Плунжерный электротермический двигатель Российский патент 2024 года по МПК F02K7/00 B64G1/26 F16K11/10 

Описание патента на изобретение RU2820048C2

Изобретение относится к реактивным двигательным установкам, в частности может быть использовано для коррекции орбиты и ориентации малых космических аппаратов.

Известен электротермический двигатель (Патент RU 2759164 С1, МПК B64G 1/26), работа которого основана на испарении рабочего тела в нагревательном элементе и последующим его ускорением в сопле. Подача рабочего тела осуществляется из бака по вытеснительной схеме. Испарение рабочего тела и разгон паров до звуковой скорости происходят в капиллярной трубке. Нагрев трубки осуществляется за счет пропускания через нее электрического тока. На конце трубки установлено сверхзвуковое сопло для дальнейшего ускорения потока.

Недостатком такого двигателя является ограничение давления в капиллярной трубке давлением в баке, что приводит к снижению мощности двигателя.

Целью изобретения является повышение мощности двигателя за счет повышения давления в капиллярной трубке.

Указанная цель достигается тем, что в импульсном электротермическом двигателе, содержащем бак для рабочего тела, управляющий клапан, нагреватель, выполненный в виде капиллярной трубки из электропроводящего материала, токоподводы и сопло, управляющий клапан выполнен в виде плунжерного клапана, содержащего корпус с входным и выходным отверстиями, плунжер с наконечником выполненным в виде золотника и привод плунжера, причем длина наконечника плунжера выбрана таким образом, что в крайнем заднем положении плунжера, когда входное отверстие корпуса открыто, выходное отверстие корпуса закрыто золотником, а при движении плунжера вперед сначала открывается выходное отверстие корпуса, а затем плунжер полностью перекрывает входное отверстие корпуса

Плунжерный электротермический двигатель схематически показан на фиг. 1. На фиг. 2 показано состояние клапана при заполнении плунжерной полости рабочим телом. На фиг. 3 показано состояние клапана при начале подачи рабочего тела в нагреватель 3. На фиг. 4 показано состояние клапана в промежутках между импульсами.

Жидкое рабочее тело находится в баке 1 под небольшим давлением, создаваемым поршнем с пружиной или наддувом. На выходе бака установлен управляющий клапан 2. К выходу клапана 2 присоединен нагреватель 3, выполненный в виде капиллярной трубки, с токоподводами 3.1 и 3.2. Второй конец капиллярной трубки соединен с соплом 5. Управляющий клапан 2 состоит из корпуса 2.1 с входным 2.5 и выходным 2.6 отверстиями, плунжера 2.2 с наконечником 2.3, выполненным в виде золотника, и привода 2.4 золотника. В корпусе 2.1 установлено уплотнение 2.7 плунжера. На переднем торце плунжера 2.2 установлен упруго-эластичный уплотнительный элемент 2.8.

Двигатель работает следующим образом. При неработающем двигателе (фиг. 4) плунжер 2.2 находится в крайнем переднем положении и бак 1 заперт уплотнениями 2.7 и 2.8. После включения привода 2.4 плунжера 2.2, плунжер 2.2 движется назад. Крайнее заднее положение плунжера 2.2 показано на фиг. 2. В этом положении плунжерная полость сообщается с баком 1, а выход из плунжерной полости в нагреватель 3 закрыт наконечником 2.3 плунжера 2.2. В таком положении плунжера 2.2 происходит заполнение плунжерной полости жидким рабочим телом. Одновременно производится нагрев нагревателя 3 путем подачи напряжения на токоподводы 3.1 и 3.2.

После заполнения плунжерной полости управляющего клапана 2 и нагрева капиллярной трубки до необходимой температуры производится включение привода 2.4 золотника 2.2 на движение вперед. При движении плунжера 2.2 вперед происходит закрытие впускного 2.5 и открытие выпускного 2.6 отверстий, причем выпускное 2.6 отверстие открывается раньше закрытия впускного 2.5 отверстия и возможен возврат незначительного количества рабочего тела обратно в бак 1. При дальнейшем движении плунжера 2.2 вперед (фиг. 3) рабочее тело поступает под давлением в горячий нагреватель 3. Поскольку в это время гидравлическая связь плунжерной полости клапана 2 с баком 1 отсутствует, давление в нагревателе 3 зависит только от площади поперечного сечения плунжерной полости и мощности привода 2.4. Рабочее тело поступает в нагреватель 3, испаряется, далее пар перегревается и под большим давлением выходит через сопло создавая тягу.

В конце хода плунжера 2.2 уплотнительный элемент 2.8 упирается в дно плунжерной полости и герметизирует клапан 2. Положение плунжера показано на фиг. 4.

Изобретение позволяет повысить точность дозирования рабочего тела, а также эффективность двигателя за счет нагрева рабочего тела до высоких температур при больших давлениях и, соответственно, обеспечения большей термодинамической эффективности использования рабочего тела.

Похожие патенты RU2820048C2

название год авторы номер документа
Импульсный электротермический двигатель 2021
  • Белоконов Игорь Витальевич
  • Ключник Виталий Николаевич
  • Ивлиев Александр Владимирович
  • Баринова Елена Витальевна
RU2769485C1
Электротермический двигатель 2020
  • Белоконов Игорь Витальевич
  • Ивлиев Александр Владимирович
  • Баринова Елена Витальевна
  • Ключник Виталий Николаевич
RU2759164C1
Гидромеханический генератор волн 1986
  • Тимонин Алексей Алексеевич
  • Кадацкий Александр Иванович
  • Гранкин Павел Петрович
SU1393962A2
Гидромеханический генератор волн 1980
  • Ахутина Людмила Григорьевна
  • Ремезов Игорь Олегович
  • Ремезова Александра Олеговна
SU920310A1
СОПЛОВОЙ БЛОК РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2003
  • Лебеденко И.С.
  • Лебеденко Ю.И.
  • Лебеденко В.И.
RU2237190C1
ПЛУНЖЕРНО-ПОРШНЕВОЙ ГИДРОМУЛЬТИПЛИКАТОР ДВОЙНОГО ДЕЙСТВИЯ 2012
  • Ведерников Владимир Валентинович
  • Клебанов Александр Борисович
  • Теловов Нормурод Кандахорович
RU2513060C1
Корректирующая двигательная установка с электротермическим микродвигателем 2016
  • Блинов Виктор Николаевич
  • Шалай Виктор Владиирович
  • Рубан Виктор Иванович
  • Вавилов Игорь Сергеевич
  • Косицын Валерий Владимирович
  • Лукьянчик Антон Игоревич
  • Ячменев Павел Сергеевич
RU2631952C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2012
  • Зуев Борис Константинович
RU2609558C1
ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ СЛЕДЯЩИЙ ПРИВОД 2004
  • Амбарников Анатолий Васильевич
  • Редько Павел Григорьевич
  • Кузнецов Павел Иванович
  • Мордвинов Николай Александрович
  • Елагин Евгений Васильевич
  • Шишулин Алексей Алексеевич
RU2268400C1
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА 1989
  • Меньшиков Станислав Степанович
RU2029880C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 820 048 C2

Реферат патента 2024 года Плунжерный электротермический двигатель

Изобретение относится к реактивным двигательным установкам. Плунжерный электротермический двигатель содержит бак для рабочего тела, управляющий клапан, нагреватель и сопло, согласно изобретению управляющий клапан выполнен в виде корпуса с входным и выходным отверстиями, снабженного плунжером с наконечником, выполненным в виде золотника, и приводом плунжера, причем длина наконечника плунжера выбрана таким образом, что в крайнем заднем положении плунжера, когда входное отверстие корпуса открыто, выходное отверстие корпуса закрыто золотником, а при движении плунжера вперед сначала открывается выходное отверстие корпуса, а затем плунжер полностью перекрывает входное отверстие корпуса. Передний торец плунжера снабжен упругоэластичным уплотнительным элементом. В корпусе плунжера между впускным отверстием и открытым концом плунжерной полости установлено упругоэластичное уплотнение. Изобретение обеспечивает повышение мощности двигателя за счет повышения давления в капиллярной трубке. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 820 048 C2

1. Плунжерный электротермический двигатель, содержащий бак для рабочего тела, управляющий клапан, нагреватель и сопло, отличающийся тем, что управляющий клапан выполнен в виде корпуса с входным и выходным отверстиями, снабженного плунжером с наконечником, выполненным в виде золотника, и приводом плунжера, причем длина наконечника плунжера выбрана таким образом, что в крайнем заднем положении плунжера, когда входное отверстие корпуса открыто, выходное отверстие корпуса закрыто золотником, а при движении плунжера вперед сначала открывается выходное отверстие корпуса, а затем плунжер полностью перекрывает входное отверстие корпуса.

2. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что передний торец плунжера снабжен упругоэластичным уплотнительным элементом.

3. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что в корпусе плунжера между впускным отверстием и открытым концом плунжерной полости установлено упругоэластичное уплотнение.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2820048C2

Импульсный электротермический двигатель 2021
  • Белоконов Игорь Витальевич
  • Ключник Виталий Николаевич
  • Ивлиев Александр Владимирович
  • Баринова Елена Витальевна
RU2769485C1
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПЛУНЖЕРНЫЙ КЛАПАН 0
  • Харри Шарновски, Клаус Вагнер, Юрген Ругенштайн,
  • Лотар Фретвурст Карл Штааб
  • Германска Демократическа Республика
  • Иностранна Фирма Феб Алубау Унд Металлферарбайтунг Висмар
  • Зая Итель Германска Демократическа Ресиублика
  • Датг Яр,
SU349198A1
Электротермический двигатель 2020
  • Белоконов Игорь Витальевич
  • Ивлиев Александр Владимирович
  • Баринова Елена Витальевна
  • Ключник Виталий Николаевич
RU2759164C1
WO 2005106234 A2, 10.11.2005.

RU 2 820 048 C2

Авторы

Белоконов Игорь Витальевич

Ключник Виталий Николаевич

Ивлиев Александр Владимирович

Баринова Елена Витальевна

Даты

2024-05-28Публикация

2022-11-08Подача