Способ управления энергетической эффективностью локомотива при работе с неполной нагрузкой Российский патент 2017 года по МПК B60L15/20 B61C15/00 B60K31/00 B61C17/12 

Описание патента на изобретение RU2617857C2

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а более точно - к тяговому подвижному составу железных дорог.

Известен способ управления энергетической эффективностью локомотива при работе с неполной нагрузкой путем изменения числа одновременно работающих тяговых двигателей (см., например, статью Пырова А.Е. «Современные системы управления электровозами» в журнале «Железнодорожный транспорт» №2, 2005, с. 64-66).

Данный способ выбран в качестве прототипа. Недостатком прототипа является то, что для управления энергетической эффективностью локомотива при работе с неполной нагрузкой изменение числа одновременно работающих тяговых двигателей осуществляется из кабины машиниста вручную.

Технической задачей настоящего изобретения является устранение указанного недостатка в разработанном способе управления энергетической эффективностью локомотива при работе с неполной нагрузкой.

Решение данной технической задачи достигается тем, что в предлагаемом способе управления энергетической эффективностью локомотива при работе с неполной нагрузкой отключение или подключение тяговых двигателей происходит автоматически в соответствии с закономерностью, представленной в форме функциональной зависимости эксплуатационного коэффициента полезного действия локомотива η от коэффициента использования мощности γ вида , где k1 и k2 – коэффициенты, определяемые в ходе тягово-энергетических испытаний локомотива, введенные в программу бортового компьютера локомотива, определяющей минимально достаточное число работающих тяговых двигателей, что обеспечивает увеличение коэффициента использования мощности и тем самым повышение значения коэффициента полезного действия (КПД) локомотива до уровня, близкого к номинальному.

Графическая часть описания изобретения содержит зависимость η=γ/(k1⋅γ+k2), представленную на фиг. 1.

Не ограничивая общности, рассмотрим пример практической реализации данного способа управления энергетической эффективностью локомотива при работе с неполной нагрузкой.

Число тяговых двигателей локомотива в общем случае обозначим как NΣ (фиг. 1), в данном конкретном примере для определенности примем NΣ=8. Номинальную мощность одного тягового двигателя обозначим как PТЭД. Тогда полная номинальная мощность локомотива составит РΣ=NΣ⋅PТЭД.

Предположим, что в некоторый момент времени мощность, фактически затрачиваемая локомотивом на тягу при работе всех двигателей, составляет РФΣ⋅PΣ, где γΣ - коэффициент использования мощности (КИМ) локомотива. В соответствии с фиг. 1 γΣ=ОА1. Этому режиму соответствует эксплуатационный КПД локомотива ηΣ1А.

При использовании заявляемого способа управления энергетической эффективностью локомотива при работе с неполной нагрузкой программа бортового компьютера в соответствии с зависимостью η=γ/(k1⋅γ+k2) определяет минимально достаточное число работающих тяговых двигателей (фиг. 1), это число равно двум, Nmin=2, и отключает остальные тяговые двигатели. В этом случае мощность локомотива составит Pmin=Nmin⋅PТЭД.

Значение КИМ в данном режиме, при работе двух тяговых двигателей, составит γmin=ОВ1, а эксплуатационный КПД локомотива будет равен η=В1В.

При использовании заявленного способа увеличение эксплуатационного КПД локомотива составит (фиг. 1) Δη=η-ηΣ1В-А1А, что принесет значительный экономический эффект.

По сравнению с прототипом заявляемый способ позволяет адаптивно автоматически управлять энергетической эффективностью локомотива при работе с неполной нагрузкой. Повышается эксплуатационный КПД локомотива, снижаются затраты энергии на тягу поездов. Автоматический адаптивный режим управления позволяет обеспечить быстроту и точность управления энергетической эффективностью локомотива, что дает значительный экономический эффект и исключает ошибки, возможные при ручном управлении из кабины машиниста.

Похожие патенты RU2617857C2

название год авторы номер документа
Способ управления энергетической эффективностью многодвигательного тягового привода локомотива с коллекторными электрическими машинами при работе с частичной нагрузкой 2023
  • Зарифьян Александр Александрович
  • Мустафин Адель Шамильевич
RU2819543C1
Способ управления энергетической эффективностью локомотива 2018
  • Крыгин Анатолий Николаевич
  • Плаксин Алексей Владимирович
RU2691904C1
СПОСОБ СОГЛАСОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2013
  • Изосимов Дмитрий Борисович
  • Байда Сергей Викторович
  • Белоусов Александр Александрович
RU2543434C2
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ЗА СЧЕТ ОПТИМИЗАЦИИ ЕЁ НАГРУЗОЧНОГО РЕЖИМА 2015
  • Александров Игорь Константинович
RU2582494C1
СПОСОБ СОГЛАСОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ ГИБРИДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2014
  • Байда Сергей Викторович
  • Белоусов Александр Александрович
RU2557686C1
Способ контроля энергетической эффективности локомотива грузового поезда 2019
  • Попов Кирилл Михайлович
  • Калугин Сергей Павлович
  • Виноградов Сергей Александрович
  • Сираджи Рустам Фархадович
RU2731401C1
Способ контроля энергетической эффективности локомотивов в эксплуатации 2019
  • Калугин Сергей Павлович
  • Беляев Алексей Сергеевич
  • Попов Кирилл Михайлович
RU2729501C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГИБРИДНОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ ЛОКОМОТИВА И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2013
  • Федоров Евгений Васильевич
  • Сачков Александр Александрович
  • Шленский Антон Владимирович
RU2534466C1
Способ определения нормативного расхода энергоресурса на поездку пригородного мотор-вагонного поезда 2022
  • Попов Кирилл Михайлович
  • Виноградов Сергей Александрович
RU2788656C1
БЛОК ДЕТЕКТОРОВ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПОТОКА НЕЙТРОНОВ 1998
  • Чукляев С.В.
  • Пепелышев Ю.Н.
  • Артемьев В.А.
RU2137155C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 617 857 C2

Реферат патента 2017 года Способ управления энергетической эффективностью локомотива при работе с неполной нагрузкой

Изобретение относится к способу управления тяговой системой транспортных средств с электротягой. Способ управления энергетической эффективностью локомотива при работе с неполной нагрузкой заключается в том, что регулируют число одновременно работающих тяговых двигателей. Отключение или подключение тяговых двигателей происходит автоматически в соответствии с закономерностью, представленной в форме функциональной зависимости эксплуатационного коэффициента полезного действия локомотива от коэффициента использования мощности вида , где и - коэффициенты, определяемые в ходе тягово-энергетических испытаний локомотива, введенные в программу бортового компьютера локомотива, определяющей минимально достаточное число работающих тяговых двигателей. Технический результат изобретения заключается в повышении коэффициента полезного действия локомотива при работе с неполной нагрузкой. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 617 857 C2

Способ управления энергетической эффективностью локомотива при работе с неполной нагрузкой путем регулирования числа одновременно работающих тяговых двигателей, отличающийся тем, что отключение или подключение тяговых двигателей происходит автоматически, в соответствии с закономерностью, представленной в форме функциональной зависимости эксплуатационного коэффициента полезного действия локомотива от коэффициента использования мощности вида , где и - коэффициенты, определяемые в ходе тягово-энергетических испытаний локомотива, введенные в программу бортового компьютера локомотива, определяющей минимально достаточное число работающих тяговых двигателей, обеспечивающих увеличение коэффициента использования мощности и тем самым повышение значения коэффициента полезного действия локомотива до уровня, близкого к номинальному.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2617857C2

Устройство для регулирования тока тяговых электродвигателей транспортного средства 1988
  • Конюхов Геннадий Георгиевич
  • Сидорова Наталья Николаевна
  • Сорокин Сергей Викторович
  • Феоктистов Валерий Павлович
  • Ширяев Виталий Васильевич
SU1532356A1
Поворотная платформа для опрокидывание вагонов 1930
  • Чевкин С.М.
SU26242A1
JP H06351105 A, 22.12.1994
Узел крепления подкрановой балки для монорельсового грузоподъемного устройства 1974
  • Малахов Лев Семенович
SU486996A1

RU 2 617 857 C2

Авторы

Андрющенко Андрей Александрович

Зарифьян Александр Александрович

Орлов Юрий Алексеевич

Солтус Константин Павлович

Даты

2017-04-28Публикация

2015-09-15Подача