментально-теоретических исследований. Поскольку лед проявляет свойства релаксации и ползучести, то с течением времени увеличенная грузоподъемность начнет уменьшаться. Интенсивность этого процесса также предварительно изучается экспериментально-теоретическими методами. Если несущая способность (грузоподъемность) ледяной переправы для транспортировки по ней конкретного груза по истечении определенного времени окажется недостаточной, то процесс вмораживания тросов с шайбами повторяют по вышеизложенной схеме.

Изобретение поясняется графически, где на фиг.1 показано поперечное сечение переправы; на фиг.2 - продольное сечение, то есть сечение А-А по фиг.1

На ледяной покров 1 толщиной h по обеим сторонам от оси переправы укладывают стальные тросы 2 с жестко установленными на них стальными шайбами 3 (фиг.1). Концы тросов 2 закрепляют на берегах переправы с помощью штанг 4, через которые при помощи источника электроэнергии 5 подают электрический ток через тросы 2 для нагревания их до температуры выше температуры плавления льда (фиг.1). Одновременно с этим тросы 2 при помощи нагружающего устройства 6 растягивают. После того как тросы вследствие плавления льда погрузятся в ледяной покров на глубину , подачу электрического тока прекращают (фиг.2). Затем подготовленную таким образом поверхность ледяной переправы подвергают воздействию низких атмосферных температур (t<0°C) до полного замерзания воды в канавках, возникших при плавлении льда. После снятия растягивающих усилий переправа готова к эксплуатации.

Похожие патенты RU2459900C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОЙ ПЕРЕПРАВЫ 2011
  • Козин Виктор Михайлович
  • Попенко Николай Витальевич
  • Попенко Ольга Николаевна
RU2482239C2
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОЙ ПЕРЕПРАВЫ 2009
  • Козин Виктор Михайлович
  • Видякин Алексей Вячеславович
  • Попенко Николай Витальевич
RU2431012C2
СПОСОБ СОЗДАНИЯ АРМИРОВАННОЙ ЛЕДОВОЙ ПЕРЕПРАВЫ ДЛЯ ШИРОКИХ ВОДОЕМОВ 2013
  • Никитин Петр Егорович
  • Никитина Мария Петровна
RU2569694C2
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОЙ ПЕРЕПРАВЫ 2023
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Евтушенко Сергей Вячеславович
  • Васильев Алексей Сергеевич
RU2815794C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРОЧНЕНИЯ ЛЕДЯНОЙ ПЕРЕПРАВЫ 2014
  • Козин Виктор Михайлович
  • Погорелова Александра Владимировна
  • Рогожникова Елена Григорьевна
  • Кипин Денис Юрьевич
  • Матюшина Анна Александровна
RU2555990C1
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2016
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Погорелова Александра Владимировна
  • Матюшина Анна Александровна
  • Рогожникова Елена Григорьевна
  • Канделя Михаил Васильевич
  • Баурин Никита Олегович
  • Ламаш Александр Андреевич
RU2626855C1
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2014
  • Козин Виктор Михайлович
  • Погорелова Александра Владимировна
  • Рогожникова Елена Григорьевна
  • Кипин Денис Юрьевич
  • Матюшина Анна Александровна
RU2565710C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДОВОЙ ПЕРЕПРАВЫ 2013
  • Сиротюк Виктор Владимирович
  • Малофеев Анатолий Григорьевич
  • Якименко Ольга Владимировна
  • Харенко Павел Сергеевич
RU2554376C2
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2016
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Погорелова Александра Владимировна
  • Матюшина Анна Александровна
  • Рогожникова Елена Григорьевна
  • Канделя Михаил Васильевич
  • Баурин Никита Олегович
  • Николаев Сергей Валерьевич
RU2651665C2
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2016
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Погорелова Александра Владимировна
  • Матюшина Анна Александровна
  • Рогожникова Елена Григорьевна
  • Канделя Михаил Васильевич
  • Баурин Никита Олегович
  • Ламаш Александр Андреевич
RU2626857C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 459 900 C1

Реферат патента 2012 года СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОЙ ПЕРЕПРАВЫ

Способ относится к ледотехнике, в частности к эксплуатации ледяных переправ при транспортировке по ним грузов. Заявляемый результат достигается посредством вмораживания по обеим сторонам переправы по всей ее длине стальных тросов. При этом на тросы предварительно устанавливают элементы, жестко соединенные с тросами, перед их вмораживанием тросы растягивают, а после их вмораживания растягивающие усилия снимают. Для вмораживания тросов с элементами в ледяной покров их разогревают до температуры выше температуры плавления льда посредством пропускания через тросы электрического тока, после их погружения в ледяной покров на глубину меньше половины толщины льда подачу электрического тока прекращают, подготовленную таким образом поверхность ледяной переправы подвергают воздействию низких атмосферных температур (t<0°C) до полного замерзания воды в канавках, возникших при плавлении льда, при этом процесс вмораживания неоднократно повторяют с периодом, достаточным для сохранения ее увеличенной грузоподъемности за счет создания сжимающих усилий. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 459 900 C1

Способ создания ледяной переправы, заключающийся во вмораживании в лед по обеим сторонам переправы по всей ее длине стальных тросов, на которые предварительно устанавливают элементы, жестко соединенные с тросами, перед их вмораживанием тросы растягивают, а после их вмораживания растягивающие усилия снимают, отличающийся тем, что для вмораживания тросов с элементами в ледяной покров их разогревают до температуры выше температуры плавления льда посредством пропускания через тросы электрического тока, после их погружения в ледяной покров на глубину меньше половины толщины льда подачу электрического тока прекращают, подготовленную таким образом поверхность ледяной переправы подвергают воздействию низких атмосферных температур (t<0°C) до полного замерзания воды в канавках, возникших при плавлении льда, при этом процесс вмораживания неоднократно повторяют с периодом, достаточным для сохранения ее увеличенной грузоподъемности за счет создания сжимающих усилий.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2459900C1

US 4057967 A, 15.11.1977
JP 11193581 A, 21.07.1999
Способ армирования ледяного покрова водоема 1980
  • Кочеров В.Н.
  • Савко Б.А.
SU934720A1
Способ возведения ледяной переправы 1973
  • Прокопенко Валентин Борисович
SU487202A1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОЙ ПЕРЕПРАВЫ 1998
  • Козин В.М.
RU2132898C1
RU 2052181 C1, 10.01.1996
Способ повышения несущей способности армированного ледяного покрова 1959
  • Ожерельев А.И.
  • Червяков В.А.
SU123976A1
Способ возведения ледяной платформы 1979
  • Бабаев Давуд Агаджанович
  • Мирзоев Далижан Аллахвердиевич
  • Макеенко Владимир Иванович
  • Дорогобужев Евгений Алексеевич
SU844675A1

RU 2 459 900 C1

Авторы

Козин Виктор Михайлович

Попенко Николай Витальевич

Попенко Ольга Николаевна

Даты

2012-08-27Публикация

2011-02-09Подача