Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к многодвигательному тяговому приводу электрического подвижного состава с коллекторными электрическими машинами, при его работе с частичной нагрузкой. Общее число двигателей может составлять от четырех до 16 и более.
При работе тягового подвижного состава в условиях частичного использования установленной мощности (низкая скорость движения, вождение неполновесных поездов, малое количество вагонов, легкие элементы профиля и плана пути), существенно снижается его энергетическая эффективность и, соответственно, увеличивается удельный расход электроэнергии на тягу. В таких условиях, одним из методов снижения расхода электроэнергии на тягу поездов является адаптивное отключение / подключение тяговых двигателей.
Известен способ оперативного регулирования мощности локомотива (ОРМЛ, смотри статью Пырова А.Е. «Современные системы управления электровозами» в журнале «Железнодорожный транспорт» №2, 2005, с. 64-66). Его недостатком является то, что для управления энергетической эффективностью при работе с неполной нагрузкой изменение числа одновременно работающих тяговых двигателей осуществляется машинистом вручную, а контроль допустимого времени нахождения выведенных из тяги коллекторных электрических машин в обесточенном состоянии не производится, что на практике приводит к их перегреву по причине разрушения слоя политуры на коллекторе и последующему выходу из строя.
Наиболее близким аналогом заявляемого изобретения является патент на изобретение РФ №2617857 «Способ управления энергетической эффективностью локомотива при работе с неполной нагрузкой», опубл. 21.03. 2017, авторы А.А. Андрющенко, А.А. Зарифьян, Ю.А. Орлов, К.П. Солтус, согласно которому отключение / подключение тяговых двигателей происходит автоматически, в соответствии с закономерностью, представленной в форме функциональной зависимости эксплуатационного коэффициента полезного действия локомотива η от коэффициента использования мощности γ вида
где k1 и k2 - коэффициенты, определяемые в ходе тягово-энергетических испытаний локомотива, введенные в программу бортового компьютера локомотива, определяющей минимально достаточное число работающих тяговых двигателей, обеспечивающих увеличение коэффициента использования мощности и тем самым повышение значения η локомотива до уровня, близкого к номинальному. К настоящему времени, этот способ реализован на перспективных грузовых электровозах серии 2(3)ЭС5С и показал в эксплуатации сокращение удельного расхода электроэнергии на тягу до 20% (смотри статью «Электровозы 2ЭС5С и 3ЭС5С: асинхронная тяга под флагом России» в журнале «Техника железных дорог», 2020, №1(49). - С.10-13).
К недостаткам прототипа можно отнести то обстоятельство, что в качестве критериальной переменной выбран коэффициент использования мощности γ, определение мгновенного значения которого на электровозах прежних лет выпуска в условиях эксплуатации весьма затруднительно и требует установки дополнительного оборудования.
Задачей настоящего изобретения является устранение указанных выше недостатков.
Техническим результатом заявляемого изобретения является создание способа управления энергетической эффективностью многодвигательного тягового привода с коллекторными электрическими машинами при работе с частичной нагрузкой, опирающегося на мгновенное значение потребляемой мощности, которое может быть вычислено в режиме реального времени.
Технический результат достигается тем, что регулируют число одновременно работающих тяговых электрических машин с целью обеспечения максимального значения коэффициента полезного действия (КПД) каждой из них, причем избыточные машины временно выводятся из тяги. Процесс отключения / подключения тяговых электрических машин происходит автоматически в соответствии с закономерностью, представленной в виде зависимости КПД тяговой электрической машины от потребляемой мощности P1 вида
которая получена путем компьютерного моделирования и подтверждена испытаниями на стенде тягового двигателя НБ-514Е, и показана на фиг.1.
Изобретение иллюстрируется чертежом, где на фиг.1 показана зависимость КПД коллекторной тяговой электрической машины НБ-514Е от потребляемой мощности Р1, кВт (логарифмическая шкала).
Как видно из фигуры 1, КПД тягового двигателя имеет наибольшее значение при мгновенных значениях потребляемой мощности в диапазоне (45…90)% ее номинальной величины. Поскольку нагрузка на локомотив распределяется между его тяговыми двигателями, то путем отключения / подключения одного или нескольких тяговых двигателей можно добиться того, чтобы каждый из работающих тяговых двигателей потреблял мощность, значение которой находится в указанном диапазоне, и тем самым обеспечить наибольшее значение КПД всего многодвигательного тягового привода и электровоза в целом.
Потребляемая мощность одного двигателя Р1 вычисляется как
где Uд - напряжение на клеммах тягового двигателя; Iд - ток в якорной цепи.
Подчеркнем, что мгновенные значения Uд и Iд каждого тягового двигателя доступны в штатной микропроцессорной системе управления и диагностики, и не требуют установки на локомотив каких-либо дополнительных датчиков и другой аппаратуры.
Одновременно осуществляется постоянный программный контроль допустимого времени Δt нахождения каждой из выведенных из тяги коллекторных электрических машин (тяговых электродвигателей) в обесточенном состоянии, чем обеспечиваются оптимальные условия работы коллекторно-щеточного узла. Если допустимое время превышено, двигатель должен быть возвращен в режим тяги.
Конечный технический результат изобретения заключается в поддержании наибольшего коэффициента полезного действия многодвигательного тягового привода локомотива с коллекторными электрическими машинами при работе с частичной нагрузкой, при одновременном выполнении условия постоянного контроля допустимого времени нахождения каждой из выведенных из тяги коллекторных электрических машин в обесточенном состоянии, что обеспечивает оптимальные условия работы коллекторно-щеточного узла.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система автоматизированного регулирования частоты вращения вентилятора электровоза переменного тока | 2023 |
|
RU2819035C1 |
УСТРОЙСТВО ТОКОСЪЕМА ДЛЯ КОЛЛЕКТОРНО-ЩЕТОЧНОГО УЗЛА ТЯГОВОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2023 |
|
RU2813360C1 |
Способ управления энергетической эффективностью локомотива при работе с неполной нагрузкой | 2015 |
|
RU2617857C2 |
Способ управления энергетической эффективностью локомотива | 2018 |
|
RU2691904C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ МОЩНОСТИ ЭЛЕКТРОВОЗА | 2019 |
|
RU2719742C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГИБРИДНОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ ЛОКОМОТИВА И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2013 |
|
RU2534466C1 |
СПОСОБ МОДЕРНИЗАЦИИ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА ПОСТОЯННОГО ТОКА | 2021 |
|
RU2785393C1 |
Способ контроля энергетической эффективности локомотива грузового поезда | 2019 |
|
RU2731401C1 |
Система управления тяговыми электродвигателями тепловоза с поосным регулированием силы тяги и учетом эффективности охлаждения электродвигателей | 2022 |
|
RU2789235C1 |
СПОСОБ ОСЛАБЛЕНИЯ ПОЛЯ ТЯГОВОГО КОЛЛЕКТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ ЭЛЕКТРОВОЗА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2022 |
|
RU2778097C1 |
Изобретение относится к управлению тяговой системой транспортных средств с электротягой. Способ управления энергетической эффективностью многодвигательного тягового привода локомотива с коллекторными электрическими машинами при работе с частичной нагрузкой заключается в том, что регулируют число одновременно работающих тяговых двигателей. При этом отключение или подключение тяговых двигателей производят в соответствии с зависимостью коэффициента полезного действия (КПД) тяговой электрической машины от потребляемой мощности, поддерживая эту мощность в диапазоне 45-90% ее номинальной величины. Одновременно программно ведут контроль допустимого времени нахождения каждой из выведенных из тяги коллекторных электрических машин в обесточенном состоянии. Технический результат заключается в повышении энергетической эффективности локомотива при отсутствии повреждений коллекторно-щеточного узла электрических машин. 1 ил.
Способ управления энергетической эффективностью многодвигательного тягового привода локомотива с коллекторными электрическими машинами при работе с частичной нагрузкой путем регулирования числа одновременно работающих тяговых двигателей, отличающийся тем, что отключение/подключение тяговых двигателей производят в соответствии с зависимостью коэффициента полезного действия (КПД) тяговой электрической машины от потребляемой мощности, и поддерживают эту мощность в диапазоне 45-90% ее номинальной величины, при этом одновременно программно ведут контроль допустимого времени нахождения каждой из выведенных из тяги коллекторных электрических машин в обесточенном состоянии.
Способ управления энергетической эффективностью локомотива при работе с неполной нагрузкой | 2015 |
|
RU2617857C2 |
Способ управления энергетической эффективностью локомотива | 2018 |
|
RU2691904C1 |
Поворотная платформа для опрокидывание вагонов | 1930 |
|
SU26242A1 |
US 2016090107 A1, 31.03.2016. |
Авторы
Даты
2024-05-21—Публикация
2023-08-01—Подача